Разработка крупноформатных и мелкоформатных документов управления в настольных издательских системах
Содержание
Глава 1. Основы издательских систем 5
1.1. Назначение издательской системы 5
1.2. Уровни настольной издательской системы 7
Глава 2. Примеры пакетов настольных издательских систем PageMaker и QuarkXPress. 15
2.1. Задачи, решаемые настольными издательскими системами 20
2.2. Сравнительная характеристика издательской системы PageMaker и текстового процессора Word . 22
Глава 3. Основы создания документа 29
Введение
Чтобы сотрудники организаций могли самостоятельно создавать и публиковать маркетинговые и информационные материалы профессионального качества, необходимы специальные программы, которые называются издательскими системами.
Они используются для оформления и создания книг и газет, открыток, визитных карточек, приглашений и многих других организационных документов.
В настоящее время в Microsoft Office существует издательская программа MS Publisher, которая была создана несколько лет назад.
Она не является профессиональной программой, поэтому очень удобна и проста. Начинающий пользователь может быстро научиться создавать различные публикации.
Современный Publisher сработан в абсолютно противоположной традиционным программам верстки манере. Сразу после запуска программы пользователь видит множество Мастеров, которые помогают ему в течение всего процесса изготовления публикации.
Современное общество не может существовать без документооборота. Документы сопровождают нас на каждом шагу. Ежедневно в мире создаются миллиарды копий больших и малых документов. Одна из основных задач информационного общества состоит в разработке и внедрении средств и методов использования вычислительной техники для перевода документооборота из бумажной формы в электронную. Современные информационные технологии позволяют решить эту задачу.
Техническое обновление производства, совершенствование процессов труда требуют постоянного повышения знаний и умений всех категорий работников, включая рабочий и управляющий персонал.
Сегодня во всех развитых странах в подготовке рабочего персонала произошел поворот к значительному расширению профессиональной эрудиции и кругозора, повышению способности самостоятельно решать различные задачи. Будущее специалистов по рабочим профессиям, несомненно, связано с владением электронной техникой, в том числе аудиовизуальной, множительной, вычислительной, компьютерной, иностранными языками, основами журналистики и рекламоведения, а так же методами этического самовоспитания.
С появлением персональных компьютеров на рабочем столе управляющего персонала упростились процедуры подготовки документов, их регистрации, поиска и хранения, однако возросла роль управляющего персонала как организатора, диспетчера, консультанта. В связи с этим актуальность моей работы связана с широким применением печатных материалов, отсутствием ограничений для реализации креативных идей в дизайне и тематике их применения.
Современному специалисту службы управления необходимо уметь разрабатывать крупноформатные документы для эффективного управления какими либо предприятиями и процессами. Цель научной работы – исследование технологии основ издательской деятельности разработки крупноформатных и мелкоформатных документов для эффективного управления работы приемной комиссии ГАПОУ ПО «Пензенский колледж информационных и промышленных технологий (ИТ-колледж)»
Задачи работы:
Изучить теорию и методику основ создания документа в настольных издательских системах.
Рассмотреть задачи и функции пакетов настольных издательских систем QuarkXPress и PageMaker;
Сравнить достоинства и недостатки настольных издательских систем – QuarkXPress и PageMaker;
Исследовать преимущества использования настольных издательских систем при подготовке крупноформатных документов управления;
Разработать крупноформатные документы управления для организации работы приемной комиссии ГАПОУ ПО «Пензенский колледж информационных и промышленных технологий (ИТ-колледж)»
Методы исследования:
Для решения поставленных задач в исследовании были использованы следующие методы:
Теоретические методы:
Анализ и систематизация учебной, научной и методической литературы;
Аналогия, системно - структурный метод.
Эмпирические методы:
Практическая часть включает авторский текстовый оригинал объемом в 6 листов, сравнительный анализ.
Смысл создания компьютерной издательской системы заключается в соединении текста с возможностями графики и художественного оформления для воспроизведения документов такого уровня, какой ранее обеспечивала только полиграфия. Компьютерная издательская система призвана на высоком техническом уровне создавать книги, каталоги, буклеты, отчеты, письма, приглашения и другую печатную продукцию.
Издательская система (настольная издательская система) — комплекс аппаратных и программных средств, обеспечивающих компьютерную подготовку готового для тиражирования образца печатной продукции. В простейшем варианте издательская система состоит из персонального компьютера, оснащенного программами для набора текстов, их корректуры и верстки, принтера и сканера.
Издательские системы создаются на базе персональных компьютеров или рабочих станций локальных сетей. В основном их используют для подготовки книг, журналов, газет к тиражированию. Для этого к ним подключают необходимые внешние устройства и используют специальное программное обеспечение. Программное обеспечение охватывает все циклы подготовки рукописей для издания. Особое значение имеют текстовые редакторы и графические редакторы.
В традиционной полиграфии, чтобы увидеть свой заказ в окончательном виде, вам придется работать с дизайнером несколько дней, а может быть и больше, потом внести свои коррективы и ждать еще столько же.
В издательской системе вы видите спроектированный документ на экране монитора сразу же в окончательном виде.
В традиционной полиграфии текст вашего заказа набирается наборщиком. Помимо того что набор требует немалого времени, в текст вносят дополнительные ошибки. В издательской системе вы импортируете свой текст из текстового процессора.
В полиграфии выполненные вами рисунки проходят стадию уменьшения, чтобы поместиться на странице. В издательской системе уменьшение рисунков до необходимых размеров и вставка их в текст легко производятся вами.
Компьютерные издательские системы своим появлением, бурным развитием и быстрым захватом всех допечатных процессов в полиграфии обязаны трем основным факторам:
Персональный компьютер (ПК). Появление ПК дало возможность проводить на них не только набор, но и верстку, подготовку графического оформления и обработку черно-белых и цветных иллюстраций. Таким образом, появилась предпосылка создания открытых компьютерных издательских систем на базе ПК.
