Юмористические рассказы А.П.Чехова в иллюстрациях
МОУ «Закутчанская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области»
Открытый урок по литературе
5 класс
Тема: «Юмористические рассказы А.П. Чехова в иллюстрациях»
Учитель: Прокопенко Ольга Ивановна
С. Закутское
Предмет: литература
Класс:5
УМК: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Учебник Литература 5 класса: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М.: Просвещение,2019
Тема: Юмористические рассказы А.П. Чехова в иллюстрациях.
Тип: урок закрепление знаний.
Цель: открыть и обобщить рассказы А.П. Чехова «Хирургия»,»Лошадиная фамилия», «Злоумышленник» «Пересолил»,
Развивать способности понимать тексты литературных художественных произведений.
Соотносить текст и иллюстрации.
Задачи:
Образовательные:
- развивать умение определять такие приемы юмористической и сатирической оценки героев в рассказах Чехова, как говорящие фамилии, грустный взгляд сквозь веселый смех, выразительность, яркость художественной детали, контрастность образов, сценичность диалога, динамичность повествования, индивидуальность речи героев;
- развивать умение составления рассказа о писателе на основе прочитанного, определять, какими средствами писатель создает юмористические ситуации;
- тренировать мыслительные операции, речь, творческие способности учащихся; воспитывать познавательный интерес к предмету;
- способствовать развитию правильной речи
- воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, парной, групповой работе.
Формировать УУД:
Личностные:формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану.
Познавательные: осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.
Коммуникативные:строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Планируемые предметные результаты:
- овладение навыками анализа литературного произведения: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
Планируемые метапредметные результаты:
-умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности
Форма организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, в группах.
Ресурсы: компьютер, проектор, презентация к уроку, учебник «Литература» 5 класс В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, карточки для групповой работы, портрет писателя
.
Этап урока | | Деятельность ученика | Планируемые УУД | |
1.Организационный момент Цель: Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку - 1) Вступительное слово учителя. Друзья мои! Я очень рада Войти в ваш светлый дружный класс. И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз. Я знаю: каждый в классе гений. Но без труда талант не впрок: Скрестите шпаги ваших мнений- Мы вместе сочиним урок! Мои соавторы и судьи. Оценкой вас не накажу. За странный слог не обессудьте, А прозой я скажу. 2) Эмоциональный настрой класса (если за окном пасмурно) - Какой сегодня день? Посмотрите в окно. Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный? - Какое настроение вызывает такая погода? - А знаете, что надо делать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? - Надо улыбнуться. - Я хочу поделиться с вами улыбкой. У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что от них ярче становится день, а на душе теплеет. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу! Прочувствуйте теплоту, свет, радость, подаренные другом или подругой, и пронесите это настроение через весь урок. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать. | |
2. Постановка цели и задач урока. Цель: определение содержательных рамок урока. | -Кто такой Чехонте, Брат моего брата? (Это псевдонимы замечательного русского писателя А. П. Чехова. Именно под этим псевдонимом и напечатан рассказ «Хирургия»). Давайте посмотрим на доску и прочтем эпиграф и литературоведческие термины. - Юмор – это всегда какой смех? (Добрый) Да, это смех, который не уничтожает человека, высмеивает его недостатки. Итак, о каких рассказах Чехова мы будем сегодня говорить? Формулируется тема урока. Запишем число и тему урока. Как вы думаете, какова будет цель нашего урока? Чему будем учиться на уроке? Чехова. Учитель: Итак, наша цель: Постараться рассмеяться. (Ведь смеяться не грешно). Рассмеявшись, докопаться, Почему нам так смешно. Учитель: Ребята, разве короткие и смешные рассказы разных авторов все одинаковые? Ученик 2: Нет. Мы должны подумать и понять, чем отличаются рассказы | Отвечают на вопросы Формулируют тему и задачу урока Осуществляют учебные действия по намеченному плану Юмор— это добродушный смех, который не уничтожает человека, на которого направлена насмешка. Юмор – это добрый смех Ученик 1: Вместе посмеяться, беседуя о рассказах | Регулятивные: - оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми | |
3. Этап Актуализация знаний Работа в группах. Карточки-задания.) Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. | Предлагаю вспомнить рассказ А.П.Чехова «Хирургия» - Понравился рассказ Чехова? - Слушая этот рассказ хочется смеяться, но в то же время становится грустно. Почему? Жалко ли вам дьячка? Изменилось ли отношение к фельдшеру? - Почему рассказ назван «Хирургия»? Какой подтекст вкладывает автор в заглавие? О какой хирургии рассказывает Чехов? Значит, в рассказе присутствует и сатира. - Что же высмеивает Чехов? (глупость и невежество) Работа в группах. 1 группа Работа с фамилиями главных героев. Прием говорящих фамилий. Вонмем! Это возглас, призыв во время службы, означающий на церковнославянском языке ВНИМАЙТЕ. -Вслушайтесь: Вонмем, внимание, внимайте. Какие это слова? Однокоренные. О каком человеке они нам говорят? О человеке, к голосу которого люди должны быть внимательны. Фамилия говорит и о том, что ее владелец имеет отношение к церкви. Курятин. Что можно сказать о герое, опираясь на его фамилию? А) Что делает герой в самом начале рассказа? Б) Можно ли связать фамилию героя со словом «курятина»? Что обозначают выражения «курицын сын», «мокрая курица»? 