Пояснительная записка к презентации

Урок географии в 8 классе

тема урока «Разнообразие внутренних вод России. Реки»

 

Тип урока: открытие новых знаний

Технология обучения: развития критического мышления

Дидактическая цель: создать условия для успешного усвоения нового материала, добиться осознания и осмысления новой учебной информации о реках России

Планируемые результаты:

Предметные: умение называть и показывать речные системы России; умение выявлять зависимость между рельефом, климатом и густотой речной системы; умение классифицировать реки России по основным бассейнам и режиму; умение определять уклон и падение рек

Метапредметные: находить в информационных источниках необходимую информацию, анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия,

классифицировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи,

представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы), определять цель, проблему, выдвигать версии, работать по плану, излагать и корректировать свое мнение, организовывать работу в паре

Личностные: оценивать свои и чужие ответы, осознавать свои эмоции, осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах, осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции, вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к непохожим на себя людям.

Оборудование: физическая карта России, раздаточный материал – оценочные листы, атлас, учебник, компьютер, проектор, атласы, тетради, калькулятор, на доске опорные слова «падение». «уклон», «межень», «паводок», «годовой сток».

 

Эпиграф к уроку: О, как ты сердцу дорога,

Текущая сквозь годы!

Возвышенные берега,

Взволнованные воды…

Белинский Я.Я.

Ход урока:

I. Организация начала урока. Постановка цели и задач урока.

Проверка готовности учащихся, их настроя на работу. Приветствую учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока. Отмечание отсутствующих.

II. Стадия вызова. Актуализация знаний и умений учащихся. Целеполагание.

слайд 1 - Звуковой файл «Шум текущей воды». Ребята, что вы слышали? /Дети поднимают руки, дают ответ/

слайд 2 - На экране появляется высказывание и изображение реки.

слайд 1 - Вода – красота всей природы. Вода жива, она бежит или волнуется ветром, она движется и дает жизнь и движение всему ее окружающему (Сергей Аксаков).

Без воды нет жизни. Человек не может прожить без воды более 8 дней. Именно 8 дней имеют в запасе горноспасатели, которые ведут спасение шахтеров, оказавшихся отрезанными от выхода при обвале. Вода – э то чудесный дар природы. Человеку нужна чистая пресная вода, которая составляет около 2% гидросферы. Россия богата водами, которые находятся на суше - это внутренние воды.

Попытайтесь сформулировать тему урока /Внутренние воды России. Реки/ слайд 3 

Откройте, пожалуйста, свои рабочие тетради, запишите число и тему урока. У вас у каждого на парте находится лист для самостоятельного или взаимного оценивания, в котором вы должны в течении урока фиксировать свои результаты и лист с шаблоном кластера «Реки России» с которым вы будете работать на каждом этапе урока (приложение). Каждый этап будет сопровождаться своим оттенком, который имеется на шаблонах и будет являться своеобразной подсказкой.

Мозговая атака. Вспомните, какие виды внутренних вод мы изучали на уроках географии в 6 и 7 классах?/Реки, озера, болота, ледники, подземные воды, вечная мерзлота, водохранилища, пруды, каналы/

Для того, чтобы вспомнить, как составлять кластер – выполним задание. В тетрадях, составьте пожалуйста, пример простого кластера, что относится к внутренним водам. На экране: слайд 4 

 

 

 

 

 

Внутренние воды

 

 

 

Целесообразно начать знакомство с внутренними водами России с рек. Проблемный вопрос. Как вы думаете, почему? /речную воду чаще всего человек использует в хозяйственной деятельности и быту/.

Чтобы изучить тему урока, давайте вспомним, а что нам уже известно о реках?

Небольшая работа с терминами, с которыми мы знакомились с вами ранее, поможет нам в изучении нового материала(слайд 5)

- Поток воды текущий годами в выработанном им углублении /река/

- Что такое исток? /начало реки/

- Что такое устье реки? /место впадения реки в море, озеро, другую реку/

- Что такое речная система? /главная река с притоками/

- Что такое бассейн реки? /местность, с которой река получает питание/

- Что такое водораздел?/возвышенности или горы, разделяющие

бассейны рек)

 

Для закрепления, предлагаю вам в тетради зарисовать схему «Река и ее части». На экране появляется только схема, учащимся необходимо самостоятельно подписать все элементы /переносят схему в тетрадь и пописывают/ слайд 6 

 

 

t1704937353aa.jpg

 

t1704937353ab.gifIII. Стадия осмысления. Изучение новой темы.

Заполнение 1 части кластера.

слайд 7 - Вспомните, от каких компонентов природы зависят внутренние воды, реки /практически от всех, но главными скорее всего будут климат и рельеф: климат влияет на замерзание рек в условиях длительной и холодной зимы, в засушливом климате речная сеть редкая, реки маловодны и могут пересыхать; на равнинах реки имеют спокойное течение, широкую долину, а в горах реки бурные с порогами и водопадами, текут в глубоких ущельях/. Давайте разбираться, так ли это?