Графический интерфейс – дал возможность отображать на экране шрифты и графику в реальном виде, каким она будет напечатана в издании. Это послужило толчком к созданию программ верстки, работающих в режиме «что видишь на экране, то и получишь на фотоформе (печатной форме, оттиске)».
Язык PostScript — универсальный язык программирования, используемый для описания отдельных страниц печатного листа и самого печатного листа издания как целого. Он дал возможность использовать единую программную базу для различных выводных устройств — принтеров, лазерных экспонирующих выводных устройств, плоттеров, устройств для записи слайдов цветопробы.
DeskTop Publishing (Настольная издательская система), или сокращенно DTP (НИС). В русском варианте, который хотя и звучит более прозаически, чем английский аналог ("издательство на крышке стола"), тем не менее, точнее отражена суть. И ключевое слово здесь — система, поскольку только системный подход гарантирует успешное и рациональное решение многих проблем.
Настольная издательская система (НИС) означает совокупность аппаратных и программных средств, для подготовки и создания образца печатной продукции, готового для тиражирования.
Первые НИС на основе ПК, появились в 1980-х гг., когда появляется первый лазерный принтер, с высоким качеством печати. Именно появление этих принтеров стало стимулом к быстрому развитию аппаратных и программных средств, способных обеспечить издательский процесс. Появление настольных издательских систем позволило основные этапы подготовки к печати перенести из типографии на обычный рабочий стол. При этом появилось много положительных моментов: комлексность работы над изданием, независимость от типографии, сокращение времени на подготовку полиграфической продукции.
1.2. Уровни настольной издательской системыПодготовка печатного издания - комплексный процесс, который включает в себя следующие этапы: набор, редактирование и корректировка текста, подготовка иллюстраций, разработка дизайна всего издания. Для осуществления этих задач необходимо наличие двух технических уровней поддержки: аппаратного (Hardware) и программного (Software), а так же условно выделяемый пользовательский уровень (Fainware).
Наличие и соответствие трех основных уровней друг другу обеспечивает надежное функционирование настольной издательской системы.
Аппаратный уровень (hardware level) представляет собой совокупность материальных элементов — устройств, с помощью которых происходят ввод, обработка, хранение, передача и вывод информации.
В минимальную конфигурацию настольной издательской системы
должны входить: устройства ввода информации, хранения и обработки информации, вывода и передачи информации.
Устройства ввода информации (input devices), обеспечивают преобразование любых видов информации на самых разнообразных носителях в цифровую форму, что создает условия для ее дальнейшей компьютерной обработки;
К устройствам ввода информации (табл. 1) относятся: клавиатура персонального компьютера, предназначенная для ввода текстов, а также сканер, цифровая фотокамера, дигитайзер, цифровой планшет, источники готовых изображений – т.е. все то, что позволяет вводить и обрабатывать графическую информацию.
Таблица 1. Устройства ввода информации.
Клавиатура персонального компьютера |
| Используется для ввода и корректировки текста. Как правило, вся текстовая информация вводится в компьютер с клавиатуры. |
Сканер |
| Сканирование преобразует оригиналы текстовых и графических документов в цифровые данные с целью их дальнейшей компьютерной обработки. С помощью сканера в издание могут быть вставлены достаточно сложные иллюстрации. |
Цифровой планшет |
| Используется для ввода изображения способом, приближенным к обычной работе художника на бумаге. Планшет представляет собой устройство, чувствительное к нажатию манипуляторов. |
Источники готовых изображений |
| Основными источниками готовых изображений являются библиотеки CD-ROM и информация, которая хранится на файл-серверах глобальной сети Internet. |
Центральное место в аппаратном уровне поддержке занимают устройства обработки и хранения информации (табл. 2). Устройства обработки, хранения и передачи информации (process, storage and transfer devices), являются ядром аппаратного уровня;
Современные издательства широко используют компьютерные сети, в которых задействуются максимальные по мощности компьютеры, с большим объёмом оперативной памяти ( не менее 128 Гбайт) и дискового пространства не менее 8 Гб).
Таблица 2. Устройства обработки и хранения информации.
Компьютер |
| Компьютер - центр издательских систем. Современные издательства широко используют компьютерные сети. В этом случае сетевой сервер обеспечивает хранение всех используемых материалов и доступ к ним для всех санкционированных пользователей. |
Жесткие диски; сменные жесткие диски; оптические накопители |
| Устройства для хранения информации, которыми оснащаются компьютеры. |
Устройства вывода информации (output devices), обеспечивают "возврат" цифровой информации в форму, понятную и доступную человеку.
К устройствам вывода информации относятся мониторы, принтеры, фотонаборные автоматы (табл. 3).
Таблица 3. Устройства вывода информации.
Монитор |
| Важнейшее средство отображения информации в процессе работы над печатным изданием. На мониторе, работающем в режиме предварительного просмотра, можно увидеть страницы будущего издания. Для работы с настольными издательскими системами желательно использовать мониторы с размером по диагонали 20-21 дюймов. |
Принтер |
| Необходимый компонент любого компьютерного комплекса. Высокое полиграфическое качество обеспечивает лазерный принтер. |
Фотонаборный автомат. |
| Применяются для полиграфического вывода сверстанных полос изданий. Созданы также и «цифровые прессы», обеспечивающие прямую печать тиража без обычных промежуточных этапов (получение фотоформ, печатных форм). |
Программный уровень (software level) — это совокупность информационных элементов (программ и их команд), с помощью которых происходит управление как собственно текстовой и изобразительной информацией, так и аппаратным оборудованием.
Сам по себе компьютер, даже в самой полной комплектации, не выполняет никаких действий и не обладает знаниями ни в одной области своего применения. Все действия определяются программами и все "знания" также сосредоточены в программах.
