Методическая разработка игры по литературе для 7 класса «Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИГРЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 7 КЛАССА " СКАЗКИ М.Е.САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА"
Цель: обобщить и закрепить знания, полученные на уроках литературы учащимися 7 класса
Задачи:
пробудить интерес у учащихся к литературным произведениям;
привить чувство ответственности при работе в командах;
закрепить знания по сказкам М.Е.Салтыкова-Щедрина.
Оборудование и приспособления: проектор, презентация, иллюстрации, жетоны для поощрения, благодарности, сертификаты, медали победителям и участникам.
Ход игры:
1 раунд: домашнее задание.
В нём участники команд демонстрируют небольшой отрывок из выбранной ими сказки Салтыкова-Щедрина. Присутствие костюмов, атрибутов обязательно.
1 команда разыгрывает сценку из сказки «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил» (сцена чтения газеты).
«Вчера, - читал взволнованным голосом один генерал, - у почтенного начальника нашей древней столицы был парадный обед. Стол сервирован был на сто персон с роскошью изумительною. Дары всех стран назначали себя как бы рандеву на этом волшебном празднике. Тут была и «шекснинская стерлядь золотая», и питомец лесов кавказских, - фазан, и, столь редкая в нашем севере в феврале месяце, земляника…»
-Тьфу ты, господи! Да неужто ж, ваше превосходительство, не можете найти другого предмета? - воскликнул в отчаянии другого генерала и, взяв у товарища газету, прочел следующее:
«Из Тулы пишут: вчерашнего числа, по случаю поимки в реке Уне осетра (происшествие, которого не запоминает даже старожилы, тем более что в осетре был опознан частный пристав Б.)»…!»
Вторая команда разыгрывает отрывок из сказки Салтыкова-Щедрина:
«…Выслушал орел соколиный доклад о необходимости водворения наук и искусств и не сразу понял. Сидит себе да цыкает, да когтями играет, а глаза у него, словно точеные камешки, глянцем на солнце отливают. Никогда он ни одной газеты не видел, ин Бабой-Ягой, ни ведьмами не интересовался, а об соловье только одно слыхал: что эта птица - мелкая, не стоит из-за ее клюв марать.
-Ты, поди, не знаешь, что и Бонапарт-то умер? - спросил сокол
-Какой такой Бонапарт?
-То-то вот. А знать об этом не худо. Ужо гости приедут, разговаривать буду».
2 раунд «О каком герое идет речь?».
Учащимся загадываются загадки, по которым они должны отгадать название сказки:
В этой сказке два Ивана поживали,
Щи на ужин поедали,
Бедный был и был Богатый,
Были рядом у них хаты.
(Соседи)
Он обычно серый, белый,
В этой сказке он умелый,
Мудрый в этой сказке он,
Что за зверь тут так умен?!
(«Здравомысленный заяц»)
Как они его искали,
Без него как жить - не знали,
Без него не есть не пить,
Как себя им прокормить?!
(«Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил»)
Был отец и мать мудры,
Сам был мал, но всё ж удал,
Рыбы, раки даже блохи,
При желании обижали.
(«Премудрый пискарь»)
3 раунд «Лучшая иллюстрация».
От каждой команды предоставляется иллюстрация из сказки Салтыкова-Щедрина. (Обязательно присутствие цитаты данного фрагмента).
4 раунд «Кроссворд-самоделка ».
Учащиеся по данным вопросам должны составить кроссворд.
Вопросы:
1. Кто прокормил двух генералов? (мужик)
2. Птица эта так горда, что в сказке "Меценат" названа? (орел)
3. О нем говорится « Обыкновенный мужичий живот, замученный, побитый, узкогрудый…» (коняга)
4. «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик…», а какой же он был? (дикий)
5. В сказках Салтыкова-Щедрина бывал он самоотверженный и здравомысленный? (заяц)
6. Кто служил он сторожем при лабазе московского 2-й гильдии купца Воротилова? (верный Трезор)
В конце игры подводятся итоги, победители награждаются дипломами, участники сертификатами.