Статья «Система патриотического воспитания: состояние, проблемы и направления развития»
Система патриотического воспитания: состояние, проблемы и направления развития
Губанова Елена Алексеевна,
Талалаева Марина Владимировна
ТОГАПОУ «Многопрофильный
колледж им. И.Т.Карасева»,
e-mail: elena.gub63@mail.ru
Патриотизм – это не просто красивые слова. Патриотизм – это, прежде всего, дело, служение своей Родине, стране, России, своему народу.
И об этом никогда нельзя забывать. В.В. Путин [1].
Проблема патриотического воспитания граждан, особенно молодежи, в современных условиях приобретает особую актуальность и значимость на пути обретения нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, преодоления социальной безответственности и агрессивности как слагаемых комплекса ущербности, маргинальности и неполноценности нации [2].
Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания граждан приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России [3].
Главная цель патриотического воспитания – возрождение в российском обществе гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.
Из общей цели патриотического воспитания вытекают следующие задачи [3]:
- формирование национального самосознания, ценностного отношения к личности, обществу, государству, к идеям и ценностям их возрождения и развития;
- приобщение подрастающего поколения к системе
социокультурных ценностей, формирование потребности в высоких духовно-нравственных и культурных ценностях и в их дальнейшем развитии;
- создание конкретных условий для проявления гражданственности, патриотизма, достойного выполнения общественного, государственного и воинского долга различными категориями граждан с учетом их интересов, потребностей в основных сферах человеческой деятельности и общении;
- воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие социальной ответственности (забота о благополучии своей страны, ее укреплении и защищенности);
- воспитание положительного отношения к труду, формирование социально значимой целеустремленности к созидательной деятельности;
- формирование и развитие потребности в духовной жизни, в нравственно здоровом образе жизни.
«Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте,- говорит Владимир Путин.- И такой фундамент – это патриотизм» [1].
История российской многонациональной государственности свидетельствует о том, что настоящий патриотизм, правильно развитая система ценностей закладывается в человеке, независимо от его национальной и религиозной принадлежности, с детства, в первую очередь благодаря семье и, конечно, образовательной, культурной политике самого государства.
Современной России необходимо правильно использовать лучший опыт воспитания и просвещения, накопленный веками. Однако здесь нужно быть весьма осторожным: бездумное внедрение даже самых ценных шаблонов из прошлого не принесет должного результата, так как требуется применять формы и методы, адаптированные к современным постоянно изменяющимся условиям современного общества.
Необходимы действенные формы работы по воспитанию патриотизма и гражданственности, опирающиеся на общественную инициативу, на служение традиционных религий. То есть, важно создать эффективно выстроенное общественно-государственное партнёрство.
С разрушением идеологической оболочки патриотизма на волне переоценки ценностей «перестроечного периода» произошла «депатриотизация» духовной жизни, размывание ценностно-мотивационного ядpa национального самосознания, резкое снижение чувства человеческого единства и достоинства.
Лишь в конце 90-х годов были сделаны первые шаги по формированию новой системы патриотического воспитания.
Необходимость формирования патриотизма в современном обществе декларируется во многих нормативных документах. Однако до сих пор отсутствует концептуальное видение, стратегия и, соответственно, действенные (долговременные, системные) меры решения данной проблемы. Самая главная проблема в том, что отсутствует системный подход к проблеме.
На одной из встреч с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания Владимир Путин озвучил, что в современной России на протяжении 20 лет данной проблемой никто не занимается в связи с тем, что в отличие от советских времен, перестала существовать монополия на данную идеологию, в первую очередь со стороны самого государства.
Вследствие этого в данной области можно выделить целый комплекс основных проблем: на государственном уровне, в информационной, научной и правовой сферах [2].
Главным негативным фактором бесспорно является то, что до сих пор не преодолена дискредитация не только существовавшей десятилетиями практики патриотического и военно-патриотического воспитания, но и самой идеи формирования и развития личности гражданина-патриота.
Сущность патриотического воспитания учащейся молодежи и некоторые способы его реализации в ТОГАОУ СПО МК им. И.Т. Карасева.
