12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Легоцкая Вера Сергеевна44116
Люблю работать.
Россия, Брянская обл., Брянск
9

Урок на тему «М. Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. «Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика»

М. Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. «Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика

Радькова Юлия Николаевна,

МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска


 

Цели: формировать умение выполнять анализ сатирической сказки; научить различать приёмы «эзопова языка»; рассмотреть идейное и художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина; формировать общекультурную эрудицию.

Ход урока.

1.Подготовка к восприятию.

- «Неприятная история, - записывал в апреле 1848 года в дневник Нестор Васильевич Кукольник, чиновник для особых поручений при военном министре и одновременно известный писатель. – Приказано арестовать чиновника… за какое-то сочинение, напечатанное без ведома начальства, в котором оказалось вредное направление и стремление к распространению революционных идей, потрясших всю Западную Европу. Это слова государя…» Речь шла о М.Е.Салтыкове (1826 – 1889).

Он окончил Царскосельский лицей, где некогда учился Пушкин. С января 1844 года лицей перевели в С.-Петербург, он стал называться Александровским. Салтыков был выпускником первого петербургского курса. Каждое новое поколение лицеистов возлагало надежды на кого-нибудь из учеников как на продолжателя поприща своего знаменитого предшественника. Одним из таких «кандидатов» был и Салтыков. Ещё в лицейские годы его стихи печатались в журналах. Теперь же он вызвал своими произведениями царский гнев и был отправлен в ссылку в Вятку (ныне Киров). «Вятский плен», как Салтыков назвал своё семилетнее пребывание там на службе, стал для него трудным испытанием и одновременно великой школой. Провинциальная жизнь со «сплетнями», «шпионством и гадостями», на которые жаловался писатель в письмах, с пустым времяпрепровожде-нием за вином и картами обступала новичка и, как трясина, грозила поглотить его. Но она же отрез-вляла от почерпнутых из книг иллюзий, сталкивала на службе и в быту со множеством различных людей: чиновниками, купцами, помещиками, крестьянами, раскольниками-староверами. Эти наблю-дения положили основание тому единственному «капиталу», который Салтыков скопил за жизнь, - великолепному, доскональному знанию России и её народа.

Писатель вернулся из ссылки в 1856 году, в этом же году началась публикация «Губернских очер-ков» под псевдонимом Н.Щедрин – так и родилась двойная фамилия С. – Щ. Литературный труд он сочетал с государственной службой: в Петербурге некоторое время занимал должность в Министер-стве внутренних дел, затем был вице-губернатором в Рязани и Твери, позже – председателем казён-ных палат (финансовых учреждений) в Пензе, Туле и Рязани. Непримиримо борясь со взяточничест-вом и защищая интересы крестьян, Салтыков везде выглядел белой вороной. На него сыпались доно-сы, ему грозили судом «за превышение власти», губернские остряки прозвали его «вице-Робеспье-ром». В 1868 году шеф жандармов доложил царю о Салтыкове как о «чиновнике, проникнутом идеями, не согласными с видами государственной пользы и законного порядка», за чем последовала отставка.

Вернувшись в Петербург, С.-Щ. всю свою энергию отдаёт литературной деятельности: много пишет сам и становится соредактором Некрасова в журнале «Отечественные записки». Творческая манера Щ., его писательский темперамент и талант полемиста оказались на редкость кстати в ту бурную, стремительно менявшуюся эпоху. Испытывая постоянный цензурный гнёт и как писатель, и как редактор «Отечественных записок», С.-Щ. был вынужден прибегать к всевозможным ухищрени-ям, чтобы выразить свою «крамольную» мысль. Одним из таких ухищрений стало обращение к жанру сказки. Именно сказка стала вершинным жанром в творчестве писателя, вобрав в себя его многолетние наблюдения и размышления, выразив их в наиболее отточенной, сжатой и общедоступ-ной форме.

2.Сообщение темы и целей урока.

3.Работа по теме урока.

- Первые произведения будущего цикла «Сказки для детей изрядного возраста» («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Пропала совесть») появляются на страницах журнала «Отечественные записки» в феврале 1869 года. В 80-е годы Салтыков-Щедрин за короткий срок создаёт книгу сказок (около 30), но обращение писателя к этому жанру нельзя объяснять только произволом цензуры: более важными оказались содержательные возможности сказок, понятных и близких простому читателю. Сказки были напечатаны с многозначительным подзаголовком: «для детей изрядного возраста». Кто же эти дети, как вы думаете?

