Урок русского языка в 4 классе «Склонение имен существительных»
Тема: «Склонение имен существительных».
Цель: познакомить учащихся с грамматической категорией имени существительного – склонение.
Обучающие цели:
- ввести понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе;
-установить отличительные признаки имён существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения;
-научить определять типы склонения имен существительных в зависимости от их рода и окончания в начальной форме;
Развивающие:
- формирование учебно-познавательной деятельности;
- формирование готовности учащихся к разным видам интеллектуальной деятельности;
- развитие речи, умения слушать.
-развитие внимания и орфографической зоркости;
- развитие умения на основе наблюдений делать выводы, формулировать правил;
- развитие интереса к предмету
Воспитывающие:
- воспитание навыка самостоятельной работы;
- воспитание навыка работы в группах ,в парах;
- воспитание самостоятельности, аккуратности, усидчивости, целеустремленности.
Задачи:
Создать условия для «открытия» учащимися понятия склонение имён существительных и наличие у существительных трёх склонений.
Формировать умение определять склонение имён существительных в начальной форме.
Формировать универсальные учебные действия:
Личностные УУД:
формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу
осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках, адекватная самооценка;
Регулятивные УУД:
умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; контроль своей деятельности способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности.
Познавательные УУД:
умение строить устные высказывания; формулирование проблемы и её решение;
поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и построение модели; выбор основания и критерия для сравнения; классификация объектов; установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД:
умение слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу в паре, в группе,
формулировать собственное мнение.
Мотивация к учебной деятельности (организационный момент)
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
-Трудности преодлолеваются ,если человек все делает с хорошим настроением
-У вас на столе лежат солнышко и тучка .
-Посмотрите какая из карточек отражает ваше настроение выбирете её и покажите
-Актуализация знаний и постановка задачи урока
На столах лежат оценочные листы ,в которых вы будете оценивать свою работу на каждом этапе
-У вас на столах лежит карточка .Я задаю вопросы ,если вы знаете ответ на вопрос ,то ставите +,если нет –
1.Знаете ли вы ,что имя сущесвительное отвечает на вопрос кто? что?
2.Знаете ли вы, что имена сущесвительные могут стоять в форме единственного и множественного числа
3.Знаете ли вы,что сущесвительные бывают разного рода?
4.Знаете ли вы ,падежи имен сущесвительных?
5.Знаете ли вы.что такое склонение?
6.Знаете ли вы,что в русском языке есть три типа склонения?
-Есть ли такие вопросы ,где вы поставили минус?
-Как вы думаете какая тема нашего урока?
-А какова цель урока? Сформулируйте задачи урока.
-Ребята ,как вы понимаете слово склонение?
-Давайте ,найдем определение этого слова в толковом словаре?(нет)
-А теперь ребята .откройте учебник на стр.88 ,давайте прочитаем,какое определение этого слова дается в учебнике
-какую информацию получили
-Давайте запишем это слово себе в тетрадь ,поставим ударение ,подчеркнем безударную гласную,разделим на слоги
-Попробуйте подобрать родственные слова (склонять ,склоняемые)
-Это слово будет встречаться в русско языке ,поэтому запомните его значение
Что значит имя существительное склоняется?
-Сейчас я предлагаю поработать в группах.
-Давайте вспомним правила работы в группе-Проведем как ученые исследования и дляя этого поработаем по карточкам(измените предложенные сущ.по падежам
Просклонять слово -----,выделить окончание |
степь |
И.п. |
вода |
Р.п. |
земля |
Д.п. |
Миша |
В.п. |
Петя |
Т.п. |
огонь |
П.п. |
море |
Проверка на доске
Координаторам вписать таблицу только окончания
Ж.р. м.р с.р.