 

 

На экране схема(слайд 8)

t1704937353ac.png

Зt1704937353ad.gif аполнение 2 части кластера.


Самостоятельная работа №1

В. Гюго: «Реки, словно гигантские трубы, поют океану о красоте Земли, о возделанных полях, о великолепии городов и о славе людей».

Давайте выясним, каким океанам поют свои песни реки России?

При работе с картой нам предстоит ответить на вопросы и в качестве ответов заполнить таблицу. (слайд 9)

Бассейн Северного Ледовитого океана

Бассейн

Тихого океана

Бассейн Атлантического океана

Внутренний сток

 

 

 

 

 

 

 

 

Зt1704937353ae.gif аполнение 3 части кластера.

 

1. Найдите на карте в атласе реки, несущие свои воды в Северный Ледовитый океан/Онега, Северная Двина, Печора, Обь и Иртышем, Енисей, Лена, Яна, Индигирка, Колыма. Заносят данные в таблицу/

2. Проблемный вопрос. Почему крупнейшие реки России текут на север? /Большая территория России имеет уклон на север/

3. Найдите на карте в атласе реки, несущие свои воды в Тихий океан /Амур с Шилкой и Аргунью, Анадырь. Заносят данные в таблицу/

4.Почему крупных рек на востоке России не так много, как на севере? /На побережье Тихого океана горные хребты, реки короткие, стекают с восточных склонов хребтов/

5. Найдите на карте в атласе реки, которые относятся к бассейну Атлантического океана /К бассейну Атлантического океана принадлежат реки, впадающие в Чёрное, Азовское и Балтийское моря. Нева, Дон, Кубань, Днепр, Западная Двина, Нарва/

6. Найдите на карте в атласе реки, которые относятся к бассейну внутреннего стока /ВолгаУрал, Эмба, Терек/

7. А теперь немного поиграем, « Кто быстрее!»     (работа в парах)

Составьте пары: река – приток

Волга                          Аргунь

Енисей                        Иртышь

Лена                                 Ока

Обь                                  Алдан

Амур                                Ангара

 На какой реке стоит город?

 Салехард                       Нарьян-мар

 Краснодар                     Красноярск

 Якутск                          Иркутск

 Архангельск                 Москва

 Волгоград                     Санкт-Петербург

слайд 10 - Почему направления рек разные? Какой вывод можно сделать? Что влияет на направление течения рек? /Рельеф)/

Послушайте отрывки из  двух стихотворений.

1. М.Ю.Лермонтов так описывает в своем стихотворении Терек /находят на карте в атласе/

Меж горных стен несется Терек,

Волнами точит дикий берег,

Клокочет вкруг огромных скал,

То здесь, то там дорогу роет.

 

2. Ф.Тютчев про Волгу.

Лениво дышит полдень мглистый;

Лениво катится река.

Чем эти реки отличаются? /по характеру/

От чего зависит характер реки? /от рельефа/

слайд 11 - Работа с рис.41 и 42 «Равнинная река» и «Горная река» с.79-80 учебника. Сравните их /равнинные реки отличаются спокойным, плавным течением, широкими долинами, а горные реки имеют бурное течение, узкие порожистые глубокие долины/

Рельеф влияет еще на две величины: падение и уклон


 

Далее нам предстоит познакомиться более подробно с понятиями: уклон и падение реки /Работа с учебником. Чтение с остановками. На стр. 80 найдите и запишите в тетрадь определения: «Падение» и «Уклон» реки/

Падением реки называется превышение истока над устьем, выраженное в метрах.

Уклоном реки называют отношение величины падения реки к ее длине /запись в тетрадь/

Практическая работа

Чтобы вычислить падение реки, надо определить высоту ее истока и устья по физической карте используя шкалу высот. Реки, впадающие в море, имеют высоту устья 0 метров.

Например, определим падение реки Ангары /по карте атласа определяют откуда вытекает р.Ангара. (из Байкала) . Оно лежит на высоте 456м.над уровнем моря./

Куда впадает р.Ангара? Определите высоту ее устья./там, где Ангара впадает в Енисей высота 76м./ Находим падение по формуле Н1-Н2=П., где Н1-абсолютная высота истока, Н2-абсолютная высота устья; 456м-76м= 380м=38000см.

Величина падения влияет на другую ее важную характеристику – уклон реки. Определим уклон реки Ангары.38000см:1826км= 20,8 см/км (21 см/км)

Уклоны горных рек большие, например, уклон бурного Терека 5м/км, а поэтому течение быстрое и размывающая сила реки большая. На равнинных реках уклоны незначительны и, следовательно, текут они медленно.

Для закрепления: используя карты атласа и справочные сведения на экране, определите падение и уклон реки.

1 вариант – р.Лена, р.Нева                    

2 вариант – р.Обь, р.Урал

Самопроверка: сверяют ответы с ответами на экране.

Зt1704937353af.gif аполнение 4 части кластера.

