12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Yuliana20
2

@Разработка конструкта урока по биологии с использованием технологии исследовательской деятельности@

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1

(МБОУ СОШ № 1)






Разработка конструкта урока по биологии с использованием технологии исследовательской деятельности

Васильева Светлана Евгеньевна

МБОУ СОШ № 1 г. Екатеринбург

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В 6 классе реализуется ФГОС ООО. В связи с этим возникает необходимость в составлении конструкта уроков. Поскольку приоритетным в ФГОС является системно - деятельностный подход, на уроке важна исследовательская деятельность. Поэтому выбранная мною тема является актуальной.

Подготовка к внедрению ФГОС в среднем звене школы предполагает работу на результат, а результатом являются универсальные учебные действия, а значит, необходимо формировать свое умение формировать универсальные учебные действия во время своей педагогической практики, составлять конструкт урока биологии с учетом требований ФГОС.

Побуждение учащихся к активной, интенсивной деятельности в ходе урока осуществляется через использование такой формы коллективной деятельности, как исследовательская работа.

Такая форма организации деятельности учащихся на уроке направлена на формирование Универсальных Учебных Действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Рассмотрим, как можно сконструировать урок с точки зрения ФГОС с использованием исследовательской технологии для формирования универсальных учебных действий

Цель: разработка конструкта урока биологии с использованием технологии исследовательской деятельности.

Задачи:

Изучить методы и приемы исследовательской деятельности школьников;

Освоить и применить приемы исследовательской технологии на практике;

спроектировать урок на основе требований ФГОС ООО, используя технологию исследования.

Объект исследования: процесс изучения биологии в 6 классе.

Предмет исследования: развитие познавательных УУД на уроке биологии в 6 классе в ходе исследования.

Перечень методов, используемых для реализации данного урока:

сравнение, обобщение, анализ, наблюдение, собеседование

Планируемый результат: повышение профессиональной компетенции педагога в направлении реализации требований ФГОС на уроках биологии.


Тема урока: Приспособления цветков к опылению

Класс: 6

Тип: Исследовательский урок с применением дедуктивного исследования

Когнитивные цели:

Предполагается, что к концу урока ученики будут знать приспособления, которые возникли у цветков ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений;

Планируется, что к концу урока ученики будут владеть такими умениями как распознавать цветки ветро- и насекомоопыляемых растений;

Цели личностного развития учащихся (воспитательные и развивающие):

Способствовать развитию умения выдвижения гипотез и аргументированию своего предположения;

Создавать условия для развития способностей ученика работать в группе;

Организовать на уроке ситуацию, требующую от ученика рефлексии по поводу самоопределения на работу в паре;

Содействовать развитию у обучаемых исследовательских умений и навыков

Рабочая тетрадь

Оборудование: изображения цветков ветро – и насекомоопыляемых растений, интерактивная доска, компьютер.

Планируемые результаты:

личностные

метапредметные

предметные

умение проводить самооценку своей деятельности в группе

умение провести сравнение, анализ, простейшую классификацию; умение планировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей;


знать: признаки ветроопыления, насекомоопыления цветков

уметь: распознавать по внешним признакам способ опыления цветков;

применять: полученные знания в практической жизни




Технологическая карта урока


Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Продукт (результат)

1.Мотивация

На доске два рисунка. На одном рисунке цветок шиповника, на другом рисунке цветок злакового растения.


Для создания проблемной ситуации и формирования проблемы ребятам предлагается ответить на вопросы:

1.«Что общего у цветков этих растений?

2. Какие изменения произошли в цветке?

Предположения записывает на доске

Отвечают:

1.относятся к цветковым растениям 2.Учащиеся высказывают свои предположения.

Подгипотезы

Изменился цвет лепестков

Изменилась форма тычинок

Размер цветков

Появились соцветия

И т.д.

Личностные: самоопределение (мотивация учения), смыслообразование (уметь находить ответ);



Формулирование гипотезы:

.


