Колосова Ольга Валерьевна
Урок русского языка 7 класс
Тема урока: «Различение существительных 1,2 и 3-го склонений»
Цель: Создание условий для формирования у учащихся навыковразличения существительных 1,2 и 3-го склонений .
Задачи:
1. Закрепить понятие склонения существительных, способствовать отработке навыков различения существительных 1,2 и 3-го склонений.
2. Корригировать мышление учащихся на основе упражнений в анализе и синтезе, сравнении и сопоставлении.
3. Воспитывать культуру учебного труда.
Урок закрепления знаний
Оборудование: Интерактивная доска, проектор, презентация powerpoint, наглядная опора, настольная игра «Пингвины на льдинах», дидактический набор «Мороженое», индивидуальные листы-гармошки с правилом, дидактическая игра «Пазлы», музыкальный видеофрагмент «В лесу родилась ёлочка».
Формирование базовых учебных действий
Личностные учебные действия:
бережно относиться к школьному имуществу;
проявлять самостоятельность при выполнении заданий;
Коммуникативные учебные действия
- вступать и поддерживать коммуникацию в учебных ситуациях;
- слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его;
- использовать доступные источники и средства получения информации для решения познавательных задач.
Регулятивные учебные действия
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- выполнять учебное действие, используя алгоритм;
- умение выполнять самопроверку учебного задания;
- и соотносить поставленную цель с полученным результатом деятельности.
Познавательные учебные действия
- научиться находить в тексте существительные 1,2,3 склонения.
- овладеть навыком в определении склонений по алгоритму
- потренироваться различать существительные 1, 2 и 3 склонения с помощью опорных таблиц и без них
Организационный момент (организация начала урока). Цель: Организовать класс на работу.
|
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Дети занимают свои места за партами. | Снег летает и сверкает В золотом сиянии дня, Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег – снежок, Начинаем наш урок. - Как тихо падает снег, так же тихо сядем и мы.
| с этими словами учитель опускает снежинку |
Опрос учащихся по заданному на дом материалу (проверка домашнего задания) Цель: Выявить уровень усвоения домашнего материала. |
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Учащиеся по желанию зачитывают вставленные существительные и определяют их склонение.
| с.91 упр. 117 (2) - Назовите существительные, которые вставили в предложения, определяя их склонение. |
После проверки д.з. тетради собрать |
Актуализация опорных знаний, представлений. Цель: Актуализировать знания учащихся о глаголе как части речи. |
Учащиеся в группах собирают пазлы «Части речи» (существительное, прилагательное, глагол).
По желанию озвучивают определения частей речи.
Один учащийся по желанию исправляет ошибки в схеме на доске, остальные следят за правильностью. Другой учащийся рассказывает правило, читая схему.
Дети прочитывают слова на доске. Записывают существительные в тетрадь. Определяют склонение всех существительных. | 1. Коррекционное упражнение «Пазлы» (на знание определений частей речи) - Соберите пазлы на знание частей речи.
- С помощью собранных пазлов расскажите, что такое глагол, прилагательное, существительное.
2.Коррекционное упражнение«Исправь ошибки» - На доске схема склонений существительного. Посмотрите, всё ли верно? Исправьте ошибки. - Кто желает рассказать правило с помощью схемы?
3. Работа над ошибками - Прочитайте слова. В тетрадь нужно записать только имена существительные. Какие из них не являются существительными?
Пурга, метель, снежный, зимовать, одеяло, песня, снег.
- Запишите в тетрадь только существительные. - Определите склонение у всех существительных.
|
в группах
выборочно
один учащийся у доски исправляет, другой рассказывает правило.
Слова для ежедневной работы над ошибками на доске.
фронтально
1 учащийся у доски |
Постановка цели и задач урока Цель: Учить детей планировать свою деятельность. |
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Учащиеся производят запись в тетрадь.
