Урок русского языка в 4 классе «Склонение имен существительных»

8
2
Материал опубликован 17 February 2018 в группе

Тема:  «Склонение имен существительных».

Цель: познакомить учащихся с грамматической категорией имени существительного – склонение.

Обучающие цели

-   ввести понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе;

-установить отличительные признаки имён существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения;

-научить определять типы склонения имен существительных в зависимости от их рода и окончания в начальной форме;

Развивающие:    

-  формирование учебно-познавательной деятельности;

- формирование готовности учащихся к разным видам интеллектуальной деятельности;

- развитие речи, умения слушать.

-развитие внимания и орфографической зоркости;

- развитие умения на основе наблюдений делать выводы, формулировать правил;

-  развитие интереса к предмету

Воспитывающие:  

- воспитание навыка самостоятельной работы;

- воспитание навыка работы в группах ,в парах;

- воспитание самостоятельности, аккуратности, усидчивости, целеустремленности.

Задачи:

Создать условия для «открытия» учащимися понятия склонение имён существительных и наличие у существительных трёх склонений.

Формировать умение определять склонение имён существительных в начальной форме.

Формировать универсальные учебные действия:

Личностные УУД:

 формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу

осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках, адекватная самооценка;

Регулятивные УУД:

умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; контроль своей деятельности способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности.

Познавательные УУД:

умение строить устные высказывания;  формулирование проблемы и её решение;

поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и построение модели; выбор основания и критерия для сравнения; классификация объектов; установление причинно-следственных связей.

 Коммуникативные УУД:

умение слушать и слышать учителя, ученика;  вступать в диалог;  сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач;  адекватно оценивать себя, работу в паре, в группе,

формулировать собственное мнение.

 

Мотивация к учебной деятельности (организационный момент)

Ну-ка, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке:

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

-Трудности преодлолеваются ,если человек все делает с хорошим настроением

-У вас на столе лежат солнышко и тучка .

-Посмотрите какая из карточек отражает ваше настроение выбирете её и покажите

-Актуализация знаний и постановка задачи урока

На столах лежат оценочные листы ,в которых вы будете оценивать свою работу на каждом этапе

-У вас на столах лежит карточка .Я задаю вопросы ,если вы знаете ответ на вопрос ,то ставите +,если нет –


 

1.Знаете ли вы ,что имя сущесвительное отвечает на вопрос кто? что?

2.Знаете ли вы, что имена сущесвительные могут стоять в форме единственного и множественного числа

3.Знаете ли вы,что сущесвительные бывают разного рода?

4.Знаете ли вы ,падежи имен сущесвительных?

5.Знаете ли вы.что такое склонение?

6.Знаете ли вы,что в русском языке есть три типа склонения?

-Есть ли такие вопросы ,где вы поставили минус?


 

-Как вы думаете какая тема нашего урока?

-А какова цель урока? Сформулируйте задачи урока.

-Ребята ,как вы понимаете слово склонение?

-Давайте ,найдем определение этого слова в толковом словаре?(нет)

-А теперь ребята .откройте учебник на стр.88 ,давайте прочитаем,какое определение этого слова дается в учебнике

-какую информацию получили

-Давайте запишем это слово себе в тетрадь ,поставим ударение ,подчеркнем безударную гласную,разделим на слоги

-Попробуйте подобрать родственные слова (склонять ,склоняемые)

-Это слово будет встречаться в русско языке ,поэтому запомните его значение

Что значит имя существительное склоняется?

-Сейчас я предлагаю поработать в группах.

-Давайте вспомним правила работы в группе-Проведем как ученые исследования и дляя этого поработаем по карточкам(измените предложенные сущ.по падежам

Просклонять слово -----,выделить окончание

степь

И.п.

вода

Р.п.

земля

Д.п.

Миша

В.п.

Петя

Т.п.

огонь

П.п.

море

Проверка на доске

Координаторам вписать таблицу только окончания


 

 

Ж.р. м.р с.р.

               

И.п.

-

а

я

а

я

-

е

Р.п.

и

ы

и

и

и

я

я

Д.п.

