Категории учащихся (по ПСПП)
Учащиеся, осваивающие ООП |
Проблемы самопознания, личностные проблемы |
||
Вопросы взаимоотношений в коллективе |
|||
Профессиональное самоопределение |
|||
Учащиеся, испытывающие трудности в освоении ООП, развитии и социальной адаптации |
Трудности учебной деятельности |
||
Трудности развития |
|||
Трудности социальной адаптации |
|||
Учащиеся с особыми образовательными потребностями |
Одаренные дети Учащиеся с ОВЗ |
||
Группа риска |
Из неблагополучных семей |
||
Находящиеся в состоянии посттравматического стрессового расстройства |
|||
Склонные к суициду и другим формам аутоагрессии |
|||
Находящиеся (попавшие) в трудной жизненной ситуации |
|||
Творчески одаренные |
|||
С девиантными и аддиктивными проявлениями в поведении |
|||
Дезадаптивные (дезадаптивное состояние, дезадаптивное поведение) |
|||
Социально уязвимые |
|||
С отклоняющимся поведением |
|||
Развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в общении и поведении |
|||
Проблемы личностного и социального развития |
Проявления (признаки) школьной незрелости (по Дубровиной)
1. Низкий уровень развития отдельных психических функций или групп психических функций |
- несформированность пространственных представлений |
- несформированность зрительно-моторных координаций |
|
- проблемы развития мелкой моторики |
|
- неразвитость речевых функций |
|
- незрелость логических форм мышления |
|
2. Низкий уровень развития мотивационно-волевой сферы (недостаточное развитие произвольности функций) |
- проблемы произвольного внимания и запоминания |
- проблемы произвольной регуляции поведения |
|
3. Низкий уровень социальной зрелости |
- несформированность «внутренней позиции школьника» |
- наличие коммуникативных проблем |
«Симптоматические» рекомендации в психологическом консультировании детей и подростков (по Венгер)
1. Локальные проблемы в умственном развитии. Нарушения памяти Нарушения внимания и самоконтроля Нарушения планирования и организации деятельности Замедленный темп деятельности Психофизический инфантилизм 2. Локальные эмоциональные и личностные проблемы Повышенная тревожность Сниженное настроение, субдепрессия Астения Страхи Отсутствие познавательных интересов Повышенная демонстративность 3. Локальные поведенческие проблемы Воровство
Ложь
Агрессия
Гиперактивность Проблемы общения со сверстникамиТрудности обучения (учения) по Т.В. Ахутиной, Н.М. Пылаевой
1. Трудно поддерживать оптимальный уровень активности.
2. Отставание функций программирования и контроля.
3. Отставание в развитии функции переработки информации (слуховой, кинестетической, зрительной, зрительно-пространственной)
Причины:
- сниженная работоспособность, колебания внимания, слабость мнестических процессов, недостаточная сформированность речи (как наиболее энергоёмкой функции),
- недостаточное развитие функций программирования и контроля,
- зрительно-пространственные и квазипространственные трудности,
- трудности переработки слуховой (слухо-речевой) информации,
- трудности переработки зрительной (зрительно-вербальной информации).
По М.Безруких
1. Нарушения речевого развития |
||
2. Пограничные (негрубые) нарушения психического здоровья |
||
3. Отклонения физического развития |
- низкая, неустойчивая работоспособность |
|
- повышенная утомляемость |
||
- несосредоточенность на задании |
||
- отвлекаемость |
||
Функциональная незрелость коры и регуляторных структур (организация внимания и целенаправленной деятельности) |
||
4. Несформированность пространственных представлений |
- несформированность зрительно-пространственного восприятия |
|
- несформированность зрительной перцепции |
||
- несформированность пространственного гнозиса |
||
5. Несформированность сложно-координированных движений руки и графических движений |
- незрелость нервно-мышечной регуляции |
|
- трудность произвольной регуляции деятельности |
||
- незрелость механизмов выработки моторных задач |
||
- несовершенство механизмов коррекции |
||
6. Компенсаторная леворукость |
- с нарушениями речевого развития |
|
- с нарушениями в организации деятельности |
||
7. Замедленный темп деятельности |
- длительное включение в деятельность |
|
- трудности переключения на новый вид деятельности |
||
- резкое снижение объема усваиваемой информации при увеличение темпа её подачи |
||
- неустойчивая и низкая работоспособность |
||
8. Минимальная мозговая дисфункция (наследственного характера) |
-гипервозбудимость |
|
- двигательная расторможенность |
||
- нарушения внимания |
||
- нарушения высших психических функций (освоение навыка письма, чтения, счета) |
||
9. Синдром дефицита внимания |
- нарушение произвольной регуляции деятельности |
|
- нарушение программирования и контроля деятельности |
||
10. Недостаточность интеллектуального развития |
- низкий запас сведений и знаний |
|
- особенности мышления |
||
- специфика организации деятельности |
Приложение 7 ПЕРЕЧЕНЬ ПРОБЛЕМНЫХ ОБЛАСТЕЙ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Семаго Н.Я., Семаго М.И. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М.: АРКТИ, 2003.
Базовые предпосылки (операционально-технологические составляющие) психического развития по В.И. Лубовскому
Проблемы собственно регуляторной и мотивационно-волевой сфер – контроль и программирование деятельности в целом
1. Произвольность психической активности:
- произвольность эмоциональной регуляции,
- произвольность высших психических функций,
- произвольность сенсомоторной активности.
Проблемы формирования соб-ственно когнитивного звена ВПФ.
В сочетании с недостаточностью произвольной регуляции – проблемы всей познавательной деятельности в целом
2. Пространственные и пространственно-временные представления:
- лингвистическое пространство,
- вербализация пространственных представлений,
- представления о взаимоотношениях тела и внешних объектов,
- представление о пространстве собственного тела.
3. Базовые аффективные регуляции:
- уровень эмоционального контроля,
Дисгармония или искажение эмоционально-личностных особенностей ребенка, что тоже оказывает негативное влияние на развитие познавательной деятельности
- уровень аффективной экспансии,
- уровень аффективных стереотипов,
- уровень полевой реактивности.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО от 10 февраля 2015 г. N ВК-268/07
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, МЕДИЦИНСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ
Согласно Федеральному закону "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" N 124-ФЗ от 24 июля 1998 года дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, это:
- дети, оставшиеся без попечения родителей;
- дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии;
- дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
- дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
- дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
- дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;
- дети, проживающие в малоимущих семьях;
- дети с отклонениями в поведении;
- дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Одним из видов отклоняющегося поведения детей является суицидальное поведение – намеренное лишение себя жизни. Суицидальное поведение включает завершенное самоубийство, суицидальные попытки (покушения на свою жизнь) и намерения (идеи).
И.В.Романенко, педагог-психолог МБОУ СОШ №40