Особенности юмористических рассказов Н.Носова

0
1
Материал опубликован 10 May


Урок по литературному чтению в 4 классе

Особенности юмористического рассказа Н.Носова «Метро»


Цели:

-продолжить знакомство с творчеством Н. Носова;

-учить читать выразительно,

-объяснять лексическое значение некоторых слов с помощью словаря учебника и толкового словаря,

- высказывать свое мнение, рассказывать о героях произведения, выражая свое отношение к ним;

-развивать память, речь.

Планируемые результаты:

предметные: использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое), умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику юмористических текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

метапредметные:

Р.- формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,

П. - анализ научно-познавательного текста, выделение в нем главной мысли,

- ответы на вопросы учебника на основе художественного произведения, обсуждение в паре ответов на вопросы, доказательство своей точки зрения; личностные: воспитание чувства гордости за свою Родину, ее историю, народ.

Оборудование: презентация, словари, книги Н.Носова


Оргмомент

Ребята, обращаю ваше внимание на то, что сегодня к нам пришли гости, чтобы посмотреть на нашу работу. Мне тоже очень приятно. Давайте улыбнемся друг другу, ведь мы с вами знаем, что улыбки располагают к приятному общению.

Работать будем по группам. Сядем красиво, спины прямые, руки на парте.


Мотивация к учебной деятельности

Давайте знакомые книги откроем,

И снова пройдем от страницы к странице.

Всегда ведь приятно с любимым героем

Опять повстречаться, узнать, подружиться.


Как вы считаете, почему эти строки стали началом сегодняшнему уроку? (ответы детей)

Сегодня мы не только познакомимся с новым произведением, но и вспомним давно известных нам любимых персонажей.

А подружиться с ними мы смогли благодаря известному детскому писателю, которого вы узнаете без труда…

Но сначала вы должны ответить на вопросы викторины. На столах у вас есть книги, вы можете ими воспользоваться.


Назовите произведение и его героев?

1. Очень нам нужно еще алмазы считать! Тут мешки с мукой никак не сосчитаешь! Прямо наказание какое-то! Двадцать раз прочитал задачу - и ничего не понял! Пойду лучше к Юре Сорокину, попрошу, чтоб растолковал. ( «Федина задача», Федя)

2. Скоро стемнело, мы зажгли лампу. Сидим и ждём, когда каша сварится. Вдруг смотрю: крышка на кастрюле приподнялась, и из-под неё каша лезет. («Мишкина каша», Мишка)

3. “Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: “Кто варенье съел?” Я говорю: “Ира”. Мама посмотрела, а у нее все губы в варенье”. (“Фантазеры”, Мишутка, Стасик, Ира, Игорь)

4 “.Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на нее” (“На горке”, Котька Чижов)

5 “Они взяли кочергу и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату” (“Живая шляпа” Котенок Васька, Вовка, Вадик.


6. “Сумел порвать, сумей и зашить” (“Заплатка”, Бобка)

Конечно, автор этих замечательных рассказов…. - это Николай Носов.

3. Актуализация знаний учащихся

А какие произведения этого писателя вы еще знаете? (ответы детей)

Ребята! А что объединяет практически все произведения Н.Носова?

(они смешные шуточные, главные персонажи – дети, написаны для детей)


4. Постановка учебной проблемы.

А как называются смешные, веселые произведения? (юмористические)

От какого слова оно образовано? (Юмор)

А что такое юмор?

Где мы можем взять определение данного понятия? (в словарях.)

Перед вами Толковый словарь Ожегова, найдите лексическое значение этого слова. Зачитайте.


Юмор - изображение в смешном, добродушном виде недостатков, слабостей кого-либо или чего-либо

-Сегодня нам это понятие понадобится при изучении новой темы. Чтобы сформулировать тему урока, нам надо узнать название произведения, с которым мы сегодня познакомимся. Для этого я прошу вас прочитать самостоятельно загадку, отгадать ее

Многолюден, шумен, молод,

Под землей грохочет город.

А дома с народом тут

Вдоль по улицам бегут.


Как, вы думаете, как загадка связана с темой урока? Ваши предположения? (ответы детей)

Откройте учебник на с.139 и прочитайте название рассказа.

-Попробуйте обобщить все, о чем мы сейчас сказали, и сформулировать тему сегодняшнего урока. ( Рассказ Н.Носова «Метро»)

Тема нашего урока:  Юмористический рассказ Н.Носова «Метро».

-Какую цель перед собой поставим? (познакомиться с рассказом, нужно поближе познакомиться с текстом, .……)

Мы не только познакомимся с рассказом, но должны провести анализ и выяснить его особенность

-Чтобы достичь поставленных целей, нужно составить план работы, составить наши шаги

Дети составляют план и в 3 части, если не скажут, говорит учитель

1. Прочитать

2. Понять содержание

3. ….Найти признаки юмористического рассказа, мы должны определить, что такое юмористическое произведение

5. Словарная работа

Прежде чем мы начнем читать рассказ, давайте определим значение незнакомых слов (запись на доске)

Пошехонец – простодушный человек, совершающий анекдотические глупости.

