12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
#882
Дмитрий
Россия
12

Разработка открытого урока на тему «Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени»


 


 


 


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 ИМЕНИ С.И. ПОДГАЙНОВА г. КАЛИНИНСКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

t1629893398aa.gif


 

Подготовил: Николаев Дмитрий Владимирович

Учитель Средней общеобразовательной школы №2. ИМЕНИ С.И. ПОДГАЙНОВА г. КАЛИНИНСКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

по предмету: Русский язык

Класс: 7 « б »

На тему: « Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени»

Количество учащихся: Рассчитана на 30 учащихся


 


 


 


 


 


 


 


 

 

 

 

Тема урока:

Тема: « Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени»

Тип урока:

Комбинированный


 


 


 


 

Цели:

 

Формирование образовательных компетенций (коммуникативных, регулятивных, информационных, личностных, познавательных, рефлексивных) учащихся 7 –класса в предметной области «Русский язык» по теме «причастие»

1. Образовательная:

закрепить умения правописания гласной в суффиксах действительных причастий настоящего времени, а также умения выделять причастные оборот.

2) расширить лексический запас учащихся.

2. Развивающая: развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать. Развивать устную и письменную речь.

3.Воспитательная: Воспитывать трудолюбие, доверие, умение работать сообща. Формировать навыков самостоятельной работы, самопроверки и самооценки учебного труда. Повысить мотивацию к урокам русского языка. Воспитывать патриотизм и любовь к родному краю


 

Планируемый


 


 

результат

1. Образовательный:

- Учащиеся должны закрепить ЗУН о правописании гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени

- Знать условия выбора гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени

- Расширение и пополнение словарного запаса у учащихся

Основные понятия

Орфография. Морфология. Лица глагола, спряжение глагола,

Межпредметные связи

Английский язык, литература, математика

Ресурсы:

- основные


 

дополнительные

М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, Н.В.Ладыженская, Л.Т.Григорян, О.М.Александрова, А.Д.Дейкина, И.И.Кулибаба Русский язык. 7 класс: учебник (в 2-х частях) для общеобразовательных организаций (научн.ред. Н.М.Шанский) Издательство «Просвещение» Методическое пособие «Дидактические материалы» Тростенцова, Баранов, Ладыженская: Русский язык. 7 класс. Издательство: Просвещение

Раздаточный и наглядный материал, схемы

Форма работы

Работа индивидуальная, работа в парах, командная работа

Время занятия:

45 минут

Авторский медиапродукт

1. Операционная среда Word, Power Point.

2. Наглядная презентация учебного материала (22 Слайда).

3. Технологический сценарий: последовательная модель.

Части – блоки урока.

Временная реализация (мин)

1.

Организационный момент.

3 минуты

2.

Опрос д//з – повторение

10минут

3.

Работа над темой

12 минут

4.

Обобщение и закрепление

15минут

5.

выводы и комментарии оценок

3 минуты

6.

Объяснение домашнего задания

2 минуты


 


 


 

План – конспект открытого урока по русскому языку в 7 «б» классе

Тема: «Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени»

II. Технологическая карта:

1. Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, доска учебники, сигнальные карточки, карточки,

Используемые на уроке приёмы и методы: орфографический футбол, работа с криптограммой, блиц – опрос, игра « Кто тут лишний?», творческий диктант, игра «Образуй –ка», игра « Детектор»

III. Оценивание учащихся по 5 баллов

1. Оргмомент – 5 мин

2. Опрос – повторение – 10 мин

3. Работа над темой – 10 мин

4. Обобщение и закрепление – 20 мин

5. выводы и комментирование оценок – 3 мин

6. Объяснение домашнего задания – 2 мин

I. Оргмомент:

1. Приветствие.

2. Перекличка.

3. Создание рабочей обстановки.

Пt1629893398ab.gif розвенел уже звонок.
Начинается урок.
Мы сегодня не одни,
Гости на урок пришли.
Повернитесь поскорей,
Поприветствуйте гостей!
Сядьте ровно, ножки вместе, Руки положи на стол.
Подтянитесь, улыбнитесь.
И тихонько все садитесь.
Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы – ученики

-Здравствуйте, ребята. Я рад приветствовать вас на уроке. Перед нами стоит нелегкая задача: показать нашим гостям, на что мы способны, что знаем и умеем, поэтому соберитесь с мыслями, сосредоточьтесь, и у вас все получится.

