Конструкт урока по биологии на тему «Приспособления цветков к опылению» (6 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
(МБОУ СОШ № 1)
Разработка конструкта урока по биологии с использованием технологии исследовательской деятельности
Васильева Светлана Евгеньевна
МБОУ СОШ № 1 г. Екатеринбург
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В 6 классе реализуется ФГОС ООО. В связи с этим возникает необходимость в составлении конструкта уроков. Поскольку приоритетным в ФГОС является системно - деятельностный подход, на уроке важна исследовательская деятельность. Поэтому выбранная мною тема является актуальной.
Подготовка к внедрению ФГОС в среднем звене школы предполагает работу на результат, а результатом являются универсальные учебные действия, а значит, необходимо формировать свое умение формировать универсальные учебные действия во время своей педагогической практики, составлять конструкт урока биологии с учетом требований ФГОС.
Побуждение учащихся к активной, интенсивной деятельности в ходе урока осуществляется через использование такой формы коллективной деятельности, как исследовательская работа.
Такая форма организации деятельности учащихся на уроке направлена на формирование Универсальных Учебных Действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Рассмотрим, как можно сконструировать урок с точки зрения ФГОС с использованием исследовательской технологии для формирования универсальных учебных действий
Цель: разработка конструкта урока биологии с использованием технологии исследовательской деятельности.
Задачи:
Изучить методы и приемы исследовательской деятельности школьников;
Освоить и применить приемы исследовательской технологии на практике;
спроектировать урок на основе требований ФГОС ООО, используя технологию исследования.
Объект исследования: процесс изучения биологии в 6 классе.
Предмет исследования: развитие познавательных УУД на уроке биологии в 6 классе в ходе исследования.
Перечень методов, используемых для реализации данного урока:
сравнение, обобщение, анализ, наблюдение, собеседование
Планируемый результат: повышение профессиональной компетенции педагога в направлении реализации требований ФГОС на уроках биологии.
Тема урока: Приспособления цветков к опылению
Класс: 6
Тип: Исследовательский урок с применением дедуктивного исследования
Когнитивные цели:
Предполагается, что к концу урока ученики будут знать приспособления, которые возникли у цветков ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений;
Планируется, что к концу урока ученики будут владеть такими умениями как распознавать цветки ветро- и насекомоопыляемых растений;
Цели личностного развития учащихся (воспитательные и развивающие):
Способствовать развитию умения выдвижения гипотез и аргументированию своего предположения;
Создавать условия для развития способностей ученика работать в группе;
Организовать на уроке ситуацию, требующую от ученика рефлексии по поводу самоопределения на работу в паре;
Содействовать развитию у обучаемых исследовательских умений и навыков
Рабочая тетрадь
Оборудование: изображения цветков ветро – и насекомоопыляемых растений, интерактивная доска, компьютер.
Планируемые результаты:
личностные | метапредметные | предметные |
умение проводить самооценку своей деятельности в группе | умение провести сравнение, анализ, простейшую классификацию; умение планировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей; | знать: признаки ветроопыления, насекомоопыления цветков уметь: распознавать по внешним признакам способ опыления цветков; применять: полученные знания в практической жизни |
Технологическая карта урока
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | Продукт (результат) | ||||||||||||||||
1.Мотивация На доске два рисунка. На одном рисунке цветок шиповника, на другом рисунке цветок злакового растения. | Для создания проблемной ситуации и формирования проблемы ребятам предлагается ответить на вопросы: 1.«Что общего у цветков этих растений? 2. Какие изменения произошли в цветке? Предположения записывает на доске | Отвечают: 1.относятся к цветковым растениям 2.Учащиеся высказывают свои предположения. Подгипотезы Изменился цвет лепестков Изменилась форма тычинок Размер цветков Появились соцветия И т.д.
| Личностные: самоопределение (мотивация учения), смыслообразование (уметь находить ответ); | | ||||||||||||||||
Формулирование гипотезы: . | Направляет и корректирует формулирование гипотезы | Учащиеся высказывают свои предположения: причиной изменения внешнего облика цветка являются изменения в строении органов цветка. | Познавательные УУД: логические (установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений) | Сформулирована гипотеза | ||||||||||||||||
Постановка цели: | Направляет и корректирует формулирование цели | Формулируют цель: выяснить, какие изменения произошли в строении цветка | Познавательные УУД: общеучебная: формулирование познавательной цели | цель | ||||||||||||||||
2.Этап исследования | Каждой группе выдается индивидуальное задание и материалы для исследования: рисунки цветов (см. Приложение № 3), схему строения обобщенного цветка (см. Приложение № 2). | Начинается работа в группах. Каждая группа исследует один из органов цветка и определяет наличие изменений. группа: изменения в строении чашелистиков группа: изменения в строении лепестков группа: изменения в строении тычинок группа: изменения в строении пестиков На работу дается 10 минут. | Познавательные УУД: общеучебные (поиск и выделение информации,овладение умением оценивать информацию, формирование умения устанавливать причинно-следственные связи), логические (анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, участие в исследовательской деятельности); Регулятивные УУД: контроль времени; Коммуникативные УУД: управление поведением партнера, точностью выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества, строить продуктивное взаимодействие и сотруд ничество со сверстниками, умение работать в группе Личностные УУД: смысло образование | Наличие изменений | ||||||||||||||||