и

у

е

е

е

ю

ю

В.п.

-

у

ю

у

ю

-

е

Т.п.

ю

ой

ей

ей

ей

ём

ем

П.п.

и

е

е

е

е

е

е

-Проверим по группам

-_Вы сейчас были учеными исследователями. Вывод мы оформили в таблицу

-Что делали в ходе исследования ?(изменяли имена сущ. по падежа)

-Что такое склонение ?

-Кто внимательный ? В каком роде (в каких столбиках )есть похожие окончания?

-Можно ли объядинить эти сущ. по схожным окончаниям ?

-Можно сказать ,что сущ. ж. и м. р. С окончаниями –а,-я(в нач.форме)относятся к одному склонению) (обозначим 1 скл.)

-Какие сущ. могут относиться ко второй группем.р. с нулевым окончаниеми с.р.)обозначим 2 скл.

-Какая группа осталась?(ж.р. с нулевым окончанием)

-Итак как ученые исследователи сделайте вывод

_От чего зависит определение склонения существительного ?(от рода и окончания)

-По какой форме сущ. узнают склонение ?(поначальной форме И.п.)

-Какие сущ.относятся к 1,ко 2,к 3 скл.

Первичное закрепление.Работа с учебником Прочитайте вывод в учебнике

-Заполняем памятку в печ.теради (правило )

Рассказывают друг другу правило. Оценивают друг друга

Физминутка

Что надо знать ,чтобы определить склонение ?(род)

Условия игры: Если я говорю слово ж.р. –хлопают девочки.

м.р. –хлопают мальчики

с.р. все приседают

(стол.парта.окнр,книга.пенал,облако,карандаш,портфель,слово,кресло,мама,Коля,Таня.колесо,коньки)

-Итак.какой секрет имен сущ. мы узнали ?

-Сколько в русском языке склонений?

_Что мы должны уметь делать?(определять тип склонения)

-На что будем опираться при определение склонения) (род и окончания)


 

Попробуем применить новы знания упр.159.

1вариант выписывают ж.р.

2 вариант выписывают м.р.

Проверка :оцените себя

-А у доски работают по заданию ---------- оцените работу

-На компьютере работают играют игру определите тип склонен-по времени усложняю придумать по 5 слов (оцените работу)

А теперь подведем итог и проверим ваши знания с помощью сигнальной системы (тест)

1.Сколько склонений имен существительных вы знаете?

-1

-2

-3

2. Существительные ж.р. с окончаниями – а -я,относятся к

-1

-2

-3

3.Существительные ж.р.с нулевым окончанием относятся

-1

-2

-3

4. Существительные м.р. с нулевым окончанием относятся к

-1

-2

-3

5. . Существительные с.р. с окончаемями –о-е относятся

-1

-2

-3

6. Существительные м.р. с окончаниями –а-я .относятся

-1

-2

-3

7.Усвоена ли вами тема?

А теперь проверьте работу (по слайду)самооценка

Вывод:Какие сущ.относятся к 1-ому,2 –ому,3- ому склонению?

-Как определить склонение существительных?

-Вернемся к карточке «Знаю,не знаю»м ответим на 5 и 6 вопросы

5.Знаете ли вы ,что такое склонение?

6.Знаете ли вы,что в русском языке есть три типа склонения?

Обобщение и систиматизация знаний

-Какую цель поставили на уроке ?

-Достигли её ?

-Что нового узнали?

-Что такое склонение?

-Сколько склонений у существительных ?

Рефлексия учебной деятельности на уроке

-Что у вас получилось сегодня лучше?

-в чем испытывали затруднения?

-Оцените результаты своего труда?

Ребята,поставьте себе общую оценку за урок

Сейчас покажем результаты труда своего класса (ребята поднимают ладошки :желтые –оценка 5,все получилось,зеленые –оценка -4 .нужно постараться,красные –оценка 3.предстоит много трудиться)

С каким настроением заканчиваем урок ? (солнце.тучка)

Информация о домашнем задание

Выучить правило

С.89.упр.151

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо! Понравилось!

17 February 2018

Похожие публикации