Это взрослые, которые ещё нуждаются в поучении, которых надо воспитывать, которым надо открыть глаза на жизнь.

- Однако обмануть цензуру, спрятавшись за жанровыми особенностями сказки, С.-Щ. надолго не удалось: сказки регулярно изымались из печати, а один из цензоров, Лебедев, сказал: «То, что г. С-в называет сказками, вовсе не отвечает своему названию, его сказки - та же сатира, и сатира едкая… направленная против общественного и политического нашего устройства».

Условно все сказки С.-Щ. можно разделить на 4 тематические группы:

1)Тема власти («Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат» и др.)

2)Тема либеральной обывательской интеллигенции («Премудрый пискарь», «Самоотверженный заяц», «Карась-идеалист» и др.)

3)Тема народа («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Коняга», «Дурак» и др.)

4)Тема общечеловеческих пороков («Христова ночь»).

Самая крупная мишень щедринской сатиры – государственная власть в её отношении к человеку. В сказке «Медведь на воеводстве» (1884) развёртывается беспощадная критика самодержавия и единоначалия в любых его формах. Для успокоения «лесной челяди» и усмирения «внутренних супостатов» в лесную жизнь последовательно вторгаются Топтыгины – воеводы, назначенные самим Львом. Расскажите об их правлении.

Топтыгин 1-й был «старый служака-зверь, умел берлоги строить и деревья с корнями выворачи-вать… но самое драгоценное качество его заключалось в том, что он во что бы то ни стало на скрижали Истории попасть желал, и ради этого всему на свете предпочитал блеск кровопроли-тий», «не был зол, а так, скотина». Он задумал «именины свои отпраздновать. Купил ведро водки и напился в одиночку пьян. А так как берлоги он для себя еще не выстроил, то пришлось ему… среди полянки спать лечь». «Под утро… случилось мимо той полянки лететь Чижику», который подумал, «что гнилой чурбан на поляне валяется, сел на медведя и запел». А Топтыгин «сгреб грубияна в лапу, да, не рассмотревши с похмелья, взял и съел». «Сначала о поступке Топтыгина говорили с негодованием (за родную трущобу стыдно); потом стали дразниться; сначала дразнили окольные, потом начали вторить и дальние; сначала птицы, потом лягушки, комары, мухи. Все болото, весь лес». Чтобы об этом перестали говорить, по совету Осла, Топтыгин «особливое кровопролитие» учинил: «напал на стадо баранов и всех до единого перерезал. Потом бабу в малиннике поймал и лукошко с малиной отнял. Потом стал корни и нити разыскивать, да кстати целый лес основ выворотил. Наконец забрался ночью в типографию, станки разбил, шрифт смешал, а произведения ума человеческого в отхожую яму свалил», но Лев «приказал отчислить его по инфантерии».

Топтыгин 2-й «был умнее своего тезки …он рассчитывал на то, что как приедет на место, так сейчас же разорит типографию… Оказалось, однако ж, что во вверенной ему трущобе ни одной типографии нет…Тогда майор спросил, нет ли в лесу…университета или хоть академии, дабы их спалить; но оказалось, что и тут Магницкий его намерения предвосхитил…Рассердился Топтыгин и потребовал, чтобы к нему привели Магницкого, дабы его растерзать», но оказалось, что тот умер. Тогда «выбрал он ночку потемнее и забрался во двор к соседнему мужику. По очереди, лошадь задрал, корову, свинью, пару овец», но этого показалось ему мало, и Топтыгин решил двор по бревну раскать, полез на крышу, но не рассчитал, «что матица-то гнилая была» и провалилась. «Повис майор на воздухе…Облапил обломок бревна и заревел.Сбежались на рев мужики, кто с колом, кто с топором, а кто и с рогатиной… поставили рогатину на то самое место, где Топтыгину упасть надлежало… Затем содрали с него шкуру, а стерво вывезли в болото, где к утру его расклевали хищные птицы».

