Урок литературы в 3 классе на тему «Разговор о маме. З. Воскресенская "Мама", Ю. Яковлев "Мама"»
Пояснительная записка к презентации
Тема: Разговор о маме.
Юрий Яковлев «Мама», Зоя Воскресенская «Мама»
Цель: познакомить со стихами и рассказами о маме; развивать мышление, навыки выразительного чтения, обогащать словарный запас, воспитывать уважение к маме, желание ей помочь.
Оборудование: фотовыставка «Наши мамы», пословицы о маме, аудиозапись песни из мультфильма «Мама для мамонтёнка».
Ход урока:
1.Организационный момент.(1 мин)
2. Подготовленные учащиеся читают стихи о маме.(7 мин)
Чем похожи все эти стихи? (все они о самых дорогих людях – наших мамах)
3. Вы догадались, что сегодняшняя тема нашего урока «Разговор о маме».( Слайд №1)
Как ещё мы называем маму?
На доске табличка: мама, мать, мамочка, мамуля, маменька, матушка. (Слайд №2)
Но чаще всего мы говорим просто – мама.
Сегодня мы познакомимся с отрывком из рассказа Зои Воскресенской «Мама»(Слайд№3)
Первичное чтение учителем текста.(5 мин)
Понравился ли вам отрывок?
Что именно вам понравилось.
Объясните смысл выражений:
Оно звучит на всех языках мира одинаково нежно (люди разных стран нежно говорят о маме).
Верное, чуткое сердце (сердце мамы всё чувствует).
Сердце не останется равнодушным (мама откликается на любую беду, спешит помочь).
Вторичное чтение текста детьми.(7 мин)
1.Жужжащее чтение.
2. Чтение по цепочке.
3. Чтение в темпе скороговорки.
Почему слово мама самое прекрасное на земле? (Его первым произносят дети. Мамы нужны и малышам, и взрослым.)
Физкультминутка. Дети выполняют движения под песенку мамонтёнка. (2 мин)
Какие пословицы о матери вы знаете? (ответы детей)(3 мин)
Это пословицы русского народа.
А теперь, прочитайте башкирские пословицы о матери(слайд №4) и объясните их смысл:
Мать – святое слово. (Каждый человек должен почитать свою мать)
Детская душа – чистый лист. (Всем, чего добился человек в жизни, он обязан матери. Она учит ребёнка с младенчества).
Сейчас мы познакомимся с рассказом Юрия Яковлева «Мама» и подумаем, подходят ли эти пословицы к этому рассказу.(Слайд№5)
Чтение рассказа учителем вслух.(3 мин)
Какое у вас настроение после прочтения этого рассказа? (Грустное. Мальчик потерял самого близкого человека – свою маму)
Его мама погибла во время Блокады Ленинграда в 1942 году, когда фашисты окружили город, люди умирали от голода.(Слайд№6)
Подходят ли пословицы к этому рассказу? (Да, мама многому научила сына)
Сейчас мы ещё раз прочитаем рассказ и ответим на вопрос:
Какие эпизоды своей жизни вспоминает автор?
Вторичное чтение детьми про себя.(12 мин)
О каких эпизодах жизни вспоминает автор? ( он вспоминает о своём детстве)
Что вы можете сказать о маме мальчика? (заботливая, нежная, ласковая, добрая, мудрая, родная)
На доске: «Самоотверженный человек – это тот, кто жертвует всеми благами, даже жизнью, на пользу близких» В. И. Даль.(Слайд №7)
Можно ли назвать маму мальчика самоотверженной? (ответы детей)
А сколько матерей погибло в годы ВОВ, защищая своих близких и свою Родину от захватчиков. Одна из них Клавдия Ильинична Абрамова-Разуваева, её памятник стоит недалеко от нашей школы возле швейной фабрики. До войны она работала на этой швейной фабрике в нашем городе Уфе. А потом переехала в Ставропольский край, а когда в город вошли фашисты, Клавдия стала подпольщицей. Предатель выдал её фашистам. Фашиста расстреляли её вместе с дочерьми –шестилетней Лирой и одиннадцатилетней Ритой. Женщину – мать, обнявшую своих детей и изображает памятник.(Слайд №8)
А теперь закройте глаза и прислушайтесь: можете ли вы услышать мамин голос?
Прочитайте, как об этом говорит автор рассказа.
Чему научила мама каждого ребёнка? Прочитайте. (Мама научила тебя…)
Найдите строчки, где автор говорит о своей любви к матери. (Мать открывает ребёнку родную природу, язык, красоту мира, а в итоге учит любить Родину)
Что вы помните из своего раннего детства о своей маме? (ответы детей)
Некоторые дети написали сочинения о своих мамах и сейчас нам их прочитают. (ответы детей)
Какое сочинение вам понравилось больше всего и почему?
Итог урока:(2 мин)
О чём вы подумали после прочтения рассказов о маме? (об отношении к маме)
Интересные моменты из жизни наших мам запечатлены на нашей фотовыставке.
Вывод:( 3 мин) Продолжите фразу: после урока мне очень захотелось….( ответы детей)
Цените маму, уважайте маму, гордитесь своей мамой. Цените каждую минутку, проведённую с ней.
Домашнее задание: выучить стихи о мамах разных авторов.