В тексте встречается странное выражение. Что это такое? Что оно может обозначать?

В трех сОснах заблудились.

В трех сОснах заблудиться – заплутать там, где легко найти дорогу, где трудно сбиться с пути, не уметь разобраться в чем-то простом, не найти выход из самого простого затруднения

6. Первичное чтение произведения (послушать текст из интернета)

А сейчас вы должны слушать текст и следить по учебнику.

Проверка первичного восприятия текста.

- Кому понравился рассказ?

- О чем этот рассказ?

- Что самое смешное в этом рассказе?


7. Физкультминутка

Потрудились - отдохнем,

Встанем - глубоко вдохнем,

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот,

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили


8. Самостоятельное чтение текста

Теперь прочитайте текст самостоятельно, не торопитесь, читайте внимательно и вдумчиво.

Анализ произведения, выборочное чтение

Кто является главным героем рассказа? (Автор и Вовка)

Зачитайте строки, чем сначала занимались ребята, когда остались дома одни? ( из учебника)

Чем затем решили заняться? (На метро кататься)


Найдите описание лестницы, зачитайте. (из учебника) Как называется такая лестница?(эскалатор)

Как вы думаете, почему ребята заблудились? (Они не знали откуда приехали)

Представьте в этой ситуации себя. Что вы чувствуете?

Зачитайте момент, когда они увидели маму и тётю Олю? (из учебника)

Какая особенность юмористического произведения четко выражается в этом эпизоде?

Как окружающие оценивают данную ситуацию? (Окружающим было смешно)


Зачитайте пословицу, которая звучит, когда они все вместе сели в поезд (Искали рукавицы, а они за поясом)

Как это понять? (суметь разобраться в простой ситуации, не увидеть очевидного  выхода, решения)


9. Чтение отрывка в парах по ролям

Найдите диалог ребят, когда они потерялись! Подготовьте чтение в парах по ролям.

Кто хочет прочитать?

Молодцы! Вы смогли точно вжиться в роль ребят.


10. Составление плана рассказа

Перед вами файлы. Там находится план рассказа «Метро», состоящее из _6_названных уже частей, 2 части вы должны самостоятельно в группах озаглавить.

Вам нужно расположить предложения в правильном порядке и наклеить их на лист. Чтобы получилось логически верное краткое содержание произведения.


Кто желает прочитать свой план?

В гостях у тети

В метро

Соседняя станция

Две остановки

Заблудились

Слезы Вовки

На эскалаторе

И на тетю бывает проруха.

А теперь посмотрим, как справились остальные. Молодцы.

11. Итог урока с рефлексией

-Ребята, чему учит нас это произведение? (Слушать старших, в неизвестных местах надо быть осторожным и внимательным.)

Носов был серьёзным и внимательным человеком. Поэтому он спрятал ещё одну мысль между строк. Вы поняли, какой урок он нам дал? Кто это заметил?

Над другим посмеёшься, над собой поплачешь– (Никогда не смейся над людьми. Надо с пониманием относиться к ошибкам других и не смеяться над ними.)

Если человек сделал неправильно, надо признать свою ошибку и постараться исправиться. Главное – уметь отличать хорошее от плохого, некрасивый поступок товарищу простить, помочь ему впредь такого не совершать. А если вы ошиблись, старайтесь сразу исправить ошибку, постарайтесь стать лучше.

Посоветуете ли вы друзьям прочитать это произведение? Почему?



Вернемся к плану, к нашим шагам. Подведем итог.

Выполнили мы его?(да)

Как вы ответите на 3 пункт

- Что значит юмористическое произведение? (Это значит, что рассказе есть смешные сцены. Юмористическое произведение — это небольшие по объему прозаические произведения, в которых изображена какая-либо смешная ситуация. Да, так как в рассказе есть смешная ситуация.)

Сейчас вы побудете в роли литературных критиков. Я предлагаю вам написать небольшой отзыв на рассказ Н. Носова «Метро» по плану.

План:

Я прочитал/а рассказ Н. Носова «Метро».

Мне он ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­понравился_­­­­­.

Это интересный рассказ.

Мне больше всего понравились интересный­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ понравился_­­­­­.

Этот рассказ учит интересный­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­интересный­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­


Кто желает прочитать свой отзыв?

Я прочитал рассказ Н. Носова «Метро». Мне он понравился. Это интересный рассказ. Мне больше всего понравились приключения главных героев. Этот рассказ учит нас быть послушными и ответственными.

12. Домашняя работа.

Приготовьте дома рассказ, были ли у вас подобные случаи. (с.141 вопрос №2)


 

Пусть книги друзьями заходят в дома,

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.

 

 

Спасибо за урок. Вы сегодня все молодцы!



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-chteniyu-nnosov-metro-818540.html - другой автор

2
11 May