За каждый правильный ответ, вы получите «лайки».

t1629893398ac.jpg
 


 


 

«Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков, от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться с быстротой поражающей.»

« Н. В. Гоголь»

Орфографический футбол «Гол! Штанга!» (слова записаны на доске с пропуском орфограмм):

Б…гряный, б…рюзовый, б… рдовый, з…ленный, в..ликолепный, пр….лежный, а…уратный, румя…ый, ю…ный, январ…ский, св…ной, ис…кус..ный, ч..рный.

(у доски один ученик забивает орфограммы - мячи(вставляет буковки), а в это время класс проверяет, хором говоря «Гол» или « Штанга»

Игра «Разгадай – ка криптограмму»

- Учащиеся разгадывают криптограмму, в которой зашифрована тема урока

« Гласные 3,19,21,22,22,10,12,19,1,23 5,6,11,19,20,3 10,20,6, 13,30,15,29,23 17,18,10,25,1,19,20,10,11 настоящего времени

БЛИЦ – ОПРОС

- Что такое причастие?

- Признаки каких частей речи можно наблюдать у причастий?

- На какие 2 вида делятся причастия.?

- Чем отличаются страдательные причастия от действительных?

- Расскажите о причастном обороте?

- Какого времени не бывает у причастий?

Учитель: - Молодцы, прекрасно справились с теоретическим заданием!

- Ну а теперь, покажите свои умения мне и нашим гостям на практике.

- Какое причастие лишнее, почему?

1 –запертый (стр.пр время) 2 – Употребляющий

3 – Удаляющий 4 - Говорящий

III. Объяснение новой темы:

Чтобы не ошибиться в написании гласной в суффиксах действительных причастий настоящего времени, необходимо поставить глагол, от которого образовалось причастие в 3 –е лицо множественного числа. А гласная буква в окончании глагола будет писаться в суффиксе этого причастия

 


 


 

Это правило можно записать в виде такой схемы:

 

Действительные причастия настоящего времени

 

 


 

t1629893398ad.gift1629893398ae.gif
 


 

 

От глагола I спр

-Ут, ют

От глагола II спр

-Ат, ят


 

 

 


 

t1629893398af.gift1629893398af.gif
 

 

-УЩ, -ЮЩ

-АЩ, -ЯЩ


 

 

 


 

 

Н-Р: Строить – строят – строящийся

Продавать – Продают – продающийся.

IV. Обобщение и закрепление.

Работа с сигнальными карточками. Командное состязание

- Ну а сейчас мы с вами устно выполним небольшое упражнение. Задание: используя полученные по правилам знания, определить спряжение, называемых мною глаголов. Если глагол первого спряжения, то необходимо поднять сигнальную карточку с буквой I спр. Если же глагол II спр, то поднимаем карточку с буквой II спр.

Красить, дремать, таить, стелиться, любить, строить, нести, проходить, торопиться, говорить, читать, учить, стоять.

Молодцы, умницы отлично справились с поставленной задачей. Но сейчас наша задача в закреплении новых знаний усложнится.

ТВОРЧЕСКИЙ ДИКТАНТ. «Работа с иллюстрациями»

-Перед нами появились иллюстрации. Что их всех объединяет?

-Верно! Все они касаются нашей любимой родины, А теперь задание:

По картинкам составить и записать словосочетания, образуя от глаголов действительные причастия настоящего времени

1. Памятник А.С. Пушкину, находящийся в Санкт – Петербурге.

2. Столица, потрясающая своей красотой.

3. Золотая рожь, спеющая на наших бескрайних полях.

4. Наши спортсмены, несущие флаг Российской Федерации.

t1629893398ag.gif
 


 

Защищающий Идущий Отстающий

Плачущая Поющий Моющее

Поднимающее Скрепляющая Скрипящая

Успокаивающий Метящий Скрепляющий

- Отлично! Размялись, скинули усталость, а теперь с новыми силами и вдохновением приступим к выполнению новых заданий.

« Образуй – кА,».

Причастия и отглагольные прилагательные.

