Статья «Совершенствование системы управления профориентационной работой»
Совершенствование системы управления профориентационной работой
Социально-экономические преобразования в России, демократизация и гуманизация усилили интерес общества к проблеме самореализации и самоактуализации личности, где профессиональная деятельность занимает особое место. При переходе к информационному обществу изменяются потребности и структура рынка труда, рынка специалистов, в том числе и квалификационные требования к ним.
Возрастают требования к качеству подготовки специалистов, которые в свою очередь напрямую зависят от успешного профессионального самоопределения не только выпускников высшего и среднего профессионального образования, но и учащихся общеобразовательной школы.
По данным лаборатории социально-профессионального самоопределения молодежи ИСМО РАО 50% старшеклассников не соотносят выбор профессии со своими реальными возможностями, а 46% - ориентированы при выборе профессии на мнение родителей, родственников; 67% не имеют представления о сущности выбранной профессии. В значительной мере эта проблема решается качественно обоснованной системой профессиональной ориентации учащейся молодежи.
Профессиональная ориентация, результатом которой является социально-
профессиональное самоопределение, трактуется как система равноправного взаимодействия личности и общества (различные социальные институты, ответственные за решение данной проблемы) на определенных этапах развития человека, оптимально соответствующая его личностным особенностям и запросам рынка труда в конкурентоспособных кадрах.
Выбор профессии – одно из важнейших решений, принимаемых нами в жизни. Каждый стремиться, чтобы работа соответствовала нашим интересам и возможностям, приносила радость и достойно оплачивалась.
Профессиональная ориентация – это система обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессий с учетом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи молодым в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.
Неуспешность в профессиональной сфере, по мнению психологов, приводит к устойчивым стрессам, депрессии, т.е. нарушает состояние внутреннего здоровья человека, что вызывает проявление асоциальных действий, таких как алкоголизм, наркомания, преступность. Поэтому можно утверждать, что профессиональная ориентация должна стать приоритетным направлением в деятельности образовательных учреждений, превратив знания, приобретенные в процессе обучения, из теоретических в действенные.
В техникуме, когда выбор профессии, казалось бы, уже осуществлен, задачи профессиональной ориентации становятся несколько иными, хотя цель –
обеспечение возможности социальной адаптации выпускника, остается той же, что и в школе.
Если в общеобразовательной школе профориентационная работа направлена на выбор вида деятельности и профессиональные пробы для подтверждения правильности этого выбора, то в профессиональном учреждении – это самоутверждение и самосовершенствование в области выбранной профессии, поиск места приложения полученных профессиональных знаний и умений.
Профориентационная работа в техникуме должна носить системный и комплексный подход. Данная работа строится в 3 направлениях:
развитие внешних связей техникума с предприятиями торговли и общественного питания, ВУЗами;
работа по адаптации и мотивации студентов;
работа с потенциальными абитуриентами техникума.
Расширение поля взаимодействия позволяет не только предоставлять большую информацию о способах труда, но и осуществлять профессиональные пробы. Выполнение профессиональных проб по специальным сферам профессиональной деятельности позволяет обучающимся в процессе подготовки и проведения проб примерить на себя и оценить собственные возможности освоения той или иной профессии. Установление связи между учебными заведениями и организациями должно быть организовано на новых условиях, нацеленных на максимальное согласование и реализацию интересов каждой стороны, которые можно назвать социальным партнерством. Тесное сотрудничество позволяет реагировать на меняющиеся требования к профессиональной подготовке будущих специалистов, исходя из запросов рынка труда, а так же является полем для пополнения рядов студентов из числа работников организаций-партнеров с целью их профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
В качестве совершенствования профориентационной работы по данному направлению можно предложить:
расширения социального партнерства (торговые организации, организации общественного питания, центр занятости, общественные организации, местные органы власти, органы здравоохранения, военкоматы, органы социальной помощи);
участие студентов старших курсов в «Ярмарке вакансий»;
консультация студентов старших курсов о возможности своей реализации в продолжении обучения в ВУЗах.
Данное направление по установлению связей с социальными партнерами позволит ГБОУПО «СТЭТ:
иметь полную информацию о рынке труда (сколько и какие специалисты требуются);
обеспечивать учет требований работодателей по содержанию подготовки специалистов (квалификационной характеристики);
корректировать старые и разрабатывать новые учебные программы и материалы, отвечающие требованиям индустрии;
иметь более широкие возможности для организации практики обучающихся, стажировки преподавателей, мастеров производственного обучения;
расширять возможность трудоустройства выпускников;
обеспечивать возможность разработки совместных коммерческих проектов для пополнения внебюджетных фондов образовательного учреждения.
