Различные виды работ над текстом. Формирование беглости и выразительности чтения

0
0
Материал опубликован 23 December 2021


6

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Воскресеновка»

наименование учредителя и образовательного учреждения



Кизилевич Олеся Юльяновна, учитель начальных классов

Ф.И.О. учителя


Различные виды работ над текстом. Формирование беглости и выразительности чтения.

В программе школы сказано, что с выразительностью речи учащиеся знакомятся в 1 и 2 классах.

Однако систематическое формирование выразительного чтения начинается в 3 классе с переходом на чтение целыми словами.

Выразительность чтения – это важное средство воспитания и обучения детей. Оно способствует пониманию произведения, воздействует на чувства, эмоции детей, помогает правильно раскрыть главную мысль произведения, воспитывает любовь к родному языку.

Выразительно прочитать, это выдержать соответствующий темп, ритм, соблюсти паузы и логические ударения, нужную интонацию. Учащихся обязательно надо учить выразительному чтению. Необходимо в первую очередь их в соблюдении грамматических пауз и знаков препинания (точка, вопросительные и восклицательные знаки требуют длительной паузы, запятая - короткой).

Для выразительности чтения очень большое значение имеет логическое ударение (т.е. умение найти главное слово во фразе и выделить его голосом). Выработке этого помогают специальные упражнения, которые нужно проводить на каждом уроке. Для выработки правильного и выразительного чтения большое значение имеет способность учащихся подражать интонации учителя.

Любое произведение можно прочитать вслух так, что оно не оставит в душе ребёнка никакого следа, а можно прочитать по иному, так что учащиеся после будут называть целые строки из прочитанного, будут изъявлять желание самим прочитать его.

При чтении учитель раскрывает эмоционально – образное содержание произведения, воздействует на учащихся, стремится пробудить ответную реакцию, вызвать нравственные чувства. Выразительное чтение учителя является образцом для учащихся. Однако многие учителя обращая внимание на технику чтения упускают из виду выразительность чтения, т.е. усвоение смысла, образное содержание. Технику чтения надо развивать параллельно с выразительностью. Учащиеся специальной коррекционной школы чаще всего не умеют воспроизвести интонацию учителя, им необходима специальная тренировка. При этом можно использовать грамзаписи и магнитофонные записи учащихся. Совершенствованию навыков выразительного чтения помогает инсценирование некоторых рассказов, сказок и басен. Эта работа представляет для учащихся специальной коррекционной школы определённые трудности, но она очень важна. Предъявляя требования к детям «Читайте выразительно» нужно разъяснить им, что значит читать выразительно

- представьте себе, о чём читаете;

- поставьте перед собой задачу: какое чувство я могу передать при чтении?

Выразительное чтение произведений способствует формированию у детей нравственных чувств: патриотизма, бережного отношения к природе, любви к труду.

Под беглостью понимается нормальный темп чтения, способствующий сознательному и правильному восприятию содержания текста. Нормативным считается темп, приближающийся к разговорной речи. Со второго класса начинается переход к чтению целыми словами. Слитно читаются сначала двусложные слова затем многосложные и сложные по структуре. Начиная с третьего класса, основная масса учащихся переходит на плавное чтение целыми словами. Учащиеся должны чаще и больше читать. Слабые учащиеся должны читать чаще, но меньше по объему, чтобы не утомлять других.

Очень важна для развития беглости предварительная ориентация учащихся в тексте. Трудные для чтения слова предварительно прочитываются и анализируются. Для упражнений в нарастании темпа чтения можно использовать таблицы слов, написание которых отличается одной буквой. Постепенно темп чтения таблиц нарастает.

Основным приёмом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Вот тогда-то ребёнок открывает в нём что-то новое, чего не заметил при первом чтении. Цель учителя здесь: создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов и видов работы, больше внимания уделять словарной работе, чаще использовать творческие задания, сочетать коллективную и индивидуальную работу на уроке, учить работать с текстом. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.

Виды работ над текстом:

1. Чтение всего текста (по заданию учителя).

2. Чтение, деление на части. Составление плана.

3. Чтение по готовому плану.

4. Чтение, после чтения пересказывание.

5. Чтение учеником нового текста заранее подготовленного дома.

6. Чтение с сокращением текста. (Дети убирают предложения или слова, которые можно опустить).

7. Чтение цепочкой по предложению.

8. Чтение цепочкой по абзацу.

9. Чтение вполголоса.

10. Чтение, нахождение отрывка к рисунку.

11. Чтение, ответы на вопросы.

12.Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.

13.Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.

14. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения.

15. Чтение эстафетой.

16. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.

17. Нахождение предложения, с помощью которого можно исправить ошибку.

18. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа.

19. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).

20. Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).

21. Жужжащее чтение.

22. Восстановление текста.

23. Ежеурочные пятиминутки.

24. Режим щадящего чтения.

25. Чтение в темпе скороговорки.

26. Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения учителем или учеником.

27. Чтение за диктором.

28. Чтение названия рассказа. (Как ещё можно назвать?)

29. Чтение по ролям.

30. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.

31. Чтение в паре.

32. Чтение с линейкой.

33. Нахождение предложения, (отрывка), которое мог бы прочитать вот этот человечек:

t1640247601aa.gift1640247601aa.gift1640247601aa.gif




34. Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально, и т.д.

35. Нахождение и чтение текста с воспитательным знаком, восклицательным, запятой, многоточием и т.д.

36. Конкурсное чтение стихотворений.

37. Нахождение и чтение образных слов и описаний.

38. Чтение слов и про себя.

39. Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.

40. Чтение стихотворения, расстановка пауз.

41. Чтение текстов с пропущенными буквами, словами.

42. Выразительное чтение отрывка текста по собственному выбору.

43. Чтение отрывка текста с распространением предложений в нём.

44. Вычленение слова из рассказа к предложенной схеме

______чн______ , ______жи______ и т.д.

45. Кто быстрее найдёт в тексте слово на заданное учителем (учеником) правило.

46. Нахождение в рассказе самого длинного слова.

47. Зрительные диктанты.

48. Чтение, пометка непонятных слов.

49. Щадящее чтение (диафильмы).

50. Чтение слабочитающими учениками слов с предварительной разбивкой их на слоги.

51. Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать портрет.

52. Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (данные слова записаны на доске).

53. Чтение за минуту.

Нарастанию темпа чтения, беглости и выразительности помогает сочетание различных видов работ. Благодаря использованию на уроках чтения описанных выше видов работы над текстом, можно повысить технику чтения, поддерживать и развивать у детей интерес к уроку.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.