Научно-исследовательская работа «Взаимосвязь функциональной грамотности младших школьников с функциональной асимметрией развития головного мозга»
СОДЕРЖАНИЕ
1. ВСТУПЛЕНИЕ………………………………………………………….…. 2. ГЛАВА I. Функциональная асимметрия развития головного мозга как физиологическое явление…………………………………………….……... 2.1 Понятие функциональной асимметрии в науке …………….….. 2.2 Влияние функциональной асимметрии на общее физио-логическое развитие и мышление человека………………………….. 3. ГЛАВА II. Особенности развития детей с выраженной межполушарной асимметрией……………………………………………… 3.1 Левшество как проявление функциональной асимметрии в историческом контексте...……………………..………………………. 3.2 Различия в понятиях левшество и леворукость………………….. 3.3 Особенности развития когнитивных процессов детей с выраженным левшеством по сравнению с праворукими одноклассниками…………………………………………….................. 4. ГЛАВА III. Функциональная грамотность школьников и ее взаимосвязь с ведущим полушарием головного мозга………………….…. 4.1 Анализ данных диагностики детей младшего школьного возраста…………….………………………………………………….. 4.2 Учет индивидуальных особенностей обучающихся при построении их индивидуальной траектории развития………………. 5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………..………………………... 6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………….……… |
3
5 5
6
9
9 12
14
16
16
21 23 24
|
ВСТУПЛЕНИЕ
В современном обществе уже давно говорят об учете индивидуальных особенностей каждого ребенка при обучении в школе. Однако, в рамках классно урочной системы, жестко регламентированных программ это представляется проблематичным.
Одна из особенностей физиологического и психического развития, которую необходимо учитывать при построении индивидуальных траекторий развития, - это функциональная асимметрия полушарий головного мозга. Функциональная асимметрия является одной из важнейших психофизиологических закономерностей в деятельности головного мозга человека. Как утверждают исследователи, асимметрия связана с оптимизацией процесса принятия решений. Правое и левое полушария работают на разной частоте.
Особенно это проявляется сейчас у тех детей, которые пишут левой рукой. И в жизни, и в школе, левша часто сталкивается с целым рядом проблем. Кроме того, несмотря на то, что большинство великих ученых, художников, писателей были левшами, они демонстрировали достаточно низкие показатели в учебе в школьном возрасте.
В рамках нашей работы мы решили определить, возможно ли облегчить формирование функциональной грамотности в младшем школьном возрасте для детей с выраженным левшеством и амбидекстрией и как это сделать. В связи с тем, что количество левшей в школах растет, эта проблема представляется нам актуальной.
Гипотеза нашего исследования: число леворуких детей и детей с выраженным левшеством растет, что требует корректировки традиционных методик формирования функциональной грамотности таких школьников с учетом их индивидуальных особенностей.
Объект исследования – дети младшего школьного возраста (2-3 классы).
Предмет исследования – проявления функционального доминирования правого полушария.
Цель исследования – систематизировать знания в области особенностей проявления левшества в учебном процессе.
Задачи исследования:
1) изучить литературу по проблеме функциональной асимметрии развития полушарий головного мозга;
2) выделить понятия леворукости и левшества;
3) провести диагностику выраженности признаков левшества как проявления межполушарной асимметрии ;
4) описать сходства и различия развития детей с выраженным доминированием правого или левого полушарий.
5) определить отличия методик обучения при работе с детьми с выраженным левшеством.
Методы исследования: изучение, анализ и обобщение данных письменных источников, анализ статистики, опрос, тестирование, сравнение.
ГЛАВА I. Функциональная асимметрия развития головного мозга как физиологическое явление
В данной главе мы рассмотрим понятие функциональной асимметрии развития головного мозга человека и его влияние на формирование и развитие физиологических процессов нашего организма.
§1. Понятие функциональной асимметрии в науке.
Межполушарная асимметрия — одна из основных закономерностей организации головного мозга. Асимметрия проявляется как в морфологии мозга, так и в межполушарной асимметрии психических процессов. Межполушарная асимметрия психических процессов — функциональная специализированность полушарий головного мозга: при осуществлении одних психических функций ведущим является правое полушарие, других — левое.
