Урок литературного чтения «Мир семьи, душевной открытости в рассказе Ю. Я. Яковлева «Мама»»
Пояснительная записка к презентации
Технологическая карта занятия |
|
Предмет |
Литературное чтение |
Класс |
4 |
Тема |
Мир семьи, душевной открытости в рассказе Ю.Я. Яковлева «Мама» |
г. Хабаровск |
|
Описание занятия: |
|
Тип урока |
Комбинированный урок |
Время реализации урока |
45мин. |
Цель урока |
Ученики определят главную мысль рассказа Ю.Я. Яковлева «Мама», напишут сочинение – рассуждение на тему «Родина начинается с семьи» |
Планируемые результаты |
Предметные: -Учащиеся научатся осознавать значимость чтения для саморазвития; -овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; -понимать цель чтения; Личностные: -полноценное восприятие художественной литературы; -эмоциональная отзывчивость на прочитанное; - умение высказывать свою точку зрения и уважение мнения собеседника. Метапредметные: -Предметно - практическая деятельность, самоконтроль. |
УУД |
Регулятивные УУД: осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей; проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий; произвольно строить устное высказывание с учетом учебной задачи. Коммуникативные УУД: проявлять устойчивый интерес к общению; участвовать в учебном диалоге; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Познавательные УУД: Самостоятельно выделение и формулирование познавательной цели, умение делать выводы в словесной форме. |
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Организационный момент |
-Здравствуйте, ребята. Я рада сегодня вас видеть, садитесь пожалуйста. |
-Приветствие учителя. |
-Ребята, для начала мы с вами начнем наш урок с пятиминутного чтения любимой книги. -Чтение 5 минут любимой книги -Расскажите несколько фактов о своей любимой книге? Название, автор, коротко, о чем. -Ребята, если вас заинтересовали эти книги, можете тоже их начать читать. |
-Читают -Несколько учеников рассказывают всему классу о своей любимой книге. |
|
Постановка проблемы урока Мотивационный компонент |
-Ребята, послушайте стихотворение, после добавьте недостающие слова. (Слово мама не произносится) Слайд 1-2 Кто пришёл ко мне с утра? - Какие ассоциации у вас возникают, когда вы думаете о маме? - Маме дарят подарки, о маме заботятся, о маме пишут стихи и рассказы, маме посвящают песни. |
-Слушают стихотворение -Добавляют слово мамочка. -Ответы детей. |
Определение последовательности действий на уроке |
-Тема нашего урока «Мир семьи, душевной открытости в рассказе Ю.Я. Яковлева «Мама» слайд 3 - Давайте вместе определим основной вопрос урока. - Все верно, итогом решения всех указанных вами задач, станет написание сочинения на тему «Родина начинается с семьи» -Чтобы написать сочинение нам, необходимо выполнить ряд заданий. -Но наши задания немного запутались. Распределите их по порядку. 1.Чтение рассказа 2.Определение главной мысли рассказа 3.Написание сочинения в черновике 4.Написание итогового сочинения -По мере выполнения заданий, мы на карточках с заданиями будем ставить восклицательный знак ! |
-определить идею рассказа, прочитать рассказ, размышлять о персонажах -Выбираем вместе с детьми задания по порядку. |
Этап решения проблемы урока Чтение с послетекстовыми заданиями |
-Итак, с чего начинаем подготовку к написанию сочинения? -Хорошо, давайте прочитаем рассказ Ю.Я. Яковлева на стр. 72 «Мама» и найдем в нем автобиографические сведения. -Давайте начнем читать по абзацам. -Давайте поставим восклицательный знак, на карточку с заданием. (1) - Какие сведения в рассказе являются автобиографическими? - У вас на партах лежат листы со сведениями о детском писателе Юрии Яковлеве. Найдите факты, подтверждающие автобиографичность рассказа. Работаем в парах. Юрий Яковлевич Яковлев (слайд 4) Юрий Яковлевич Яковлев (настоящая фамилия – Ховкин). Российский детский писатель и сценарист. Родился в Ленинграде в 1922 году. Защищал Родину во время Великой Отечественной Войны. Яковлев - автор сценариев игровых и анимационных фильмов: -Итак, поднимите руки те, кто нашел факты? Прочитайте их. -Что вам запомнилось из автобиографии? Отложите листы в сторону. - Для чего повторяется в тексте несколько раз «мамин голос», «мамины руки», «мамины глаза»?