2 группа Характеристику героя рассказа по плану. Фельдшер Курятин. План. Место, занимаемое в произведении. Положение героя в обществе. Как это отражается на поведении героя? Портретная характеристика героя. Какие черты характера раскрывает портрет? Речевая характеристика. Проанализируйте словарный запас. Герой вызывает у вас больше смеха или сочувствия? 3 группа. Характеристика героя рассказа по плану. Дьячок Вонмигласов. План. Место, занимаемое в произведении. Положение героя в обществе. Как это отражается на поведении героя? Портретная характеристика героя. Какие черты характера раскрывает портрет? Речевая характеристика. Проанализируйте словарный запас. Герой вызывает у вас больше смеха или сочувствия? 4 группа. Прием художественной детали. Прием художественной детали. Художественная деталь — подробность пейзажа, портрета, интерьера или психологической характеристики героя, выделенная писателем среди всех других. Это «выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку. 2) 1) Что приносит дьячок в больницу? Почему именно этот предмет? Зачем приносит? Когда мы снова встречаемся с этим предметом? Подтвердите примерами из текста. Какую роль играет эта деталь для понимания текста? Дьячок приносит просфору, т.к. это самое дорогое для него - святой хлеб. Просфора – богослужебный, святой хлеб. -Зачем понадобилась автору эта деталь? (Дьячок не говорит, как он недоволен проведенной процедурой, но то, что он забрал этот хлеб красноречиво подтверждает то, что фельдшер не заслуживает благодарности) 3)Какая деталь выражает сущность Курятина? Его наглость? Его неумение? | -Потому что понимаешь, что у людей бывает много недостатков, и эти недостатки могут причинять страдание другим людям. Неумение Курятина причиняет страдание дьячку Вонмигласову (-О такой, которой на самом деле быть не должно. Он высмеивает невежественного фельдшера, который выдаёт себя за опытного врача.) | Личностные: - знание основных моральных норм работы в коллективе (умение слушать, вступать в беседу); Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска | |
5.Физкультминутка | СЛАЙДЫ 8-9 Потрудились – отдохнём. Встанем, глубоко вздохнем! Руки в стороны, вперёд, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать. Руки вверх и вниз поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбку подарили. | Групповая Предлагают несложные упражнения для динамической паузы | | паузы |
6. Заочная экскурсия | Так, с помощью сатиры и юмора молодой Чехов выстроил целую усадьбу, заселённую его персонажами. Туда мы и отправимся прямо сейчас. (Звучит медленная музыка) Экскурсия в усадьбу. Находится она в самом центре России, под Москвой, среди лугов и лесов, рек и озёр. Вот она раскинулась перед нами и встречает шелестом листвы, запахом трав и речной воды. У самого входа находится небольшое строение, увенчанное белым флагом с красным крестом (ничего удивительного: мы же знаем, что Антон Павлович был врачом и всегда оказывал медицинскую помощь всем, кто в ней нуждался). Вероятно, это строение медицинского назначения. Табличка подтверждает нашу догадку. На ней написано: «Медицинское светило». Кто бы это мог быть? Сам Чехов, как известно, был человеком очень скромным, а тут претензия... В центре усадьбы добротный просторный дом под красной черепичной крышей. Табличка сообщает, что здесь находится «Фабрика фамилий». Заглянем и на задний двор. В глубине его тёмная деревянная изба с устрашающей табличкой — «Организатор катастроф». Итак, первая задача: догадаться, кто живёт в этих постройках, судя по табличкам на них, назвать полные имена и фамилии собственников. Объясните, почему их домам даны такие названия. (Цель: выяснить степень понимания детьми смысла произведения, умение почувствовать иронию в заданном определении.) Курятин воображал себя всезнающим авторитетным врачом, без конца рассуждал о хирургии, а сам не умел даже вырвать зуб у дьячка. Денис Григорьев, вывинчивал гайки из железнодорожного полотна, что могло стать причиной катастрофы, но не понимает этого. Глеб Гаврилович Смирнов – неимоверный трус, но прикрывает свою трусость бахвальством. Представьте, что герои рассказов Чехова что-то потеряли. Их вещи попали в Бюро находок. (Можно, чтобы эту коробку внесла техсотрудница, т.к. в школе именно на вахте находятся потерянные вещи). Попытаемся отгадать, кто и из какого рассказа потерял эту вещь. 1. Щипцы или Просфорка (доктор Курятин, дьяк Вонмигласов, рассказ «Хирургия») 2. Гайка (Денис Григорьев, рассказ «Злоумышленник») 3. Пистолет (землемер Глеб Гаврилович Смирнов, рассказ «Пересолил») 4. Овёс или (приказчик Иван Евсеич, рассказ «Лошадиная фамилия») | Дом «Медицинское светило» занимает фельдшер Сергей Кузьмич Курятин из рассказа «Хирургия». Дом с табличкой «Фабрика фамилий» принадлежит герою рассказа «Лошадиная фамилия», генерал-майору Булдееву. В избе «Организатор катастроф» проживает Денис Григорьев («Злоумышленник»). Постройка с надписью «Гроза разбойников» отдана Глебу Гавриловичу Смирнову («Пересолил»). | Коммуникативные: - умение работать в группах, владение монологической и диалогической формами речи; Познавательные: - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Личностные: - готовность к сотрудничеству и дружбе; Регулятивные: - умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей. | |
7. Выставка иллюстраций | А теперь давайте соотнесем иллюстрации и отрывки рассказов А.П.Чехова Работа по презентации (Слайды 13-22) | Учащиеся отвечают на вопросы: Из какого рассказа эта иллюстрация, находят отрывок, изображенный на ней в тексте | | |
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке, домашнее задание.) | Отмечает степень вовлеченности учащихся Дает комментарий к домашнему заданию. Домашнее задание. 1 Подготовь рекламу одного из рассказов А. П. Чехова. 2. Одной из групп (по желанию) инсценировать рассказ А. П. Чехова | Могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей | Регулятивные: - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; - осуществлять итоговый контроль Личностные: - оценивать собственную учебную деятельность: Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. |