Мастер-класс «Диалог с текстом — действенный механизм формирования навыков смыслового чтения»

1
0
Материал опубликован 13 February 2019

«Диалог с текстом» - действенный механизм формирования

навыков смыслового чтения

Е. И. Горбова

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Боевая средняя образовательная школа»

Новые социальные запросы общества определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». На их достижения направлена всем нам знакомая аббревиатура УУД (универсальные учебные действия).

Познавательные универсальные учебные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач. Из этого следует острая необходимость формирования умения у учеников работы с текстом, развития навыков смыслового чтения.

К сожалению, до сих пор в своей работе учителя встречаются с частичным отсутствием данных умений, что не миновало и меня.

В диагностике, проводившейся с целью уточнения степени формирования познавательных УУД, на уроках истории выяснилось, что примерно у 60% учащихся не сформированы познавательные умения на классификацию, построение логической цепочки; 55 % не выполняют задание на конкретизацию; а 70 % затрудняются с определением причинно-следственных связей и выделением наиболее значимых событий из общего ряда.

В связи с полученными результатами, были определены новые приоритетные задачи, направленные на формирование познавательных УУД путем более тщательной работы с текстом на уроках.

Целью нашего мастер-класса является знакомство с методикой «Диалог с текстом», как действенного механизма развития у учащихся навыков смыслового чтения.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

1. Овладение теоретическими и практическими умениями данной методики;

2. Формирование и развитие умений выполнения заданий «Учимся задавать вопросы» на примере реализации методики «Диалог с текстом».

Методика «Диалог с текстом» направлена на формирование умения воспринимать текст как единое смысловое целое на основе овладения приёмом «диалог с текстом». В свою очередь, формирование умения воспринимать текст как единое целое строится на полном понимание текста, которое предполагает вычитывание трех видов текстовой информации:

фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде)

подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк»)

концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы)

Для реализации представленной методики подходят, как гуманитарные, так и естественнонаучные учебные дисциплины, что определяет ее комплексный характер.

Возрастная аудитория определяется как 11 – 12 лет, но ориентируясь на собственный опыт, могу утверждать, что верхние рамки могут быть раздвинуты до 15 лет.

Работая по данной методике, учитель может использовать, как индивидуальную форму работу, так и групповую, в зависимости от поставленных задач.

Что же, представляет собой методика «Диалога с текстом» на практике – учащимся предлагается прочитать текст по предложениям (фразам) и выполнить задания, включённые в текст в символической форме. В конце предложений предлагается одно или два из четырёх видов заданий, обозначаемых в тексте символом (буквой). Эта задания надо выполнить по ходу чтения текста.

Задания включают:

В — вопрос, задать вопрос к тексту;

О — ответ, дать ответ на поставленный вопрос;

3 — заглянуть в будущее, мысленно заглянуть в будущее и представить, что произойдёт дальше, как будут развиваться события;

П — проверить себя, т.е. сравнить свой ответ с текстом или свой прогноз будущего с описанием будущего в тексте.

Материал, отрывок художественного текста на карточке, включающий вопросы - задания для читателя, обозначенные символами; для чтения текста необходима специальная закладка, сдвигая которую учащиеся открывают предложение, чтобы он не имели возможности заранее узнать продолжение. Также можно пользоваться презентацией для трансляции текста по кусочкам, но здесь может быть потеряна возможность отображения уже прочитанного фрагмента целиком для лучшего понимания следующих фрагментов.

После выполнения заданий, указанных в самом тексте, работа с ним не оканчивается, необходимо оформить результат, который укажет степень понимания полученной информации учащимися. Есть несколько вариантов:

1. Озаглавить текст (должно использоваться в совокупности с другими)

2. Составить план текста

3. Оформить результат в любой из следующих видов таблицы:

1. «Сюжетная таблица»

Кто?

Что?

Когда?

Где?

Почему?

         

2. Таблица-синтез

Ключевые моменты текста

Что привлекло внимание?

Почему именно это?

     

3. «Трехчастный дневник»

Ключевые слова

Комментарии к ним

Комментарии к комментариям

   

(Заполняется дома, так как после завершения урока часто происходит переосмысление некоторых позиций)

Данная методика позволяет и развивать у учащихся умение задавать вопросы. Казалось бы, что сложного в том, чтобы задать вопрос к тексту, но и здесь возникают трудности. Правильность в постановке вопроса напрямую зависит не только от понимания текста учащимися (что решается в процессе овладения методикой «Диалога с текстом), но и от того, какую проблему необходимо решить, ответив на него.