Программный уровень (software) настольных издательских систем характеризуется еще более бурным развитием, чем это отмечалось в аппаратной части, хотя некоторые программные приложения (application) существуют уже добрый десяток лет.
Для дизайнеров и специалистов, занимающихся изобразительными видами информации, можно выделить следующие основные классы программного обеспечения (рис.2):
программы пиксельной графики;
программы векторной графики;
программы верстки;
программы трехмерной графики.
Рис. 1 Компоненты программного уровня НИС
Условно программный уровень разделяют на несколько конкретных компьютерных технологий (см. табл. 4):
Технология обработки изображений;
Технология полиграфического дизайна
Технология собственно настольной издательской системы.
Таблица 4. Компьютерные технологии издательского дела.
Технология | Основные операции с объектами | Программные продукты |
Технология обработки изображений (растровая графика) | Создание и обработка иллюстративных материалов: -преобразование готовых изображений, созданных на каком-либо материальном носителе в цифровую форму**; -создание иллюстративных материалов сразу в цифровом виде. | Adobe Photoshop, Corel Photo-Paint, Fractal Design Painter, Micrografx Picture Publisher |
Технология полиграфического дизайна (векторная графика***) | Разработка самостоятельных графических продуктов: фирменные знаки, логотипы, визитки, бланки, объявления, афиши, пригласительные билеты, открытки и т.п. | Adobe Illustrator, Corel DRAW, Macromedia FreeHand, Micrografx Designer |
Технология собственно настольной издательской системы | Разработка издания (газеты, книги, журналы, брошюры, многостраничные документы) с помощью персонального компьютера. Может включать в себя результаты технологий графики и полиграфического дизайна. | Adobe PageMaker, QuarkXpress, Corel Ventura, Microsoft Publusher, Microsoft Word |
Пользовательский уровень ("brainware" level) представляет собой совокупность творческих индивидуумов, высококлассных специалистов и обычных пользователей, которые интегрируют свой творческий потенциал, а также аппаратный и программный уровни для создания творческих произведений.
Если говорить о компьютерном дизайне и графике, то самым важным представляется знание предметной области — представление о концепциях изобразительного (визуального) искусства и чувство композиции. Это тем более важно, что компьютерные технологии, являясь концентрированным опытом и суммой навыков, достаточно легко и просто позволяют выполнить все формальные действия, присущие, например, компоновке страницы, а результат — увы — нельзя считать не только фактом искусства, но даже и элементарным ремеслом.
Действительно, относительно легко набрать текст, присвоить ему самое разнообразное форматирование, отсканировать любое изображение или выбрать его из огромного числа библиотек, импортировать и использовать какой-либо "заковыристый" фильтр (или несколько, которые преобразят исходное изображение до неузнаваемости), разместить все это на произвольном количестве страниц. Столь же легко продолжить технологическую цепочку, а именно, напечатать на приличном цветном принтере и получить "добро" у заказчика, отдать на цветоделение и за вполне разумные деньги получить тираж.
Все эти действия технологически правильны и разумны, но результат с точки зрения дизайна может быть (и, к сожалению, бывает) довольно плачевным. Эстетическая и художественная составляющие — увы! — не являются частью компьютерных, технических и программных систем, а целиком возложены на плечи человека, который предлагает идею и осуществляет свой замысел средствами компьютерных технологий. Следовательно, компьютер и все его содержание — это не более чем инструмент, как кисть, карандаш или перо. Только в отличие от них, компьютер — это инструмент, аккумулирующий технологический опыт и знания.
Следующим по важности, с моей точки зрения, представляется знание конкретных программных приложений и связанных с ними соответствующих технологий.
И наконец, для успешной работы, безусловно, требуются общекомпьютерные знания. Сюда можно отнести умение работать в одной или нескольких операционных системах, понимать принципы файловой организации, разбираться в вопросах управления периферийными устройствами (монитором, сканером, принтером), пользоваться устройствами хранения информации, электронной почтой, интернетом и т. д.
Таким образом, серьезному пользователю, который претендует стать профессионалом, следует отбросить иллюзии о том, что компьютер делает что-либо сам по себе (по своей воле компьютер только ломается) и, засучив рукава, начать осваивать все магистрали, а затем и закоулки огромной бурно и непрерывно развивающейся страны под названием Компьютерные Технологии.
Компьютерная издательская система предоставляет пользователю огромные возможности для создания высококачественной полиграфической продукции.
Настольные издательские системы – это программы, которые предназначены для создания макетов полиграфических изданий: журналов, газет, буклетов, книг и т. п. Наиболее распространенными являются пакеты QuarkXPress и PageMaker.
С появлением пакета PageMaker – одного из революционеров в издательском деле – стали реальностью полноценные настольные издательские системы. Годом позже вышла первая версия программы QuarkXPress, и с этого момента началось их бескомпромиссное соперничество за обладание титулом лучшего продукта на рынке. В начале 1990-х годов QuarkXPress удалось закрепиться в качестве наиболее эффективного инструмента для самых требовательных пользователей, но после выхода в 1993 году версии 3.3 развитие программы было почти заморожено – все это время компания Quark безуспешно пыталась продвинуть свои продукты на новые рынки.
Тем временем PageMaker сделал мощный рывок вперед. Компания Adobe приобрела продукт у фирмы Aldus и разработала две новые версии, 6.0 и 6.5, в которых возможности программы были значительно расширены за счёт вторжения на «территорию» QuarkXPress, особенно в области создания цветов, полиграфической точности и элементов управления макетом.
На рис. 2 приведен внешний вид окна пакета PageMaker после запуска.
Рис. 2. Настольная издательская система Page Maker.
Виден Рабочий лист, верхнее меню и палитры.