Процесс патриотического воспитания представляет собой целостную конструкцию, единство обучения, воспитания и развития и характеризуется многофакторностью, целенаправленным использованием всего многообразия организационных форм педагогической деятельности. По мнению А.Н. Вырщикова и Кусмарцева М.Б., воспитательный процесс – “это педагогически обоснованная, последовательная, непрерывная смена разноуровневых и разноплановых актов формирования личности молодого человека, в ходе которой решаются задачи развития и психологической подготовки личности к жизни в конкретных условиях.”[4]. Авторы данного определения в полной мере рассматривают структуризацию процесс воспитания. В связи с этим происходит поэтапное формирование высших социально значимых ценностей, идеалов, правил поведения, навыков патриотически ориентированного поступка, действия. Начинается воспитательный процесс с побуждения положительного эмоционального отношения к патриотической форме поведения, поддержки соответственного эмоционального состояния. Следующим этапом является выработка умения патриотически направленного действия. Последующая ступень – усвоение понятия и организация опыта патриотически ориентированного поведения.
Основные направления определяются особенностями переживаемого периода общественного развития.
Направления патриотического воспитания подразделяются на 2 основные группы.
В первую из них включены мероприятия, призванные поднять
эффективность деятельности по патриотическому воспитанию на более высокий уровень.
Они систематизированы по следующим основным направлениям:
- информационно-аналитическое;
- нормативно-правовое;
- организационно-методическое;
- обеспечение взаимодействия и координации;
- подготовка и повышение квалификации кадров;
- финансово-экономическое обеспечение.
Вторая группа направлений включает системные мероприятия самой этой деятельности. Важнейшими из них являются:
- историко-патриотическое;
- социально-патриотическое;
- культурно-патриотическое;
- спортивно-патриотическое;
- гражданско-патриотическое;
- военно-патриотическое;
- взаимодействие с регионами и координация их деятельности в патриотическом воспитании граждан.
Основное содержание деятельности по этим направлениям
сфокусировано на формировании у граждан России уважения к истории страны, высокой культуры, духовности, любви к Родине, гражданской ответственности.
. Эти направления представляют собой систему взаимосвязанных мер, реализуемых непосредственно в сфере патриотического воспитания граждан, особенно молодежи, в определенные сроки, обладая необходимыми возможностями и ресурсами:
Среди основных мер решения задач патриотического воспитания следует выделить следующие [3]:
- проведение целенаправленной политики по созданию условий для социального, культурного, духовного и физического развития граждан;
- обеспечение возможности для полноценной социализации граждан;
- утверждение в сознании и чувствах граждан патриотических ценностей;
- повышение эффективности системы патриотического воспитания;
- обновление и обогащение содержания патриотического воспитания, его методов, форм и средств;
- создание механизма, инициирующего и оптимизирующего эффективное функционирование системы патриотического воспитания граждан на всех уровнях.
Конечным результатом осуществления этих мер, выполняемых в рамках реализации госпрограммы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.» должны стать:
- повышение уровня патриотизма и интернационализма у граждан;
- укрепление и расширение союза патриотических сил для защиты национальных интересов России;
- повышение социальной активности и уровня социализации и
самореализации граждан, особенно молодежи;
- подъем образования, политической и правовой культуры;
- социально-экономическая и политическая стабильность;
- минимизация девиантных проявлений в молодежной среде;
- возрастание степени участия граждан в общественной и государственной жизни;
- повышение эффективности механизма координации деятельности государственных органов в целях более действенной реализации системного подхода и выполнения комплексных задач.
В ТОГАОУ СПО «Многопрофильный колледж им. И.Т.Карасева» формирование патриотизма занимает приоритетное место. В основу работы положена цитата В.А.Сухомлинский: «Сила и эффективность патриотического воспитания определяется тем, как глубоко идея Родины овладевает личностью, насколько ярко видит человек мир и самого себя глазами патриота. Воспитать патриота – это значит наполнить повседневную жизнь ребенка благородными чувствами, которые окрашивали бы все, что человек познает и делает».
Патриотическое воспитание в колледже охватывает весь педагогический процесс: и учебные занятия, и внеурочную жизнь обучающихся.
Военно-патриотическое воспитание студентов колледжа основано на концепции воспитательной деятельности, которая разработана в соответствии с законом РФ «Об образовании», Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», областной долгосрочной целевой программой «Патриотическое воспитание населения Тамбовской области на 2014-2020 годы», ориентированных на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования на основе отечественных традиций и современного опыта.
На основе Государственной программы в колледже разработана «Программа патриотическое воспитание обучающихся ТОГАОУ СПО «Многопрофильный колледж им. И.Т.Карасева»», в которой определены цели, задачи и основные направления деятельности, а именно:
- утверждение в сознании и чувствах молодежи патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к ее традициям;
- воспитание молодежи на боевых и трудовых традициях старшего поколения;
- воспитание уважения к закону;
- развитие социальной и гражданской ответственности;
- подготовка подрастающего поколения к военной службе;
- повышение чувства уважения к российской армии и желания служить в ней, защита своего Отечества;
- повышение интереса молодежи к военно-спортивным видам спорта.
Пути реализации и выполнения основных направлений программы патриотического воспитания определены в плане воспитательной работы колледжа.
Основные идеи Программы воплощаются в мероприятиях различных форм проведения: беседа, викторина, литературно-музыкальная композиция, диспут, спортивный праздник.
В сентябре 2012г. на базе колледжа был создан военно-патриотический кружок «Патриоты России».
Результатом трехлетней работы колледжа в патриотическом направлении стали значительно возросшее количество студентов, участвующих в военно-патриотических мероприятиях.
Подводя итоги, хотелось бы отметить, что самым эффективным способом формирования патриотических чувств, по нашему мнению, является широкое вовлечение в это направление самих студентов при их непосредственном участии в процессе подготовки всех мероприятий. Благодаря разнообразию методов и форм проводимых мероприятий, патриотическое воспитание студентов направлено на развитие творческой активности и личности студентов; на формирование чувства ответственности и самосознания, долга и совести; на воспитание правильных ценностных ориентиров, на укрепление самооценки и на появление критического взгляда на собственные поступки и помыслы, то есть на воспитание образованного, нравственного человека, способного жить и трудиться в обновленном мире, любящего свою Родину и уважающего нацию, к которой он принадлежит.
«Заниматься патриотическим воспитанием, - убежден Владимир Путин, - могут только умные люди. И делать это нужно талантливо» [1]. Другими словами, для возрождения патриотизма необходимо осознать, что счастливая жизнь возможна только в сплоченном неравнодушном обществе, пронизанном патриотическими чувствами.
Воспитательная деятельность, в том числе по формированию патриотизма, не может и не должна проводиться без контроля результатов.
Для этого в первую очередь необходимо определить в целом содержание воспитательно значимого компонента образования (нравственного, патриотического, эстетического, правового и т.д.) в соответствии с действующим законодательством.
При более детальной конкретизации воспитательного компонента целесообразно говорить о гражданско-патриотическом критерии, в рамках которого осуществляется формирование национального самосознания, патриотических чувств и готовности действовать в соответствии с уважительным отношением к ценностям отечественной культуры и, как следствие, других культур, формирование способности к межличностному и межкультурному диалогу, формирование собственной позиции личности по отношению к обществу.
Таким образом, можно сделать вывод, что учашейся молодёжи предоставлены возможности для реализации своих потребностей и интересов. Однако патриотические ценности в системе ценностных ориентаций современной молодежи занимают не лидирующие позиции, а патриотическое воспитание в основном сводится к военно-патриотическому, что не совсем правильно, так как патриотизм включает в себя изучение литературы, музыки, спорта и других достижений своей страны. Поэтому очень важно заинтересовать молодёжь новыми видами и формами патриотической воспитательной деятельности, разработать планы, которые позволили бы вести работу по следующим приоритетным направлениям:
Пропаганда здорового образа жизни, спорта и туризма;
Воспитание молодёжи в духе уважения к героическому прошлому своей Родины;
Изучение истории, культуры, традиций родного края;
Формирование патриотического сознания у учащейся молодежи.
Использование современных походов в процессе патриотического воспитания должны позволить молодому человеку по-новому взглянуть на свою страну, глубже осмыслить личную сопричастность к ее истории и культуре, осознать свою роль в укреплении и развитии Отечества.
ЛИТЕРАТУРАВстреча с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодёжи от 12 сентября 2012 года, 20:00, Краснодар//Официальный сайт Президента России/ Режим доступа: http://special.kremlin.ru/news/16470
Лутовинов В.И. Система патриотического воспитания: состояние, проблемы и направления развития//Информационно-аналитический ежедневник «Патриотический вестник».2012. №03
Лутовинов В.И. Критерии и основы методики оценки результатов работы по патриотическому воспитанию . Режим доступа: http://www.smolpedagog.ru/article%2065.html
Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодежи в современном Российском обществе. /Монография А.Н. Вырщиков, М.Б.Кусмарцев.-Волгоград: НПИПД Авторское перо,2006-172 с.