12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Орехова Наталья Сергеевна897
Учитель начальных классов высшей квалификационной категории. Педагогический стаж - 28 лет. Люблю организаторскую деятельность.
Россия, Хабаровский край, Хабаровск
6

Урок литературного чтения «Мир семьи, душевной открытости в рассказе Ю. Я. Яковлева «Мама»»



Технологическая карта занятия

Предмет

Литературное чтение

Класс

4

Тема

Мир семьи, душевной открытости в рассказе Ю.Я. Яковлева «Мама»

 

г. Хабаровск

Описание занятия:

Тип урока

Комбинированный урок

Время реализации урока

45мин.

Цель урока

Ученики определят главную мысль рассказа Ю.Я. Яковлева «Мама», напишут сочинение – рассуждение на тему «Родина начинается с семьи»

Планируемые результаты

Предметные: -Учащиеся научатся осознавать значимость чтения для саморазвития;

-овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;

-понимать цель чтения;

Личностные: -полноценное восприятие художественной литературы;

-эмоциональная отзывчивость на прочитанное;

- умение высказывать свою точку зрения и уважение мнения собеседника.

Метапредметные: -Предметно - практическая деятельность, самоконтроль.

УУД

Регулятивные УУД:

осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей;

проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий;

произвольно строить устное высказывание с учетом учебной задачи.

Коммуникативные УУД:

проявлять устойчивый интерес к общению;

участвовать в учебном диалоге;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Познавательные УУД:

Самостоятельно выделение и формулирование познавательной цели, умение делать выводы в словесной форме.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент

-Здравствуйте, ребята. Я рада сегодня вас видеть, садитесь пожалуйста.

-Приветствие учителя.

Пять минуть с «любимой книгой»

-Ребята, для начала мы с вами начнем наш урок с пятиминутного чтения любимой книги.

-Чтение 5 минут любимой книги

-Расскажите несколько фактов о своей любимой книге? Название, автор, коротко, о чем.

-Ребята, если вас заинтересовали эти книги, можете тоже их начать читать.

-Читают

-Несколько учеников рассказывают всему классу о своей любимой книге.

Постановка проблемы урока

Мотивационный компонент

-Ребята, послушайте стихотворение, после добавьте недостающие слова. (Слово мама не произносится) Слайд 1-2

Кто пришёл ко мне с утра?
Мамочка.
Кто сказал: "Вставать пора"?
Мамочка.
Кашу кто успел сварить?
Мамочка.
Чаю – в пиалу налить?
Мамочка.
Кто косички мне заплёл?
Мамочка.
Целый дом один подмёл?
Мамочка.
Кто цветов в саду нарвал?
Мамочка.
Кто меня поцеловал?
Мамочка.
Кто ребячий любит смех?
Мамочка.
Кто на свете лучше всех?
Мамочка.

- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы думаете о маме?

- Маме дарят подарки, о маме заботятся, о маме пишут стихи и рассказы, маме посвящают песни.

-Слушают стихотворение

-Добавляют слово мамочка.

-Ответы детей.

Определение последовательности действий на уроке

-Тема нашего урока «Мир семьи, душевной открытости в рассказе Ю.Я. Яковлева «Мама» слайд 3

- Давайте вместе определим основной вопрос урока.

- Все верно, итогом решения всех указанных вами задач, станет написание сочинения на тему «Родина начинается с семьи»

-Чтобы написать сочинение нам, необходимо выполнить ряд заданий.

-Но наши задания немного запутались. Распределите их по порядку.

1.Чтение рассказа

2.Определение главной мысли рассказа

3.Написание сочинения в черновике

4.Написание итогового сочинения

-По мере выполнения заданий, мы на карточках с заданиями будем ставить восклицательный знак !

-определить идею рассказа, прочитать рассказ, размышлять о персонажах

-Выбираем вместе с детьми задания по порядку.

Этап решения проблемы урока

Чтение с послетекстовыми заданиями

-Итак, с чего начинаем подготовку к написанию сочинения?

-Хорошо, давайте прочитаем рассказ Ю.Я. Яковлева на стр. 72 «Мама» и найдем в нем автобиографические сведения.

-Давайте начнем читать по абзацам.

-Давайте поставим восклицательный знак, на карточку с заданием. (1)

- Какие сведения в рассказе являются автобиографическими?

- У вас на партах лежат листы со сведениями о детском писателе Юрии Яковлеве. Найдите факты, подтверждающие автобиографичность рассказа. Работаем в парах.

Юрий Яковлевич Яковлев (слайд 4)

Юрий Яковлевич Яковлев (настоящая фамилия – Ховкин). Российский детский писатель и сценарист.

Родился в Ленинграде в 1922 году. Защищал Родину во время Великой Отечественной Войны.
Потерял мать в блокадном Ленинграде, летом 1942года.
После войны окончил Литературный институт имени М. Горького (1952).
В автобиографии писал, что «сотрудничал в газетах и журналах и ездил по стране. Начал писать для детей, когда у него родился сын. Писатель много думал о детях, об их радостях и проблемах. Писал для детей рассказы, школьные учебники и даже сценарии к мультфильмам. Основные темы его произведений – это школьная жизнь, Великая Отечественная война, почитание памяти героев, поисковые отряды, авиация и «штурм небес», дружба между человеком и животным, чувство благодарности учителю и вины перед матерью.
В своих рассказах автор опирается на действительные случаи из жизни, поэтому его рассказы правдивы и интересны.

