Тема урока: «Различение существительных 1,2 и 3-го склонений»
Цель: Создание условий для формирования у учащихся навыковразличения существительных 1,2 и 3-го склонений .
Задачи:
1. Закрепить понятие склонения существительных, способствовать отработке навыков различения существительных 1,2 и 3-го склонений.
2. Корригировать мышление учащихся на основе упражнений в анализе и синтезе, сравнении и сопоставлении.
3. Воспитывать культуру учебного труда.
Урок закрепления знаний
Оборудование: Интерактивная доска, проектор, презентация powerpoint, наглядная опора, настольная игра «Пингвины на льдинах», дидактический набор «Мороженое», индивидуальные листы-гармошки с правилом, дидактическая игра «Пазлы», музыкальный видеофрагмент «В лесу родилась ёлочка».
Формирование базовых учебных действий
Личностные учебные действия:
бережно относиться к школьному имуществу;
проявлять самостоятельность при выполнении заданий;
Коммуникативные учебные действия
- вступать и поддерживать коммуникацию в учебных ситуациях;
- слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его;
- использовать доступные источники и средства получения информации для решения познавательных задач.
Регулятивные учебные действия
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- выполнять учебное действие, используя алгоритм;
- умение выполнять самопроверку учебного задания;
- и соотносить поставленную цель с полученным результатом деятельности.
Познавательные учебные действия
- научиться находить в тексте существительные 1,2,3 склонения.
- овладеть навыком в определении склонений по алгоритму
- потренироваться различать существительные 1, 2 и 3 склонения с помощью опорных таблиц и без них
Организационный момент (организация начала урока).
Цель: Организовать класс на работу.
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание
Дети занимают свои места за партами.
Снег летает и сверкает
В золотом сиянии дня,
Словно пухом устилает
Все дороги и дома.
Сыплет, сыплет снег – снежок,
Начинаем наш урок.
- Как тихо падает снег, так же тихо сядем и мы.
с этими словами учитель опускает снежинку
Опрос учащихся по заданному на дом материалу (проверка домашнего задания)
Цель: Выявить уровень усвоения домашнего материала.
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание
Учащиеся по желанию зачитывают вставленные существительные и определяют их склонение.
с.91 упр. 117 (2)
- Назовите существительные, которые вставили в предложения, определяя их склонение.
После проверки д.з. тетради собрать
Актуализация опорных знаний, представлений.
Цель: Актуализировать знания учащихся о глаголе как части речи.
Учащиеся в группах собирают пазлы «Части речи» (существительное, прилагательное, глагол).
По желанию озвучивают определения частей речи.
Один учащийся по желанию исправляет ошибки в схеме на доске, остальные следят за правильностью. Другой учащийся рассказывает правило, читая схему.
Дети прочитывают слова на доске. Записывают существительные в тетрадь. Определяют склонение всех существительных.
1. Коррекционное упражнение «Пазлы» (на знание определений частей речи)
- Соберите пазлы на знание частей речи.
- С помощью собранных пазлов расскажите, что такое глагол, прилагательное, существительное.
2.Коррекционное упражнение«Исправь ошибки»
- На доске схема склонений существительного. Посмотрите, всё ли верно? Исправьте ошибки.
- Кто желает рассказать правило с помощью схемы?
3. Работа над ошибками
- Прочитайте слова. В тетрадь нужно записать только имена существительные. Какие из них не являются существительными?
один учащийся у доски исправляет, другой рассказывает правило.
Слова для ежедневной работы над ошибками на доске.
фронтально
1 учащийся у доски
Постановка цели и задач урока
Цель: Учить детей планировать свою деятельность.
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание
Учащиеся производят запись в тетрадь.
Учащиеся ставят цели на урок, отвечая на вопросы учителя.
- Молодцы! Вы хорошо знаете правило склонений. Чем оно помогает нам на уроках русского языка?
- Запишите сегодняшнее число, классная работа и тему урока «Различение существительных 1,2 и 3-го склонений»
- Сегодня на уроке будем протолжать тренироваться в определении склонения у существительных, упражняться в различении склонений и продолжим наблюдать за языковыми явлениями.
Учащиеся делятся на 2 группы. В группах распределяют пингвинов на нужные льдины, показывая умение различать существительные 1,2 3–го склонений.
По очереди у доски учащиеся записывают пары найденных в тексте однокоренных слов. Определяют части речи. Определяют род и склонение у существительных, выделяют окончания.
1.Коррекционная игра «Пингвины на льдинах»
- Ребята, а какой праздник будет совсем скоро? А как его принято праздновать? Поигаем?
- Перед вами игровое поле с изображением льдин с пометками 1скл., 2скл., 3скл. Помогите пингвинам занять нужную льдину, руководствуясь существительными, которые на них.
Цель: Снять усталость и напряжение. Корригировать внимание на основе выполнения заданий.
Интерактивное сопровождение.
Дети исполняют отрывок из песни «В лесу родилась ёлочка».
Списывают отрывок песни с доски. Находят существительные, определяют склонение.
Один учащийся определяет склонение у доски.
Учащиеся с помощью дидактической наглядности воспроизводят последовательность склонений согласно изображениям на интерактивной доске.
Учащиеся рассматривают картину Виктора Васнецова «Аленушка». Перечисляют что и кого видят на картине.
Записывают существительные в тетрадь в нужный столбик, в соответствии со склонением. (по 1 сущ. в каждый столбик)
«Музыкальное упражнение»
- Какой же Новый год без песен? Споём?
- Поработаем с отрывком всеми любимой песни. Перед вами слова из неё. Спишите. Найдите существительные. Определите склонение.
4. Коррекционное упражнение «Мороженое»
- Ребята, предлагаю вам побывать в роли продавца мороженого. У вас есть вафельный рожок и шарики мороженого с обозначениями 1,2,3 склонения. Определяя склонение существительных, соберите своё мороженое из шариков.
5. Работа с ТПО
С.65 упр.175
- Перед нами картина Виктора Васнецова «Алёнушка», написанная 1881 году. На картине изображена сиротская крестьянская девочка. Что еще мы видим на картине? Перечислите.
- Выберите из перечисленных существительных понравившиеся и запишите в нужный столбик, в соответствии со склонением (по 1 сущ. в каждый столбик).
Видеофрагмент «В лесу родилась ёлочка»
Отрывок песни на доске.
Работа в парах
Фронтально
Самостоятельно
Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
(Милана Ш., Саша М. – по 2 слова в каждый столбик)
Подведение итогов и оценка знаний учащихся.
Цели: Подвести итог урока и оценить учащихся. Учить детей анализировать свою деятельность.
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание
Ответы учащихся
Учащиеся прикрепляют снежинки под облаком для рефлексии согласно заданию учителя.
- Понравился вам урок?
- Что больше всего вам запомнилось на уроке?
- Какие упражнения оказались трудными?
- Достигли своих целей?
- Давайте украсим наше зимнее облачко падающими снежинками. Если на уроке вам было всё понятно, интересно и вы полностью освоили тему урока – прикрепите голубую снежинку. Если вы все еще затрудняетесь и вам нужна еще тренировка – фиолетовую. А если было очень трудно и тема совсем непонятна – красную.