 

 

Самостоятельная работа №2 с текстом учебника (стр.81-83)

Чтение с остановками. Рассмотрим следующий компонент. На реки влияет климат. Как климат влияет на реки? Самый лучший ответ на этот вопрос дал выдающийся русский географ –климатолог А.И. Воейков. Именно ему принадлежит классическая формулировка: «реки –продукт климата». Расшифруем ее подробнее. /От климата зависит: 1) густота речной сети  2) тип питания реки   3) режим реки/

Большинство рек нашей страны замерзает. Используя рис. 47 на стр. 82 определите продолжительность ледостава на р.Обь в верховье, в низовье /ледостав в верховье с декабря по 30.04. в низовье – с ноября по 31.05. Климат влияет и на замерзание воды в реках. В условиях длительной холодной зимы на реках образуется более мощный лёд. В засушливом климате речная сеть редкая, реки маловодны и даже могут пересыхать/.

 

Что такое межень? Из-за чего он возникает?  Что такое паводок? С чем они связаны? Что такое годовой сток? Найдите ответ в тексте параграфа/ межень – наиболее низкий уровень воды в реке, соответствующий наименьшему периоду выпадения осадков; паводок – кратковременный подьем уровня воды в реке, вызванный поступлением в реку обильных осадков; годовой сток – это количество воды, протекающее в речном русле за год/

Величина годового стока, прежде всего, зависит от климата. Равнинный рельеф уменьшает сток, а горный, наоборот, его увеличивает. Первое место в стране по величине годового стока занимает Енисей – за год он выносит около 600 км3 воды /

Реки России делятся по режиму на 3 группы (типы водного режима). Используя рис.44 на стр.81 привести примеры /1. Реки с весенним половодьем, реки имеющие смешанное питание с преобладанием снегового (Волга, Обь, Печора); 2.Реки с летним половодьем, текущие в муссоном типе климата (Амур и его притоки); 3. Реки с паводковым режимом, разливаются после дождей. Паводок – внезапный, непредсказуемый подъем уровня воды в реке/

Итак, давайте подведем итог. От каких же компонентов природы же зависит жизнь реки? /Жизнь реки зависит от климата и рельефа/.

t1704937353ag.gifЗаполнение 5 части кластера.

 

IV. Закрепление новых знаний, письменно
Закончи предложение

1.В нашей стране преобладают реки с весенним половодьем

2.От климата зависит режим реки

3.Наиболее низкий уровень воды в реке- это межень

4.Превышение истока над устьем - это падение реки

5. Отношение величины падения реки к ее длине - это уклон реки

Критерии оценивания

«5» - 0 ошибок

«4» - 1 ошибка

«3» - 2 ошибки

«2» - 3 ошибки и более

V. Подведение итогов по оценочным листам, поставить + и -

ФИ учащегося

Сам. Раб.№1

(взаимопроверка)

Практическая работа (взаимопроверка)

Сам. Раб.№2

(кол-во данных ответов)

«Закончи предложение»

Проверка заполнения кластера

 

 

 

5 и5 и 4- справился

Все правильно или 1 «не попадание» -«5»;

2-3 – «4»;

4-5 –«3»

Итого:

Отдельная оценка

 

Учитель выводит на экран законченный кластер и критерии оценки:

«5» - работал по 4 формам

«4» - работал в 3-х формах

«3» - работал в 2-х формах

 

VI. Стадия рефлексии.

1. Что вы ожидали от урока и что получилось?

2. Какие этапы урока вы считаете наиболее удачными и почему?

3. Что вам более всего удалось во время урока, какие виды деятельности были выполнены наиболее успешно? Назовите наиболее эффективные из них.

4. Перечислите в порядке убывания основные проблемы и трудности, которые вы испытывали во время урока.

5.Какой этап урока вы бы опустили, вычеркнули? Почему?

 

VII. Домашнее задание

Пар.13, ?? и задания на стр. 84. Кластер дополнить речными рекордсменами(самая длинная река европейской части России, азиатской; самая полноводная и т.д.). На контурную карту нанести крупные реки России; составить кроссворд по теме

 

 

 

 

 

 

Предварительный просмотр презентации

Вода – красота всей природы. Вода жива, она бежит или волнуется ветром, она движется и дает жизнь и движение всему ее окружающему

Разнообразие внутренних вод России. Реки.

Внутренние воды

Повторение Поток воды текущий годами в выработанном им углублении - Что такое исток? Что такое устье реки? Что такое речная система? Что такое бассейн реки? Что такое водораздел? река начало реки место впадения реки в море, озеро, другую реку главная река с притоками местность, с которой река получает питание возвышенности или горы, разделяющие бассейны рек)

От каких компонентов природы зависят внутренние воды, реки? климат рельеф

Бассейн Северного Ледовитого океана Бассейн Тихого океана Бассейн Атлантического океана Внутренний сток                

Почему направления рек разные? Какой вывод можно сделать? Что влияет на направление течения рек?

«Равнинная река» и «Горная река» Сравните их

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации