Урок литературного чтения в 4 классе «Юмористические рассказы Н.Н. Носова, И.М. Пивоваровой, В.В. Голявкина. Работа с аннотацией»
Пояснительная записка к презентации
Технологическая карта урока |
|||
Предмет |
Литературное чтение |
||
Класс |
4 |
||
Тема урока |
Юмористические рассказы Н.Н. Носова, И.М. Пивоваровой, В.В.Голявкина. Работа с аннотацией. |
||
Образовательная программа по предмету урока |
Система Л.В. Занкова |
||
Описание урока |
|||
Тип урока |
комбинированный |
||
Время реализации урока |
45 |
||
Цель урока |
Ученик определит особенности юмористических рассказов, освоит понятие «аннотация» |
||
Планируемые результаты |
Личностные: - воспринимать искусство и литературу как значимую сферу жизни, нравственный и эстетический ориентир; - формировать умение видеть красоту, ценность и хрупкость мира; - развивать ценностное отношения к природе, окружающей среде, к культуре и искусству; - научиться переживать и сопереживать, ценить, любить и защищать этот мир - мир природы, людей и искусства, мир чувств. Познавательные: -овладеть основами смыслового восприятия художественных и познавательных текстов; - формировать умения выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстовых); - осваивать в ходе практических упражнений широкий спектр логических действий, операций, приемов решения учебных задач; - овладевать навыками работы с информацией - как в учебнике (дополнительные элементы учебника, приложения и пр.), так и вне его содержания - в справочной литературе; - расширять сферы познавательных интересов; - формировать умение работать с учебником, книгой (умение найти нужное место в уже прочитанной книге, умение листать и бегло просматривать уже изученный текст); - разрешать возникающие эстетические и нравственные коллизии, тем самым продвигаясь в литературном развитии и в общем развитии в целом. Предметные: - развивать различные виды речевой и читательской деятельности, такие как аудирование (слушание), чтение вслух и чтение про себя, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменного общения). |
||
Структура и содержание урока |
|||
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|
Организационный момент
|
-Добрый час, ребята. Улыбнитесь друг другу и пожелайте успешной работы на уроке. |
Приветствуют учителя. |
|
Мотивационный компонент |
- Начну урок со строк: Книга учит, и книга воспитывает - Почему с этих строк я начала урок, предположите. |
- мы будем сегодня разговаривать про книги. |
|
Пятиминутка чтения |
- Прочитайте в течение 5 минут свои книги – читаем вдумчиво. - Повторите пару предложений, которые особенно запомнились. - Так почему надо быть вдумчивыми читателями? |
- чтобы понимать смысл прочитанного |
|
Актуализация изученного с целеполаганием |
- Ребята, на прошлом уроке вы читали рассказ Николая Носова «Федина задача». Сейчас мы проверим, как внимательно прочитали этот рассказ. Экспресс-опрос «Отвечаем друг за другом» 1. В какое время года происходит действие рассказа? 2. Откуда Федя Рыбкин пришёл домой? 3. Почему Федя обрадовался, что дома никого нет? 4. Что включил Федя, садясь за уроки? 5. С чем, по мнению Феди, будет веселее делать уроки? 6. Какой номер был у задачи, которую задали мальчику? 7. Про кого пел певец в телевизоре? 8. Сколько по задачке выходило килограммов муки из шести килограммов зерна? 9. О ком была вторая песня? 10. Понравилась ли Феде третья песня? 11. Что случилось из-за того, что Федя отвлекся на телевизор? 12. Про что была последняя песня? 13. Сколько раз прочитал задачку Федя, так ничего и не поняв? 14. Из-за чего Федя не смог понять задачу?
- Как вы определите тип рассказа «Федина задача»? (юмористический) - Почему, обоснуйте свою точку зрения. - Все ли признаки юмористического рассказа вы назвали? - Сегодня на уроке мы продолжим определять особенности юмористического рассказа и освоим новое понятие, – какое вы определите сами, позже |
- Зима
- С катка
- Потому что решил, что ему никто не будет мешать делать уроки - Телевизор
- С концертом по телевизору
- 639
- Про блоху
- 5
- О титулярном советнике и генеральской дочери - Да - Он перепутал задачи -Про алмазы и жемчужины -Двадцать - Ему мешал телевизор -потому что, рассказ был Весёлый. |
|
Этап постановки проблемы урока Этап целеполагания и определения темы урока
Введение понятия «аннотация»
Определение основной цели урока
Практическое освоение понятия «аннотация» |
- Прочитайте название. (Николай Носов «Замазка») - Можете ли вы назвать сразу жанр произведения? (да, рассказ, Носов писал рассказы) - А его тип? (наверное, да, Носов писал юмористические рассказы) - Как вы думаете, о чем рассказ? Что нужно сделать, чтобы проверить наши предположения? - Как еще можно узнать о содержании рассказа? Прочитайте определение Краткое содержание книги, статьи, фильма, а также его краткая характеристика. -Что это? (отзыв) а еще Аннотация Прочитайте полное определение Аннота́ция (от лат. annotatio «замечание») — краткое содержание книги, статьи, фильма, а также его краткая характеристика. - От какого слова произошло понятие «аннотация»? Почему от слова «замечание»? Как объясните? - А кто уже читал аннотации? Кто умеет их писать? - Так какая цель урока? (освоить понятие «аннотация», учиться писать аннотации) - С чего начнем? (прочитаем аннотацию) - Работаем в группах. Повторим правила работы в группах - Прочитайте аннотацию, определите ее признаки. - Давайте обсудим признаки аннотации -Опрос по группам. Одна группа рассказывает, другие добавляют то, что не было сказано. - А теперь посмотрите на доску. Вот основные признаки аннотации. - Какие не назвали, с какими не согласны? Краткость Простота - Как вы понимаете эти признаки? - Так для чего пишутся аннотации? - Верно, ребята. Для этого нам понадобится аннотация. А что это такое? |
- речь пойдет о замазке, чтобы проверить наши предположения, нужно прочитать рассказ
- краткость, это значит короткое, простота, значит, простое для понимания, неожиданность, аннотация, может содержать риторические вопросы, недосказанности, заканчивается на неожиданном моменте. - аннотация, пишутся для того, чтобы знать, о чем будет рассказ. |
|
Этап решения проблемы урока
Соотнесение аннотации и рассказа
Определение признаков юмористического рассказа |
-Прочитайте аннотацию Разбор аннотации. ( Ирины Пивоваровой «День рождения» Когда у Люси был очередной день рождения, первой к ней в гости пришла лучшая подруга и одноклассница, которую тоже звали Люся. Она подарила имениннице книгу. Но так же ей подарили еще один необычный подарок, а какой ты можешь узнать, прочитав рассказ.)- Как вы думаете, о чем данный рассказ? Как он может закончиться? -Ребята, а сейчас давайте прослушаем рассказ. -Ребята, о чем был рассказ? Почему этот рассказ юмористический? Назовите признаки юмористического рассказа. |
- рассказ о том, что подарили Люси на день рождение.
|
|
Динамическая пауза |
|
|
|
Написание аннотации |
- Ребят, посмотрите на доску, какие иллюстрации подходят к данному рассказу? - Ребята, а какие бы вы нарисовали иллюстрации к данному рассказу? - Ребята, у вас на партах лежат лист с рассказам, прочитайте его. Николай Носов «Заплатка» . - Работаем в парах. Составьте аннотацию к рассказу, который вам понравился. На другой стороне листа. Опрос. Ученики зачитывают аннотации, крепят их к доске |
|
|
Итог урока Рефлексия |
- Так, что такое аннотация? - Чья аннотация содержала все признаки аннотации? - А каким другими словами вы бы назвали аннотацию? (отзыв) - Д.З. прочитать рассказ Виктора Голявкина «Сплошные чудеса» и написать к нему аннотацию.- Спасибо вам за урок, до свидания. |
- Аннотация, это краткое содержание книги. |
Ильина Оксана Геннадьевна
Орехова Наталья Сергеевна
Горбачёва Марина Юрьевна