На рис.3. приведён внешний вид окна пакетов QuarkXPress после запуска. Виден Рабочий лист, верхнее меню и палитры.
Рис. 3. Настольная издательская система QuarkXPress
Сложная верстка с использованием функций обтекания объекта текстом, способность изменять форматирование макета с сохранением согласованных стандартов оформления – сильные стороны пакета QuarkXPress. Например, шаблоны документов не только не ограничивают возможности пользователя, но и помогают эффективно описать стандартные параметры формирования документа и в дальнейшем значительно экономят время при окончательной верстке.
Управление колонками. В пакете QuarkXPress количество колонок на странице можно изменить, указав новое число в палитре Измерения (Measurements) – QuarkXPress зальет новые колонки текстом за вас. В PageMaker вам придется вручную добавлять или удалять колонки и выполнять заливку текстом.
Обтекание текстом. Возможности QuarkXPress по обтеканию объектов текстом вне конкуренции. В версии 4 и программу добавлена функция создания текста вдоль кривой Безье или бокса любой формы. Кроме того, приложение теперь может автоматически выполнять обтекание текстом обтравочных контуров и альфа - каналы импортированных изображений. В пакете PageMaker создавать контур для обтекания его текстом придется вручную.
Выравнивание текста. Также легко в пакете QuarkXPress управлять выравниванием текста на странице. Можно задать вертикальное выравнивание, при котором промежутки между абзацами и/или интерлиньяж (расстояние между строчками) изменяются таким образом, чтобы текст заполнил всю высоту колонки. Имеется возможность принудительного выравнивания по базовой сетке, тогда в соседних колонках текст будет автоматически выровнен. Пакет PageMaker не позволяет выполнять вертикальное выравнивание, а его технология выравнивания текста по базовой сетке слишком трудоемка. Для этого необходимо задать опцию Прикрепление к направляющим (Snap to Rulers), установить шаг направляющих равным интерлиньяжу основного текста и выбрать опцию. Выровнять следующий параграф по базовой линии (Align Next Paragraph to Baseline) в стилевом листе.
Повторное использование настроек. После завершения работы над документом QuarkXPress его параметры можно использовать для работы с новым текстом и графикой, причем будет сохраняться возможность изменения форматирования нового документа. В пакете PageMaker придется начать почти с нуля. Часть этой работы можно выполнить, используя мастер – страницы PageMaker, которые помогут создать основные элементы форматирования. В QuarkXPress тоже имеются подобные мастер – страницы, однако они позволяют большее: вы можете изменить каждый элемент форматирования независимо от того, расположен ли он на мастер – странице, загружен из библиотеки или принадлежит шаблону документа.
Слои. Однако из признанных преимуществ пакета PageMaker над QuarkXPress – функция слоев, которая позволяет создавать несколько документов в одном. Поскольку слои можно включать и отключать избирательно, появляется удобная возможность создавать многоязычные документы (тексты на разных языках будут располагаться на разных слоях). Можно добавлять рабочие заметки (также на собственном слое) или ускорить печать, размещая графику на отдельном слое (и пряча его выводе черновых пробных отпечатков).
Поддержка сценариев. Если вам необходимо автоматизировать или упростить процесс верстки – например, автоматически вставить в сверстанный документ информацию из базы данных Claris FileMaker, - можно воспользоваться практически неограниченными возможностями, которые предоставляет тесная интеграция Quark и технологии AppleScript.
Типографика макетирования. И в этой области пакет QuarkXPress обладает несколькими возможностями, которыми не может похвастаться PageMaker, например, вертикальное выравнивание, встроенное автоматическое создание буквицы и способностью выравнивать текст относительно базовой сетки.
Стилевые листы. В версии 4 пакета QuarkXPress был принят верный шаг – добавлены символьные стилевые листы. Используя эти стили, вы можете применять форматирование к выбранному тексту (например, к такому, как подзаголовок «Стилевые листы», с которого начинается этот абзац), а не ко всему абзацу. Остается загадкой, почему в версию PageMaker 6.5 не была добавлена эта возможность, о которой уже давно мечтали пользователи, хотя было известно. Что ее реализация запланирована в QuarkXPress 4. Несмотря на то, что интерфейс для работы с символьными и абзацными стилями в пакете QuarkXPress все еще несколько грубоват, включение этой жизненно важной функции можно только приветствовать. Что касается стилей абзацев, то здесь возможности пакетов практически совпадают.
Работа с текстом. Давным-давно в программу PageMaker был вставлен простой текстовый редактор, который позволял пользователям работать с текстом в отдельном окне, где они могли бы настроить размер и шрифт текста, чтобы улучшить его читаемость без имени действующих атрибутов текста макета. В программе QuarkXPress этой возможности не было никогда.
Редактирование текста. Пакет PageMaker обладает также большими возможностями редактирования текста, например, позволяет выполнять поиск и замену цвета, оттенка, горизонтального масштабирования, интерлиньяжа и размера трекинга текста, в то время как в QuarkXPress таких функций нет.
Импорт текста. Программа PageMaker обеспечивает лучшую поддержку импорта текста, допуская импорт электронных таблиц Microsoft Excel и исходных текстов HTML, чего лишен пакет QuarkXPress.
Книжная верстка. В двух рассматриваемых программах реализован один подход к созданию «длинных документов» (или книг).
Обычно руководства, большие отчеты и традиционные книги состоят из файлов, содержащих отдельные главы, которые необходимо сгруппировать для согласования стилевых листов и сквозной нумерации страниц. В этой области ни одна из программ не обладает сколько-нибудь заметным преимуществом; предлагаемые обеими программами возможности достаточно удобны.
