Урок «Разнообразие внутренних вод России. Реки»
Пояснительная записка к презентации
Урок географии в 8 классе
тема урока «Разнообразие внутренних вод России. Реки»
Тип урока: открытие новых знаний
Технология обучения: развития критического мышления
Дидактическая цель: создать условия для успешного усвоения нового материала, добиться осознания и осмысления новой учебной информации о реках России
Планируемые результаты:
Предметные: умение называть и показывать речные системы России; умение выявлять зависимость между рельефом, климатом и густотой речной системы; умение классифицировать реки России по основным бассейнам и режиму; умение определять уклон и падение рек
Метапредметные: находить в информационных источниках необходимую информацию, анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия,
классифицировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи,
представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы), определять цель, проблему, выдвигать версии, работать по плану, излагать и корректировать свое мнение, организовывать работу в паре
Личностные: оценивать свои и чужие ответы, осознавать свои эмоции, осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах, осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции, вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к непохожим на себя людям.
Оборудование: физическая карта России, раздаточный материал – оценочные листы, атлас, учебник, компьютер, проектор, атласы, тетради, калькулятор, на доске опорные слова «падение». «уклон», «межень», «паводок», «годовой сток».
Эпиграф к уроку: О, как ты сердцу дорога,
Текущая сквозь годы!
Возвышенные берега,
Взволнованные воды…
Белинский Я.Я.
Ход урока:
I. Организация начала урока. Постановка цели и задач урока.
Проверка готовности учащихся, их настроя на работу. Приветствую учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока. Отмечание отсутствующих.
II. Стадия вызова. Актуализация знаний и умений учащихся. Целеполагание.
слайд 1 - Звуковой файл «Шум текущей воды». Ребята, что вы слышали? /Дети поднимают руки, дают ответ/
слайд 2 - На экране появляется высказывание и изображение реки.
слайд 1 - Вода – красота всей природы. Вода жива, она бежит или волнуется ветром, она движется и дает жизнь и движение всему ее окружающему (Сергей Аксаков).
Без воды нет жизни. Человек не может прожить без воды более 8 дней. Именно 8 дней имеют в запасе горноспасатели, которые ведут спасение шахтеров, оказавшихся отрезанными от выхода при обвале. Вода – э то чудесный дар природы. Человеку нужна чистая пресная вода, которая составляет около 2% гидросферы. Россия богата водами, которые находятся на суше - это внутренние воды.
Попытайтесь сформулировать тему урока /Внутренние воды России. Реки/ слайд 3
Откройте, пожалуйста, свои рабочие тетради, запишите число и тему урока. У вас у каждого на парте находится лист для самостоятельного или взаимного оценивания, в котором вы должны в течении урока фиксировать свои результаты и лист с шаблоном кластера «Реки России» с которым вы будете работать на каждом этапе урока (приложение). Каждый этап будет сопровождаться своим оттенком, который имеется на шаблонах и будет являться своеобразной подсказкой.
Мозговая атака. Вспомните, какие виды внутренних вод мы изучали на уроках географии в 6 и 7 классах?/Реки, озера, болота, ледники, подземные воды, вечная мерзлота, водохранилища, пруды, каналы/
Для того, чтобы вспомнить, как составлять кластер – выполним задание. В тетрадях, составьте пожалуйста, пример простого кластера, что относится к внутренним водам. На экране: слайд 4
Внутренние воды
Целесообразно начать знакомство с внутренними водами России с рек. Проблемный вопрос. Как вы думаете, почему? /речную воду чаще всего человек использует в хозяйственной деятельности и быту/.
Чтобы изучить тему урока, давайте вспомним, а что нам уже известно о реках?
Небольшая работа с терминами, с которыми мы знакомились с вами ранее, поможет нам в изучении нового материала(слайд 5)
- Поток воды текущий годами в выработанном им углублении /река/
- Что такое исток? /начало реки/
- Что такое устье реки? /место впадения реки в море, озеро, другую реку/
- Что такое речная система? /главная река с притоками/
- Что такое бассейн реки? /местность, с которой река получает питание/
- Что такое водораздел?/возвышенности или горы, разделяющие
бассейны рек)
Для закрепления, предлагаю вам в тетради зарисовать схему «Река и ее части». На экране появляется только схема, учащимся необходимо самостоятельно подписать все элементы /переносят схему в тетрадь и пописывают/ слайд 6
III. Стадия осмысления. Изучение новой темы.
Заполнение 1 части кластера.
