Цель: развитие познавательной активности через опытно-экспериментальную деятельность.
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:
“Социально-коммуникативное развитие”:
Развивать общение и взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми.
“Речевое развитие”:
• Ввести в активный словарь детей слова: Лаборатория, опыты, эксперименты.
• Совершенствовать грамматический строй речи.
• Развивать связную речь детей, умение отвечать на вопросы.
“Художественно-эстетическое развитие”:
• Развивать воображение, творческие способности детей.
• Развивать мелкую моторику.
• Создание дружеской атмосферы в группе во время проведения исследований.
Предварительная работа: наблюдения, беседы, рассматривание иллюстрированных материалов, чтение.
Оборудование и материалы: стаканы прозрачные одноразовые по количеству красителей, контейнер пластиковый прозрачный, набор сухих красителей (для окрашивания пасхальных яиц), вода, пакеты с зип-замком, подносы, рис, весы.
Ход занятия:
Оргмомент
Воспитатель обращает внимание детей на конверт, который лежит на столе. Письмо от детей второй младшей группы. «Помогите, пожалуйста, нам придумать игру».
Воспитатель: «Ребята, какие будут Ваши предложения?»
Предполагаемые ответы детей.
Воспитатель: «Предлагаю отправиться в нашу лабораторию и вспомнить правила поведения и работы с оборудованием».
Основная часть
Воспитатель предлагает детям с помощью сухих красителей изменить цвет риса.
Дети высыпают краситель любого цвета в пакет с рисом, старательно всё перемешивают. И видят, что сухой краситель не даёт должного результата.
Выслушиваются предложения детей о дальнейших действиях. Если дети затрудняются, то воспитатель может привести пример с высохшей гуашью. Акцентировать внимание детей на том факте, что высохшая гуашь не дает нужного результата по сравнению с новой, влажной.
После этого воспитатель может уточнить каким образом можно покрасить рис.
Предполагаемые ответы детей: развести красители в воде и затем вылить эту воду в рис.
Прежде чем начать работать предлагаю провести пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика:
На двери висит замок –
Кто его открыть бы смог? (быстрое соединение пальцев в замок)
Потянули (тянем кисти в стороны)
Покрутили (волнообразные движения)
Постучали (пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями)
И открыли! (пальцы расцепились) Молодцы!
Дети выполняют упражнения по показу воспитателя.
Воспитатель: в первую очередь необходимо разделить рис по пакетам в соответствии с количеством красителей. Что нам может понадобиться на этом этапе работы?
Предполагаемые ответы детей: использовать мерный стакан, весы.
Воспитатель: Рис делим по пакетам при помощи весов.
Вторым шагом будет разведение красителей в небольшом количестве теплой воды.
Далее выливаем каждый краситель в отдельный зип-пакет. Закрываем пакет и перемешиваем рис с красителем.
Рис высыпаем на подносы. Делаем акцент на том, что пакеты после использования можно промыть и использовать при других опытах. Тем самым мы заботимся об окружающей среде.
Рис в игре мы используем сухой, поэтому нужно время для высыхания. Мы оставили его на ночь на подносах.
Воспитатель уточняет у детей как можно использовать рис в игре?
Предполагаемые ответы детей: для закрепления цветов, для различных классификаций и сортировки.
После высыхания рис пересыпаем в контейнер.
Ребята предлагают передать этот контейнер с рисом детям второй младшей группы.
Рефлексия.
Воспитатель уточняет у детей, что именно им понравилось, что запомнилось, какие еще эксперименты хотелось бы провести.