Урок по русскому языку в 3 классе «Закрепление. Существительное. Три склонения имен существительных»
Предмет: русский язык
Класс: 3
Тема урока: « Закрепление. Существительное. Три склонения имен существительных.»
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
Образовательная цель: продолжить работу над определением склонений имен существительных.
Развивающая цель: развивать умение распознавать тип склонения по окончанию и по роду.
Воспитывающая цель: воспитание внимательности в работе
Формирование УУД:
Личностные действия: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, осознание смысла учения и личной ответственности за результат;
Регулятивные действия: умение формулировать тему и цели урока, умение контролировать свою деятельность; умение видеть ошибки;
Познавательные действия: умение строить устные высказывания; формулирование проблемы и ее решение; поиск и выделение необходимой информации;
Коммуникативные действия: умение слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; формулировать собственное мнение; умение работать в паре.
Задачи:
Создать условия для «открытия» учащимися понятия склонение имён существительных и наличие у существительных трёх склонений.
Формировать умение определять склонение имён существительных в начальной форме.
Формировать универсальные учебные действия:
формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу
осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках, адекватная самооценка;
умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; контроль своей деятельности способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности.
умение строить устные высказывания; формулирование проблемы и её решение;
поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и построение модели; выбор основания и критерия для сравнения; классификация объектов; установление причинно-следственных связей.
умение слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу в паре, в группе,
формулировать собственное мнение.
Основные методы -объяснительно-иллюстрированный, наглядный ,самостоятельная работа.
Формы организации познавательной деятельности- индивидуальная, работа в парах,в группах, дифференцированная работа, учебный диалог, фронтальная.
Ожидаемые результаты: умеют определять склонение имён существительных по их грамматическим признакам.
Ход урока.
1 Орг. момент. Поздороваться с гостями.
.Запись числа. Над какой большой темой работаем? Тема урока. Постановка целей.
2 .СЕГОДНЯ УРОК НЕОБЫЧНЫЙ.МЫ ОТПРАВИМСЯ В УДИВИТЕЛЬНУЮ СТРАНУ. КАКУЮ?
УЗНАЕТЕ, ЕСЛИ КРАСИВО ТРИ РАЗА НАПИШИТЕ СКАЗОЧНЫЙ КОД.
.Код отгадали, дело за паролем . Отгадать части речи.
Книга. Расскажите все что знаете об этом слове. Однокоренные слова. Форма слова. Пословицы о книге. Запись по памяти.
Теперь мы готовы к путешествию.
Перед нами страна Читляндия.
Злые тролли заколдовали книги, убежали все картинки и буквы. Давайте поможем. Вместе со сказочными героями выполним все задания и поможем.
3. Словарная работа.
4. Задания на повторение (Существительное, род., одушевленное…,нарицательное, число., мягкий знак в словах после шипящих , падежи.)
5. А что же такое склонение?
Какого склонения бывают имена существительные? Волшебные слова.
Какие имена существительные относятся к первому склонению?
Какие имена существительные относятся ко второму склонению?
Какие имена существительные относятся к третьему склонению? Для чего волшебные слова?
Как определить склонение имен существительных? Работа по презентации. (Определение склонений). Склонение слов разных склонений; мама, мир, радость. Таблицы в презентации. Наблюдение над окончанием. Физминутка. А как определить склонение, если слово стоит в косвенном падеже? Поставить в начальную форму в ед. число. Осетинские сказки. Показать. Начало осетинской сказки в литературе было ярким, значимым. Разбор. Зарождение ее связано с именем основоположника осетинской литературы Коста Левановича Хетагурова. Позже сказка заняла свое место в творчестве таких писателей, как Сека Гадиев, Нигер, Созырыко Бритаев, Давид Хетагуров, Давид Дарчиев, Гриш Плиев, Борис Муртазов, Георгий Дзугаев… Традиции старшего поколения продолжили и современные осетинские писатели: Саламджери Ситохов, Руслан Тотров, Музафер Дзасохов, Мелитон Казиев, Геор Чеджемов, Клара Джимиева-Кантемирова, Алеш Гучмазов, Залина Дзуцева и многие-многие другие. А если слово стоит во множественном числе как определить склонение? Ученые выделяют в осетинском фольклоре сказки легендарные, бытовые, новеллистические, волшебные, сказки о животных. 1. Терек, барс, река, водопад.Найди лишнее слово.
Закрепление. Работа с презентацией.