Редактирование таблиц. Здесь пакеты QuarkXPress и PageMaker также добивались «ничейного результата», но лишь из-за исключительно слабых возможностей обеих программ по редактированию таблиц. В программе PageMaker отдельная утилита для редактирования таблиц была разработана несколько лет назад, но она не интегрирована в главную программу и требует экспортирования таблиц как графики – из-за этого во время макетирования таблицы редактировать нельзя, а при изменениях в таблице вам придется повторно форматировать ее и снова экспортировать из табличного редактора как графику.
Обмен публикациями и вывод. Целью издательской деятельности является обмен информацией с другими людьми, будь то читатели, коллеги-дизайнеры, редакторы или работники сервисных бюро.
Печать. Оба пакета QuarkXPress и PageMaker, поддерживают стили печати, позволяющие сохранять параметры вывода, настроенные в соответствии с особенностями документа и возможностями принтера. В обеих программах имеются практически одинаковые средства настройки параметров вывода.
Опыт и интуиция. Одним из наиболее заметных различий между пакетами PageMaker и QuarkXPress является их пользовательский интерфейс. Программы произошли от разных корней, и это не только повлияло на интерфейсы, но и требует разных подходов при работе над публикациями.
Пакет PageMaker по-прежнему основан на принципе монтажа, что требует значительных трудозатрат. Например, каждая колонка текста представляет собой отдельное окно (или фрейм), и при изменении числа колонок окно должно быть перемещено или удалено вручную. Также вручную придется выравнивать каждую колонку.
Пакет QuarkXPress, напротив, «вышел» из наборных систем, в которых заранее задаются параметры для каждого элемента. При таком подходе настраивать параметры элементов труднее, но их изменение при последующей правке дается легче. Наш многоколоночный пример потребует в пакете QuarkXPress создать один бокс и задать для него число колонок. Приложение автоматически настраивает ширину и выравнивание расположенного внутри бокса текста. Чтобы изменить число колонок, достаточно лишь ввести новую цифру в поле Колонки (Cols), а все остальное сделает QuarkXPress.
В пакете PageMaker интенсивно применяются палитры с закладками, что облегчает использование различных управляющих палитр. Общие функции удачно сгруппированы во всплывающих меню. Для сравнения, в пакете QuarkXPress используются более стандартные палитры, без таких приятных «штучек», как всплывающие меню и закладки. Панели с закладками применяются в диалоговых окнах программы QuarkXPress, что облегчает использование их многочисленных опций, в то время как в пакете PageMaker чаще встречаются отдельные окна диалога, связанные с помощью экранных кнопок.
Пользовательский интерфейс пакета PageMaker кажется более приятным, а группирование возможностей пакета QuarkXPress более естественным. В PageMaker прослеживается тенденция «разбрасывать» опции по различным меню программы или создавать больше, чем необходимо, команд меню. Кроме того, интерфейс связи пакета с дополнительными модулями «отсылает» их, независимо от выполняемых ими функций, в специальное меню. Несмотря на это, некоторые пользователи предпочитают интерфейс PageMaker, поскольку он кажется им более свободным и располагающим к творчеству.
В заключение можно сказать, что пакет QuarkXPress просто обладает большими возможностями и более гибок, чем PageMaker, а его подход к верстке страниц сбережет ваше время и сейчас, и в длительной перспективе. Сервисные бюро также предпочитают работать с файлами QuarkXPress, а их работники считают, что обрабатывать такие файлы легче и что использование этой программы приводит к экономии времени сервисного бюро и денег заказчика.
2.2. Сравнительная характеристика издательской системы PageMaker и текстового процессора Word .
Исходные требования. Текстовый редактор и издательская система призваны решать одну и ту же задачу создания документов, но они ориентируются на различные категории пользователей. Текстовый процессор предназначен для рядового пользователя, для которого главным является удобство и простота интерфейса. Издательская система ориентируется на профессионалов, для которых важнее всего полный контроль над видом создаваемого документа. Указанные ориентации постепенно сближаются по мере совершенствования компьютеров и программ. На сегодняшний день различия проявляются лишь в деталях. Например, WinWord 6.0 не имеет экспорта в формате PostScript, обязательного для издательских систем, которые должны иметь развитую систему импорта-экспорта документов. С другой стороны, издательские системы могут уступать текстовым процессорам в качестве изображения документа на экране монитора, поскольку для первых из них более важным является качество вывода на печать (или другое специализированное устройство вывода).
Создание издательской системы вызвано особыми требованиями работников, связанных с книгоизданием:
способностью системы создавать газетные колонки;
способностью изменять шрифты в пределах одного документа;
способностью включать графику в текст;
возможностью просмотра разработанного документа до его распечатки.
Поскольку высокоразвитые текстовые процессоры сегодня обладают всеми указанными свойствами издательских систем, в ряде случаев лучше говорить не о дополнительных возможностях этих систем, а о том, насколько проще (или труднее) их использовать по сравнению с текстовыми процессорами для выполнения тех же самых функций.
Сравним возможности, предоставляемые для верстки системами PageMaker 7.0 и Word. Для начала обратим внимание на функции, присущие им обеим.
Режимы работы с текстом и графикой. Все известные текстовые процессоры и издательские системы могут работать в двух режимах — текстовом и графическом.
В текстовом режиме любая программа может показать 256 предварительно заданных символов на экране, разделенном на 25 строк по 80 знаков в строке (всего 2000 ячеек). Заданные символы включают в себя строчные и прописные буквы алфавита, числа, знаки пунктуации и специальные символы. Заметим, что некоторые текстовые процессоры под DOS (например, Word 3.x - 5.x) используют компоновку экрана с другим количеством строк 28x80, 43x80 и 50x80.