-Давайте уберем из последнего предложения на стр. 72 повторы и прочитаем без них. Что получилось? -Почему? - У вас лежат листы со сведениями об авторе, переверните их — это ваши черновики. - Прочитайте и запишите каждый для себя главные слова и предложения этого рассказа, которые возможно вам пригодятся для сочинения. Пишем грамотно. Напоминаю тему сочинения «Родина начинается с семьи» Время —1,5 минуты Отложите в сторону листы -Не возникло ли у вас чувство, что вы читаете о своей маме? Как думаете почему? - - Прочитайте последнее предложение рассказа. Почему для автора Родина начинается с мамы? - Можете ли вы теперь сказать, какую основную мысль хотел передать автор? Поставьте восклицательный знак. (2) - Тема сочинения — «Родина начинается с семьи». Значит, о ком еще можно писать? Ваше сочинение — это не пересказ рассказа Яковлева, а ваши мысли, но вы можете использовать слова, словосочетания из прочитанного рассказа. - На слайде вы видите высказывания о том, что Родина начинается с семьи. (Слайд 5) Прочитайте их. Могут ли они вам пригодится для сочинения? Что значит первое высказывание? -Ваше сочинение будет в виде текста какого-то определенного типа, какой же это будет тип? Слайд 6 посмотрите на слайд типы речи Почему?
-Посмотрите, на готовую структуру сочинения Слайд 7 - Тезис (основная мысль работы) -Доводы (доказательства) -Вывод -Кто сможет представить устно сочинение? Какие-то мысли своего сочинения, если они у кого-то возникли поделитесь, пожалуйста, с нами. -Какие рекомендации дадим? Помните, что каждая часть начинается с красной строки, пишите грамотно, приводите доказательства, помните о том, что в ваше сочинение это ваши чувства и мысли. |
- Для начала нужно прочитать рассказ. -Читают по абзацам -Ставят восклицательный знак. -Мама автора погибла во время блокады Ленинграда, летом 1942 года. -Читают факты. -Читают. -Ответы
-Читают
-Ответы. -Здесь повторы нужны, автор в каждое слово вложил свои чувства: нежность, любовь. Многократные повторы усиливают эти чувства.
Получилось хуже: просто перечисление слов «голос», «руки», «глаза». Потерялись авторские чувства и отношение к маме. -Ответы детей. -Записывают -Возникло. Потому что все мамы похожи друг на друга в главном: в любви к своим детям. -Ответы. Мама для автора - -Автор повествует о том, что мама является самым важным человеком в нашей жизни, маму нужно беречь. Мама и Родина едины. -О папе, бабушке, дедушке и.т.д. -Ответы. -Тип сочинение – рассуждение. -Потому что здесь нужно рассуждать, доказывать, объяснять свои мысли. -Представляют устно сочинение. -Предложения детей |
Сочинение (в черновике) (Итоговое сочинение в чистовик) |
-Итак, приступим к написанию в черновике сочинения на тему «Родина начинается с семьи» (Слайд 8) -Кто написал в черновом варианте, и желает прочитать у доски свое сочинение? /data/files/j1522222304.pptx (Презентация к уроку) -Ребята, посмотрите, где мы можем поставить восклицательный знак на наших карточках с заданиями? Мы выполнили все задания., кроме последнего. Это и будет домашним заданием. Дома вы проверите свои сочинения на ошибки, что- то допишите и только потом перепишете в чистовик. |
-Начинают писать сочинение -Желающие выходят к доске и читают сочинения. |
Итог Рефлексия |
-Итак, скажите какие главные вопросы на уроке были? -Назовите главную мысль рассказа. -Ребята, любите своих мам, бабушек и всех своих родных, радуйте их каждый день, своими хорошими поступками. Ведь они у вас самые лучшие и родные. -Спасибо вам за урок, до свидание! |
-Прочитать рассказ и понять главную мысль рассказа, написать сочинение. - Автор повествует о том, что мама является самым важным человеком в нашей жизни, маму нужно беречь. -Мама и Родина едины. |
Горбачёва Марина Юрьевна
Орехова Наталья Сергеевна
Горбачёва Марина Юрьевна