Более чем столетняя история анатомических, биохимических, психофизиологических и нейрофизиологических исследований асимметрии полушарий головного мозга у человека говрорит о существовании особого принципа реализации таких функций мозга, как восприятие, память, мышление, внимание и речь.
Функциональная асимметрия является одной из важнейших психофизиологических закономерностей в деятельности головного мозга человека. Как утверждают исследователи, асимметрия связана с оптимизацией процесса принятия решений. Правое и левое полушария работают на разной частоте. Два раза в сутки, в момент засыпания и просыпания частота синхронизируется. В этот момент человек обладает несопоставимо большими возможностями.
В зависимости от условий жизнедеятельности полушария головного мозга развиваются постоянно, поэтому по одной методике невозможно с точностью установить асимметрию.
Под сенсорной асимметрией понимается функциональное неравенство парных органов чувств и разных видов чувствительности на правой и левой половинах тела [Королева].
§2. Влияние функциональной асимметрии на общее физиологическое развитие и мышление человека.
Головной мозг является главным регулятором всех функций человеческого организма. Структурные особенности полушарий отличаются друг от друга, как и набор функций, которые они выполняют. В этом проявляется межполушарная асимметрия мозга.
Некоторое время ученые полагали, что мозг — это парный орган, а функции одного полушария полностью соответствует функциям другого. Действительно, левое полушарие отвечает за движения правых конечностей и за чувствительность правой половины тела, а правое — за движения левых конечностей и все виды чувствительности слева.
Единственным исключением считалась способность к речевому общению, к пониманию и продуцированию речи. Как показывают результаты при расщеплении мозга, левое полушарие в основном ответственно за язык и речь, оно специализируется на оперировании словами, а правое управляет навыками, связанными со зрительным и пространственным опытом, т. е. оно отвечает за ориентацию в пространстве и некоторые эмоциональные состояния.
Интересно, что у более 95% всех праворуких людей, не имевших в раннем возрасте травм или поражений мозга, язык и речь контролируются левым полушарием. У остальных 5% — правым. Большая часть леворуких — около 70% — также имеют речевые зоны в левом полушарии. У оставшейся половины левшей (около 15%) речь контролируется одним правым полушарием, а у другой половины (15%) контроль за речевой функцией осуществляется и правым, и левым полушариями одновременно.
Сферы специализации левого и правого полушарий головного мозга
Левое полушарие |
Правое полушарие |
Основной сферой специализации левого полушария является логическое мышление, фактически оно доминирует только при выполнении следующих функций: Левое полушарие мозга отвечает за языковые способности. Оно контролирует речь, способности к чтению и письму, запоминает факты, имена, даты и их написание. Аналитическое мышление: Буквальное понимание слов: Последовательная обработка информации: Математические способности: Числа и символы также распознаются левым полушарием. Логический аналитический подход, который необходим для решения математических задач, тоже являются продуктом работы левого полушария. Контроль за движениями правой половины тела. |
Основной сферой специализации правого полушария является интуиция. Оно отвечает за выполнение следующих функций. Обработка невербальной информации: Пространственная ориентация: Правое полушарие отвечает за восприятие месторасположения и пространственную ориентацию в целом, можно ориентироваться на местности и составлять мозаичные картинки-головоломки. Музыкальность: Музыкальные способности, а также способность воспринимать музыку зависят от правого полушария, хотя, впрочем, за музыкальное образование отвечает левое полушарие. Метафоры: С помощью правого полушария мы понимаем метафоры и результаты работы чужого воображения. Воображение: Правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать. Художественные способности: правое полушарие отвечает за способности к изобразительному искусству. Эмоции: Хотя эмоции и не являются продуктом функционирования правого полушария, оно связано с ними более тесно, чем левое. Параллельная обработка информации: Контроль за движениями левой половины тела |
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ:
1. Межполушарная асимметрия определяется особенностями физического развития человека.