Яковлев - автор сценариев игровых и анимационных фильмов:
1969 - «Умка»
1970 - «Умка ищет друга»
1973 - «Был настоящим трубачом»
1974 - «Верный друг Санчо»
1975 - «У меня есть лев»
1982 - «Родился я в Сибири»
1982 - «Семеро солдатиков»
1985 - «Площадь Восстания»

-Итак, поднимите руки те, кто нашел факты? Прочитайте их.

-Что вам запомнилось из автобиографии? Отложите листы в сторону.

- Для чего повторяется в тексте несколько раз «мамин голос», «мамины руки», «мамины глаза»?


 


 

-Давайте уберем из последнего предложения на стр. 72 повторы и прочитаем без них. Что получилось?

-Почему?

- У вас лежат листы со сведениями об авторе, переверните их — это ваши черновики.

- Прочитайте и запишите каждый для себя главные слова и предложения этого рассказа, которые возможно вам пригодятся для сочинения.

Пишем грамотно. Напоминаю тему сочинения «Родина начинается с семьи»

Время —1,5 минуты

Отложите в сторону листы

-Не возникло ли у вас чувство, что вы читаете о своей маме? Как думаете почему?

-

- Прочитайте последнее предложение рассказа. Почему для автора Родина начинается с мамы?

- Можете ли вы теперь сказать, какую основную мысль хотел передать автор?

Поставьте восклицательный знак. (2)

- Тема сочинения — «Родина начинается с семьи». Значит, о ком еще можно писать?

Ваше сочинение — это не пересказ рассказа Яковлева, а ваши мысли, но вы можете использовать слова, словосочетания из прочитанного рассказа.

- На слайде вы видите высказывания о том, что Родина начинается с семьи. (Слайд 5) Прочитайте их. Могут ли они вам пригодится для сочинения? Что значит первое высказывание?

-Ваше сочинение будет в виде текста какого-то определенного типа, какой же это будет тип? Слайд 6 посмотрите на слайд типы речи

Почему?


 

-Посмотрите, на готовую структуру сочинения Слайд 7

- Тезис (основная мысль работы)

-Доводы (доказательства)

-Вывод

-Кто сможет представить устно сочинение? Какие-то мысли своего сочинения, если они у кого-то возникли поделитесь, пожалуйста, с нами.

-Какие рекомендации дадим? Помните, что каждая часть начинается с красной строки, пишите грамотно, приводите доказательства, помните о том, что в ваше сочинение это ваши чувства и мысли.

- Для начала нужно прочитать рассказ.

-Читают по абзацам

-Ставят восклицательный знак.

-Мама автора погибла во время блокады Ленинграда, летом 1942 года.

-Читают факты.

-Читают.

-Ответы


 


 


 


 

-Читают


 

-Ответы.

-Здесь повторы нужны, автор в каждое слово вложил свои чувства: нежность, любовь.   Многократные повторы усиливают эти чувства. 


 

Получилось хуже: просто перечисление слов «голос», «руки», «глаза». Потерялись авторские чувства и отношение к маме.

-Ответы детей.

-Записывают

-Возникло. Потому что все мамы похожи друг на друга в главном: в любви к своим детям.

-Ответы. Мама для автора -

-Автор повествует о том, что мама является самым важным человеком в нашей жизни, маму нужно беречь. Мама и Родина едины.

-О папе, бабушке, дедушке и.т.д.

-Ответы.

-Тип сочинение – рассуждение.

-Потому что здесь нужно рассуждать, доказывать, объяснять свои мысли.

-Представляют устно сочинение.

-Предложения детей

Сочинение

(в черновике)

(Итоговое сочинение в чистовик)

-Итак, приступим к написанию в черновике сочинения на тему «Родина начинается с семьи» (Слайд 8

-Кто написал в черновом варианте,  и желает прочитать  у доски свое сочинение? /data/files/j1522222304.pptx (Презентация к уроку)

-Ребята, посмотрите, где мы можем поставить восклицательный знак на наших карточках с заданиями? Мы выполнили все задания., кроме последнего. Это и будет домашним заданием. Дома вы проверите свои сочинения на ошибки, что- то допишите и только потом перепишете в чистовик.

-Начинают писать сочинение

-Желающие выходят к доске и читают сочинения.

Итог

Рефлексия

-Итак, скажите какие главные вопросы на уроке были?

-Назовите главную мысль рассказа.

-Ребята, любите своих мам, бабушек и всех своих родных, радуйте их каждый день, своими хорошими поступками. Ведь они у вас самые лучшие и родные.

-Спасибо вам за урок, до свидание!

-Прочитать рассказ и понять главную мысль рассказа, написать сочинение.

- Автор повествует о том, что мама является самым важным человеком в нашей жизни, маму нужно беречь. -Мама и Родина едины.

Опубликовано в группе «Урок литературы как средство воспитания нравственного поведения»


Комментарии (3)

Горбачёва Марина Юрьевна, 26.03.20 в 06:13 1 Ответить Пожаловаться
Благодарю за грамотный ресурс!
Орехова Наталья Сергеевна, 26.03.20 в 06:19 0 Ответить Пожаловаться
Спасибо, вот только слово ДОСВИДАНИЕЕЕ как то получилось(

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.