12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Букин Станислав Борисович2090
Россия, Оренбургская обл., Оренбург
2

Приемы формирования смыслового чтения, работы с текстом и информацией при подготовке к экзамену по физической культуре (теоретический блок)




Приемы формирования смыслового чтения
PPTX / 114.77 Кб
 
Приемы формирования смыслового чтения, работы с текстом и информацией на уроках физической культуры  
 
Слайд 1

Некоторые школьники испытывают серьезные трудности при чтении. Они, безусловно, умеют быстро и четко перевести письменные знаки в звуковую форму, но вот понять смысл текста, извлечь из него необходимую информацию, сделать ее своим достоянием могут, к сожалению, далеко не всегда. Задача учителя – формирование вдумчивого читателя. Думающий ученик может «выйти за пределы текста» и понять, что имел в виду автор, почему он написал именно так, какие следствия вытекают из прочитанного, какие выводы можно сделать на основе полученной информации. Поэтому при систематическом использовании учебника по физической культуре в учебно-воспитательном процессе увеличивается доля самостоятельности учащихся в приобретении знаний, становится возможным приобщение школьников к самообразованию, к самостоятельному разбору техники выполнения различных упражнений.

Среди теоретических заданий по экзамену физическая культура, а также в тестовых заданиях на олимпиаде есть такие, которые требуют анализа содержания текста, его интерпретации и преобразования его в другие формы (таблицу, схему, пиктограмму и.т.д.). Однако, как показывает практика, зачастую эти учебные действия у учащихся недостаточно сформированы, даже успешные учащиеся допускают ошибки.

«Чтение — вот лучшее учение.
Следовать за мыслями великого человека —
есть наука самая занимательная»
А.С. Пушкин.

 
Слайд 2

В свете требований стандарта нового поколения к формированию универсальных учебных действий, сформированность навыков работы с учебным текстом приобретает важнейшее значение, чтение текста является одним из наиболее распространенных видов деятельности людей, а понимание текста -важнейшим ее компонентом.

Некоторые школьники испытывают серьезные трудности при чтении. Они, безусловно, умеют быстро и четко перевести письменные знаки в звуковую форму, но вот понять смысл текста, извлечь из него необходимую информацию, сделать ее своим достоянием могут, к сожалению, далеко не всегда. Задача учителя – формирование вдумчивого читателя. Думающий ученик может «выйти за пределы текста» и понять, что имел в виду автор, почему он написал именно так, какие следствия вытекают из прочитанного, какие выводы можно сделать на основе полученной информации. Поэтому при систематическом использовании учебника, а также при получении текстовой информации из интернета в учебно-воспитательном процессе увеличивается доля самостоятельности учащихся в приобретении знаний, становится возможным приобщение школьников к самообразованию.

 

Слайд 3

Одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом:

1. поиск информации и понимание прочитанного;

2. преобразование и интерпретация информации;

3. анализ и оценка информации.

Примеры некоторых приемов по формированию смыслового чтения.

 

Слайд 4

1.     Прием «Задай вопрос»

Цель: сформировать умение самостоятельно работать с текстом, понимать информацию, содержащуюся в тексте, овладение приёмом постановки вопросов к тексту.

 

Слайд 5

Учитель создаёт ситуацию, когда ученик самостоятельно формулирует вопросы к новому учебному материалу. Удачно составленный вопрос – это уже наполовину полученный ответ. Предлагается следующий алгоритм: перед изучением учебного текста ребятам ставится задача составить к нему список вопросов. Можно дать ученикам несколько иное задание. Во время самостоятельной работы над текстом ученики получают задание составить вопросы. К примеру, задать вопросы, которые начинались бы со слов «Что…?», «Какой…?», «Где…?», «Почему…?» и т.д. Целесообразно ограничить число вопросов и время на их составление. Ребятам не ставится задача прочесть текст, а затем задать вопросы. Это очень важно. Так или иначе, чтобы грамотно и лаконично сформулировать вопрос, ученик должен хотя бы бегло ознакомиться с текстом. Но он делает это гораздо быстрее, чем в режиме «Прочти…». Подводя итоги, отмечаем лучшие вопросы, тут же предлагая ученикам ответить на них. Этим самым мы закрепляем только что изученный материал.