Учащиеся ставят цели на урок, отвечая на вопросы учителя. | - Молодцы! Вы хорошо знаете правило склонений. Чем оно помогает нам на уроках русского языка? - Запишите сегодняшнее число, классная работа и тему урока «Различение существительных 1,2 и 3-го склонений» - Сегодня на уроке будем протолжать тренироваться в определении склонения у существительных, упражняться в различении склонений и продолжим наблюдать за языковыми явлениями.
|
|
Закрепление и повторение изученного материала Цель: Закрепить полученные знания, отработать навыки различения существительных 1, 2 и 3 склонений. |
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Учащиеся делятся на 2 группы. В группах распределяют пингвинов на нужные льдины, показывая умение различать существительные 1,2 3–го склонений.
По очереди у доски учащиеся записывают пары найденных в тексте однокоренных слов. Определяют части речи. Определяют род и склонение у существительных, выделяют окончания. | 1. Коррекционная игра «Пингвины на льдинах» - Ребята, а какой праздник будет совсем скоро? А как его принято праздновать? Поигаем? - Перед вами игровое поле с изображением льдин с пометками 1скл., 2скл., 3скл. Помогите пингвинам занять нужную льдину, руководствуясь существительными, которые на них. - Проверим. Назовите существительные 1склонения, 2 склонения, 3 склонения.
2. Работа с учебником с.93 упр.119 Снежинка, снег. Дождинка, дождь. Чаинка, чай. Пылинка, пыль. |
в группах
выборочно
Напомнить о соблюдении орфографического режима. |
Физкультминутка «Мы повесим шарики» Цель: Снять усталость и напряжение. Корригировать внимание на основе выполнения заданий. Интерактивное сопровождение.
|
Дети исполняют отрывок из песни «В лесу родилась ёлочка».
Списывают отрывок песни с доски. Находят существительные, определяют склонение. Один учащийся определяет склонение у доски.
Учащиеся с помощью дидактической наглядности воспроизводят последовательность склонений согласно изображениям на интерактивной доске.
Учащиеся рассматривают картину Виктора Васнецова «Аленушка». Перечисляют что и кого видят на картине. Записывают существительные в тетрадь в нужный столбик, в соответствии со склонением. (по 1 сущ. в каждый столбик)
| «Музыкальное упражнение» - Какой же Новый год без песен? Споём?
- Поработаем с отрывком всеми любимой песни. Перед вами слова из неё. Спишите. Найдите существительные. Определите склонение.
4. Коррекционное упражнение «Мороженое» - Ребята, предлагаю вам побывать в роли продавца мороженого. У вас есть вафельный рожок и шарики мороженого с обозначениями 1,2,3 склонения. Определяя склонение существительных, соберите своё мороженое из шариков.
5. Работа с ТПО С.65 упр.175 - Перед нами картина Виктора Васнецова «Алёнушка», написанная 1881 году. На картине изображена сиротская крестьянская девочка. Что еще мы видим на картине? Перечислите. - Выберите из перечисленных существительных понравившиеся и запишите в нужный столбик, в соответствии со склонением (по 1 сущ. в каждый столбик).
|
Видеофрагмент «В лесу родилась ёлочка»
Отрывок песни на доске.
Работа в парах
Фронтально
Самостоятельно |
Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Цель: Сообщить и разъяснить домашнее задание. |
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Учащиеся записывают домашнее задание в дневник. | - Задание до конца выполните дома. - Откройте дневники. Запишите домашнее задание. С.65 упр.175
| Дифференциация по объему выполняемого задания (Милана Ш., Саша М. – по 2 слова в каждый столбик) |
Подведение итогов и оценка знаний учащихся. Цели: Подвести итог урока и оценить учащихся. Учить детей анализировать свою деятельность. |
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Ответы учащихся
Учащиеся прикрепляют снежинки под облаком для рефлексии согласно заданию учителя.
| - Понравился вам урок? - Что больше всего вам запомнилось на уроке? - Какие упражнения оказались трудными? - Достигли своих целей? - Давайте украсим наше зимнее облачко падающими снежинками. Если на уроке вам было всё понятно, интересно и вы полностью освоили тему урока – прикрепите голубую снежинку. Если вы все еще затрудняетесь и вам нужна еще тренировка – фиолетовую. А если было очень трудно и тема совсем непонятна – красную. Оценивание |
На доске облако для рефлексии |