Топтыгин 3-й был умнее своих предшественников. «Прибыл он в трущобу на своих на двоих — очень скромно. Ни официальных приемов не назначил, ни докладных дней, а прямо юркнул в берлогу, засунул лапу в хайло и залег. Долго он таким образом лапу сосал и даже настоящим образом в управление вверенной ему трущобой не вступал». Только однажды влез на самую высокую сосну и оттуда не своим голосом рявкнул, но лесные обитатели сказали только: «Чу, Мишка ревет! гляди, что лапу во сне прокусил!» Топтыгин опять залез в берлогу, «чтоб до чего-нибудь настоящего додуматься. И додумался» до теории «неблагополучного благополучия». Он «решился выходить из берлоги только для получения присвоенного содержания. И затем все пошло в лесу как по маслу. Майор спал, а мужики приносили поросят, кур, меду и даже сивухи, и складывали свои дани у входа в берлогу. В указанные часы майор просыпался, выходил из берлоги и жрал». Так пролежал Топтыгин 3-й в берлоге многие годы. «И так как лесные порядки ни разу в это время нарушены не были и так как никаких при этом злодейств, кроме «натуральных», не производилось, то и Лев не оставил его милостью. Сначала произвел в подполковники, потом в полковники и наконец...Но тут явились в трущобу мужики-лукаши, и вышел Топтыгин 3-й из берлоги в поле. И постигла его участь всех пушных зверей».

- Политический смысл сказки был понятен современникам писателя: сказка была написана спустя три года после убийства Александра II. По требованию цензуры произведение Щедрина было изъято из журнала «Отечественные записки».

В 1883 году писатель создаёт сказку «Премудрый пискарь. В стране – реакция и террор. В нравст-венную атмосферу жизни проникают недоверие, подозрительность, трусость, равнодушие, и это не может не волновать С.-Щ., который замечает: «Уж очень худое время наступает». Писатель обраща-ется к широкой картине современной ему жизни и изображает её в виде многоликого рыбьего царст-ва, где действует тот же закон сильного. Центральной в сказке становится проблема смысла жизни: оправданна ли жизнь, единственная цель которой – дума о себе?

Как вы понимаете смысл заглавия этой сказки? Что означает эпитет «премудрый»?

- В чём проявляется «премудрость» пискаря?

Не только в следовании завету отца «гляди в оба!», но и в «творческом» его осмыслении: «для того чтобы выжить, нужно стараться … не жить!» Прозябание в норе – верная гарантия долгого века в мире зубастых щук, грозных раков и водяных блох.

- Вся нелепость, абсурдность «премудрой» философии отчётливо проступает в сравнении двух судеб: если наставления старика отца подкреплены реальным жизненным опытом (в детстве он даже едва не угодил в уху), то молодой пискарь испытывает страх прежде опыта и в итоге вовсе отказывается от этого опыта. Если пескарь-отец все же «помаленьку да полегоньку» жил, то существование «премудрого пискаря» уже трудно назвать жизнью. Его цель - «надо так прожить, чтоб никто не заметил», а потому первое, что делает пискарь, - придумывает особую нору, «чтоб ему забраться в нее было можно, а никому другому – не влезть». Образ норы становится символическим, отражая абсолютную замкнутость, бегство от мира и безотчетный страх перед ним.

Каков же итог жизни «премудрого пискаря»?

- Итог бесцветной, бессмысленной жизни «премудрого пискаря» - пустота и полное одиночество. Все содержание его блёклого существования уместилось в одни только отрицательные частицы: «не женился, детей не имел», «ни друзей у него, ни родных», «не ест, не пьет, никого не видит, ни с кем хлеба-соли не водит». Единственный глагол, не имеющий отрицательной частицы, - «дрожал»: «Он жил и дрожал - только и всего». Незадолго до смерти внезапно пробуждается в пескаре горькое осознание бессмысленности прожитой жизни: словно кто-то невидимый напомнил ему о существовании вечных ценностей, о которых пескарь в своем дрожании забыл, - и ему оказалось нечем оправдаться.

Изображением жалкой участи трусливого пискаря, замуровавшего себя в тесную норку, сатирик высказал свое презрение тем, кто, покорясь инстинкту самосохранения, уходил от общественной жизни в узкий мир личных интересов, напомнил современникам о смысле человеческой жизни, о человеческом достоинстве, о мужестве и чести.

Угнетённое положение простого народа, паразитизм господствующего класса обличает С.-Щ. в сказке «Коняга». Кто такой коняга? Расскажите о нём.