Выполнение задания «Учимся задавать вопросы» имеет своей целью формирование умения задавать вопросы к тексту путем овладения учащимися классификацией вопросов, которая отражает их нацеленность на получение конкретной информации.

Различают шесть видов вопросов: простые, оценочные, практические, творческие, интерпретационные, уточняющие

С ними мы подробно познакомимся немного позже на практике.

Сегодня у нас урок истории в 7 классе, тема – «Опричнина». У вас на партах находится раздаточный материал с текстом (Приложение 1), предлагаю вам прочитать текст по кусочкам и выполнить к ним задание:

1. 3 декабря 1564 года Иван Грозный с семьёй внезапно выехал из столицы на богомолье. С собой царь взял казну, личную библиотеку, иконы и символы власти. В

Какое задание необходимо выполнить, если мы видим букву «В»? При построении вопроса воспользуемся классификацией вопросов (Приложение 2). Вам необходимо по данному фрагменту составить простой и уточняющий вопросы.

2. Посетив село Коломенское, он не стал возвращаться в Москву и, проскитавшись несколько недель, остановился в Александровской слободе. З

Символ «З» обозначает попытку заглянуть в будущее, представить, как события могут развивать. Попробуем импровизировать. Это творческий момент, который довольно охотно воспринимается учащимися. Опасность состоит в том, что учащиеся могут начать фантазировать, совершенно отрываясь от фрагмента. Задача учителя на данном этапе – это направлять мысли учеников наводящими вопросами в нужное русло.

3. 3 января 1565 года он объявил о своём отречении от престола, по причине «гнева» на бояр, церковных, воеводских и приказных людей. Через два дня в Александровскую слободу прибыла депутация во главе с архиепископом Пименом, которая уговорила царя вернуться на царство. П

Теперь у нас появилась возможность проверить верность наших предположений и определить факторы, которые повлияли на восприятие текста в определенном ключе.

4. Когда в начале февраля 1565 года Иван Грозный вернулся в Москву из Александровской слободы, он объявил, что вновь принимает на себя правление, но с условием… О

Возвращаемся к поставленным вопросам по первому фрагменту и пытаемся найти ответ на них в четвертом. Исход из ответа смотрим, получилось ли нам отразить основной смысл в вопросах и, что было упущено.

5. …чтобы ему вольно было казнить изменников, налагать на них опалу, лишать имущества без докуки и печалований со стороны духовенства и учредить в государстве «опричнину». В

Здесь необходимо сформулировать интерпретационный и творческий вопросы, ответы на которые ищем в шестом фрагменте:

6. В опричнину царь отделил часть бояр, служилых и приказных людей и вообще весь свой «обиход» сделал особым: во дворцах Сытном, Кормовом и Хлебенном был назначен особый штат ключников, поваров, писарей и т. п.; были набраны особые отряды стрельцов. На содержание опричнины были назначены особые города (около 20, в том числе Москва, Вологда, Вязьма, Суздаль, Козельск, Медынь, Великий Устюг) с волостями. В самой Москве некоторые улицы были отданы в распоряжение опричнины; прежние жители были переселены на другие улицы. В опричнину было набрано также до 1000 князей, дворян, детей боярских, как московских, так и городских. Им были розданы поместья в волостях, назначенных на содержание опричнины; прежние помещики и вотчинники были переведены из тех волостей в другие.

Все остальное государство должно было составлять «земщину»: царь поручил его земским боярам, то есть собственно боярской думе, и во главе управления им поставил князя Ивана Дмитриевича Бельского и князя Ивана Фёдоровича Мстиславского. О

После прочтения всего текста предлагаю задать оценочный и практический вопрос.

В завершение необходимо заполнить таблицу:

Кто?

Что?

Когда?

Почему?

       

Спасибо за внимание!