строить- строят строящий

красить- красят красящий

любить- любят любящий

писать- пишут пишущий

стелиться- стелются стелющийся

дремать- дремлют дремлющий


 

«КОНКУРС СМЕЛЬЧАКОВ. ИГРА « ДЕТЕКТОР»

Словарная работа

« ДЕТЕКТОР» - (лат. detector открыватель, обнаружитель) — в общем случае аппаратное или программное средство, предназначенное для проверки чего – либо.

Вопросы конкурса:

I. Участник

1. Причастие это особая форма имени прилагательного? (НЕТ)

2. Причастие без зависимых слов называется причастным оборотом? ( НЕТ)

3. Причастия бываю действительными и страдательными? (ДА)

4. Действительное причастие обозначает признак того предмета, который сам совершает действие. (ДА)

5. Слова: деревянный, стеклянный – это причастия? (НЕТ)

II. Участник

1 Признак предмета, который находится под действием другого обозначает страдательное причастие? (ДА)

2. Причастия Бывают настоящего, прошедшего и будущего времени? ( НЕТ)

3. Суффиксы – АЩ, - ЯЩ являются суффиксами действительного причастия ( ДА)

4. В словосочетании «Строящийся дом» есть причастие, образованное от глагола I спряжения ( НЕТ)

5. Глаголы : вертеть, ненавидеть брить являются глаголами II спряжения ? ( НЕТ)

V. ИТОГ. Выводы и комментарии оценок

Беседа

1 Какую тему мы прошли на уроке?

2. Понравились ли вам задания?

3. Что было для вас сложным?

4. Заполните анкету и передайте учителю

VI. Объяснение домашнего задания

Написать сочинение – описание, используя как можно больше различных действительных причастий настоящего времени


 

t1629893398ah.png
 


 

Использованная литература:

М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, Н.В.Ладыженская, Л.Т.Григорян, О.М.Александрова, А.Д.Дейкина, И.И.Кулибаба Русский язык. 7 класс: учебник (в 2-х частях) для общеобразовательных организаций (научн.ред. Н.М.Шанский) Издательство «Просвещение»

2. Методическое пособие «Дидактические материалы» Тростенцова, Баранов, Ладыженская: Русский язык. 7 класс. Издательство: Просвещение

Дополнительная литература:

3. https://урок.рф/ - образовательный портал.

4. WWW. nsportal.ru - образовательный портал.

5. WWW. ALLBEST. RU - образовательный портал


 

Опубликовано


Комментарии (9)

сменить сортировку
Калягина Ирина Владимировна, 25.08.21 в 15:27 4Ответить Пожаловаться
Спасибо, Дмитрий Владимирович, за интересную, красочно оформленную методическую разработку. Сохранилась ли презентация к занятию? (22 слайда). Пришло в голову, если урок по русскому языку - можно разработать "лайки" на русском языке :) .
, 25.08.21 в 17:51 3Ответить Пожаловаться
Здравствуйте, Ирина Владимировна! Да, презентация , конечно же, имеется, обязательно загружу. По поводу поощрительных "лайков" - тут намеренно применил поощрительные "лайки" на английском языке, дабы была межпредметная связь дисциплин, я это отобразил в технологической карте урока.
P.s. Большое спасибо за Ваш отзыв, очень рад, что вам понравилась моя скромная разработка урока.

Отредактировано 25-08-2021 18:32

Калягина Ирина Владимировна, 25.08.21 в 18:40 2Ответить Пожаловаться
Дмитрий Владимирович, если межпредметность - тогда очень здорово! А презентацию можно опубликовать дополнительно. Успехов! И ждём новых публикаций :)
, 25.08.21 в 18:46 2Ответить Пожаловаться
В ответ Калягина Ирина Владимировна
Ирина Владимировна, презентацию уже загрузил, находится на модерации. В скором времени, надеюсь, уже появится. Спасибо!
, 25.08.21 в 17:52 3Ответить Пожаловаться
Не за что! Буду очень рад, если мой труд будет полезен.
Горбачёва Марина Юрьевна, 25.08.21 в 18:07 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за интересную работу! Заходите в гости!
, 25.08.21 в 18:13 1Ответить Пожаловаться
Спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.