Например, даётся текст техники выполнения высокого старта и соответственно формулируются вопросы и ответы по ключевым моментам этой техники.

Сильнейшую ногу ставят вплотную к стартовой линии; (Зачем? Чтобы не заступить. Почему сильнейшую ногу? Чтобы выполнить более эффективное и быстрое отталкивание сильнейшей ногой)

Немного повернуть носок внутрь (упираясь в грунт); (Почему носок немного повёрнут вперёд? Для более устойчивого положения стопы)

Другая нога на1,5-2 стопы сзади; (Где должна находится маховая нога? Наиболее целесообразно ставить её на на1,5-2 стопы сзади)

Тяжесть тела распределена на обе ноги; (Что будет если тяжесть тела будет распределена неравномерно? Потеря равновесия)

Туловище выпрямлено , руки свободно опустить вдоль тела;

Голову держать прямо.

Выполнение команды
« Внимание!»

Наклонить туловище вперёд под углом 45*; (Какой должен быть угол наклона туловища и почему? 45 градусов. Если меньше, то можно потерять равновесие)

Плечи не должны выходить вперёд за опорную ногу, что может привести к потере равновесия

Бегун резко бросается вперёд;

Голову нужно держать без напряжения, взгляд направлен на конец дорожки;

Через 5-6 шагов принимается вертикальное положение тела.

 

Слайд 6

2. Прием «Составь задание».

Цель: сформировать умение вдумчиво читать, преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования.

В последнее время большое значение уделяется методу проектов, который способствует развитию творчества учащихся.Это может быть тест, учебная задача по предмету или составление ребуса, кроссворда, головоломок. К отдельным заданиям следует относиться осторожно. В течение урока ученик не обладает достаточным временем, чтобы составить хороший кроссворд, сканворд или остроумную головоломку. Такие задания можно задать на дом. Можно предложить ученикам самостоятельно придумать оригинальное задание. Это уже не просто беглое прочтение учебного текста. Это его осмысление, анализ, связь с предыдущим пройденным материалом. Ученики могут на уроке поменяться заданиями, что позволит им лишний раз повторить учебный материал. Ребята могут сравнить качество выполнения подготовленных учебных заданий.

 

Слайд 7

3. Прием «толстых» и «тонких» вопросов.

Цель: сформировать умение самостоятельно работать с текстом, понимать информацию, содержащуюся в тексте, овладение приёмом постановки вопросов к тексту и составления плана.

Этот прием может быть использован на любой из трех стадий урока. Если мы пользуемся этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые наши учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного.

 

Слайд 8

9 ПРИЧИН НАЧАТЬ БЕГАТЬ.

1. Бег повышает возможности сердца и сосудов, происходит тренировка непосредственно самой сердечной мышцы. Это значит, что сердце становится крепче, сильнее. А это неизбежно сказывается на его производительности.

2. Повышается кислородная ёмкость крови. Тренированное сердце за один цикл прогоняет гораздо больший объём крови, чем не тренированное. Увеличился кровоток - увеличился и кислородный обмен. Ко всем тканям и органам поступает больше крови, обогащённой кислородом и питательными веществами.

3. Отличное средство борьбы против нервного напряжения. Стресс и усталость накапливают в организме в течение дня продукты распада - это и есть причина усталости. Чтобы избавиться от усталости, нужно как следует попотеть, и бег отлично справляется с этой задачей.

 
Слайд 9

4. Во время продолжительной нагрузки в кровь выбрасывается особый гормон - эндорфин. Этот гормон ещё называют "гормон счастья". И не зря. Когда концентрация эндорфина в крови возрастает, человек испытывает лёгкое чувство эйфории. Депрессия улетучивается.