Выбор будущей профессии адекватно способностям и интересам учащегося определяет успешность освоения профессиональных дисциплин и приобретения опыта профессиональной деятельности. Выбор, продиктованный желаниями родителей, мнением друзей или другими факторами, снижает мотивацию к обучению, что впоследствии ведет к неуспеваемости студентов по дисциплинам, а иногда и отчислению из учебного заведения. Поэтому перед педагогическим коллективом учреждения ГБОУПО «СТЭТ» стоит задача по проведению профессиональной ориентации с учащимися таким образом, чтобы они могли адекватно соотнести свои желания с возможностями.
Следующее направление по профориентационной работе – это мотивация и адаптация студентов первокурсников, а так же профориентация будущих выпускников.
Данное направление предполагает проведение следующих мероприятий:
адаптация первокурсников (Неделя первокурсника, конкурсы «Моя будущая профессия», проведение классных часов, анкетирование, тренинги «Адаптация в трудовом коллективе», деловые игры, беседы, экскурсии). Главная задача убедить студента в правильности своего выбора и побудить и нацелить его на успешную учебу.
профориентация будущих выпускников предполагает консультации по сдаче ЕГЭ, условия дальнейшего обучения в ВУЗе, консультирование и помощь в трудоустройстве (Центр занятости труда, организации, ВУЗы). Высокий уровень трудоустройства выпускников является весомым аргументом для родителей потенциальных абитуриентов.
применение технологии модерации.
Модерация – это метод работы в группе и с группой. Если кратко, то модерация подразумевает организацию группового взаимодействия для решения общей проблемы таким образом, что руководитель мероприятия (тренер, ведущий или преподаватель) становится модератором, и его задача – сглаживать возможные конфликты, умерять работу команд, но не руководить процессом. Решение проблемы происходит за счет внутреннего потенциала группы. Модерация включает в себя визуализацию материала, мнений, решений, выводов, постоянную коммуникацию, обратную связь. Здесь преподаватель перестает быть наставником, и студенты становятся субъектами деятельности.
Примером профориентационного мероприятия для студентов ГБПОУ «СТЭТ» с применением технологии модерации может стать мероприятие «Моя будущая профессиональная карьера». Студенты предварительно делятся на несколько команд, каждая из которых получает задание по поиску информации из различных источников. Это информация об организациях города, где могут осуществлять свою профессиональную деятельность будущие выпускники по своей специальности (команда «Торговая организация»), информация о необходимых условиях устройства на работу (команда «Отдел кадров»), сведения об образовательных учреждениях, где могут быть получены дополнительные квалификации работника для продвижения по карьерной лестнице (команда «Учебные заведения»), информация об особенностях той или иной должности по выбранной специальности («Соискатели»). По окончании сбора информации команды собираются в аудитории, обсуждают результаты своей работы, формулируют основные моменты. Модератор фиксирует всю представленную студентами информацию на доске в виде пирамиды карьерного роста. То есть обсуждаются должности, на которых могут поработать выпускники техникуиа, устроившись на то или иное предприятие, какие им нужны навыки и опыт, какова ответственность, где они могут получить дополнительное образование, какие документы нужно предоставить для трудоустройства и т.д. После завершения построения пирамиды производится оценка эффективности мероприятия в виде опроса. Студентам предлагается высказаться, какие из рассмотренных должностей им интересны, на каких они смогли бы работать, какие качества предстоит для этого в себе развивать, какие знания, опыт приобретать.
Следующее направление профориентационной работы – работа с потенциальными абитуриентами (работа с учащимися школ).
Задачи профориентационной работы по данному направлению:
изучение и прогнозирование перспектив формирования контингента техникума;
комплектование групп 1 курса;
конструирование системы профориентационной работы;
пропаганда уровня образовательной деятельности техникума;
повышение качества контингента обучающихся (более высокий образовательный уровень, увеличение количества «отличников» и «хорошистов»);
создание привлекательного образа техникума в городе;
установление и укрепление постоянных контактов с коллективами школ.
Компоненты профориентационной работы:
профессиональное просвещение (профинформация);
профессиональная консультация;
По реализации данных компонентов педагогический коллектив техникума проводит работу в средних общеобразовательных школах города.
