Растения.Сравнение растений.Части растений.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА С РЕГИОНАЛЬНЫМ КОМПОНЕНТОМ.
ТЕМА УРОКА «Растения. Сравнение растений. Части растений.»
Мир природы и человека. 3класс.
АВТОР УРОКА АЛЕКСАНДРОВА ТАТЬЯНА ФЕДОРОВНА– УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
МБОУ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) НАЧАЬНАЯ ШКОЛА-ДЕТСКИЙ САД №3» ГОРОДА НЕРЮНГРИ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
Тип урока по ФГОС – урок «открытия» новых знаний
Форма урока – практико - ориентированное наблюдение
Деятельностная цель: организовать практическую деятельность обучающихся по сравнению растений, растущих в данной местности: выявления общего и отличия в частях разных групп растений.
Содержательная цель: выявить и описать строение разных растений с целью сравнения их частей, выделить во внешнем строении растений признаки разных групп растений
Планируемые результаты:
Предметные: сформировать у учащихся знания о частях растений, как общем признаке различных групп растений; раскрыть значение частей растений; уметь определять части растений на натуральных объектах; на основе выявленных признаков растений своей местности определить названия деревьев, кустарников, трав.
Метапредметные
Познавательные: научиться получать информацию при наблюдении за натуральными объектами; учиться анализировать, сравнивать, делать выводы и обобщения;
Коммуникативные: уметь работать в группе и поддерживать совместную деятельность с одноклассниками и учителем;
Регулятивные: учиться принимать учебную задачу; определять цель и задачи урока; планировать свою деятельность; учиться контролировать результат своей деятельности.
Личностные формирование познавательного интереса, умение выслушивать доводы одноклассников, развитие эмоционально-ценностного отношения к учебной деятельности и природе.
Ресурсы: листы с заданиями для учащихся, карточки с названиями, а так же фото растений местности; наборы натуральных частей растений и плодов с семенами, собранных в своей местности, проросшие семена, ростки с корнями, компьютер, проектор, презентация.
Организация класса: парты расставлены на 2 группы по 6 человек; дети распределены по парам ( 3 пары в первой и во второй группе); на партах конверты с заданиями, у каждого в тетрадях карточки с названиями растений, контейнеры с натуральными объектами.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД | ||||||||||
Этап мотивации | Здравствуйте, ребята! Проверяем готовность к уроку, эмоциональный настрой на решение учебных задач: -На ваших столах есть карточки с заданиями, фото в тетрадях, контейнеры с объектами для наблюдений. А так же жетоны для оценки вашей деятельности. -Будем сегодня раскрывать тайны и загадки природы. Готовы? Начнем. -Чтобы наш организм хорошо нам помогал решать загадки и раскрыть тайны нашего урока выполним дыхательную гимнастику, а помогут наши чистоговорки: Слайд 1 Га-га-га –начинается игра Ша-ша-ша- наступает тишина Ок-ок-ок-заработали дружок! | Приветствуют учителя -Прозвенел звонок веселый! Нас зовет он на урок! Ждут нас знания, «пятерки» За внимание, дружок! Проверяют готовность рабочего места, записывают число в тетради и настраиваются на учебную деятельность | Регулятивные: формирование мотивационной основы деятельности. | ||||||||||
Этап актуализации знаний. | Актуализирует знания по теме «Живая и не живая природа. Растения- живая природа». Задание 1. Распределите картинки на 2 группы, проставляя номера в карточке Презентация. Проверка.Слайд 2-3. Карточка 1.
Слайд 4-5. Интерактивное задание. «Живая природа» Задание 2. Дополните ( к картинкам 1ого столбика). Назовите еще несколько примеров живой природы. ( выбирают из предложенных картинок Задание 3. Уберите 2 лишних предмета из предметов живой природы. Как назовем одним словом все оставшиеся предметы? Сделаем вывод. Слайд 6. Интерактивное задание «Растения- живая природа» | 1.Работают по 2 в группах. Распределяют картинки, на карточках №1 записывают номера картинок в 2 столбика. 2.Выбирают из слайда №2 предметы живой природы. Работают 2 группы фронтально. По результатам выполнения задания №3 делают вывод. Записывают в тетради «Растения- живая природа» | Познавательные: доказывают что растения - живая природа. | ||||||||||
Этап выявления места и причины затруднения. | -Почему растения можно отнести к живой природе как птиц и человека? Чем они похожи? Что общего? Практическая часть. Наблюдение за стадиями развития растения из семени. Рассмотрим части растений и их значение в жизни растений. Демонстрирует контейнер с семенами на разных стадиях развития. Слайд 7. Найдите семя, семя с проросшим корешком-корнем, стебель , росток с корнями.(Карточка 2) -Для чего растению семена? Где образуются семена? -Для чего растению корень? Ствол? (стебель) -Для чего листья? Цветок? -Что происходит с растений за много лет? Что же мы узнали из наблюдения о растениях? Слайд 8 (Карточка 3) Что же общего у предметов живой природы? Зачитаем карточку и вставьте ее в тетрадь | Работают 2 группы фронтально. Выявляют причины затруднения. Причины затруднения: Они совершенно не похожи. Принимают условия выхода из затруднения. 1.Рождается новое растение 2.Питается 3. Растет, развивается 4.Дышит 5.Дает новое потомство. 6.Стареет и умирает. открывают карточки 2,3, зачитывают и оценивают «открытие» жетоном. | Коммуникативные: выражают свои мысли, учатся культуре общения. Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему. Познавательные: ориентируются в своей системе знаний | ||||||||||
