Разговорная и просторечная лексика в сказках М.Е. Салтыкова - Щедрина.

0
0
Материал опубликован 12 September

Исследовательская работа: « Разговорная и просторечная лексика в сказках М.Е.Салтыкова Щедрина»

Цель работы : найти в сказках Салтыкова – Щедрина разговорные и просторечные слова,раскрыть их роль.

Разговорная лексика Разговорная лексика – это слова, которые употребляются в неофициальном, непринужденном общении. Являясь стилистически окрашенным пластом словарного состава, разговорная лексика не выходит за пределы лексики литературного языка. Большинству разговорных слов свойственно оценочное употребление. Слова разговорного стиля отличаются: Большой смысловой емкостью; Красочностью; Придают речи живость экспрессивность

Просторечная лексика Просторечная лексика – стилистически сниженные слова, находящиеся в отличие от разговорной лексики, за пределами строго нормированного литературного языка. Используется для сниженной, грубоватой оценки обозначаемого. Такие слова характеризуются ярко выраженной экспрессивной отрицательной оценкой: дылда, братва, обжора, барахло, брехня, глотка, мразь. Книжные, разговорные, просторечные слова, правильно введенные в ткань высказывания, придают речи: Особый колорит Повышают её выразительность и экспрессивность

Словообразовательные особенности Словообразовательные особенности разговорного стиля связаны с ее экспрессией и оценочностью. Сферу экспрессивного словообразования обслуживает целый ряд суффиксов, специфических для разговорной речи. Например, суффиксы существительных: -аг(а), -уг(а),-ан(А), -ах( а), -ух, -уш(а), -ох, -ыш, -ун, ач и т.д( животина, зверюга, волчиха, зайчиха, скотинка ). В сказках М.Е.Салтыкова –Щедрина широко употреблены суффиксы: субъективной оценки со значением ласкательности, неодобрения, увеличительности ( лапушка, домина, храмина,зверюга); с окраской разговорности: -к- (свечка), -яга-(работяга,коняга, трудяга, миляга), -ятина (дохлятина, пошлятина, тухлятина), Образование прилагательных оценочного значения ( глазастый, худющий, здоровенный), глаголов (слопают, чешет, улепетывает, надул, улизнуть, тузят, ляпнет, калякай и т.д.). Для усиления экспрессии используется удвоение слов (большой-пребольшой, глазастый-преглазастый, черный-черный, терпел-терпел, толковал-толковал, подождала-подождала). Глаголы встречаются чаще, употребляются разговорные частицы: ну, вот, пусть, ведь, чай, то.

Разговорным словам свойственна свобода семантических связей производящей и производной основы. Это свойство разговорных слов объясняется тем, что такие слова рождаются в самых разнообразных ситуациях и контекстах, но связь с определенными конструкциями и контекстами делает их вполне пригодным для общения.

Основным фоном авторского повествования в художественных произведениях является художественный стиль. Однако в некоторых произведениях в авторскую речь широко включаются разговорные конструкции.

Это объясняется тем, что таким включением авторы стремятся приблизить свою речь к устному рассказу, средствами письменной речи создать впечатление устной речи. В этих целях частично используется лексика, не столько разговорная, сколько сниженная, просторечная лексика.

Разговорные выражения могут выполнять особую функцию интимизации повествования, т.е. создания впечатления, что автор обращается персонально к данному читателю. Впечатление это возникает потому, что разговорная речь всегда персональна, а письменная речь, как правило, обращение не к конкретному человеку. Мастерство писателя заключается в том, чтобы минимумом сигналов разговорности создать впечатление, что люди говорят, разговаривают, беседуют, и одновременно передать читателю нужные сведения.

Сказка «Коняга» Возьмем сказку «Конягу». Автор открывает повествование описанием коняжеского житья: «Худое Конягино житье. Хорошо еще, что мужик попался добрый и даром его не калечит. Выедут оба с сохой в поле: « Ну, милый, упирайся!- услышит Коняга знакомый окрик и понимает. Всем своим жалким остовом вытянется, передними ногами упирается…»

Язык приведенного отрывка , как и всей экспозиции, прост, все слова и определения точны, конкретны, взяты из народно-разговорной речи: « Коняга - обыкновенный мужичий живот, замученный, побитый, узкогрудый, с выпяченными ребрами, обожженными плечами, с разбитыми ногами».Художник отбирает глаголы действия, которые заключают в себе «образность, экспрессию»: « грудью напирает», « руками … в соху впился, ногами в комьях земли грузнет». Для раскрытия картины каторожного житья мужика и Коняги Щедрин использует и просторечие, и авторскую речь.

Выводы: Так как мы изучали разговорную и просторечную лексику на примере сказок Салтыкова – Щедрина, то мы увидели, что автор широко включает в текст сказок разговорные и просторечные элементы. Таким включением он стремится приблизить свою речь к устному рассказу, средствами письменной речи создать впечатление устной речи.

Стилистически окрашенная разговорная и просторечная лексика в силу своей оценочности и сниженности требует тщательного отбора, внимательного к себе отношения. В речи не должно возникать стилевого перебоя, использование стилистически окрашенных слов должно быть оправдано целью высказывания. Употребление разностилевой лексики, немотивированное использование разговорных и просторечных слов довольно распространенная стилистическая ошибка, поэтому нужно изучать особенности разговорной и просторечной лексики, чтобы уместно ее употреблять в тех или иных речевых ситуациях.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.