Классный час «Разговоры о важном» по теме «Подвиг юного партизана Марата Казея» (7 класс)

1
0
Материал опубликован 2 May 2023

«Разговоры о важном» по теме: «Подвиг юного партизана Марата Казея»

для 5-7 классов.

Цели: расширить знания детей о Великой Отечественной войне; воспитывать уважение и благодарность к людям, защищавшим Родину в годы Великой Отечественной войны; воспитывать чувство  патриотизма, стремление быть похожими на героев.

Планируемые результаты:

        Личностные: узнать о подвиге Марата Казея, проявить эмоциональный интерес к событиям Великой Отечественной войны.

        Метапредметные: анализировать текстовую и видеоинформацию, устанавливать последовательность событий.

        Предметные: познакомиться с жизнью и подвигом юного героя; расширять представления о важности подвига в годы В.О. войны.

Форма занятия: беседа с использованием мультимедийного оборудования, презентация, фотографии детей - героев войны.

Сценарий занятия

Организационный момент

- Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами поговорим о Героях Великой Отечественной войны, а именно о детях-героях .

 У войны недетское лицо… Но многим ли известно, сколько раз пересекались дети и война?

  С началом Великой Отечественной войны весь советский народ поднялся на священную борьбу против немецко-фашистских захватчиков. Вместе с отцами, старшими братьями и сестрами шли в бой тысячи юных патриотов, они боролись за то, чтобы был мир во всем Мире, чтобы не гибли люди от бандитов, террористов, чтобы не было фашизма на Земле.
   Много юных героев погибло за свободу нашей Родины. В благодарной памяти народа навсегда останутся славные боевые дела юных героев. Тех, кто мужественно дрался с лютым врагом на полях фронтовых сражений, в партизанских отрядах и в условиях подполья. Тех, кто внес свой вклад в грядущую победу и кому сегодняшние сверстники обязаны счастливой мирной жизнью.
   Сотни школьников сражались в партизанских отрядах, были членами подпольных организаций. Они были разведчиками и связистами, сестрами милосердия и подрывщиками.

Просмотр презентации «Дети-герои Великой Отечественной войны»
Юный герой партизанского движения

Учитель: 11 мая 2023 года – это дата, о которой мало кто знает. Ровно 79 лет назад героически погиб юный партизан Марат Казей – пример мужества и стойкости, который навсегда останется в памяти поколений.

Марат Казей – юный участник Великой Отечественной войны, отважный партизан-разведчик. Звания Героя Советского Союза удостоен посмертно.

  Рассказ подготовленных учащихся:

Ученик 1

Детство героя. О довоенном периоде жизни будущего героя известно немного. Отец Марата был коммунистом, пользовался в обществе большим уважением. Иван Георгиевич Казей возглавлял курсы подготовки рабочих кадров на Дзержинской машинно-тракторной станции. Свое имя Марат получил в честь линкора Балтийского флота "Марат", на котором проходил военную  службу отец. Марат тоже мечтал стать моряком, как отец.  Едва Марату исполнилось 6 лет, отца арестовали по ложному доносу и сослали на дальний Восток, больше они не виделись. Мать Марата- Анна Александровна- тоже была активисткой и входила в состав комиссии при Верховном Совете, заочно училась в Московском педагогическом институте.  После ссылки мужа ее уволили с работы, отчислили из института, лишили жилья и арестовали. Марат со старшей сестрой были вынуждены жить у родственников. Но вскоре ее оправдали и выпустили, незадолго до войны. Но несмотря на это все она продолжала отстаивать коммунистические идеалы и поддерживать советскую власть. 

  Ученик 2:

В первый же день войны Марат Казей увидел двоих на кладбище. Один, в форме танкиста Красной Армии, заговорил с деревенским мальчиком.
- Послушай, где тут у вас... Глаза незнакомца беспокойно бегали по сторонам. Марат обратил внимание ещё на то, что пистолет висел у танкиста почти на самом животе. «Наши так не носят оружие», - мелькнуло в голове мальчика.
- Я принесу... молоко и хлеб. Сейчас. - Он кивнул в сторону деревни. - А то пойдёмте к нам. Наша хата на краю, близенько...
- Неси сюда! - уже совсем осмелев, приказал танкист. «Наверное, немцы, - подумал Марат, - парашютисты»...
  Немцы не сбрасывали на их деревню бомбы. Вражеские самолёты пролетали дальше на восток. Вместо бомб свалился фашистский десант. Парашютистов вылавливали, но никто не знал, сколько их сброшено...

В хате отдыхало несколько наших пограничников. Анна Александровна, мама Марата, поставила перед ними чугун со щами, кринку молока. Марат влетел в хату с таким видом, что все сразу почувствовали неладное.
- На кладбище - они! Пограничники бежали к кладбищу за Маратом, который вёл их короткой тропкой. Заметив вооружённых людей, переодетые фашисты бросились в кусты. Марат - за ними. Добежав до опушки леса, «танкисты» начали отстреливаться...

