12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Орехова Наталья Сергеевна906
Учитель начальных классов высшей квалификационной категории. Педагогический стаж - 28 лет. Люблю организаторскую деятельность.
Россия, Хабаровский край, Хабаровск
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
6

Урок литературного чтения в 4 классе «Юмористические рассказы Н.Н. Носова, И.М. Пивоваровой, В.В. Голявкина. Работа с аннотацией»



Технологическая карта урока

Предмет

Литературное чтение

Класс

4

Тема урока

Юмористические рассказы Н.Н. Носова, И.М. Пивоваровой, В.В.Голявкина. Работа с аннотацией.

Образовательная программа по предмету урока

Система Л.В. Занкова

Описание урока

Тип урока

комбинированный

Время реализации урока

45

Цель урока

Ученик определит особенности юмористических рассказов, освоит понятие «аннотация»

Планируемые результаты

Личностные:

- воспринимать искусство и литературу как значимую сферу жизни, нравственный  и эстетический ориентир;

- формировать умение видеть красоту, ценность и хрупкость мира;

- развивать   ценностное отношения к природе, окружающей среде, к культуре и искусству;

- научиться переживать и сопереживать, ценить, любить и защищать этот мир - мир природы, людей и искусства, мир чувств.

Познавательные:

-овладеть основами смыслового восприятия художественных и познавательных текстов;

- формировать  умения выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстовых);

- осваивать  в ходе практических упражнений  широкий спектр логических действий, операций, приемов решения учебных задач;

- овладевать навыками работы с информацией - как в учебнике (дополнительные элементы учебника, приложения и пр.), так и вне его содержания - в справочной литературе;

- расширять  сферы познавательных интересов;

- формировать умение работать с учебником, книгой (умение найти нужное место в уже прочитанной книге, умение листать и бегло просматривать уже изученный текст);

- разрешать  возникающие эстетические и нравственные коллизии, тем самым продвигаясь в литературном развитии и в общем развитии в целом.

Предметные:

- развивать различные виды речевой и читательской деятельности, такие как аудирование (слушание), чтение вслух и чтение про себя, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменного общения).

Структура и содержание урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

 

-Добрый час, ребята.  Улыбнитесь друг другу и пожелайте успешной работы на уроке.

Приветствуют учителя.

Мотивационный компонент

- Начну урок со строк:

Книга учит, и книга воспитывает
Только тех, кто читает и впитывает.
А у тех, кто по строчкам несется,
Лишь одна пустота остается.

- Почему с этих строк я начала урок, предположите.

 

 

 

 

 

- мы будем сегодня разговаривать про книги.

Пятиминутка чтения

- Прочитайте в течение 5 минут свои книги – читаем вдумчиво.

-  Повторите пару предложений, которые особенно запомнились.

- Так почему надо быть вдумчивыми читателями?

 

 

 

 

- чтобы понимать смысл прочитанного

Актуализация изученного с целеполаганием

- Ребята, на прошлом уроке вы читали рассказ Николая Носова «Федина задача». Сейчас мы проверим, как внимательно прочитали этот рассказ.

Экспресс-опрос «Отвечаем друг за другом»

1. В какое время года происходит действие рассказа?

2. Откуда Федя Рыбкин пришёл домой?

3. Почему Федя обрадовался, что дома никого нет?

4. Что включил Федя, садясь за уроки?

5. С чем, по мнению Феди, будет веселее делать уроки?

6. Какой номер был у задачи, которую задали мальчику?

7. Про кого пел певец в телевизоре?

8. Сколько по задачке выходило килограммов муки из шести килограммов зерна?

9. О ком была вторая песня?

10. Понравилась ли Феде третья песня?

11. Что случилось из-за того, что Федя отвлекся на телевизор?

12. Про что была последняя песня?

13. Сколько раз прочитал задачку Федя, так ничего и не поняв?

14. Из-за чего Федя не смог понять задачу?

 

- Как вы определите тип рассказа «Федина задача»? (юмористический)

- Почему, обоснуйте свою точку зрения.

- Все ли признаки юмористического рассказа вы назвали?

- Сегодня на уроке мы продолжим определять особенности юмористического рассказа и освоим новое понятие, – какое вы определите сами, позже

 

 

 

 

 

 

 - Зима

 

 

- С катка

 

- Потому что решил, что ему никто не будет мешать делать уроки

- Телевизор

 

- С концертом по телевизору

 

 

- 639

 

 

- Про блоху

 

 

- 5

 

- О титулярном советнике и генеральской дочери

- Да

- Он перепутал задачи

 -Про алмазы и жемчужины

-Двадцать

- Ему мешал телевизор

-потому что, рассказ был

Весёлый.