В графическом режиме экран трансформируется в поле, состоящее из тысяч ячеек, имеющих свои координаты. Высвечивая определенные точки, мы получаем на экране тот или иной графический образ. Точность изображения определяется разрешающей способностью выбранного режима экрана, задается в виде произведения количества строк на количество столбцов. Так, например, экран монитора типа VGA (Video Graphics Array) в графическом режиме разделяется на 480 строк по 640 точек в строке (всего на экране — более 300000 точек, из которых, как из мозаики, формируется изображение).
Преимуществом текстового режима являются его большая скорость и меньшая потребность в оперативной памяти. Недостатком — способность изображать только 256 знаков, находящихся в определенных ячейках экрана. Следствие указанного недостатка — это невозможность просмотра в текстовом режиме (текстового процессора или издательской системы) графических образов. Так, если в вашем документе имеется картинка и вы работаете в текстовом процессоре, вы должны создавать документ (его текстовую часть) в текстовом режиме, затем его просматривать в графическом режиме и вносить изменения снова в текстовом режиме.
Издательские системы почти постоянно работают в графическом режиме, поскольку они допускают внесение изменений в текст и в графическом режиме. Основной целью издательских систем является не ввод текста, а верстка.
А теперь остановимся на функциях, отличающих одну программную среду от другой (табл. 5).
Таблица 5. Отличительные функции Word и PageMaker
Функция | Word | PageMaker |
Ввод текста | Предоставляет текстовый редактор с возможностью работы в режиме макета | Предоставляет простейший встроенный редактор и возможность ввода текста в режиме макета |
Проверка грамматики | Есть | Нет |
Установка межсловных интервалов | Изменяется только при добавлении символа «пробел», что происходит автоматически при форматировании по ширине (при этом расстояния между словами в одной строке могут получиться разные) | Регулируемая настройка с возможностями задания максимального, минимального и желаемого значений интервалов (измеряется в процентах от стандартной величины пробела для данного размера шрифта). Это позволяет установить одинаковые расстояния между словами в одной строке |
Установка межсимвольных интервалов | Три вида межсимвольных интервалов: обычный, разреженный и уплотненный с заданием строго определенных значений | Регулируемая настройка с возможностью задания максимального, минимального и желаемого значений интервалов |
Контроль «жидких» строк, т.е. строк со слишком большими межсловными интервалами | Отсутствует. Необходимо внимательно просматривать сверстанные страницы для обнаружения таких строк | Автоматический контроль с выделением данных строк серой или желтой подсветкой |
Размещение текстовых блоков | Нет понятия текстового блока. Текст может разбиваться на колонки, но свободное манипулирование фрагментами текста невозможно, за исключением вставки фрагмента текста в кадр (Word 7) или рамку (Word 97) и его перемещения | Текст может быть разбит на множество взаимосвязанных блоков. Они располагаются на странице в произвольном порядке и могут свободно перемещаться. Имеется возможность изменения их размеров, наклона, поворота и отражения |
Вставка таблиц | Есть возможность вставить таблицу, расположенную на неограниченном количестве страниц | Внешний редактор таблиц позволяет вставить таблицу, занимающую не более одной страницы издания |
Работа с графическими объектами | Возможна вставка графического объекта в прямоугольную область, границы которой параллельны границам страницы. Допустимо масштабирование или обрезка краев графического объекта | Возможна вставка графического объекта в многоугольную область, масштабирование, обрезка краев, поворот, отражение, искажение графического образа |
Обтекание графики текстом | Граница текста имеет форму прямоугольника, стороны которого параллельны границам страницы | Граница текста может иметь произвольную форму |
Наложение блоков Текста и изображений | Функция отсутствует | Возможно взаимное наложение блоков текста и рисунков (в том числе нескольких) |
Кроме названных различий, издательская система имеет некоторые функции и инструменты, которых нет в текстовом процессоре.
Вся работа в PageMaker организуется на специальном поле, которое носит название «монтажный стол». Его особенность – это возможность одновременного размещения на нем различных материалов для верстки: текстовых блоков, рисунков, нескольких страниц издания аналогично тому, как это делается на вашем письменном столе (рис. 4).
Рис. 4. Монтажный стол с размещенными на нем страницами издания, текстовыми блоками, рисунками и Палитрой инструментов
Создание страницы - шаблона, т.е. страницы, на которую вынесены все повторяющиеся элементы: колонтитулы, колонцифры, графическое оформление, направляющие колонки, а также дальнейшая вставка необходимого количества таких страниц (рис. 5).
Рис. 5. Страницы-шаблоны изданий, выполненные в PageMaker
Создание модульной сетки и использование библиотеки модульных сеток. Модульная сетка – это схема расположения на странице блоков информации (рис. 6). Она образуется при определении количества и ширины колонок и зависит от расположения горизонтальных направляющих, которые показывают верхнюю и нижнюю границы блока.
Рис. 6. Модульная сетка показывает разворот издания, на каждой странице которого по две колонки разной ширины; горизонтальные линии показывают границы вставляемых блоков
Итак, профессиональная издательская система в первую очередь предназначена для верстки издания, она способна выполнять целый ряд функций, недоступных текстовому процессору. Кроме перечисленных особенностей, хотелось бы выделить еще одну. При грамотной верстке многостраничного издания нижняя граница текста на каждой странице должна находиться на одном и том же уровне. В текстовом процессоре добиться этого практически невозможно, тогда как издательская система позволяет выполнить такую верстку, используя горизонтальные направляющие и страницы - шаблоны.
Приступать к работе и издательской системой надо тогда, когда у вас подготовлен текст, иллюстрации и составлен на бумаге план будущего издания. В текстовом процессоре удобно набрать текст, отредактировать, проверить грамматику. Иллюстрации могут быть подготовлены в любом удобном для вас графическом редакторе, взяты из многочисленных распространенных в настоящее время коллекций, отсканированы и отредактированы, например в Adobe Photoshop. После такой подготовки издательская система поможет оформить ваше издание более профессионально, чем это возможно в текстовом процессоре.
