Урок литературы в 3 классе на тему «Разговор о маме. З. Воскресенская "Мама", Ю. Яковлев "Мама"»

9
0
Материал опубликован 9 February 2018 в группе

Пояснительная записка к презентации


 

Тема: Разговор о маме.

Юрий Яковлев «Мама», Зоя Воскресенская «Мама»

Цель: познакомить со стихами и рассказами о маме; развивать мышление, навыки выразительного чтения, обогащать словарный запас, воспитывать уважение к маме, желание ей помочь.

Оборудование: фотовыставка «Наши мамы», пословицы о маме, аудиозапись песни из мультфильма «Мама для мамонтёнка».

Ход урока:

1.Организационный момент.(1 мин)

2. Подготовленные учащиеся читают стихи о маме.(7 мин)

Чем похожи все эти стихи? (все они о самых дорогих людях – наших мамах)

3. Вы догадались, что сегодняшняя тема нашего урока «Разговор о маме».( Слайд №1)

Как ещё мы называем маму?

На доске табличка: мама, мать, мамочка, мамуля, маменька, матушка. (Слайд №2)

Но чаще всего мы говорим просто – мама.

Сегодня мы познакомимся с отрывком из рассказа Зои Воскресенской «Мама»(Слайд№3)

Первичное чтение учителем текста.(5 мин)

Понравился ли вам отрывок?

Что именно вам понравилось.

Объясните смысл выражений:

Оно звучит на всех языках мира одинаково нежно (люди разных стран нежно говорят о маме).

Верное, чуткое сердце (сердце мамы всё чувствует).

Сердце не останется равнодушным (мама откликается на любую беду, спешит помочь).

Вторичное чтение текста детьми.(7 мин)

1.Жужжащее чтение.

2. Чтение по цепочке.

3. Чтение в темпе скороговорки.

Почему слово мама самое прекрасное на земле? (Его первым произносят дети. Мамы нужны и малышам, и взрослым.)


 

Физкультминутка. Дети выполняют движения под песенку мамонтёнка. (2 мин)


 

Какие пословицы о матери вы знаете? (ответы детей)(3 мин)

Это пословицы русского народа.

А теперь, прочитайте башкирские пословицы о матери(слайд №4) и объясните их смысл:

Мать – святое слово. (Каждый человек должен почитать свою мать)

Детская душа – чистый лист. (Всем, чего добился человек в жизни, он обязан матери. Она учит ребёнка с младенчества).

Сейчас мы познакомимся с рассказом Юрия Яковлева «Мама» и подумаем, подходят ли эти пословицы к этому рассказу.(Слайд№5)

Чтение рассказа учителем вслух.(3 мин)

Какое у вас настроение после прочтения этого рассказа? (Грустное. Мальчик потерял самого близкого человека – свою маму)

Его мама погибла во время Блокады Ленинграда в 1942 году, когда фашисты окружили город, люди умирали от голода.(Слайд№6)

Подходят ли пословицы к этому рассказу? (Да, мама многому научила сына)

Сейчас мы ещё раз прочитаем рассказ и ответим на вопрос:

Какие эпизоды своей жизни вспоминает автор?

Вторичное чтение детьми про себя.(12 мин)

О каких эпизодах жизни вспоминает автор? ( он вспоминает о своём детстве)

Что вы можете сказать о маме мальчика? (заботливая, нежная, ласковая, добрая, мудрая, родная)

На доске: «Самоотверженный человек – это тот, кто жертвует всеми благами, даже жизнью, на пользу близких» В. И. Даль.(Слайд №7)

Можно ли назвать маму мальчика самоотверженной? (ответы детей)

А сколько матерей погибло в годы ВОВ, защищая своих близких и свою Родину от захватчиков. Одна из них Клавдия Ильинична Абрамова-Разуваева, её памятник стоит недалеко от нашей школы возле швейной фабрики. До войны она работала на этой швейной фабрике в нашем городе Уфе. А потом переехала в Ставропольский край, а когда в город вошли фашисты, Клавдия стала подпольщицей. Предатель выдал её фашистам. Фашиста расстреляли её вместе с дочерьми –шестилетней Лирой и одиннадцатилетней Ритой. Женщину – мать, обнявшую своих детей и изображает памятник.(Слайд №8)

А теперь закройте глаза и прислушайтесь: можете ли вы услышать мамин голос?

Прочитайте, как об этом говорит автор рассказа.

Чему научила мама каждого ребёнка? Прочитайте. (Мама научила тебя…)

Найдите строчки, где автор говорит о своей любви к матери. (Мать открывает ребёнку родную природу, язык, красоту мира, а в итоге учит любить Родину)

Что вы помните из своего раннего детства о своей маме? (ответы детей)

Некоторые дети написали сочинения о своих мамах и сейчас нам их прочитают. (ответы детей)

Какое сочинение вам понравилось больше всего и почему?

Итог урока:(2 мин)

О чём вы подумали после прочтения рассказов о маме? (об отношении к маме)

Интересные моменты из жизни наших мам запечатлены на нашей фотовыставке.

 Вывод:( 3 мин) Продолжите фразу: после урока мне очень захотелось….( ответы детей)

Цените маму, уважайте маму, гордитесь своей мамой. Цените каждую минутку, проведённую с ней.

Домашнее задание: выучить стихи о мамах разных авторов.


Презентация Разговор о маме
PPTX / 1.15 Мб

Предварительный просмотр презентации

Разговор о маме. Зоя Воскресенская «Мама», Юрий Яковлев «Мама». Урок литературного чтения в 3 классе.

Мать, мама, мамочка, мамуля, маменька, матушка

Зоя Воскресенская.

Мать – святое слово. Детская душа – чистый лист.

Блокада Ленинграда.

«Самоотверженный человек – это тот, кто жертвует всеми благами, даже жизнью, на пользу близких» В.И.Даль.

Клавдия Ильинична Абрамова- Разуваева.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.