«Коняга - обыкновенный мужичий живот, замученный, побитый, узкогрудый, с выпяченными ребрами и обожженными плечами, с разбитыми ногами. Голову Коняга держит понуро; грива на шее у него свалялась; из глаз и ноздрей сочится слизь; верхняя губа отвисла, как блин. Немного на такой животине наработаешь, а работать надо. День-деньской Коняга из хомута не выходит. Летом с утра до вечера землю работает; зимой, вплоть до ростепели, "произведения" возит. А силы Коняге набраться неоткуда: такой ему корм, что от него только зубы нахлопаешь. Летом, покуда в ночную гоняют, хоть травкой мяконькой поживится, а зимой перевозит на базар "произведения" и ест дома резку из прелой соломы. Весной, как в поле скотину выгонять, его жердями на ноги поднимают; а в поле ни травинки нет; кой-где только торчит махрами сопрелая ветошь, которую прошлой осенью скотский зуб ненароком обошел. Худое Конягино житьё… Работой исчерпывается весь смысл его существования».

- Кто такой Пустопляс? Расскажите предание о родстве Коняги и Пустопляса.

«Коняга и Пустопляс - одного отца дети. Жил, во времена оны, старый конь, и было у него два сына: Коняга и Пустопляс. Пустопляс был сын вежливый и чувствительный, а Коняга – неотесан-ный и бесчувственный. Долго терпел старик Конягину неотесанность, долго обоих сыновей вел ровно, как подобает чадолюбивому отцу, но наконец рассердился и сказал: "Вот вам на веки вечные моя воля: Коняге - солома, а Пустоплясу - овес". Так с тех пор и пошло. Пустопляса в теплое стойло поставили, соломки мяконькой постелили, медовой сытой напоили и пшена ему в ясли засыпали; а Конягу привели в хлев и бросили охапку прелой соломы: "Хлопай зубами. Коняга! А пить - вон из той лужи".

- Почему же вдруг решил Пустопляс проведать Конягу? Какое открытие он сделал?

"Надоело, говорит, мне стойло теплое, прискучила сыта медовая, не лезет в горло пшено ярое». «Смотрит - ан братец-то у него бессмертный! Бьют его чем ни попадя, а он живет; кормят его соломою, а он живет! И в какую сторону поля ни взгляни, везде все братец орудует…Стало быть, добродетель какая-нибудь в нем есть, что палка сама об него сокрушается, а его сокрушить не может!»

- Какие же предположения об источнике живучести коняги выдвигают пустоплясы?

Одни говорили: «…в нем от постоянной работы здравого смысла много накопилось», другие возражали: «Не это поддерживает в Коняге несокрушимость, а то, что он в себе жизнь духа и дух жизни носит! И покуда он будет вмещать эти два сокровища, никакая палка его не сокрушит!», третьи считали: «совсем не потому Коняга неуязвим, а потому, что он "настоящий труд" для себя нашел. Этот труд дает ему душевное равновесие, примиряет его и со своей личною совестью и с совестью масс, и наделяет его тою устойчивостью, которую даже века рабства не могли победить!», а четвертый присовокуплял: «Совсем не оттого нельзя Конягу донять, чтобы в нем особенная причина засела, а оттого, что он спокон веку к своей юдоли привычен. …Кто к какому делу приставлен, тот то дело и делает».

- Коняга – символ крестьянина, символ народа и страны, униженных несправедливым политическим режимом и подавленных эксплуатацией. Разговоры пустоплясов сатирически передают суть споров о народе, ведущихся в среде интеллигенции в 80-е годы 19 века (либералы, славянофилы, народники, угнетатель).

- Сказки Салтыкова-Щедрина – политические сказки-сатиры, характерные черты которых:

- связь с УНТ (писатель использует традиционные сказочные образы, сказочные формулы и зачины, пословицы и поговорки);

- аллегоричность, политическая острота, сочетание реального и фантастического;

- в основе сказок – антитеза: сталкиваются представители противостоящих классов, сказки раскрывают классовую борьбу в России.

4. Итоги.

- Насколько сильным «орудием» стали сказки М.Е Салтыкова-Щедрина?

- Актуальны ли сказки «великого сатирика»?

                                               Использованная литература

 И.В.Золотарёва, Т.И.Михайлова. Поурочные разработки по литературе. 10 класс. 2 полугодие. – М.: ВАКО, 2003

Г.Фефилова. Литература. Планы-конспекты для 105 уроков. – М.: АСТ, 2016

Опубликовано в группе «"Как живу, так и пишу: свободно и свободно!"»


Комментарии (1)

Ахметшина Наталья Юрьевна, 19.09.18 в 20:27 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Вера Сергеевна! Очень подробно расписано.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.