3.этап обмена информацией На доске прикреплено обобщенное строение цветка. | Контролирует правильность выполнения задания, по ходу корректирует работу учащихся | Каждая группа представляет результат своего исследования. При этом группа комментирует результаты своей поисковой работы. Прикрепляют лист к соответствующей части цветка. Размеры цветков: крупные или собраны в соцветия; мелкие и собраны в соцветия Чашелистики: не изменились Лепестки: яркие; невзрачные Пестики: со скромным рыльцем; с мохнатым рыльцем Тычинки: на длинных нитях с большими пыльниками; на коротких нитях | Познавательные УУД: логические (восприятие и анализ новой информации, овладение умением оценивать информацию, формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, умение структурировать знания); Коммуникативные УУД: умение обобщать и представлять информацию, умение полно и точно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, умение участвовать в коллектив ном обсужде нии, строить продуктивное взаимодействие и сотруд ничество со сверстниками | Предъявление результата | ||||||||||||||||
4.Этап организации информации | Систематизация полученных данных. Группам предлагает подумать, по какой причине произошли те изменения, которые были обнаружены. |
| Познавательные УУД: логические (анализ и системматизация), Регулятивные УУД | Распределение фотографий по группам | ||||||||||||||||
5.Этап связывания информации | Принимая во внимание, то, что выделены 2 причины изменения в строении цветка, формулирует заключение. выдает задание из рабочего листа(см. Приложение № 4). | Все группы получают задание из рабочего листа, затем зачитывают результаты, а другие группы дополняют или исправляют их. Группы формулируют общий вывод | Познавательные, коммуникативные и личностные УУД | Заполненный рабочий лист | ||||||||||||||||
6.Этап подведения итогов и рефлексия . | Возвращает учащихся к «малым гипотезам», которые были выдвинуты на этапе мотивации. После оценивания малых гипотез, обращается к основной гипотезе и предлагает определить, было ли верным предположение. Формулирует вывод: Гипотеза: причиной изменения внешнего облика цветка являются изменения в строении органов цветка Таким образом, цель нашего исследования достигнута. Осталось только сказать, что все изменения происходили в связи с приспособлениями к опылению | оценивают эти гипотезы с позиций полученных знаний о способах опыления. Высказываются все группы | Познавательные, коммуникативные и личностные УУД | Вывод | ||||||||||||||||
7.Этап применения. | Проводит диагностический тест. Тест сжатый, общий для всех (см. Приложение № 5). | Выполняют тест. Время выполнения 5-7 минут. | Регулятивные, познавательные, личностные УУД | Выполненный диагностический тест | ||||||||||||||||
| Определяет домашнее задание и выставляет, общую отметку ученику, используя все виды оценок (оценку руководителя группы, оценку тестового задания, задания с Рабочего листа) | Записывают домашнее задание; проводят самооценку своей деятельности на уроке, проводится оценка вклада каждого ученика в работу группы руководителем группы.. | | Д.З., отметка учащегося |
Приложение № 1. Обязанности членов группы. Правила работы в группе:
Обязанности в группе:
№ | обязанности | содержание | ФИО |
1 | Командир группы | Отвечает за работу группы в целом | |
2 | Секретарь | Записывает высказанные идеи и мысли | |
3 | Докладчик | Выступает перед классом с готовым решением группы | |
4 | Хронолог | Контролирует время, отведенное на работу | |
5 | Техник | Вывешивание и закрепление материалов на доске | |
Правила работы в группе:
Высказаться должен каждый;
Когда говорит один – другие слушают;
Не перебивайте товарища;
Говорите кратко;
Говорите только по теме;
Будьте доброжелательными к товарищам;
Если оказался не прав, извинись, признай свою ошибку;
Цените время;
Умейте спокойно договориться и прийти к одному решению;
Обсуждение проводите корректно, не мешая работе других групп.
Приложение № 2. Обобщенное строение цветка
Приложение № 3. Фото цветов
Приложение № 4. Рабочий лист
Признаки опыляемых растений | Насекомоопыляемые растения | Ветроопыляемые растения |
Крупные одиночные цветки | + | |
Мелкие цветки, собранные в пышные соцветия | + | |
Нектар, аромат Крупная, липкая, шероховатая пыльца | + | |
Невзрачные цветки, собранные в мелкие соцветия | | + |
Мелкая, легкая, сухая пыльца | | + |
Перистые рыльца | | + |
Пыльники на длинных тычиночных нитях | | + |
Приложение № 5. Тест
1. Тип опыления, который обеспечивают насекомые:
а) самоопыление;
б) перекрестное опыление.
2. Цветки какого цвета заметнее всего для ос и шмелей?
а) красного;
б) зеленого;
в) синего.
3. Что характерно для цветов, опыляемых насекомыми ночью?
а) яркий цветной венчик;
б) нектар и пыльца;
в) сильный запах;
г) светлая окраска венчика.
4. Какие растения опыляется ветром?
а) береза;
б) дуб;
в) орешник;
г) рожь;
д) роза.
Ответы:
1 | 2 | 3 | 4 |
б | б, в | б, в, г | а, б, в, г |
Заключение
При создании конструкта урока были поставлены и выполнены следующие задачи:
изучить методы и приемы исследовательской деятельности школьников;
освоить и применить приемы исследовательской технологии на практике;
спроектировать урок на основе требований ФГОС ООО, используя технологии исследования.
В результате проведенной работы я пришла к следующим выводам:
понимание требований ФГОС ООО происходит лучше через практическую работу, в данном случае, через составление конструкта урока;
побуждение учащихся к активной, интенсивной деятельности в ходе урока осуществляется через использование такой формы коллективной деятельности, как исследовательская работа;
исследовательская форма организации деятельности на уроке направлена на формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Предполагаемые риски: нехватка времени на уроке, неудачное распределение ролей на первых этапах внедрения исследовательской деятельности.