5. Повышается умственная активность. Во время пробежки часто "само собой" приходит решение какой-нибудь проблемы или задачи. Кровь во время активной тренировки обильно насыщается кислородом, повышается обмен веществ, вследствие этого, более активно функционирует центральная нервная система, а значит и мозг.

6. Систематические занятия бегом способствуют повышению иммунитета, за счёт увеличения в крови эритроцитов и гемоглобина. В процессе беговых нагрузок снижается холестерин в крови, уменьшается чувство голода, улучшается моторика кишечника. В совокупности с улучшением обмена веществ всё это приводит к нормализации массы тела.

 

Слайд 10

7. Бегать можно в любое время дня. Так, по утрам, когда в крови повышенное количество гормонов, бег будет естественным средством для разрядки, что поможет организму вернуться к гармонии. Если бегать после трудового дня — вечером, то этим вы снимете напряжение, расслабитесь, подзарядитесь энергией, подавите излишний аппетит и заснете прекрасным сном.

8. Исследования учёных показывают, что происходит частичная регенерация ткани печени. Происходит положительное влияние на почки: во время бега с них снимается нагрузка, что приводит к их лучшему функционированию.

9. Регулярные беговые нагрузки также оказывают положительное влияние на опорно-двигательный аппарат. Для людей пожилого возраста подобные тренировки особенно полезны, т.к. они препятствуют дегенеративным изменениям в суставах и мышечных тканях.

 

Слайд 11

Еще древние греки говорили - "Если хочешь быть сильным - бегай, хочешь быть красивым - бегай, хочешь быть умным - бегай".

 

Слайд 12-13

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана.

Какой органы тренируются при занятии бегом?

Каким веществом обогащается кровь при беге?

Причины усталости после рабочего дня

Что повышается во время беговой тренировки ?

Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.

Дайте три объяснения, почему бег лучшее упражнение...?

Объясните, почему во время бега ко всем тканям поступает больше кислорода...?

Согласны ли вы, что бег снимает нервное напряжение и почему это происходит ...?

 

Слайд 14

5. Прием «Верные и неверные утверждения».

Цель: понимать информацию, содержащуюся в тексте, сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера, критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации.

Перед началом уроков по какой-либо теме могут быть предложены высказывания:

Затем попросите учащихся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

 

Слайд 15

6. Приём «Лови ошибку»

Цель: сформировать умение читать вдумчиво, связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, на основе имеющихся знаний подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации.

Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.
Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы.

Учитель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока

Такой материал можно предложить и для анализа, и для творческой переработки текста, и для синтеза собственного мнения.

 

Слайд 16

7. Приём «Восстанови текст».

Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, сравнивать заключённую в тексте информацию.

Каждый учащийся получает предложения, которые надо расположить в правильном порядке. Затем все участники занятия общаются, рассказывая содержание своего отрывка, и восстанавливают логическую последовательность всего текста.

 

Слайд 17

8. Сопоставление нахождение сходств и различий – приём работы, основанный на сравнении двух или более объектов. Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, сравнивать заключённую в тексте информацию.

Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать смысл текста, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность. Значит, при работе с текстом, преподавателю необходимо уделять внимание формированию у учащихся следующих читательских умений:

1.целенаправленно, выборочно читать текст, статьи учебника;

2.составлять план к прочитанному тексту;

3.умение выполнять задания, включающие составление схем, таблиц;

4.логично, последовательно излагать ответ на поставленный вопрос, понимать прочитанный текст;

5.отвечать на вопросы, имеющиеся в конце учебника;

6.извлекать из учебника и дополнительных источников необходимую информацию и обсуждать полученные сведения;

7.обмениваться сведениями об объекте, полученными из других источников информации;

8.находить в тексте описание к иллюстрациям;

9.сравнивать объекты, изображенные на иллюстрациях учебника, готовить вопросы к ним;

10.соотносить описываемые события, явления природы с иллюстрациями;

11.самостоятельно выполнять задания в рабочих тетрадях на основе текста учебника и дополнительной литературы;

12.готовить сообщения на основе используемой литературы (энциклопедий, справочников, других книг, Интернета).

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.