Этап разработки проекта выхода из затруднения | -Итак, вы сегодня будете изучать растения. Слайд 9 Рассмотрим разные группы растений, запомним название растений нашей местности. Задание: попробуйте обозначить цель урока. Задание: закончите фразы и определите, какие задачи вы должны выполнить, чтобы открыть тайны нашего урока и узнать какие группы растений бывают. Рассмотреть…………….. Сравнить ………………….. Распределить…………………… Слайд-10 | Работают 2 группы фронтально. Определяют тему урока «Растения.Части растений. Сравнение растений.». Определяют цель урока: узнать какие группы растений бывают. Формулируют задачи урока: Рассмотреть разные растения Сравнить их. 3.Распределить их на группы | Коммуникативные: умение продуктивно взаимодействовать друг с другом, излагать своё мнение Регулятивные: определение цели и задач. | ||||||||||
Этап «открытия» новых знаний – практический этап. | Проводит инструктаж к практико-ориентированному наблюдению элементов растений из контейнера. «Сравнение различных групп растений. Узнать название растений нашей местности». Откройте и познакомьтесь с инструктивными листами-схемами для решения задач урока. (Приложение 1 Слайд 11). Задание 1. Рассмотрите и изучите каждый из данных вам частей растений по плану: Окраска(форма). Гладкое ( шероховатое) Это…(ствол, лист, плод с семенами, корень) Помогает растению …( тянуться вверх, дышать, размножаться, получать питание) Растение …(высокое, среднее, низкое) Это… ( дерево…, куст…, трава..). Дополнительно: Карточка 4. Поможет определить название растения. | Работают по инструктивному листу-схеме с учителем по группам , заполняют таблицу, делают выводы. Оценивают свой результат жетоном. Обучающиеся класса выходят и рассказывают описание каждого растения и группируют их (обмениваются новыми знаниями). Оценивают свой результат жетоном. | Познавательные: приобретают умения работать с натуральными объектами, наблюдают, анализируют и обобщают, формулируют выводы. Регулятивные: учатся работать по ИЛ, контролировать выполнение заданий группой и объективно оценивать результаты своей деятельности. Коммуникативные: умение организовать учебное взаимодействие при работе в группе. | ||||||||||
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Задание 2. (Приложение 2) Каждая группа получает карточки с названиями растений и комплект картинок с изображениями . Необходимо установить соответствие между ними, распределив их на 3 группы . | 2 группы В группах ученики обсуждают, проговаривают объяснение. Ученики из второй группы проводят проверку и оценивают выполнение задания, задают вопросы. .- Одни и те же части растений: корень, ствол( стебель), ветки с листьями, цветок-плод с семенами. Оценивают свой результат жетоном. | Познавательные: выполнить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в устной форме с опорой на таблицу Регулятивные: объективно оценивать выполнение заданий, умение выслушивать доводы другой группы. | ||||||||||
| Задание 3. Заполните таблицу Части растений. Общее и отличие (Приложение 3 Слайд 12). Слайд 13. Задание 4. Назовите характерные признаки каждой группы растений. | ||||||||||||
Рефлексивно-оценочный. | Подведение итогов урока: Слайд 11 Тема урока, цель урока, задачи урока. Достигли цель урока? Решили поставленные задачи урока? «Сигнал светофора»: зеленый- все удалось на уроке, понравилось, желтый- были недочеты в деятельности, немного огорчен, красный- не удалось многое, урок не понравился. | Фронтальная. Подсчет жетонов | Регулятивные: оценивать степень достижения цели урока, самооценка. |
Программа: Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 22.12.2015 года по предмету «Мир природы и человека» ориентирована на учебник: Мир природы и человека. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразовательные программы. В 2 ч. Н.Б.Матвеева, И.А.Ярочкина, М.П.Попова, Т.О.Куртова. – 2–е изд.- М.: "Просвещение", 2019.
Карточка1.
Живая природа | Не живая природа |
| |
| |
| |
| |
Карточка 2
1.Рождается новое растение
2.Питается
3. Растет, развивается
4.Дышит
5.Дает новое потомство.
6.Стареет и умирает.
Карточка 3.
Корень
Ствол (Стебель)
Лист (иголки)
Цветок
Плод с семенами
Карточка 4
Дерево | Описание |
берёза | белый ствол с черными пятнами |
ель | темно-серый шершавый ствол, мелкие зелёные иголочки |
сосна | желто-коричневый ствол, длинные зелёные иголки |
лиственница | с темной корявой корой ствол, мягкая зеленая хвоя ( иголки) |
куст | Описание |
смородина | светло-серые шершавые ветви, ягоды чёрные, красные |
жимолость | тонкие желто-коричневые стволы, продолговатые синие ягоды |
шиповник | темно коричневые стволы, розо-оранжевые продолговатые ягоды |
Приложение 1
Задание 1. Рассмотрите и изучите каждый из данных вам частей растений по плану:
Окраска (форма).
Гладкое ( шероховатое)
Это…(ствол, лист, плод с семенами, корень)
Помогает растению …( тянуться вверх, дышать, размножаться, получать питание)
Растение …(высокое, среднее, низкое)
Это… ( дерево…, куст…, трава..).
Приложение 2.
Дерево | Куст | Трава Травянистое растение |
| | |
| 2 | 3 |
4 | 5 | 6 |
Лиственница , сосна, ель
Ромашка, одуванчик
Смородина, жимолость, шиповник
Приложение 3.
Задание 2. Внесите результаты в таблицу
Растения. Общее и отличие
| Дерево | Куст | Трава Травянистое растение |
Высота растения | | | |
Ствол кора | | | |
Лист Хвоя иголки | | | |
Цветок Плод с семенами | | | |
| | | |
«+» - … есть у растения
«-» -…нет у растения
Тонкие - длинные
толстый - -тонкий ---мягкий
высокое - низкое
Спицына Любовь Ивановна