Одним из основных вопросов создания документа является выбор типа шрифта, его стиля и размера, а также определения требований к плотности печати на строке и странице. Важность этих решений связана с тем, что успех того или иного документа в большой степени зависит от того, как он выглядит.
Выбор шрифта должен соответствовать информации, которую вы хотите передать читателю: шрифт не должен быть ни слишком заметным, ни слишком ординарным. При этом различные части документа (заголовок, сам текст документа, примечания) нужно набирать шрифтами различных размеров. Правильный выбор шрифта, его стиля (жирный, курсив, обычный) и размера акцентирует содержание сообщения, не привлекая внимания к самому шрифту. Большое значение имеет выбор степени разреженности строк на странице и их длина.
Типы шрифтов. Тип шрифта (или принятый в полиграфии термин гарнитура шрифта) определяет особенности написания целого набора символов, включающего заглавные и строчные буквы, цифры, знаки пунктуации и специальные символы (например, Times New Roman или Helvetica). Каждый тип шрифта имеет несколько стилей начертания символов, например, полужирный, курсив, полужирный курсив, обычный. Кроме того, можно ввести подчеркивание символов и фрагментов текста.
Размеры шрифтов. Размер шрифта или иначе кегль - это его вертикальный размер, измеряемый в пунктах (1 пункт равняется 0,376 мм). Для большинства документов используются 10 - 12-пунктовые шрифты, в то время как газетная полоса может иметь только 8-пунктовый. Размер шрифта более 14 пунктов обычно используется лишь для заголовков и выделений. Заметим, что шрифты различных типов, но одного размера необязательно выглядят одинаковыми по величине. Так, 12-пунктовая Helvetica имеет больший вертикальный размер, чем 12-пунктовый Times New Roman.
Разреженность строк и символов. Низкая разреженность строк (т.е. небольшое расстояние между соседними строками) затрудняет чтение, а высокая — делает документ малоинформативным. Для правильного выбора разреженности строк, также измеряемой в пунктах, необходимо учитывать размер используемого шрифта. В современных издательских системах разреженность строк определяется автоматически на уровне 120% от выбранного размера шрифта. Во многих текстовых процессорах имеется возможность регулировать расстояние между символами в словах, создавая более уплотненное или разреженное их начертание. Такой прием часто применяется для заголовков.
Ширина строк. Ширина строки (колонки) определяется количеством знаков, которые могут быть на ней помещены. Обычно оптимальной считается ширина строки в пределах от 45 до 60 символов.
Обращаем внимание на наличие связи между шириной строки (колонки) и размером выбранного шрифта: чем меньше размер шрифта, тем короче строка. Иными словами, меньший размер шрифта дает возможность поместить больше символов на заданной площади листа.
Верстка страниц играет такую же роль, как чертеж перед началом строительства дома. Верстка определяет организацию страницы, задавая соотношения между границами, колонками и расстоянием между колонками. Первое важное решение на уровне верстки связано с выбором количества колонок на странице. Одноколоночная верстка обычно используется для книг и писем, в то время как двух - и трехколоночный формат больше подходит для журналов и газет. Далее размеченные колонки наполняются текстом и рисунками.
Вставка рисунков. В процессе верстки рисунки так же, как и текст, размещаются в границах установленных колонок. При размещении рисунков следует соблюдать ряд правил.
Располагайте рисунки сразу после упоминания о них в тексте.
Оставляйте по сантиметру пространства между текстом и рисунком.
Старайтесь использовать рисунки той же ширины, что и сопровождающий их текст. Заметим, что для придания странице большей выразительности возможно расположение рисунков, выходящих за рамки колонки (т.е. рисунков, расположенных вне спроектированной верстки).
Дополнительные принципы проектирования. Итак, основой проектирования документов является верстка. Существует, однако, ряд дополнительных принципов проектирования документов, на которых нам хотелось бы остановиться.
Что можно и что нельзя в верстке. Давние традиции книгопечатания сформулировали следующие рекомендации:
Не пишите убористо. Оставляйте на листе достаточно пустого места, чтобы дать глазу передышку. Между краями листа и текстом оставляйте хотя бы по паре сантиметров.
Организуйте элементы вашего документа так, чтобы он выглядел единым целым, занимал при этом минимальную площадь страницы.
Не используйте на странице много различных шрифтов и рисунков: помните, что они лишь украшение текста.
Не используйте слишком длинных строк: длинные строки утомляют глаз читателя.
Принцип баланса. Соблюдение принципа баланса требует, чтобы визуальный вес левой и правой частей страницы (или левой и правой страниц разворота) был примерно одинаков. При наличии нескольких рисунков на странице достижение баланса превращается в нелегкую задачу.
Выделение. Чтобы акцентировать внимание читателя, издательские системы предлагают целый набор средств. Простейшие из них - изменение типа и размера шрифта. Заголовки следует набирать шрифтом большего размера, чем подзаголовки, которые, в свою очередь, должны быть больше основного текста. Также эффективно использование стилей шрифтов - полужирного, курсива и подчеркивания, однако, ими следует пользоваться умеренно. Не следует выделять заглавными буквами или подчеркивать длинные фрагменты текста. Важным средством выделения является заполнение фрагмента серым (цветным) тоном и/или выделение фрагмента в рамку.
(ИТ-колледж)»
В результате проведенного исследования по теме:
«Разработка крупноформатных и мелкоформатных документов управления в настольных издательских системах»
можно сделать ряд выводов:
Современные текстовые процессоры обладают мощными возможностями по форматированию текста, внедрению в него графических объектов и заданию условий взаимодействия текста и графики. В специализированных издательских системах эти функции реализованы проще и удобнее, и результат работы получается более эффективным и качественным. Microsoft Word хорош лишь в том случае, когда результат работы распечатывается в единичном экземпляре на принтере. Если же речь заходит о рекламном проспекте, каталоге продукции, услуг или другом документе с достаточно сложной структурой, который необходимо размножить тиражом в несколько сотен штук, то создавать такие документы в обычном текстовом процессоре нельзя. Нужно иметь представление об издательском процессе и обладать навыками работы в настольных издательских системах. Без этих знаний немыслимо создание полноценной полиграфической продукции.