Найди лишнее слово. Работа в группах по карточкам.
1 Вьюга, ласточка, капля, рысь. 2Осень, мышь, каприз, рысь.
3 Игра, папа, волк, дорожка
4.Народ,звезда,город,пастух.
Задания в учебнике, тетради.
Спасибо, все помогли. Посмотрите, картинки вновь вернулись, герои нашли друг друга.
Лестница успеха. Поставьте человечка на ступеньку. Я очень хорошо понял тему, надо еще позаниматься, не понял .
Итог урока. Сундук с подарками (книги).
Домашнее задание. Разных уровней 1 Записать словарные слова и определить склонения.
2.Придумать по 5 слов на каждое склонение.
3.Переписать предложения. Над существительными указать род, число, падеж, склонение.
Что дороже? (сказка)
Что дороже?Давным-давно жили в одном селении два юноши. Как сойдутся они, сейчас же разговор заводят.
– Эх, – скажет первый, – если бы у меня было сто кобылиц, был бы я самым счастливым человеком на свете!
– Что кобылицы! Вот если бы у меня было сто друзей, тогда я был бы счастливее всех! – скажет другой.
– Нет, – спорит первый, – кобылицы куда лучше!
– Нет, – спорит второй, – верные друзья всего дороже!
Как-то раз встретились они и снова завели разговор: что всего дороже для человека?
Долго спорили и наконец решили так: пусть каждый отправится в путь. Кому нужны кобылицы, пусть собирает кобылиц; кому нужны верные друзья, пусть ищет себе верных друзей.
И отправились каждый своим путём.
Много ли прошло времени, мало ли – вернулись оба юноши в своё селение и стали расспрашивать один другого.
– Ну что, удачны ли твой поиски? – спрашивает первый юноша.
– Удачны, – отвечает второй. – Я нашёл девяносто девять друзей. А как твой дела?
– И мой не плохи: я приобрёл девяносто девять прекрасных кобылиц.
Тогда второй юноша сказал:
– Если тебе не хватает только одной кобылицы, я подарю тебе свою – самую красивую, самую быструю!
– А я буду тебе верным другом, – сказал первый юноша.
Первый юноша пошёл к своей матери и сказал ей:
– Недаром я пробыл так долго в отлучке. Смотри, каких прекрасных кобылиц я приобрёл. Это ли не счастье?
Мать слушала своего сына и радовалась вместе с ним.
Второй юноша пришёл к своей матери и стал рассказывать ей о том, где побывал, что видел в пути, как и с кем вступил в дружбу.
– Теперь я самый счастливый, ведь у меня ровно сто друзей!
Выслушала его мать и сказала:
– Всё это хорошо, сынок. Но прежде испытай на деле, настоящие ли они друзья, а уж тогда только ты сможешь сказать, что счастлив.
Сел юноша на коня, поехал по всем селениям, где нашёл друзей, и объявил им, что его постигло несчастье и он лишился всего.
В ту же ночь, как он уехал, у первого юноши случилась настоящая беда: у него украли всех его кобылиц. Стал он всех людей расспрашивать, не видели ли они, куда его табун угнали, но слышал в ответ:
– Не видели. Не знаем.
Так ни с чем он и вернулся к себе домой и горько сказал:
– Пропало моё счастье! Показалось на миг и исчезло. Теперь я самый несчастливый человек во всём свете!
А второй юноша прискакал в своё селение и сказал матери:
– Мой друзья – настоящие друзья. Посмотрела бы ты, как они огорчились! Каждый
стал предлагать мне и деньги, и одежду, и коней. Да вот, сама посмотри!
Глянула мать и видит: со всех сторон едут к их селению люди – кто гонит скот, кто везёт хлеб, кто птицу, кто одежду, посуду.
Подъехали к дому и говорят:
– Не отказывайся, друг. Не обижай нас своим отказом.
Оставили они свой подарки, пожелали счастья и разъехались по своим селениям.
– Верно ты говорил, сынок, – сказала мать, – это настоящие твой друзья. Можешь считать себя счастливым!
И она рассказала сыну, как ограбили в эту ночь его друга. Тогда сын отдал другу всё, что получил от своих друзей, и сказал:
– Не горюй и пойми: когда у человека есть друг, он не останется в беде!
– Верно, – сказал первый юноша. – Теперь я и сам вижу, что дороже всего не богатство, а верный друг. Ты мне это доказал своим примером.