Разработка литературно-музыкальной гостиной «Спутники» (9 класс)

0
0
Материал опубликован 2 February 2016

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Кормиловская СОШ №1»

Разработка литературно-музыкальной гостиной

«Спутники»

(по стихотворению Ю.Визбора «Спутники»).

Составитель:

Алексеева Инна Павловна,

Учитель-логопед

/первая квалификационная категория/

Руководитель вокальной группы «Бригантина»

Содержание:

Пояснительная записка

Основная часть (сценарий мероприятия)

Методические рекомендации

Используемое оборудование и материалы

Литература

Приложение

Пояснительная записка.

Мы живем в эпоху стремительного технического и общественного развития. Не менее бурно развивается и музыка. Нас буквально захлестывает волнами новых музыкальных течений, мы теряемся в безбрежном море музыкальных имен и стилей исполнения.

В современной повседневной жизни человек с рождения - хочет он того или нет - почти постоянно окружен музыкой. Благодаря звукозаписывающей и видеоаппаратуре, повсеместно распространенной в наше время, дети с ранних лет постоянно пребывают в той или иной музыкальной атмосфере.

Чтобы не утонуть в этом «океане», подрастающему поколению необходимые надежные ориентиры, обрести которые невозможно без достаточно обширных познаний в области музыки, развитого художественного вкуса, эмоциональной восприимчивости.

В связи с этим возникла необходимость в разработке данного мероприятия.

Особенность этого мероприятия в том, что оно построено на взаимосвязи нравственной стороны песен, поэзии, живописи с другими видами искусства. На мероприятии, путешествуя по стихотворению Ю.Визбора «Спутники», ребята знакомятся с творчеством людей, которые являются личностями, пишут свои произведения о важном, значимом, и примере их жизни и поступков познают всю важность и необходимость нравственных качеств.

Тема мероприятия – «Не бывает напрасным прекрасное…»

Форма проведения – музыкальная гостиная.

Мероприятие рассчитано на детей 10-15 лет.

Рекомендуется проводить в небольшом помещении, которое располагает к уюту и тесному контакту.

 

Цель мероприятия: Показать взаимосвязь нравственной стороны

авторской песни с другими видами искусства.

Задачи: 1. Познакомить с новыми произведениями Ю. Визбора и

близких ему художников, музыкантов, поэтов и писателей

которые являются личностями и пишут свои произведения о

важном и значимом.

2 . Формировать у воспитанников слушательский и

исполнительский опыт, собственную систему

нравственных и эстетических качеств.

3. Развивать общую культуру личности, эмоциональную

восприимчивость, образное мышление

4 . Воспитывать эмоциональную отзывчивость на

музыкальные, литературные, художественные

произведения.

Ожидаемые результаты:

Заинтересовать  творчеством поэтов, писателей и художников, упоминаемых в стихотворении; формировать у учащихся необходимый для жизни в обществе социального опыта и принимаемых обществом системы ценностей.

 

Основная часть

Ход мероприятия:

1. Орг. момент.

Звучат фортепианные произведения М. Чюрлёниса. Участники гостиной и гости рассаживаются по местам.

Ведущий: Здравствуйте, ребята, здравствуйте наши дорогие гости. Сегодня мы снова собрались с вами, чтобы погрузиться в мир музыки, поэзии и изобразительного искусства.

2. Введение в тему гостиной.

Ведущий: Для начала ответьте мне на следующие вопросы:

- Что такое искусство?

- Зачем оно нужно людям?

-Зачем мы читаем, смотрим кино, ходим в театр, музей?

Искусство – это один из способов познания жизни и познания самого себя. Каждый вид искусства что–то делает лучше. Театр бередит ум, музыку мы слышим, живопись – видим. Разные способы воздействия на наши чувства, а цель одна – мы ведём диалог с очень умными людьми из разных стран и эпох.

Только человек превратил звуки в музыку, собрал различные краски в картины, из разных слов сложил стихи, из камней построили дворцы. Любое произведение искусства – это зашифрованный человеческий опыт.

Стихотворение Ю.Мориц «Не бывает напрасным прекрасное» исполняет учитель (Приложение 1)

3. Основная часть.

Ведущий: Человек, про которого хотелось бы сейчас вспомнить, вам хорошо знаком. Это – Юрий Визбор (на слайде демонстрируется фотография Ю. Визбора).

Когда началась война, Юрию Визбору было всего восемь лет. Его отец, как и многие в то время, был арестован и отправлен в лагерь без права переписки, то есть расстрелян. Потом его реабилитировали, но этот арест уже наложил отпечаток на судьбу Юрия Визбора. Его мама спасла себя от тюрьмы, уехав из Москвы с трёхлетним Юрой. После школы Юрий Визбор подавал документы в три Московских вуза. В МГИМО – там ему документы вернули сразу же, в МАИ (он увлекался авиа моделированием) – здесь ему документы вернули через неделю и в педагогический институт. Так Юрий Визбор стал учителем русского языка и литературы. Вообще он был очень одарённым и разносторонним человеком: и журналистом, и поэтом, и киноактёром, и драматургом, и альпинистом. А, кроме того, это был просто талантливый, умный, честный человек, надёжный и верный друг

У Юрия Визбора есть необычное стихотворение, которое называется «Спутники». Он построил его в форме маршрута для своего путешествия. Города, республики, области у него имеют странные, но прекрасные названия.

Стихотворение «Спутники» исполняет учитель (Приложение 2)

Ведущий: Как вы думаете, почему именно этих людей упомянул в своём стихотворении Ю. Визбор?

Сегодня прозвучат стихи и песни некоторых авторов, упомянутых Визбором. Это его друзья и тех люди, которых он безмерно уважал, любил, ценил, кем восхищался. Что между всеми ними общего? Все они жили в разное время, в разных странах, в различных жизненных условиях. Все они разные по характеру, по профессии, по увлечениям, но объединяет всех их то, что они талантливы, добры и умны. Объединяет их также одинаковое мироощущение, одинаковое отношение к различным ситуациям, к искусству.

Сейчас мы приглашаем вас в путешествие по маршруту, который предложил Юрий Визбор в своём стихотворении «Спутники». На каждой остановке мы будем знакомиться с творчеством того или иного упомянутого им в стихотворении человека и постараемся разобраться в том, что эти люди ценят в жизни, что для них важно. Итак, мы отправляемся в путь.

Ученик: Мы начинаем наше путешествие с « республики Цветаевой…». (На слайде демонстрируется портрет М.Цветаевой, на стенде оформлена мини-выставка её произведений)

Марина Цветаева родилась в очень интересной и без сомнения творческой семье Её отец – профессор Московского университета, основатель музея, который сейчас называется Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина; мать – талантливая пианистка; дед по отцу – сельский священник. Конечно же, Марина получила прекрасное образование, в том числе и за границей. Стихи она начала писать с 6 лет как по-русски, так и по-немецки, и по-французски. Уже в 18 лет был издан её первый сборник стихов.

У М. Цветаевой есть стихотворение, которое называется «Генералам 12 года». В Эрмитаже есть галерея героев 1812 года. Что ни портрет – то личность. И при этом - все живые люди, очень земные и в то же время – герои: отважные, возвышенные сердца.

* Стихотворение М Цветаевой «Генералам 12 года» (Приложение 3)

исполняет учитель

Это стихотворение (в сокращённом виде) было положено Андреем Петровым на музыку и прозвучало в кинофильме «О бедном гусаре замолвите слово», как «Романс Настеньки». Мы предлагаем вам сейчас его послушать.

Песню «Романс Настеньки» из к/ф. «О бедном гусаре замолвите

слово» слова М Цветаевой, музыка А. Петрова исполняет ученица (Приложение 4)

 

- Почему этих участников войны 1812года мы называем личностями? Какие важные и нужные качества нужно в себе воспитывать?

Ученик: Далее наш путь лежит «Через область Заболоцкого…» (на слайде демонстрируется портрет Н.Заболоцкого)

Николай Алексеевич Заболоцкий – известный русский поэт. Послушайте его стихотворение и давайте подумаем: Какой вечный вопрос задаёт Николай Заболоцкий? Как он сам на него отвечает? Как бы ответили вы?

Стихотворение Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка» исполняет

учитель (Приложение 5)

Песню «Очарована, околдована», музыка М. Звездинского, слова Н.Заболоцкого (Приложение 6) исполняет учитель музыки

 

Ученик: «С нами шла высоковольтная Окуджавская струна…» (на слайде - портрет Б.Окуджавы, оформлена мини-выставка его стихотворений, нотных сборников с его песнями, пластинок и аудиокассет с его песнями)

Булат Шалвович Окуджава – известный советский поэт и прозаик, участник Великой Отечественной войны, очень умный, образованный человек (закончил филологический факультет государственного университета). Булата Шалвовича Окуджаву считают одним из основателей жанра авторской песни. Строчка его песни: «Возьмёмся за руки, друзья» - стала девизом многих слётов, фестивалей. Его песни звучат во многих кинофильмах и спектаклях.

Стихотворение Б.Окуджавы «Как научиться рисовать» (Приложение 7) исполняет учитель.

Песню Б. Окуджавы «Грузинская песня» исполняют участники вокальной группы «Бригантина» (Приложение 8)

 

- Какой важный вопрос задаёт Булат Окуджава? Зачем нужно задумываться о смысле жизни?

Ученик: Следующий человек, про которого упоминает Ю.Визбор это В.А.Моцарт. «Некто Вольфганг Амадеевич слал нам ноты из–за облака…» (на слайде - портрет В. А.Моцарта)

Звучит 1-я часть симфонии № 40 В.А. Моцарта.

Вольфганг Амадей Моцарт был гениальным музыкантом. Он прожил недолго, всего 36 лет, и в его жизни были и радостные моменты и очень тяжёлые. Многие люди не понимали, что для того. Чтобы создать свои гениальные произведения Моцарту приходится много работать, и они ему завидовали, мешали. Но, несмотря на это, он создал великое множество светлых, ярких, блестящих произведений. Слушая их, вы не догадаетесь о его тяжёлой жизни, будете думать, что это успешный во всём человек. Достойно ли уважения такое поведение В.А.Моцарта?

Ведущий: Далее мы отправляемся на «пик барда Пушкина»

Ученик: Александр Сергеевич Пушкин – человек, чье имя известно всем людям на земле, гений, гордость русской земли. Бардом А. С. Пушкина нельзя назвать в полном смысле этого слова, но его стихи настолько мелодичны, что сами ложатся на музыку. Недаром на его стихи было написано столько песен.

Сегодня мы с вами узнаем А. С. Пушкина с другой стороны, как художника. На нашей мини – выставке представлены работы А. С. Пушкина.

*Стихотворение Н. Полякова «Рисунки Пушкина»

(Приложение 10) исполняет учитель

 

Ведущий: «Между пиком барда Пушкина и вершиной Пастернак...»

Ученик: Борис Пастернак рос в атмосфере искусства, с детства видел

Художников, музыкантов, писателей, с которыми общалась и дружила его семья. Гостями Пастернаков бывали Л.Толстой, Рахманинов, Скрябин, Серов, Врубель.

Поэзия его в равной мере живописна и музыкальна. Очень много стихотворений посвящено природе. Главная тема всего его творчества – благоговенье перед чудом жизни, чувство благодарности к ней.

*Стихотворение Б.Пастернака «Февраль» (Приложение 11) исполняет педагог

Ведущий: «Между Грином и Волошиным....» (на слайде демонстрируется портрет А.Грина, подготовлена мини-выставка его произведений)

Ученик: Писатель А.Грин – Александр Степанович Гриневский прожил очень тяжелую жизнь. Жизнь складывалась так, что Александр Грин спокойно мог стать преступником или злым ворчливым человеком. Очень тяжело ему пришлось в жизни: пришлось много и тяжело работать, сидеть в тюрьме, долго голодать, ночевать, где придётся. И этот человек, несмотря ни на что остался личностью, сохранившей дар могучего воображения, чистоту чувств и застенчивую улыбку.

В романе А. Грина «Алые паруса» чувствуется тоска человека по несбывшемуся чуду, по счастью. Все существует в романе А. Грина для того, чтобы человек хотя бы на мгновенье поверил в радостное чудо и стремился бы к нему в своей обыденной жизни.

Отрывок из романа А. Грина «Алые паруса» (показывается на слайде) исполняет учитель. (Приложение 12)

«Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. Когда для человека главное – получить дражайший пятак, легко дать этот пятак, но когда душа таит зерно пламенного растения – чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя».

- Как вы понимаете, слова А.Грина? Что это за нехитрая истина? А какое вы можете сделать чудо для других?

Ведущий: «По прекрасному Чюрлёнису, иногда по Остроухову...»

Работник музея: С творчеством М. Чюрлёниса мы с вами уже познакомились, а сейчас встретимся с произведениями И. С. Остроухова.

Иван Семёнович Остроухов родился в Москве, в купеческой семье. Однако торговля его не заинтересовала. Под впечатлением картин В. Поленова, увиденных на одной из передвижных выставок, Остроухов и сам решается взяться за кисть.

В 1887 году на передвижной выставке экспонируется первое значительное полотно И. Остроухова «Золотая осень» (демонстрируется на слайде). Эта картина имела успех и была приобретена П.Третьяковым. По эмоциональному строю она близка «пейзажам настроения» И. И. Левитана.

Вершиной творчества мастера стало полотно «Сиверко» (демонстрируется на слайде). Пасмурный день. Серая речная излучина, песок, колеблемая ветром береговая трава. Сила этого полотна в настроении, в удивительно переданной интимности восприятия пейзажа средней полосы России.

После смерти П. Третьякова (1898) Остроухов фактически возглавил переданную в дар Москве Третьяковскую галерею, значительно дополнив и расширив её собрание.

- Какие полотна вам больше понравились? Почему? Что нам показывает жизненный путь Ивана Остроухова, чему он нас учит?

Ведущий: Закончить наше путешествие хотелось бы произведениями самого Ю. Визбора.

Песню Ю. Визбора «Охотный ряд» исполняют у4частники вокальной группы «Бригантина» (Приложение №13)

Ведущий: Песня «Серега Санин» написана на основе реальных событий, имевших место в 1958 году на одной из военных баз в Казахстане.

Песню Ю. Визбора «Серега Санин» (Приложение№14) исполняют воспитанники

Ведущий: Песня Ю.Визбора « Милая моя», которой мы завершаем сегодня нашу гостиную – своеобразный гимн умных и романтичных людей.

Песню Ю.Визбора «Милая моя» исполняют участники вокальной группы «Бригантина» (Приложение 6)

4. Подведение итогов.

Ведущий: Давайте вспомним, о каких произведениях мы с вами сегодня говорили? Чему они нас научили? Какие новые выводы вы для себя сегодня сделали? Надеюсь, наше занятие помогло вам стать немного лучше, решить для себя некоторые вопросы.

Я предлагаю вам сейчас или дома выполнить творческое задание по выбору:

написать мини-сочинение на тему гостиной;

нарисовать рисунок;

перечислить наиболее интересующих их авторов, для того, чтобы на следующих занятиях подробнее познакомиться с их творчеством.

Мне очень понравилось наше мероприятие. Спасибо за подготовку и работу.

Методические рекомендации

При подготовке мероприятия необходимо:

Прочитать со старшими воспитанниками стихотворение Ю.Визбора «Спутники».

По содержанию стихотворения выбрать известные детям или наиболее заинтересовавшие их фамилии художников, музыкантов, поэтов и писателей.

Подобрать информацию о художниках, музыкантах, поэтах и писателях совместно с детьми. Подобрать произведения этих авторов.

Разучить песни. Особое внимание удалить содержательной стороне песен и выразительному их исполнению.

Работа с чтецами:

- выбрать из детского и взрослого коллектива детей и

взрослых умеющих выразительно читать стихи;

- раздать слова стихотворений;

- работа над содержанием стихотворений и качеством

исполнения.

Руководитель кружка подбирает музыкальный материал для прослушивания.

Руководитель кружка подбирает слайды, картины или репродукции с картин для показа и продумывает их размещение в аудитории.

Примечание: Для рассказа о художниках может быть привлечен работник музея, который внесёт разнообразие в музыкальное мероприятие.

План подготовки мероприятия

1. Чтение стихотворения Ю. Визбора « Спутники».

2. Подбор информации о художниках, музыкантах, писателях и поэтах.

3. Подбор произведений этих авторов.

4. Разучивание песен.

5. Работа с чтецами

6. Подбор музыкальных произведений для прослушивания.

7. Подбор иллюстративного материала.

8. Подготовка помещения для мероприятия

Подготовка оборудования.

Составление сценарного плана мероприятия.

Назначение даты и времени проведения мероприятия.

Методические советы

После проведения мероприятия рекомендуется предложить детям для самостоятельного выполнения следующие задания (на выбор по их желанию):

Написать мини – сочинение на тему: «Не бывает напрасным

прекрасное…»

Нарисовать карту путешествий. (По стихотворению Ю. Визбора

«Спутники»).

Написать о ком из героев литературной гостиной хотелось бы узнать

больше.

О каких художниках, музыкантах, поэтах и писателях хотели бы поговорить на следующих музыкальных гостиных.

Оборудование

Гитара

Проигрыватель

Пластинка – М.Чюрлёнис «Фортепьянные произведения»

Слайдоскоп

Слайды с картин И.И.Левитана: «Осенний день. Сокольники».

«Мостик. Саввинская слобода».

«После дождя. Плес».

«Свежий ветер. Волга».

«У омута».

«Владимирка».

«Над вечным покоем».

«Март».

«Золотая осень».

«Озеро».

Картины И.С.Остроухова: «Золотая осень».

«Сиверко»

 

Фотографии: Ю Мориц

Ю.Визбора

М.Цветаевой

Н.Заболоцкого

Б.Окуджавы

Б.Пастернака

А.Грина

 

Портрет А.С.Пушкина

Роман А.Грина «Алые паруса».

 

Литература

 

Андреев Ю.А.Наша авторская…: История, теория и современное состояние самодеятельной песни. М.. Изд-во ЭКСМО-Пресс.1999.

Визбор Ю.И. Я сердце оставил в синих горах. - М.: Физкультура и спорт, 2002.

Воспитание школьников, 2001, №1, Р. Храмова Барды МГПИ.

Окуджава Б.Ш.Ваше благородие госпожа удача. Стихи, проза. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс,2002.

Доставай гитары, барды. Тексты песен. – Омск: «Полиграфический центр КАН», 2006.

Окуджава Б. Ш. Песни Булата Окуджавы. Мелодии и тексты песен. Сост. Л.А.Шилов, М.: «Музыка», 2003.

Песня зовёт в дорогу. Мелодии и тексты песен. Сост. Б.Ларионов, «Музыка». 2001.

Песни под гитару. Выпуски 1-3,Саратов, издательство С.В.Кознова, 2004.

Песни Российских бардов. Переложение для гитары. Выпуски 1-6. М.: « О.Фридом».2001.

Среди нехоженых дорог одна – моя: Сборник туристических песен./ Сост. Л.П.Беленький.- М.: Профиздат, 2006.

Хрестоматия по русской литературе для старших классов в двух томах. Тула. «Пересвет», «Ослябя», 1995.

Приложение 1

Ю. Мориц

Б. Окуджаве

Не бывает напрасным прекрасное.

Не растут даже в черном году

Клен напрасный, и верба напрасная,

И напрасный цветок на пруду.

Невзирая на нечто ужасное,

Не текут даже в черной тени –

Волны, пенье, сиянье напрасное

И напрасные слезы и дни.

Выпадало им самое разное,

Но ни разу и в черных веках –

Рожь напрасная, вечность напрасная

И напрасное млеко в сосках.

Дело ясное, ясное, ясное –

Здесь и больше нигде, никогда

Не бывает напрасным прекрасное!

Не с того ли так тянет сюда.

Сила тайная, магия властная.

Звездный зов с берегов, облаков, -

Не бывает напрасным прекрасное! –

Ныне, присно, во веки веков…

 

 

Приложение 2

Ю. Визбор

Спутники

По прекрасному Чюрлёнису,

Иногда по Остроухову

Мчались мы с одной знакомою

На машине «Жигули».

Заезжали в Левитана мы.

В октябри его пожухлые.

Направлялись мы к Волошину.

Заправлялись, как могли.

По республике Цветаевой,

Через область Заболоцкого

С нами шла высоковольтная

Окуджавская струна.

Поднимались даже в горы мы,

Покидая Землю плоскую,

Между пиком барда Пушкина

И вершиной Пастернак.

Некто Вольфганг Амадеевич

Слал нам ноты из-за облака,

Друг наш Николай Васильевич

Улыбался сквозь туман.

Слава богу мы оставили

Топь сафроновскую побоку,

И заезжий двор Ошанина.

И пустыню Налбандян.

Между Грином и Волошиным

На последнем переходе мы

Возвели костер брезентовый,

Осветив его костром.

И собрали мы сторонников

Рифмы, кисти и мелодии.

И, представьте, тесно не было

Нам за крошечным столом!

По прекрасному Чюрлёнису.

Иногда – по Остроухову…

Сентябрь – декабрь 1981г.

Приложение 3

 

М.Цветаева

Генералам двенадцатого года

Вы, чьи широкие шинели

Напоминали паруса,

Чьи шпоры весело звенели

И голоса.

И чьи глаза, как бриллианты

На сердце оставляли след.

Очаровательные франты

Минувших лет.

Одним ожесточеньем воли

Вы брали сердце и скалу –

Цари на каждом бранном поле

И на балу.

Вас охраняла длань Господня

И сердце матери, - вчера

Малютки, мальчики,

Сегодня – офицера!

Вам все вершины были малы.

И мягок самый чёрствый хлеб.

О, молодые генералы

Своих судеб.

Ах, на гравюре полустёртой

В один великолепный миг,

Я видела, Тучков – четвертый,

Ваш нежный лик.

И Вашу хрупкую фигуру.

И золотые ордена…

И я, поцеловав гравюру.

Не знала сна…

О, как мне кажется, могли вы

Рукою полною перстней,

И кудри дев ласкать, и гривы

Своих коней.

В одной невероятной скачке

Вы прожили свой краткий век…

И ваши кудри, ваши бачки

Засыпал снег.

Три сотни побеждали трое!

Лишь мертвый не вставал с земли.

Вы были дети и герои,

Вы всё могли!

Что также трогательно – юно,

Как ваша бешенная рать?

Вас златокудрая фортуна

Вела, как мать.

Вы побеждали и любили

Любовь и сабли острие –

И весело переходили

В небытиё.

Приложение 4

Сл. М.Цветаевой

Муз. А.Петрова

Романс Настеньки

Из к/ф. «О бедном гусаре замолвите слово»

Вы, чьи широкие шинели

Напоминали паруса,

Чьи шпоры весело звенели

И голоса, и голоса

И, чьи глаза как бриллианты.

На сердце оставляли след,

Очаровательные франты

Минувших лет.

Одним ожесточеньем воли

Вы брали сердце и скалу –

Цари на каждом бранном поле

И на балу.

Вам все вершины были малы.

И мягок самый чёрствый хлеб.

О. молодые генералы

Своих судеб.

О.как мне кажется, могли вы

Рукою полною перстней.

И кудри дев ласкать и гривы

Своих коней.

В одной невероятной скачке

Вы прожили свой краткий век…

И ваши кудри, ваши бачки

Засыпал снег.

Приложение 5

Н.Заболоцкий

Некрасивая девочка

Среди других играющих детей

Она напоминает лягушонка.

Заправлена в трусы худая распашонка,

Колечки рыжеватые кудрей

Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,

Черты лица остры и некрасивы.

Двум мальчуганам, сверстникам её,

Отцы купили по велосипеду.

Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,

Гоняют по двору, забывши про неё,

Она ж за ними бегает по следу.

Чужая радость так же, как своя,

Томит её и вон из сердца рвется

И девочка ликует и смеётся,

Охваченная счастьем бытия.

Ни тени зависти, ни умысла худого

Ещё не знает это существо.

Ей всё на свете так безмерно ново,

Так живо всё, что для иных мертво!

И не хочу я думать, наблюдая,

Что будет день, когда она, рыдая.

Увидит с ужасом, что посреди подруг

Она всего лишь бедная дурнушка!

Мне верить хочется, что сердце не игрушка,

Сломать его едва ли можно вдруг!

Мне верить хочется, что чистый этот пламень,

Который в глубине её горит,

Всю боль свою один переболит

И перетопит самый тяжкий камень!

И пусть черты её не хороши

И нечем ей прельстить воображенье,

Младенческая грация души

Уже сквозит в любом её движенье.

А если так, то что есть красота

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

1955

 

Приложение 6

Сл. Н.А.Заболоцкого

Муз. М.Звездинского

Признание

 

Зацелована, околдована.

С ветром в поле когда–то обвенчана,

Вся ты, словно в оковы, закована,

Драгоценная ты моя женщина!

Не веселая, не печальная,

Словно с темного неба сошедшая,

Ты и песнь моя обручальная,

И звезда ты моя сумашедшая.

Я склонюсь над твоими коленями,

Обниму их с неистовой силою.

И слезами и стихотвореньями

Обожгу тебя, горькую, милую.

Отвори мне лицо полуночное,

Дай войти в эти очи тяжёлые,

В эти черные брови восточные,

Эти руки твои полуголые.

Что прибавится – не убавится.

Что не сбудется – позабудется…

Отчего же ты плачешь, красавица?

Или мне это просто чудится?

1957

Приложение 7

 

 

Б. Окуджава

Как научиться рисовать

Если ты хочешь стать живописцем.

ты рисовать не спеши.

Разные кисти из шерсти барсучьей

перед собой разложи.

Белую краску возьми, потому что

это начало, потом

Желтую краску возьми, потому что

все созревает, потом

Серую краску возьми, чтобы осень

в небо плеснула свинец.

Черную краску возьми, потому что

есть у начала конец.

Краски лиловой возьми пощедрее,

смейся и плачь, а потом

Синюю краску возьми, чтобы вечер

птицей слетал на ладонь,

Красную краску возьми, чтобы пламя

затрепетало, потом

Краски зеленой возьми, чтобы ветер

в красный подбросить огонь.

Перемешай эти краски, как страсти,

в сердце своем, а потом

Перемешай эти краски и сердце

с небом, с землей, а потом...

Главное – это сгорать, и, сгорая,

не сокрушаться о том.

Может быть, кто и осудит сначала,

но не забудет потом!

1964

Приложение 8

Б.Окуджава

Грузинская песня

Виноградную косточку в теплую землю зарою.

И лозу поцелую, и спелые гроздья сорву,

И друзей созову, на любовь свое сердце настрою…

А иначе зачем на земле этой вечной живу?

Собирайтесь-ка, гости мои на моё угощенье,

Говорите мне прямо в лицо. Кем пред вами слыву.

Царь небесный пошлет мне прощение за прегрешенья...

А иначе зачем на земле этой вечной живу?

В тёмно-красном своем будет петь для меня моя Дали,

В чёрно - белом своем преклоню перед нею главу.

И заслушаюсь я и умру от любви и печали…

А иначе зачем на земле этой вечной живу?

И когда заклубится закат, по углам залетая.

Пусть опять и опять предо мной проплывут наяву

Белый буйвол, и синий орел, и форель золотая...

А иначе зачем на земле этой вечной живу?

Приложение 9

Б.Ш.Окуджава

Пожелание друзьям

Давайте восклицать.

Друг другом восхищаться.

Высокопарных слов

Не стоит опасаться.

Давайте говорить

Друг другу комплименты-

Ведь это всё любви

Счастливые моменты

Давайте горевать

И плакать откровенно

То вместе. То поврозь,

А то попеременно.

Не нужно придавать

Значения злословью,

Поскольку грусть всегда.

Соседствует с любовью.

Давайте понимать

Друг друга с полуслова,

Чтоб, ошибившись раз,

Не ошибиться снова.

Давайте жить, во всём

Друг другу потакая,-

Тем более что жизнь

Короткая такая.

 

Приложение 10

 

Н.Полякова

Рисунки Пушкина

Ещё стихи не родились,

Ещё бумаги белый лист

Не тронут быстрою строкою.

Но он рукою беспокоит

Его.

И оживает лист.

Несутся кони, хмурят лица

Черкесы, юные девицы,

Бесстыдно ножки оголяя

Уже украсили поля.

И тут же в суеверном страхе

От черта прячутся монахи.

И нет фантазии предела.

Но вот толпа их поредела,

И. вдохновенная, легла.

Явилась первая строка.

Какое надобно терпенье.

Какой потрачен адский труд,

Чтоб вызвать это вдохновенье

Хотя б на несколько минут!

И лёгкий почерк, быстрый почерк

Поспешно заполняет лист,

Выводит ряд летящих строчек,

Как будто те легко дались.

Прически девичьих головок

Строкой разрублены остро.

Но всё зачеркивает снова,

Не зная жалости, перо.

А завтра день, и завтра тоже

Движенье точное руки.

Ряд женских профилей и ножек

До первой радостной строки.

Приложение 11

 

Б.Пастернак

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит.

Достать пролетку. За шесть гривен,

Чрез благовест, чрез клик колёс

Перенестись туда, где ливень

Ещё шумней чернил и слёз.

Где, как обугленные груши,

С деревьев тысячи грачей

Сорвутся в лужи и обрушат

Сухую грусть на дно очей.

Под ней проталины чернеют,

И ветер криками изрыт,

И чем случайней, тем вернее

Слагаются стихи навзрыд.

1912

Приложение 12

Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. Когда для человека главное – получить дражайший пятак, легко дать этот пятак, но когда душа таит зерно пламенного растения – чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии.

Новая душа будет у него и новая у тебя.

Приложение 13

Ю.Визбор

Охотный ряд

Нажми, водитель, тормоз наконец-

Ты нас тиранил три часа подряд.

-Слезайте, граждане, приехали, конец-

Охотный ряд, Охотный ряд.

Когда-то здесь горланили купцы,

Москву будила зимняя заря,

И над сугробами звенели бубенцы:

Охотный ряд, Охотный ряд

Здесь бродит Запад, гидов теребя,

На Метрополь колхозники глядят.

Как неохота уезжать мне от тебя,

Охотный ряд, Охотный ряд.

Вот дымный берег юности моей,

И гавань встреч, и порт больших утрат,

Вот перекресток ста пятнадцати морей-

Охотный ряд, Охотный ряд.

Нажми, водитель, тормоз наконец-

Ты нас тиранил три часа подряд.

-Слезайте, граждане, приехали, конец-

Охотный ряд, Охотный ряд.

1960

Приложение 14

Ю.Визбор

Серега Санин

С моим Серёгой мы шагаем по Петровке,

О самой бровке, по самой бровке

Жуём мороженое мы без остановки-

В тайге мороженого нам не подают.

Припев: То взлет, то посадка,

То снег, то дожди…

Сырая палатка,

И почты не жди.

Идёт молчаливо

В распадок рассвет…

Уходишь – «Счастливо!»

Приходишь – «Привет!»

Идет на взлёт по полосе мой друг Серега,

Мой друг Серёга, Серёга Санин.

Сереге Санину легко под небесами-

Другого парня в пекло не пошлют.

Припев.

Два дня искали мы в тайге капот и крылья.

Два дня искали мы Серёгу.

А он чуть-чуть не долетел, совсем немного

Не дотянул он до посадочных огней.

Припев.

Приложение 15

Ю.Визбор

Милая моя

Всем нашим встречам разлуки, увы, суждены,

Тих и печален ручей у янтарной сосны,

Пеплом несмелым подернулись угли костра,

Вот и окончилось всё, расставаться пора.

Припев: Милая моя!

Солнышко лесное!

Где, в каких краях

Встретишься со мною?

Крылья сложили палатки – их кончен полёт,

Крылья расправил искатель разлук – самолёт,

И потихонечку пятится трап от крыла –

Вот уж, действительно пропасть меж нами легла!

Припев.

Не утешайте меня, мне слова не нужны.

Мне б отыскать тот ручей у янтарной сосны.

Вдруг сквозь туман там краснеет кусочек огня,

Вдруг у огня ожидают, представьте, меня?

Припев.

Приложение 16

Сценарный план

Эпизод

Слова

Участники

Музыка

Реквизит

Вход участников гостиной и гостей

 

Участники гостиной и гости

М. Чюрленис

Проигрыватель

пластинка

Вступительное слово

это зашифрованный человеческий опыт.

Ведущий

М. Чюрленис

Проигрыватель

Пластинка

Стихотворение Ю. Мориц « Не бывает напрасным прекрасное…»

ныне, присно,

во веки веков…

Педагог

   

Рассказ о Ю. Визборе

но прекрасные названия.

Ведущий

 

Фотография Ю. Визбора

Песня Ю. Визбора «Спутники»

иногда – по Остроухову…

Педагог

Исполнение под гитару

Гитара

Рассказ о М. Цветаевой

отважные, возвышенные сердца.

Воспитанник

 

Фотография М. Цветаевой

Рассказ о стихотворении М. Цветаевой «Генералам 12-го года»

и весело переходили в небытиё

Педагог

   

Рассказ о песне «Романс Настеньки»

замолвите слово.

Ведущий

   

Песня «Романс Настеньки».

засыпал снег.

Воспитанник

Исполнение под гитару

Гитара

Рассказ о стихотворении Н.Заболоцкого

«Некрасивая девочка»

решают до сих пор.

Ведущий

 

Фотография Н.Заболоцкого

Стихотворение

«Некрасивая девочка»

..или огонь, мерцающий в сосуде?

Воспитанник

   

Песня «Признание»

Или мне это просто чудится?

 

Педагог

Исполнение под фонограмму

Магнитофон

Рассказ о Б.Ш.Окуджаве

звучат в кинофильмах и спектаклях.

Воспитанник

 

Фотография Б.Ш.Окуджавы

Песня

«Грузинская

песня»

на земле этой вечной живу?

Воспитанники

Исполнение под гитару

Гитара

Песня «Пожелание друзьям»

тем более что жизнь короткая такая.

Воспитанники

Исполнение под гитару

Гитара

Рассказ о

В.А.Моцарте

успешный во всем человек.

Воспитанник

В.А.Моцарт

Симфония№40

1-ая часть

Проигрыватель

Пластинка

Рассказ о

А.С.Пушкине

представлены работы А.С.Пушкина.

Воспитанник

 

Портрет

А.С.Пушкина

Стихотворение «Рисунки Пушкина»

до первой радостной строки.

Педагог

   

Рассказ о

Б.Пастернаке

чувство благодарности к ней.

Воспитанник

 

Фотография Б.Пастернака

Стихотворение

«Февраль»

слагаются стихи навзрыд.

Педагог

   

Рассказ о А.Грине

к своей обыденной жизни.

Педагог

 

Книга

Отрывок из

романа «Алые паруса»

и новая – у тебя.

Педагог

   

Рассказ о И.И.Левитане

тесную связь с жизнью людей.

Работник музея

 

Портрет

И.И.Левитана

Показ слайдов

заключается смысл его творчества.

Работник музея

Произведения

М.Чюрлёниса

Слайдоскоп

Слайды

Проигрыватель

Пластинка

Рассказ о

И.С.Остроухове

решается взяться за кисть.

Работник музея

 

Портрет

И.С.Остроухова

Показ картин

дополнив и расширив её собрание.

Работник музея

 

Картины

Заключительное слово

произведениями Ю.Визбора.

Ведущий

   

Песня «Охотный ряд»

Охотный ряд. Охотный ряд

Воспитанники

Исполнение под гитару

Гитара

Песня «Серега Санин»

приходишь – «Привет!».

Воспитанники

Исполнение под гитару

Гитара

Песня

«Милая моя»

встретишься со мною?

Воспитанники

Исполнение под гитару

Гитара

Выход участников гостиной и госте

       
Комментарии
Комментариев пока нет.