Настольные издательские системы — это достаточно сложный комплекс аппаратных устройств, программного обеспечения и "человеческого фактора". Для надежного и результативного функционирования настольной издательской системы необходимо взаимное соответствие всех уровней друг другу.
Современные текстовые процессоры обладают мощными возможностями по форматированию текста, внедрению в него графических объектов и заданию условий взаимодействия текста и графики. В специализированных издательских системах эти функции реализованы проще и удобнее, и результат работы получается более эффективным и качественным.
В России к наиболее распространенным относятся настольные издательские системы QuarkXPress и Microsoft Publisher.
О системе Microsoft Publisher исторически сложилось представление как о системе, которая удобнее для подготовки больших документов однородной структуры (книг). О системе QuarkXPress исторически сложилось представление, как о системе для создания небольших документов сложной структуры (журналов, буклетов, рекламных листовок). В настоящее время подобное разделение является условным, поскольку последние версии этих программ достаточно хорошо справляются как с теми, так и с другими работами.
Настольная издательская система Microsoft Publisher имеет версию на русском языке. Система QuarkXPress такой версии не имеет.
Практическая значимость работы состоит в том, что созданные буклеты помогают студентам акцентировать свое внимание на значимости будущей профессии, благоприятно влияют на формирование устойчивого интереса к ней, а также могут использоваться для профориентационной работы с учащимися школ, для яркого и содержательного представления специальности 15.02.15 «Технология металлообрабатывающего производства». При проведении предметной недели по дисциплине «Информатика» проводится конкурс буклетов, а лучшие работы размещаются на сайте, используются как макеты будущих агитационных листков.
Важной особенностью при подготовке и выполнении работы является инициативность ребят, умение с уважением относиться к идеям своих товарищей, приходить к общему мнению, критически относиться к собственным высказываниям, адекватно реагировать на критику своих товарищей.
Работая вместе над творческим проектом, студенты учатся организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения задач, оценивать их эффективность и качество, принимать решения и нести за них ответственность, осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития, использовать информационно-коммуникационные технологии, работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, брать на себя ответственность за работу членов команды, результат выполнения заданий, выражать свое мнение.
Список использованной литературы
Федеральный Закон от 04.07.1996 г. № 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене»
Федеральный Закон от 25.01.1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»
ГОСТ Р51141-98 “Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения” – М.: Госстандарт России, 2008.
И. Л. Бачило, Современные правовые проблемы документирования информации. Документация в информационном обществе: электронное делопроизводство и электронный архив – М.: ВНИИДАД, 2008 – 234 с.
Х. Хиндерлитер, Настольные издательские системы. Принт- Медиа центр, Москва 2006г.
А.Шапошников, Издательские компьютерные системы. Олма-Пресс 2005 г.
Иллюстрированный самоучитель по цифровой графике.
Н.Ф. Гусарова, Ю.В. Дорогов, Р.В. Иванов, А.В. Маятин. Издательские системы. Компьютерная издательская графика. Учебное пособие. - СПб: СПбГУ ИТМО, 2007
М. В. Ларин, Управление документацией и новые информационные технологии – М.: Научная книга, 2007 – 137 с.
Т. Боув, Ч. Родс, Настольная издательская система PAGEMAKER для персонального компьютера. - М.: Финансы и статистика, 2017
Р.Камешис, Макетирование на персональном компьютере, Ульяновск, 1990 г.
Г.Лени, Дж. Баррет, Настольные издательские системы, М., 2015 г.
Дэвид Хасс, Официальное руководство Corel Photo-Paint 6. Минск, Попурри, 1997.
В.Аугер, AutoCAD 11.0. Торгово-издательское бюро BHN. Киев,2017.
А.Лантух. Введение в AutoCAD версии 12,13 книга 1 М.Эконом-2016
М. Петров, С.Попов. CorelDRAW! 8 без проблем (руководство пользоватеял) М., Бином, 2019.
Хасс Дэвид Официальное руководство Corel Photo-Paint 6. Минск, Попурри, 2017.
Борланд Running Microsoft Word 6 for Windows в 2х томах. Русский перевод ,2015.
В.А. Кудряев, «Организация работы с документами», М.:Инфра – М, 2018.
С.В.Киселев, И.Л Киселев, «Современные офисные технологии: Учебное пособие для 10-11 кл.-М.: Издательский центр «Академия», 2020.
Е.В. Михеева, «Информационные технологии в профессиональной деятельности»: Учеб. пособие для сред. проф. образования.-М.: Издательский центр «Академия», 2014.
Г.С. Гохберг, «Информационные технологии»:Учебник для сред. проф. образования.- М.: Издательский центр «Академия», 2014.
В.В. Сапков, «Информационные технологии и компьютеризация делопроизводства». Учеб. пособие для сред. проф. образования.-М.: Издательский центр «Академия», 2016.
В.Л. Бройдо, «Офисная оргтехника для делопроизводства и управления»- М.:Информационно – издательский дом «Филинъ», 2019.
Н.П. Макарова «Информатика», М.:Финансы и статистика, 2020.
Э.В. Фуфаев, «Пакеты прикладных программ»: Учеб. Пособие для сред. Проф. Образования.- М.: Издательский центр «Академия», 2014 г.
Изображение объекта путем группировки точек на плоскости.
** Форма представления информации в компьютере.
*** Изображение объекта при помощи линий.
1