2. Асимметрия развития полушарий головного мозга влияет в свою очередь на когнитивно-познавательные функции: аналитическое мышление, интуицию, обработку информации, воображение.
ГЛАВА II.Особенности развития детей с выраженной межполушарной асимметрией
В данной главе мы познакомимся с такими понятиями, как «левшество» и «леворукость» и рассмотрим особенности развития когнитивных процессов детей с выраженным левшеством.
§ 1. Левшество как проявления функциональной асимметрии в историческом контексте
Левшество - любое заметное предпочтение левой стороны органа.
Исторически сложилось, что быть правшой, так же, означает «быть квалифицированным, умелым, ловким». Латинское слово «dexter» («правый») обозначает правшу как ловкого. Испанский термин «diestro» имеет два значения: «правша» и «квалифицированный». На ирландском языке «deas» означает «правильную сторону» и «хороший», а слово «Ciotog» - левая рука, связано со словом «ciotach», имеющим значение «неуклюжий, неловкий, неудобный». Английское слово «sinister» («зловещий») происходит от латинского «sinister-tra-trum». Оно первоначально означало «левый, левосторонний», а затем приняло смысл «зло, злой» и «неудачный, несчастливый». В то же время, слово «sinister» («зловещий») происходит от латинского слова «sinus», означающего «карман». Традиционная римская тога имела только один карман, для удобства пользования расположенный на левой стороне. Современное итальянское слово «sinistra» имеет два значения: зловещий и левый. Немецкое слово «links» обозначает «слева». Прилагательное «link» имеет значение «хитро, лукаво, украдкой, окольным путем», а глагол «linken» – «обманывать». Левша должен был быть не только неудачником, а также неуклюжим и неловким, что показывают французское «gauche» (левый, неловкий). Голландское выражение «tweelinkerhandenhebben» («иметь две левых руки») означает «быть неуклюжим». Поскольку все данные слова являются очень старыми, то они подтверждают теории, указывающие, что господство праворуких является чрезвычайно древним явлением.
На португальском языке, самое обычное слово, обозначающее человека-левшу, «canhoto», когда-то использовалось для обозначения дьявола, а «canhestro» – слово, обозначающее «неуклюжий». В Древнем Китае левая сторона являлась «плохой». Прилагательное «левый» означает «неподходящий» или «не имеющий согласия (не согласный)». Например, фраза «левая дорога» означает незаконные или безнравственные пути (средства). В некоторых частях Китая взрослые все еще могут помнить наказания за «преступление» в начальной и средней школах, а так же в некоторых «приличных» семьях, которое каралось с применением травмирующих средств. Оно состояло в нежелании человека быть правшой. На норвежском языке выражение «venstrehandsarbeid» (левая работа) означает «что-то, сделанное неудовлетворительным способом», а одно из норвежских слов, обозначающих левшей – «keivhendt» происходит от норвежских слов, означающих «неправильная рука». Даже слово «ambidexterity» («расторопность») отражает предубеждение, подразумевает «квалификацию с обеих сторон». Однако оно содержит латинский корень «dexter», означающий «право, правый», что отражает смысл «быть правым с двух (обеих) сторон». Это утверждение также очевидно в менее известном антониме «ambisinistrous», означающем «неуклюжий с обеих сторон» и происходящем от латинского корня «sinister» (зловещий) [3, с.39]. Русское слово «левый» не сулит ничего хорошего. В политике это всегда экстремизм, а в жизни - «левый» товар, сделанный «левой» рукой, то есть откровенная халтура. Понятия «правда» или «правота» из того же разряда. Правый всегда прав, а «левизна», хоть порой и детская, все же болезнь, как отмечал вождь мирового пролетариата в одной из своих работ. Множество традиций, ритуалов, верований воспевало благородство правой руки. Например, считалось, что сидеть по левую сторону от хозяина менее почетно, чем по правую. Изнаночную, менее красивую сторону ткани, одежды стали называть левой. На Руси ребенок, зачерпнувший щи из общей миски левой рукой, тут же получал по лбу огромной отцовской ложкой. Если день не задался, дела не ладились, пеняли на дурную примету: утром встал с левой ноги. Про особенно невезучего человека говорили, что его судьба сложилась так неудачно, потому что его крестил священник – левша. В Древнем Риме периода Империи левша именовался как "sinister", что переводится как "зло", а правша "dexter" - добро, умение.