Профессиональное просвещение проводится во время встреч педагогического коллектива техникума с учащимися 9-х и 11-х классов и их родителями. Профессиональное просвещение предусматривает овладение учащимися общеобразовательной школы определенной совокупности знаний о социально-экономических и психофизиологических условиях получения профессий и специальностей в ГБОУПО «СТЭТ», информацию о наиболее общих признаках профессий и специальностей, о требованиях к ним и о процедуре поступления в техникум.
Профессиональная консультация предполагает установление соответствия индивидуальных психофизиологических и личностных особенностей школьника специфическим требованиям той или иной профессии или специальности. Специалисты техникума оказывают консультацию абитуриентам, поступающим на ту или иную профессию и специальность.
Система профориентационной работы техникума по данному направлению может включать следующие формы работы:
проведение дня открытых дверей;
проведение информационной, агитационной, разъяснительной работы среди школьников о модели формирования контингента учащихся и студентов техникума;
привлечение преподавателей и студентов техникума к пропаганде уровня образовательной деятельности техникума;
участие студентов техникума в городских, спортивных мероприятиях, конкурсах, выставках;
рекламная компания в СМИ;
использование Интернет-ресурса;
привлечение телевидения к созданию сюжетов, роликов, фильмов о техникуме;
размещение информационных бюллетеней о специальностях и правилах поступления в Центре занятости, детских поликлиниках, военкоматах, общественных организациях, Центрах содействия молодежи и т.д.
профориентационные тематические встречи (Презентация профессий);
- организация нетрадиционных форм внеклассных занятий в школах. Это и анкетирование и тестирование школьников на предмет уровня сформированности представления о профессии, склонности к той или иной сфере деятельности
Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова. Можно использовать при профориетации подростков и взрослых. Результаты опросника ДДО показывают к какой профессиональной сфере человек испытывает склонность и проявляет интерес.
Тренинг – игра «Престижная профессия».
Применение технологии модерации «Аспекты специалиста по профессиям»
участие в родительских собраниях. Информирование родителей о правилах поступлениях, имеющихся специальностей, о наличии возможности дальнейшего обучения в ВУЗах и преимуществах при поступлении выпускников техникума (если таковые имеются), уровни трудоустройстве студентов и их востребованности на рынке труда, где и кем могут работать выпускники техникума, о жизни студентов во внеурочное время и т.д.
Изложенные выше две формы работы имеют сложности проведения. С переходом на новую систему оплаты труда учителей школы, между школами и учреждениями СПО появилась конкурентная борьба за выпускников 9-х классов. Школам выгоднее, чтобы учащиеся продолжали обучение в 10 и 11-х классах, а учреждения СПО заинтересованы в том, чтобы выпускники 9-х классов пришли приобретать профессию. Поэтому эффективность таких мероприятий, как презентации техникума и агитация в школах, экскурсии в техникум, достаточно низкая, поскольку обусловлена незаинтересованностью школ города в совместной с учреждениями НПО и СПО профориентационной работе. Отсюда трудности в организации систематических мероприятий с одной и той же группой школьников по ознакомлению с профессиями и содействию в выборе. Хотя эффективность отдельного мероприятия значительно возрастает, если оно является логическим продолжением предыдущей работы. Требуется подбор таких форм и методов организации профориентационной работы, которые позволяли бы в сжатые сроки, в ограниченных временных рамках и представлять особенности профессии, и оценить свои возможности учащимся (хотя бы частично).
волонтерская работа студентов техникума
Виртуальный проект «Открытый урок». Вся работа проходит под девизом «Твоя будущая профессия».
Состоит из трех этапов. На первом этапе создаются команды (5-7 человек), им присваивается виртуальное название, продумывается амплуа, на сайте техникума предоставляется информация. На втором этапе, каждый участник представляет на странице данного проекта информацию о себе и размышление почему он сделал выбор в пользу данной профессии, что его привлекает и кем планирует работать в дальнейшем по окончании техникума. На третьем этапе, команды проводят исследовательскую работу на базе школы (тестирование, анкетирование, игры по обозначенному направлению) и представляют полученные результаты тестирования на сайте и свое творческое ессе. Данная форма профориентационной работы позволит расширить сферу деятельности техникума по профориентации с большим числом будущих абитуриентов посредством Интернет-ресурсов, а также вовлечь в работу студентов каждой из специальностей.
Сегодняшний абитуриент требует повышенного индивидуального внимания. А идет он обучаться, прежде всего, туда, где его воспринимают как личность. Спектр предложенных консультационных и дополнительных
образовательных услуг, а также качество консультирования по вопросам профессиональной ориентации и карьерного роста в значительной мере являются преимущественным фактором конкурентоспособности ГБОУПО «СТЭТ».