слайд 7 - Вспомните, от каких компонентов природы зависят внутренние воды, реки /практически от всех, но главными скорее всего будут климат и рельеф: климат влияет на замерзание рек в условиях длительной и холодной зимы, в засушливом климате речная сеть редкая, реки маловодны и могут пересыхать; на равнинах реки имеют спокойное течение, широкую долину, а в горах реки бурные с порогами и водопадами, текут в глубоких ущельях/. Давайте разбираться, так ли это?
На экране схема(слайд 8)
З аполнение 2 части кластера.
Самостоятельная работа №1
В. Гюго: «Реки, словно гигантские трубы, поют океану о красоте Земли, о возделанных полях, о великолепии городов и о славе людей».
Давайте выясним, каким океанам поют свои песни реки России?
При работе с картой нам предстоит ответить на вопросы и в качестве ответов заполнить таблицу. (слайд 9)
Бассейн Северного Ледовитого океана |
Бассейн Тихого океана |
Бассейн Атлантического океана |
Внутренний сток |
|
|
|
|
|
|
|
|
З аполнение 3 части кластера.
1. Найдите на карте в атласе реки, несущие свои воды в Северный Ледовитый океан/Онега, Северная Двина, Печора, Обь и Иртышем, Енисей, Лена, Яна, Индигирка, Колыма. Заносят данные в таблицу/
2. Проблемный вопрос. Почему крупнейшие реки России текут на север? /Большая территория России имеет уклон на север/
3. Найдите на карте в атласе реки, несущие свои воды в Тихий океан /Амур с Шилкой и Аргунью, Анадырь. Заносят данные в таблицу/
4.Почему крупных рек на востоке России не так много, как на севере? /На побережье Тихого океана горные хребты, реки короткие, стекают с восточных склонов хребтов/
5. Найдите на карте в атласе реки, которые относятся к бассейну Атлантического океана /К бассейну Атлантического океана принадлежат реки, впадающие в Чёрное, Азовское и Балтийское моря. Нева, Дон, Кубань, Днепр, Западная Двина, Нарва/
6. Найдите на карте в атласе реки, которые относятся к бассейну внутреннего стока /Волга, Урал, Эмба, Терек/
7. А теперь немного поиграем, « Кто быстрее!» (работа в парах)
Составьте пары: река – приток
Волга Аргунь
Енисей Иртышь
Лена Ока
Обь Алдан
Амур Ангара
На какой реке стоит город?
Салехард Нарьян-мар
Краснодар Красноярск
Якутск Иркутск
Архангельск Москва
Волгоград Санкт-Петербург
слайд 10 - Почему направления рек разные? Какой вывод можно сделать? Что влияет на направление течения рек? /Рельеф)/
Послушайте отрывки из двух стихотворений.
1. М.Ю.Лермонтов так описывает в своем стихотворении Терек /находят на карте в атласе/
Меж горных стен несется Терек,
Волнами точит дикий берег,
Клокочет вкруг огромных скал,
То здесь, то там дорогу роет.
2. Ф.Тютчев про Волгу.
Лениво дышит полдень мглистый;
Лениво катится река.
Чем эти реки отличаются? /по характеру/
От чего зависит характер реки? /от рельефа/
слайд 11 - Работа с рис.41 и 42 «Равнинная река» и «Горная река» с.79-80 учебника. Сравните их /равнинные реки отличаются спокойным, плавным течением, широкими долинами, а горные реки имеют бурное течение, узкие порожистые глубокие долины/
Рельеф влияет еще на две величины: падение и уклон
Далее нам предстоит познакомиться более подробно с понятиями: уклон и падение реки /Работа с учебником. Чтение с остановками. На стр. 80 найдите и запишите в тетрадь определения: «Падение» и «Уклон» реки/
Падением реки называется превышение истока над устьем, выраженное в метрах.
Уклоном реки называют отношение величины падения реки к ее длине /запись в тетрадь/
Практическая работа
Чтобы вычислить падение реки, надо определить высоту ее истока и устья по физической карте используя шкалу высот. Реки, впадающие в море, имеют высоту устья 0 метров.
Например, определим падение реки Ангары /по карте атласа определяют откуда вытекает р.Ангара. (из Байкала) . Оно лежит на высоте 456м.над уровнем моря./
Куда впадает р.Ангара? Определите высоту ее устья./там, где Ангара впадает в Енисей высота 76м./ Находим падение по формуле Н1-Н2=П., где Н1-абсолютная высота истока, Н2-абсолютная высота устья; 456м-76м= 380м=38000см.