Направляет и корректирует формулирование гипотезы

Учащиеся высказывают свои предположения: причиной изменения внешнего облика цветка являются изменения в строении органов цветка.

Познавательные УУД: логические (установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений)

Сформулирована гипотеза

Постановка цели:

Направляет и корректирует формулирование цели

Формулируют цель: выяснить, какие изменения произошли в строении цветка

Познавательные УУД: общеучебная: формулирование познавательной цели

цель

2.Этап исследования










Каждой группе выдается индивидуальное задание и материалы для исследования: рисунки цветов (см. Приложение № 3), схему строения обобщенного цветка (см. Приложение № 2).


Начинается работа в группах. Каждая группа исследует один из органов цветка и определяет наличие изменений.

группа: изменения в строении чашелистиков

группа: изменения в строении лепестков

группа: изменения в строении тычинок

группа: изменения в строении пестиков



На работу дается 10 минут.


Познавательные УУД: общеучебные (поиск и выделение информации,овладение умением оценивать информацию, формирование умения устанавливать причинно-следственные связи), логические (анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, участие в исследовательской деятельности);

Регулятивные УУД: контроль времени;

Коммуникативные УУД: управление поведением партнера, точностью выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества, строить продуктивное взаимодействие и сотруд ничество со сверстниками, умение работать в группе

Личностные УУД: смысло образование

Наличие изменений

3.этап обмена информацией

На доске прикреплено обобщенное строение цветка.

Контролирует правильность выполнения задания, по ходу корректирует работу учащихся

Каждая группа представляет результат своего исследования. При этом группа комментирует результаты своей поисковой работы. Прикрепляют лист к соответствующей части цветка.

Размеры цветков: крупные или собраны в соцветия; мелкие и собраны в соцветия

Чашелистики: не изменились

Лепестки: яркие; невзрачные

Пестики: со скромным рыльцем; с мохнатым рыльцем

Тычинки: на длинных нитях с большими пыльниками; на коротких нитях




Познавательные УУД: логические (восприятие и анализ новой информации, овладение умением оценивать информацию, формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, умение структурировать знания);

Коммуникативные УУД: умение обобщать и представлять информацию, умение полно и точно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, умение участвовать в коллектив ном обсужде нии, строить продуктивное взаимодействие и сотруд ничество со сверстниками


Предъявление результата

4.Этап организации информации


Систематизация полученных данных.

Группам предлагает подумать, по какой причине произошли те изменения, которые были обнаружены.


Помещают свою карточку

(фотографию) в одну из групп.

Опыление насекомыми

Опыление ветром

Лепестки яркие

Лепестки невзрачные

Пестики

со скромным рыльцем

Пестик с

мохнатым рыльцем

Тычинки на коротких нитях

Тычинки на

длинных нитях

Крупные или мелкие собраны в соцветия

Мелкие и собраны

в соцветия

Есть нектар

Нет нектара

Есть запах

Нет запаха


Познавательные УУД: логические (анализ и системматизация), Регулятивные УУД

Распределение фотографий по группам

5.Этап связывания информации



Принимая во внимание, то, что выделены 2 причины изменения в строении цветка, формулирует заключение. выдает задание из рабочего листа(см. Приложение № 4).

Все группы получают задание из рабочего листа, затем зачитывают результаты, а другие группы дополняют или исправляют их. Группы формулируют общий вывод

Познавательные, коммуникативные и личностные УУД

Заполненный рабочий лист

6.Этап подведения итогов и рефлексия

.


Возвращает учащихся к «малым гипотезам», которые были выдвинуты на этапе мотивации. После оценивания малых гипотез, обращается к основной гипотезе и предлагает определить, было ли верным предположение.

Формулирует вывод: Гипотеза: причиной изменения внешнего облика цветка являются изменения в строении органов цветка

Таким образом, цель нашего исследования достигнута. Осталось только сказать, что все изменения происходили в связи с приспособлениями к опылению

оценивают эти гипотезы с позиций полученных знаний о способах опыления. Высказываются все группы

Познавательные, коммуникативные и личностные УУД

Вывод

7.Этап применения.