Возможно, с этим связана легенда о рукопожатии. Обычай рукопожатия в качестве приветствия зародился именно в Древнем Риме и означал добрые намерения. Таким образом, человек показывал, что у него в руке нет, например, меча или стилета. Левша при рукопожатии мог протянуть правую руку, а в левой руке спокойно сжимать оружие: так он обезвреживал противника, и левой рукой наносил смертельные раны. Естественно, левшей охотно нанимали в качестве киллеров, а простой народ их боялся и не любил, считал, что они приносят несчастье. А в Древней Греции, считалось, что левша приносит счастье, возможно, из-за родства с богами, которые чем-то должны отличаться от людей, принимая их облик. Так же считали индусы. Но в истории это редкое исключение. Древние германцы, видя неумелость в обращении левшей с инструментами и оружием, называли их просто «неумехами». Так буквально переводится с немецкого слово "левша". Средневековье и инквизиция XV-XVII веков обвиняли левшей в колдовстве и пособничестве дьяволу. Считалось, что время для левшей течет не от прошлого к будущему, а наоборот, и поэтому все левши имеют задатки к оккультизму и магии. Недаром из средневековых трактатов можно узнать о том, что Дьявол – левша, и он стоит за левым плечом у человека, а за правым стоит ангел. «
Средние века сократили процент левшей среди населения до 5%. Левши, которые смогли выжить в те годы, скорее всего были самыми ловкими, находчивыми и приспосабливающимися личностями, маскирующими свою леворукость.
§ 2. Различия в понятиях левшество и леворукость
Левша - человек, предпочтительно пользующийся левой рукой.
Леворукость - функциональное преобладание левой руки над правой, имеющее, как правило, врожденный характер.
Правша - человек, предпочтительно пользующийся правой рукой.
Праворукость - функциональное преобладание правой руки над левой, имеющее, как правило, врожденный характер.
Преобладающая рука - признак, возникающий из-за неодинакового развития моторных навыков между левой и правой руками.
Амбидекстри́я (от лат. ambi - «оба» и лат. dexter - «правый») - врождённое или выработанное в тренировке равное развитие функций обеих рук, без выделения ведущей руки, и способность человека выполнять двигательные действия правой и левой рукой с одинаковой скоростью и эффективностью.
Амбисинистрия (от лат. ambo - «оба» и sinistro - «левая рука», дословно - «две левые руки»)- это явление, обратное амбидекстрии, при котором оба полушария мозга человека одинаковы неразвиты, выраженное неспособностью ловко, эффективно и с лёгкостью совершать двигательные действия как левой, так и правой руками.
Чаще всего встречается так называемое «генетическое» левшество. До настоящего времени не известны точно механизмы передачи этого признака, но достоверно установлено, что леворукость в 10 - 12 раз чаще встречается в семьях, в которых левшой является хотя бы один из родителей. У генетических левшей может не быть никаких нарушений в развитии, тогда это считается просто индивидуальным своеобразием, вариантом нормального развития.
Второй вид - это «компенсаторное» левшество, связанное с каким-либо поражением мозга, чаще - его левого полушария. Поскольку деятельность правой руки в основном регулируется левым полушарием, то в случае какой-либо травмы, болезни на раннем этапе развития ребенка, соответствующие функции может взять на себя правое полушарие. Таким образом, левая рука становится ведущей, то есть более активной при выполнении бытовых действий, а впоследствии, чаще всего и при письме.
У ребенка с нарушениями деятельности одного из полушарий головного мозга почти всегда будут наблюдаться отклонения в развитии речи, моторики и т. п.
Третий вид - это «вынужденное» левшество. Выбор ведущей руки у таких левшей обычно связан с травмой правой руки, но может быть и результатом подражания родным или друзьям.