Вечером к хате Казеев подкатил грузовик. В нём сидели пограничники и двое пленных. Анна Александровна со слезами бросилась к сыну - он стоял на ступеньке кабины, ноги у мальчика были в крови, рубашка изодрана.
 - Спасибо вам, мамаша! - пожимали воины по очереди руку женщине. - Смелого сына вырастили. Хорошего бойца!

   
Ученик 3

Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной Казей, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал. За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей (прятала у себя раненых партизан), и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, пионер Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады.

  Ариадна пережила войну, но стала инвалидом - когда отряд выходил из окружения, она отморозила ноги, которые пришлось ампутировать. Девушке тогда было 17 лет. В дальнейшем она закончила педагогический институт, стала Героем Социалистического труда, депутатом Верховного Совета, членом ревизионной комиссии ЦК Компартии Белоруссии. Когда на самолете ее увозили в госпиталь, командир отряда предложил лететь с ней и Марату, чтобы он продолжил прерванную войной учебу. Но Марат отказался и остался в партизанском отряде.

   В первом же бою 9 января 1943 года в районе Станьковского леса Марат Казей проявил мужество и отвагу. Будучи раненным в руку, он несколько раз ходил в атаку. Позднее десятки раз проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные разведывательные данные. Неоднократно участвовал в диверсиях на железных и шоссейных дорогах. Используя данные, полученные Маратом, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске…

 В декабре 1943 года в бою на Слуцком шоссе Марат Казей добыл ценные документы неприятеля - военные карты и планы гитлеровского командования.

  Один из своих самых известных подвигов  Марат совершил в марте 1943года. Когда у деревни Румок его отряд окружили немцы, Марату  удалось с боем прорваться сквозь вражеское кольцо и привести подмогу -партизанский отряд,, находившийся в 7 км от деревни. В итоге партизаны были спасены, а каратели уничтожены. 

  Имя мальчика Марата Казея, партизанского разведчика, в окрестных деревнях знали многие. Враги называли его "неуловимым" и обещали награду тому, кто его выдаст. Марат носил на ремне две гранаты, а на груди- автомат. Когда сестра Ариадна спросила его, почему он носит две гранаты. Марат ответил: "Одну-для фашистов, другую-для себя, если отбиваться будет нечем". Он не знал тогда, что предрекает свою гибель. 

  11 мая 1944-го года, возвращаясь с задания, Марат и командир разведки наткнулись на немцев неподалеку от деревни Хоромецкое Узденского района Минской области. Командира убили сразу, Марат, отстреливаясь, залег в ложбинке. Уходить в чистом поле было некуда, да и возможности не было - Марат был тяжело ранен. Пока были патроны, держал оборону, а когда магазин опустел, взял в руки свое последнее оружие - две гранаты, которые с пояса не снимал. Одну бросил в немцев, а вторую оставил. Когда немцы подошли совсем близко, взорвал себя вместе с врагами. При том взрыве погибло 29 фашистов. О подвиге погибшего юного героя скоро узнала вся страна. А именем Марата Казея назвали большой боевой корабль, ведь именно он мечтал выучиться на моряка и стать капитаном.

Учитель:
До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья. Мальчишки. Девчонки.

  На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями, рядом с коммунистами и комсомольцами. Сражались повсюду. И ни на миг не дрогнули юные сердца! Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок.

- Ну вот и закончился наш разговор на очень важную тему. Давайте подведем итог нашему разговору.

- Ребята, как вы думаете, для чего мы с вами сегодня говорили на такую важную тему?

- По вашему мнению нужны ли такие разговоры?

- А нужно ли нам с вами помнить имена Героев? Для чего?

Предлагаю детям список книг о юных героях для прочтения:

Повесть "Ваня Васильченко"- Иван Иванович Лесовой.
"Партизанка Лара" - Надежда Надеждина
"Улицы младшего сына"- Лев Кассиль
"Повесть о Зое и Шуре" Л. Космодемьянская
"Мальчик со шпагой" Владислава Крапивина
Серия книг ПИОНЕРЫ-ГЕРОИ:

"Вася Шишковский"- Станислав Чумаков
"Витя Коробков" Екатерина Иосифовна Суворина
"Зина Портнова"- Григорий Осипович Набатов,
 "Лёня Голиков"- Юрий Михайлович Корольков,
 "Партизан Лёня Голиков"- Юрий Михайлович Корольков
 "Марат Казей"- Вячеслав Николаевич Морозов
 "Юта Бондаровская"- Жанна Александровна Браун
 "Павлик Морозов"- Виталий Георгиевич Губарев

"Иван. Зося"- Богомолов В. О.
 "Дети блокады"-Сухачев М. П.
"Сын полка" Валентин Катаев


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.