Этап постановки проблемы урока

Этап целеполагания и определения темы урока

 

 

 

 

 

 

 

Введение понятия «аннотация»

 

 

 

 

 

 

 

 

Определение основной цели урока

 

 

 

Практическое освоение понятия «аннотация»

- Прочитайте название. (Николай Носов «Замазка»)

- Можете ли вы назвать сразу жанр произведения? (да, рассказ, Носов писал рассказы)

- А его тип? (наверное, да, Носов писал юмористические рассказы)

-  Как вы думаете, о чем рассказ?

Что нужно сделать, чтобы проверить наши предположения?

- Как еще можно узнать о содержании рассказа?

Прочитайте определение

Краткое содержание книги,  статьи, фильма, а также его краткая характеристика.

-Что это? (отзыв) а еще

Аннотация

Прочитайте полное определение

Аннота́ция (от лат. annotatio «замечание») — краткое содержание книги,  статьи,  фильма, а также его краткая характеристика.

- От какого слова произошло понятие «аннотация»? Почему от слова «замечание»? Как объясните?

- А кто уже читал аннотации? Кто умеет их писать?

- Так какая цель урока? (освоить понятие «аннотация», учиться писать аннотации)

- С чего начнем? (прочитаем аннотацию)

- Работаем в группах.  Повторим правила работы в группах

- Прочитайте аннотацию, определите ее признаки.

- Давайте обсудим признаки аннотации

-Опрос по группам. Одна группа рассказывает, другие добавляют то, что не было сказано.

- А теперь посмотрите на доску. Вот основные признаки аннотации.

- Какие не назвали, с какими не согласны?

Краткость 

Простота 
Неожиданность
Убедительность 
Эмоциональность 

- Как вы понимаете эти признаки?

- Так для чего пишутся аннотации?

- Верно, ребята. Для этого нам понадобится аннотация. А что это такое? 

 

 

 

 

 

- речь пойдет о замазке, чтобы проверить наши предположения, нужно прочитать рассказ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- краткость, это значит короткое, простота, значит, простое для понимания, неожиданность, аннотация, может содержать риторические вопросы, недосказанности,  заканчивается на неожиданном моменте.

- аннотация, пишутся для того, чтобы знать, о чем будет рассказ.

Этап решения проблемы урока

 

Соотнесение аннотации и рассказа

 

 

 

 

 

Определение признаков юмористического рассказа

-Прочитайте аннотацию

Разбор аннотации. ( Ирины Пивоваровой «День рождения» Когда у Люси был очередной день рождения, первой к ней в гости пришла лучшая подруга и одноклассница, которую тоже звали Люся. Она подарила имениннице книгу. Но так же ей подарили еще один необычный подарок, а какой ты можешь узнать, прочитав рассказ.)  

- Как вы думаете, о чем данный рассказ? Как он может закончиться?

-Ребята, а сейчас давайте прослушаем рассказ.

-Ребята, о чем был рассказ? Почему этот рассказ юмористический? Назовите признаки юмористического рассказа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- рассказ о том, что подарили Люси на день рождение.

 

Динамическая пауза

 

 

Написание аннотации

- Ребят, посмотрите на доску, какие иллюстрации подходят к данному рассказу?

- Ребята, а какие бы вы нарисовали иллюстрации к данному рассказу?

- Ребята, у вас на партах лежат лист с рассказам, прочитайте его.  Николай Носов «Заплатка» .

- Работаем в парах. Составьте аннотацию  к рассказу, который вам понравился. На другой стороне листа. Опрос. Ученики зачитывают аннотации, крепят их к доске

 

Итог урока

Рефлексия

- Так, что такое аннотация? 

- Чья аннотация содержала все признаки аннотации?

- А каким другими словами вы бы назвали аннотацию? (отзыв)

- Д.З.  прочитать рассказ Виктора Голявкина «Сплошные чудеса» и написать к нему аннотацию.

- Спасибо вам за урок, до свидания.

- Аннотация, это краткое содержание книги.


Презентация к уроку
PPTX / 254.4 Кб

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (3)

Ильина Оксана Геннадьевна, 19.07.18 в 07:41 2Ответить Пожаловаться
Спасибо за интересную разработку урока, Наталья Сергеевна!

Орехова Наталья Сергеевна, 19.07.18 в 10:55 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за внимание, Оксана Геннадьевна)))

Горбачёва Марина Юрьевна, 26.03.20 в 06:12 0Ответить Пожаловаться
Благодарю за качественный ресурс!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.