Величина падения влияет на другую ее важную характеристику – уклон реки. Определим уклон реки Ангары.38000см:1826км= 20,8 см/км (21 см/км)
Уклоны горных рек большие, например, уклон бурного Терека 5м/км, а поэтому течение быстрое и размывающая сила реки большая. На равнинных реках уклоны незначительны и, следовательно, текут они медленно.
Для закрепления: используя карты атласа и справочные сведения на экране, определите падение и уклон реки.
1 вариант – р.Лена, р.Нева
2 вариант – р.Обь, р.Урал
Самопроверка: сверяют ответы с ответами на экране.
З аполнение 4 части кластера.
Самостоятельная работа №2 с текстом учебника (стр.81-83)
Чтение с остановками. Рассмотрим следующий компонент. На реки влияет климат. Как климат влияет на реки? Самый лучший ответ на этот вопрос дал выдающийся русский географ –климатолог А.И. Воейков. Именно ему принадлежит классическая формулировка: «реки –продукт климата». Расшифруем ее подробнее. /От климата зависит: 1) густота речной сети 2) тип питания реки 3) режим реки/
Большинство рек нашей страны замерзает. Используя рис. 47 на стр. 82 определите продолжительность ледостава на р.Обь в верховье, в низовье /ледостав в верховье с декабря по 30.04. в низовье – с ноября по 31.05. Климат влияет и на замерзание воды в реках. В условиях длительной холодной зимы на реках образуется более мощный лёд. В засушливом климате речная сеть редкая, реки маловодны и даже могут пересыхать/.
Что такое межень? Из-за чего он возникает? Что такое паводок? С чем они связаны? Что такое годовой сток? Найдите ответ в тексте параграфа/ межень – наиболее низкий уровень воды в реке, соответствующий наименьшему периоду выпадения осадков; паводок – кратковременный подьем уровня воды в реке, вызванный поступлением в реку обильных осадков; годовой сток – это количество воды, протекающее в речном русле за год/
Величина годового стока, прежде всего, зависит от климата. Равнинный рельеф уменьшает сток, а горный, наоборот, его увеличивает. Первое место в стране по величине годового стока занимает Енисей – за год он выносит около 600 км3 воды /
Реки России делятся по режиму на 3 группы (типы водного режима). Используя рис.44 на стр.81 привести примеры /1. Реки с весенним половодьем, реки имеющие смешанное питание с преобладанием снегового (Волга, Обь, Печора); 2.Реки с летним половодьем, текущие в муссоном типе климата (Амур и его притоки); 3. Реки с паводковым режимом, разливаются после дождей. Паводок – внезапный, непредсказуемый подъем уровня воды в реке/
Итак, давайте подведем итог. От каких же компонентов природы же зависит жизнь реки? /Жизнь реки зависит от климата и рельефа/.
Заполнение 5 части кластера.
IV. Закрепление новых знаний, письменно
Закончи предложение
1.В нашей стране преобладают реки с весенним половодьем
2.От климата зависит режим реки
3.Наиболее низкий уровень воды в реке- это межень
4.Превышение истока над устьем - это падение реки
5. Отношение величины падения реки к ее длине - это уклон реки
Критерии оценивания
«5» - 0 ошибок
«4» - 1 ошибка
«3» - 2 ошибки
«2» - 3 ошибки и более
V. Подведение итогов по оценочным листам, поставить + и -
ФИ учащегося |
||||
Сам. Раб.№1 (взаимопроверка) |
Практическая работа (взаимопроверка) |
Сам. Раб.№2 (кол-во данных ответов) |
«Закончи предложение» |
Проверка заполнения кластера |
|
|
|
5 и5 и 4- справился |
Все правильно или 1 «не попадание» -«5»; 2-3 – «4»; 4-5 –«3» |
Итого: |
Отдельная оценка |
Учитель выводит на экран законченный кластер и критерии оценки:
«5» - работал по 4 формам
«4» - работал в 3-х формах
«3» - работал в 2-х формах
VI. Стадия рефлексии.
1. Что вы ожидали от урока и что получилось?
2. Какие этапы урока вы считаете наиболее удачными и почему?
3. Что вам более всего удалось во время урока, какие виды деятельности были выполнены наиболее успешно? Назовите наиболее эффективные из них.
4. Перечислите в порядке убывания основные проблемы и трудности, которые вы испытывали во время урока.
5.Какой этап урока вы бы опустили, вычеркнули? Почему?
VII. Домашнее задание
Пар.13, ?? и задания на стр. 84. Кластер дополнить речными рекордсменами(самая длинная река европейской части России, азиатской; самая полноводная и т.д.). На контурную карту нанести крупные реки России; составить кроссворд по теме