Кроме всего перечисленного возможно развитие у детей так называемого "скрытого левшества", т.е. смена доминирующего полушария. Момент смены является тем критическим периодом, когда основные функции центральной нервной системы равномерно распределены между двумя полушариями, после чего уже начинает доминировать правое полушарие. Таких людей можно условно назвать "психическими" левшами или "скрытыми" левшами, в том смысле, что их признаки левшества не связаны с доминированием левой руки.
В отличие от лвшества, леворукость - функциональное преобладание левой руки над правой, имеющее, как правило, приобретенный характер.
Леворукость определяет только ведущую руку, тогда как левшество - комплексная характеристика, отражающая большую активность правого полушария головного мозга, в отличие от правшей, у которых доминирует левое полушарие.
§ 3. Особенности развития когнитивных процессов детей с выраженным левшеством по сравнению с праворукими одноклассниками
Для правополушарных учащихся необходимо делать упор на социальную значимость того или иного вида деятельности, так как у них высоко выражена потребность в самореализации. Мотивы, побуждающие изучать школьные предметы, связаны со становлением личности, со стремлением к самопознанию, с желанием разобраться во взаимоотношениях людей, осознать свое положение в обществе. Для них характерна ориентация на высокую оценку и похвалу. Большой интерес у правополушарных школьников вызывает эстетическая сторона предметов.
Для формирования мотивации к учебной деятельности у левополушарных учащихся необходимо делать упор на познавательные мотивы. Их привлекает сам процесс усвоения знаний. Им свойственна высокая потребность в постоянной умственной деятельности. Социальным мотивом является возможность продолжения образования. Занятия школьными науками рассматриваются как средство для развития мышления. Выражена потребность в самосовершенствовании ума и волевых качеств.
Для лучшего восприятия информации с классной доски для правополушарных сочетание цветов должно быть таким: светлая доска — темный мел. А посадить их необходимо полукругом. Вне этих условий потеря информации может составлять до 32%. Для левополушарных учащихся наиболее значима правая полусфера; сочетание цветов на доске: темный фон и светлый мел; классическая посадка за партами [Королева].
Мотивационный этап |
Правополушарные учащиеся |
Левополушарные учащиеся |
Восприятие материала |
Целостное Интонационная сторона речи Визуалы |
Дискретное (по частям) Смысловая сторона речи
Аудиалы (слуховое) |
Переработка информации |
Быстрая Мгновенная |
Медленная Последовательная |
Интеллект Я |
Невербальный Интуитивный |
Вербальный Логический |
Деятельность |
Приверженность к практике |
Приверженность к теории |
Эмоции |
Большая эмоциональность |
Сдержанность |
Память |
Непроизвольная Наглядно-образная |
Произвольная Знаковая |
Мышление |
Наглядно-образное Оперирование образами Спонтанное Эмоциональное Интуитивное |
Абстрактно-логическое Оперирование цифрами, знаками Формальное Рациональное Программируемое |
Если способы преподавания учителя не совпадают с психофизиологическими возможностями учащихся, то возникает внутренний конфликт: способ изложения информации не совпадает с типом восприятия этой информации учеником.
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ:
1. Леворукость не всегда является признаком выраженного левшества.
2. Левшество и леворукость являются основными формами проявления функциональной асимметрии развития полушарий головного мозга.
3. Когнитивные процессы у детей с выраженным левшеством протекают иначе, чем у большинства праворуких одноклассников.
ГЛАВА III. Функциональная грамотность школьников и ее взаимосвязь с ведущим полушарием головного мозга
Для общего развития когнитивных процессов обучающихся важную роль играет функциональная грамотность, формирование которой в младшем школьном возрасте непосредственно связано с ведущей рукой. В данной главе мы проведём обобщение и систематизацию данных диагностики обучающихся 2-4 классов МБОУ «Школа №21».
§1. Анализ данных диагностики детей младшего школьного возраста
Для определения профиля асимметрии (левополушарный, правополушарный, амбидекстр) можно использовать следующий метод тестирования:
Определение ведущей руки:
а) Переплетение пальцев рук - сомкните руки в “замок”. Большой палец какой руки оказывается сверху, та рука и есть ведущая;
б) тест на аплодирование: активна ведущая рука, совершающая ударные движения о ладонь не ведущей руки;
в) бросок в цель;
г) поза “Наполеона” или скрещивание рук (ведущей считается рука, которая быстрее начинает движение и оказывается на предплечье);
Определение ведущей ноги:
а) закинуть ногу на ногу (нога сверху – ведущая);
б) сделать шаг с места (ведущая нога первая);
в) постоять на одной ноге (более устойчивая – ведущая);
Определение ведущего глаза:
а) моргнуть одним глазом (закрывается обычно не ведущий глаз);
б) рассмотреть предметы в подзорную трубу;
в) возьмите в руку карандаш, вертикально взяв его, вытяните руку и зафиксируйте его взором на определенной точке, отстоящей на 3 – 4 м, обоими глазами. Попеременно закрывайте один и другой глаз. Ведущим считается глаз, при закрытии которого карандаш смещается в сторону.
Определение ведущего уха:
а) каким ухом вы предпочитаете слушать, когда говорите по телефону?
б) каким ухом вы лучше слышите тиканье часов?
в) каким ухом оборачиваетесь при оклике?
При изучении особенностей развития когнитивных процессов детей младшего школьного возраста мы провели диагностику левшества у 123 обучающихся 2-х и 3-х классов с помощью тестирования, предложенного Ш.А.Сулейменовой, а также сопоставили данные по общей успеваемости детей с индивидуальными особенностями их развития.
Согласно данным диагностики, количество детей, которые пишут правой рукой, значительно превышает количество тех, кто пишет левой рукой, что совпадает с общими данными в научных литературных источниках, которые мы рассматривали во второй главе.
При этом, из всех обучающихся, которые отдают предпочтения правой руке при письме, процент «истинных правшей» меньше, чем ожидалось
При более глубоком анализе данных мы выявили, что процент детей с выраженными признаками преобладающего развития правого полушария (левшей) гораздо более значительный, а также встречаются обучающиеся с проявлениями амбидекстрии.
Кроме того, некоторые учащиеся демонстрировали признаки амбисинистрии (серьезные затруднения при выполнении простых инструкций, несинхронность действий рук и ног). Данное явление требует дальнейшей более глубокой диагностики.
Анализируя особенности предпочтений в этом возрасте, мы пришли к выводу, что на данный момент они никак не связаны с доминированием того или иного полушария, а формируются за счет отношения к предмету в принципе.
Таким образом, мы приходим к выводу, что в данном возрасте (7-9 лет) доминирующее полушарие не определено. Это подтверждают данные анализа старшеклассников, где амбидекстрия наблюдается в малой степени и доминирующе е полушарие совпадает с преобладающей рукой.
Также, среди обучающихся старших классов абсолютно все левши являются леворукими, что подтверждает факт выявления доминирующего полушария в среднем школьном возрасте (12-15) лет.
Было обнаружено, что среди диагностированных 5-ых классов есть 2 человека, которые являются выраженными правшами, но ведущая рука у них левая. Следовательно, это можно рассмотреть как проявление вынужденного левшества, однако в данном случае, при смене ведущей руки, смена доминирующего полушария не произошла, что подвергает под сомнение терминологию, взятую из открытых источников (Гл. II, § 1) и требует ее корректировки.
§2. Учет индивидуальных особенностей обучающихся при построении их индивидуальной траектории развития
Рассматривая трудности, возникающие у левшей при обучении в школе, нельзя не коснуться вопроса о переучивании леворуких детей. Хотя, как говорилось выше, таких случаев становится все меньше, тем не менее встречаются взрослые, которые столкнувшись со сложностями обучения ребенка, не похожего на него, начинают сомневаться, а не проще ли переучить ребенка и пусть будет дальше «все как у всех». Чтобы предотвратить даже такие сомнения, еще раз хочется напомнить, что речь идет не только о ведущей руке, а об определенной организации головного мозга. Поэтому следствиями переучивания могут стать нарушения темпа и ритма речи (согласно статистике, каждый третий ребенок с заиканием - это переученный левша), серьезные перемены в эмоциональном состоянии ребенка (он может стать вспыльчивым, капризным, раздражительным, беспокойно спать, плохо кушать). Позже появляются еще более серьезные нарушения: частые головные боли, постоянная вялость. В итоге развиваются невротические реакции, например, нервные тики, энурез или нарушается функциональное состояние нервно-психической сферы, т.е. развивается невроз, например, писчий спазм.
Проявления неврозов у леворуких детей специально изучались.
У леворуких детей нередки также школьные страхи (перед неудачами в школе, перед письменными работами), как правило, в семьях, где родители тревожно относятся к леворукости и считают, что она может послужить препятствием к успехам в учебной деятельности.
Вероятно, в этой ситуации лучший выход - приспособиться к особенностям леворукого ребенка самим и помочь ему адаптироваться.
К сожалению, в нашей стране еще нет научно разработанной методики обучения письму леворуких детей, нет и методики их работы на уроках труда. Поэтому наши левши учатся выполнять все учебные действия так же, как и правши. И все-таки существует ряд рекомендаций, реализуя которые в практике школьного обучения можно облегчить жизнь таким детям:
1 Необходимо помочь левше организовать свое рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа;
2. не следует требовать от левши правонаклонного письма, более целесообразным для них будет писать прямо;
3. категорически противопоказано требовать от него безотрывного письма;
любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно;
4. желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию;
5. необходимо вести работу с родителями леворукого ребенка, объясняя им причины и следствия особенностей их сына/дочери, советуя, как помочь ребенку преодолеть те объективные трудности, которые уже имеются и сохранить психическое и физическое здоровье ребенка;
6. никогда не проявлять негативного отношения к леворукости, использовать особенности такого ребенка в классе для привития детям уважения индивидуальных особенностей каждого человека, терпимости по отношению к проявлению свойств, не характерных большинству.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из изложенного очевидно, что межполушарная асимметрия является одной из причин леворукости у детей. Ведущую руку определяет контралатеральное полушарие, у правшей – левая, у левшей – правая. Зная, какая рука у человека ведущая, можно сказать не только какое полушарие «управляет» ею, но и предсказать особенности организации высших психических функций. Функциональное различие правого и левого полушарий влияют на протекание различных психических функций.
В зависимости от того, какое полушарие является доминантным будут определяться особенности восприятия, эмоциональной сферы, речи, мышления, памяти, деятельности человека.
Если речь идет не о стопроцентном левше, а именно о леворукости, то леворукость связана не с полным зеркальным смещением функций левого и правого полушария, а лишь с некоторыми. Поэтому леворукие дети в чем-то могут уступать праворуким сверстникам, а в чем-то их превосходить.
Леворукие дети имеют ряд психических особенностей, которые необходимо учитывать при обучении детей в школе.
Леворукие дети испытывают трудности связанные с необходимостью быстрого переключения с одного процесса на другой (или с одного вида манипуляций на другой в рамках одного процесса), речь может быть недостаточно развернутой, замедленна, встречаются моменты неправильного построения предложений, могут страдать пространственные навыки.
Формирование у ребенка пространственных представлений – одно из важнейших условий повышения его достижений. Следует также учитывать эмоциональную неустойчивость леворуких детей, низкую стрессоустойчивость. Особого внимания в процессе школьного обучения заслуживают проявления зеркальной деятельности у леворуких детей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Безруких М. В. Функциональное созревание мозга и адаптация в школе. /М. В. Безруких, Р. И. Мачинская, Д. Фарбер // XVIII съезд физиологического общества им. И. П. Павлова. – Казань; М.: ГЭОТАР – МЕД, 2001.
- Королева С.Н. Асимметрия головного мозга и межполушарное взаимодействие. – Школьная психологическая служба, 2015 Симерницкая Э. Г. Доминантность полушарий. – М.: МГУ, 1978. Сулейменова Ш.А. Психологические особенности леворуких детей. Методика их обучения. - Астана: РНПЦ проблем 12-летнего образования, 2004. - 36 с.