Проводит диагностический тест. Тест сжатый, общий для всех (см. Приложение № 5).




Выполняют тест. Время выполнения 5-7 минут.

Регулятивные, познавательные, личностные УУД

Выполненный диагностический тест

8.Этап заключительный



Определяет домашнее задание и выставляет, общую отметку ученику, используя все виды оценок (оценку руководителя группы, оценку тестового задания, задания с Рабочего листа)

Записывают домашнее задание; проводят самооценку своей деятельности на уроке, проводится оценка вклада каждого ученика в работу группы руководителем группы..



Д.З., отметка учащегося



Приложение № 1. Обязанности членов группы. Правила работы в группе:



Обязанности в группе:



обязанности

содержание

ФИО

1

Командир группы

Отвечает за работу

группы в целом


2

Секретарь

Записывает высказанные

идеи и мысли


3

Докладчик

Выступает перед классом с готовым решением группы


4

Хронолог

Контролирует время, отведенное на работу


5

Техник

Вывешивание и закрепление материалов на доске
















Правила работы в группе:

Высказаться должен каждый;

Когда говорит один – другие слушают;

Не перебивайте товарища;

Говорите кратко;

Говорите только по теме;

Будьте доброжелательными к товарищам;

Если оказался не прав, извинись, признай свою ошибку;

Цените время;

Умейте спокойно договориться и прийти к одному решению;

Обсуждение проводите корректно, не мешая работе других групп.






Приложение № 2. Обобщенное строение цветка



t1696871191aa.jpg



Приложение № 3. Фото цветов


t1696871191ab.jpg t1696871191ac.jpg

t1696871191ad.jpg t1696871191ae.jpg

t1696871191af.jpg t1696871191ag.jpg



t1696871191ah.png t1696871191ai.jpg




t1696871191aj.jpg t1696871191ak.jpg


t1696871191al.jpg t1696871191am.jpg


t1696871191an.jpg t1696871191ao.jpg

t1696871191ap.jpg t1696871191aq.gif


t1696871191ar.jpg
















Приложение № 4. Рабочий лист





Признаки опыляемых растений

Насекомоопыляемые растения

Ветроопыляемые растения

Крупные одиночные цветки



+


Мелкие цветки, собранные в пышные соцветия



+


Нектар, аромат

Крупная, липкая, шероховатая пыльца



+


Невзрачные цветки, собранные в мелкие соцветия




+

Мелкая, легкая, сухая пыльца




+

Перистые рыльца




+

Пыльники на длинных тычиночных нитях




+




Приложение № 5. Тест





1. Тип опыления, который обеспечивают насекомые:


а) самоопыление;

б) перекрестное опыление.


2. Цветки какого цвета заметнее всего для ос и шмелей?


а) красного;

б) зеленого;

в) синего.


3. Что характерно для цветов, опыляемых насекомыми ночью?


а) яркий цветной венчик;

б) нектар и пыльца;

в) сильный запах;

г) светлая окраска венчика.


4. Какие растения опыляется ветром?


а) береза;

б) дуб;

в) орешник;

г) рожь;

д) роза.



Ответы:

1

2

3

4

б

б, в

б, в, г

а, б, в, г











Заключение



При создании конструкта урока были поставлены и выполнены следующие задачи:

изучить методы и приемы исследовательской деятельности школьников;

освоить и применить приемы исследовательской технологии на практике;

спроектировать урок на основе требований ФГОС ООО, используя технологии исследования.

В результате проведенной работы я пришла к следующим выводам:

понимание требований ФГОС ООО происходит лучше через практическую работу, в данном случае, через составление конструкта урока;

побуждение учащихся к активной, интенсивной деятельности в ходе урока осуществляется через использование такой формы коллективной деятельности, как исследовательская работа;

исследовательская форма организации деятельности на уроке направлена на формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Предполагаемые риски: нехватка времени на уроке, неудачное распределение ролей на первых этапах внедрения исследовательской деятельности.







Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.