И.п. |
- |
а |
я |
а |
я |
- |
е |
Р.п. |
и |
ы |
и |
и |
и |
я |
я |
Д.п. |
и |
у |
е |
е |
е |
ю |
ю |
В.п. |
- |
у |
ю |
у |
ю |
- |
е |
Т.п. |
ю |
ой |
ей |
ей |
ей |
ём |
ем |
П.п. |
и |
е |
е |
е |
е |
е |
е |
-Проверим по группам
-_Вы сейчас были учеными исследователями. Вывод мы оформили в таблицу
-Что делали в ходе исследования ?(изменяли имена сущ. по падежа)
-Что такое склонение ?
-Кто внимательный ? В каком роде (в каких столбиках )есть похожие окончания?
-Можно ли объядинить эти сущ. по схожным окончаниям ?
-Можно сказать ,что сущ. ж. и м. р. С окончаниями –а,-я(в нач.форме)относятся к одному склонению) (обозначим 1 скл.)
-Какие сущ. могут относиться ко второй группем.р. с нулевым окончаниеми с.р.)обозначим 2 скл.
-Какая группа осталась?(ж.р. с нулевым окончанием)
-Итак как ученые исследователи сделайте вывод
_От чего зависит определение склонения существительного ?(от рода и окончания)
-По какой форме сущ. узнают склонение ?(поначальной форме И.п.)
-Какие сущ.относятся к 1,ко 2,к 3 скл.
Первичное закрепление.Работа с учебником Прочитайте вывод в учебнике
-Заполняем памятку в печ.теради (правило )
Рассказывают друг другу правило. Оценивают друг друга
Физминутка
Что надо знать ,чтобы определить склонение ?(род)
Условия игры: Если я говорю слово ж.р. –хлопают девочки.
м.р. –хлопают мальчики
с.р. все приседают
(стол.парта.окнр,книга.пенал,облако,карандаш,портфель,слово,кресло,мама,Коля,Таня.колесо,коньки)
-Итак.какой секрет имен сущ. мы узнали ?
-Сколько в русском языке склонений?
_Что мы должны уметь делать?(определять тип склонения)
-На что будем опираться при определение склонения) (род и окончания)
Попробуем применить новы знания упр.159.
1вариант выписывают ж.р.
2 вариант выписывают м.р.
Проверка :оцените себя
-А у доски работают по заданию ---------- оцените работу
-На компьютере работают играют игру определите тип склонен-по времени усложняю придумать по 5 слов (оцените работу)
А теперь подведем итог и проверим ваши знания с помощью сигнальной системы (тест)
1.Сколько склонений имен существительных вы знаете?
-1
-2
-3
2. Существительные ж.р. с окончаниями – а -я,относятся к
-1
-2
-3
3.Существительные ж.р.с нулевым окончанием относятся
-1
-2
-3
4. Существительные м.р. с нулевым окончанием относятся к
-1
-2
-3
5. . Существительные с.р. с окончаемями –о-е относятся
-1
-2
-3
6. Существительные м.р. с окончаниями –а-я .относятся
-1
-2
-3
7.Усвоена ли вами тема?
А теперь проверьте работу (по слайду)самооценка
Вывод:Какие сущ.относятся к 1-ому,2 –ому,3- ому склонению?
-Как определить склонение существительных?
-Вернемся к карточке «Знаю,не знаю»м ответим на 5 и 6 вопросы
5.Знаете ли вы ,что такое склонение?
6.Знаете ли вы,что в русском языке есть три типа склонения?
Обобщение и систиматизация знаний
-Какую цель поставили на уроке ?
-Достигли её ?
-Что нового узнали?
-Что такое склонение?
-Сколько склонений у существительных ?
Рефлексия учебной деятельности на уроке
-Что у вас получилось сегодня лучше?
-в чем испытывали затруднения?
-Оцените результаты своего труда?
Ребята,поставьте себе общую оценку за урок
Сейчас покажем результаты труда своего класса (ребята поднимают ладошки :желтые –оценка 5,все получилось,зеленые –оценка -4 .нужно постараться,красные –оценка 3.предстоит много трудиться)
С каким настроением заканчиваем урок ? (солнце.тучка)
Информация о домашнем задание
Выучить правило
С.89.упр.151
Белкина Надежда Владимировна
Чернявская Анна Владимировна