12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Забелина Ольга Игоревна155
Россия, Новгородская обл., Малая Вишера

Урок литературы в 10 классе

Тема: М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки.

Цель: познакомить учащихся с личностью писателя; раскрыть художественное своеобразие сказок Щедрина и их значение для общества.

Ход урока:

Оргмомент.

Приятно говорить о том, что радует, доставляет удовольствие. Гораздо труднее произносить необходимые, но горькие истины. Такой смелостью несомненно обладает писатель-сатирик.

Сообщение темы и целей урока.

Наше знакомство с писателем-сатириком мы начнём с рассказа А.И. Куприна «Исполин» (чтение рассказа учителем).

- Каким вы увидели сатирика в этом рассказе?

Обращение к эпиграфу урока (слайд №1). Давайте узнаем, в какой атмосфере рос и формировался будущий писатель-сатирик.

Сообщение учащихся о жизни и творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина (презентация).

Творчество Щедрина чрезвычайно разнообразно. Он писал романы, драмы, очерки, обозрения, рассказы, статьи, рецензии, сказки. Форму литературной сказки использовали до Щедрина многие. Но сказки Щедрина отличаются. Его сказки — это итог сорокалетней деятельности писателя, итог всего его творческого пути. Всего написано 32 сказки. 28 созданы в течение 4-х лет (1882-1886). Цель сказок — пробудить народ, чтобы «дети изрядного возраста» возмужали и перестали быть детьми.

Каковы же объекты сатиры Щедрина? (слайд №2)

Сатирические приёмы, используемые Щедриным? (слайд №3)

Давайте посмотрим, как всё вышесказанное находит отражение в одной из первых сказок Щедрина «Дикий помещик» (презентация)

- какие сатирические приёмы использует Щедрин для раскрытия «помещичьей» темы (слайд №3)

Анализ сказки «Дикий помещик» по плану (слайд №4)

В этой сказке встречаются фольклорные элементы.

Д/З составить таблицу «Сказки Щедрина — русские народные сказки» (общие черты; черты отличия)

Хотя сказки Щедрина создавались более 130 лет назад, в определённое историческое время, при определённом строе, имели прототипы, легко узнаваемые современниками писателя, но и в наше время эти сказки читаются не как рассказы 19 века, а как журналистские очерки о современной жизни. Актуальность и узнаваемость персонажей сказок не перестают удивлять.

Просмотр мультфильма «Премудрый пескарь».

Заполнить таблицу (слайд № 5)

Проверка таблицы.

Подведение итогов урока.

- Каково же значение сказок Щедрина для современников?

Презентация к уроку

Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.