Приложение 1

1. 3 декабря 1564 года Иван Грозный с семьёй внезапно выехал из столицы на богомолье. С собой царь взял казну, личную библиотеку, иконы и символы власти. В

2. Посетив село Коломенское, он не стал возвращаться в Москву и, проскитавшись несколько недель, остановился в Александровской слободе. З

3. 3 января 1565 года он объявил о своём отречении от престола, по причине «гнева» на бояр, церковных, воеводских и приказных людей. Через два дня в Александровскую слободу прибыла депутация во главе с архиепископом Пименом, которая уговорила царя вернуться на царство. П

4. Когда в начале февраля 1565 года Иван Грозный вернулся в Москву из Александровской слободы, он объявил, что вновь принимает на себя правление, но с условием… О

5. …чтобы ему вольно было казнить изменников, налагать на них опалу, лишать имущества без докуки и печалований со стороны духовенства и учредить в государстве «опричнину». В

6. В опричнину царь отделил часть бояр, служилых и приказных людей и вообще весь свой «обиход» сделал особым: во дворцах Сытном, Кормовом и Хлебенном был назначен особый штат ключников, поваров, писарей и т. п.; были набраны особые отряды стрельцов. На содержание опричнины были назначены особые города (около 20, в том числе Москва, Вологда, Вязьма, Суздаль, Козельск, Медынь, Великий Устюг) с волостями. В самой Москве некоторые улицы были отданы в распоряжение опричнины; прежние жители были переселены на другие улицы. В опричнину было набрано также до 1000 князей, дворян, детей боярских, как московских, так и городских. Им были розданы поместья в волостях, назначенных на содержание опричнины; прежние помещики и вотчинники были переведены из тех волостей в другие.

Все остальное государство должно было составлять «земщину»: царь поручил его земским боярам, то есть собственно боярской думе, и во главе управления им поставил князя Ивана Дмитриевича Бельского и князя Ивана Фёдоровича Мстиславского. О


 

Приложение 2

Простые вопросы — это вопросы, отвечая на которые нужно получить какие-то конкретные сведения, вспомнить и воспроизвести некую информацию. Например, если вы почувствовали, что для решения проблемы вам не хватает данных, вы можете задать эти вопросы окружающим или самому себе. Например: «Где я могу купить подержанный монитор?», «Нет ли у вас (меня) знакомых, которые работают в компьютерных магазинах или занимаются ремонтом мониторов?».

Уточняющие вопросы обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно понял, то ...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о ...?». Цель этих вопросов — уточнить информацию, которую вы только что получили от собеседника. Иногда их задают для получения информации, отсутствующей, но подразумевающейся в сообщении. Скажем, у вас в руках оказался прайс-лист на мониторы, но по ценам вы не можете точно определить, подержанные они или новые. Вы звоните в фирму и уточняете: «Если я не ошибаюсь, то вы торгуете новыми мониторами?» или: «Ты сказал, что недавно видел в том магазине монитор, который мне нужен?».

Интерпретационные, или объясняющие, вопросы начинаются, как правило, со слова «почему». При решении проблем они могут вдохновить вас на свежие идеи, позволят получить развернутую информацию об интересующем вас объекте и выяснить непонятные вам причины действий и поступков людей. Например: «Почему я стесняюсь попросить у своего друга денег в долг?», «Почему вы даете на монитор такой маленький гарантийный срок?», «Зачем я трачу столько денег на каталоги, когда можно просто заглянуть в Интернет?».

Творческие вопросы — это вопросы, в формулировке которых присутствуют элементы условности, предположения, прогноза. При решении проблемы вы можете задать их себе, когда вам требуются новые идеи, необходим творческий допинг. Например: «Что будет, если я попрошу твоих знакомых помочь мне найти нужную модель?», «Что будет, если сейчас я куплю монитор меньшего размера, а через некоторое время, накопив нужную сумму, продам его и куплю тот, который мне нужен?».

Оценочные вопросы помогут вам дать предельно точную оценку связанным с вашей проблемой предметам, событиям, фактам. Эти вопросы являются лучшим инструментом выбора наиболее выигрышных из имеющихся у вас идей и вариантов решения проблемы. Например: «Чем отечественный монитор отличается от импортного?», «Почему дождаться следующей поставки разумнее, чем приобрести монитор из этой партии?».

Практические вопросы устанавливают взаимосвязь между теорией и практикой. Они позволяют трезво оценить ситуацию и степень реальности ваших планов, увидеть проблему со стороны: «А что бы ты предпринял на моем месте?», «Объясни, пожалуйста, каким образом это можно осуществить на практике?».

 

Использован источник:

http://www.evolkov.net/questions/6.quest.1.html

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации