12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Родькина Надежда Николаевна235
Педагогический стаж 25 лет, работаю учителем русского языка и литературы в МОУ "Урусовская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области". Учитель первой категории. Являюсь классным руководителем 6 класса
Россия, Саратовская обл., Ртищево
1

Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

Цели деятельности педагога

Познакомить учащихся с особенностями правописания гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени, развивать умение находить изучаемую орфограмму и правильно писать гласные в суффиксах; развивать пунктуационные навыки на материале предложений с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами

Тип урока

Комбинированный урок

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: знать условия выбора гласных е и и в суффиксах страдательных причастий настоящего времени; уметь правильно выбирать и писать гласные е и и в суффиксах страдательных причастий настоящего времени; графически обозначать условия выбора правильных написаний.

Метапредметные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности ее решения.

Личностные: усвоение традиционных ценностей российского общества; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

методы и формы
обучения

Проблемный метод; деятельностно-практический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные
ресурсы

http://www.uroki.net http ://www.zavuch.info http://www.intergu.ru

http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html   http://festival.1september.ru/subjects http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных учащихся

Основные понятия

Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
совзаимо-
действия
на уроке

Универсальные
учебные действия

Промежуточный
контроль

1. Актуализация и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний

и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа

Создает проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают дефицит своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности (самостоятельно или при незначительной помощи учителя).

На прошлом уроке мы выяснили, что страдательные причастия настоящего времени образуются от основ глаголов в неопределенной форме при помощи суффиксов
-ом-, -ем-, -им-. Вспомним, когда какая гласная пишется
в суффиксах страдательных причастиях настоящего вре-
мени.

На слайде запись, учащиеся к основе неопределенной формы глагола прибавляют необходимый суффикс, все записывается в тетрадь.

Читать ( … спр.) + -…м- = чита_мый,

Слышать ( … спр.) + -…м- = слыш_мый,

Видеть ( … спр.) + -...м- = вид_мый,

Нести ( … спр.) + -…м- = нес_мый,

Решать ( … спр.) + -…м- =реша_мый,

Записывать ( … спр.) + -…м- = записыва_мый.

Организует и сопровождает деятельность учащихся, подводит к выводу о связи спряжения глагола и гласной суффикса причастия.

На слайде:

+ -ем- = изучаемый

+ -им- = видимый

Сравним образование причастий «видимый» и «изучаемый». От чего зависит выбор суффикса?

Составление и запись схемы:

Осваивают лингвистические термины. Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания

Групповая, индивидуальная

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и ум-ственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Уст-
ные ответы, практическая работа

в тетрадях

2. Выявление места
и причины затруднения

Эвристическая беседа, ответы

на вопросы

Определите спряжение глаголов, от которых образованы данные причастия и сформулируйте правило.

Правило: Если страдательное причастие настоящего времени образовано от глагола I спряжения, то суффикс будет -ом-, -ем-. Пишется суффикс -ом-, если основа неопределенной формы глагола оканчивается на согласный, суффикс -ем-, если основа неопределенной формы глагола оканчивается на гласный. Если страдательное причастие настоящего времени образовано от глагола II спряжения, то будет суффикс -им-

Обосновывают свою точку зрения. Об-думывают ответы на вопросы

Групповая, индивидуальная

Познавательные: устанавли-вают причинно-следственные
связи, делают
выводы.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

 

3. Целеполагание и построение

выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам. Письменная работа, работа

с учебником

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

Итак, мы смогли разобраться в трудностях, связанных с правописанием гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени, а теперь попробуем закрепить полученные знания.

Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке

Формулируют цель.

Выпол-

няют

письменное задание, ра-

ботают

с учебником

Фронтальная, индивидуальная

 

4. Творческая практическая деятельность

по реализации построенного проекта

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового

явления, составление связных рассказов об изученных нормах. Письменная работа

Задание 1. Запишите словосочетания, правильно напишите гласную в суффиксе причастий, с любым из словосочетаний составьте простое предложение. Разберите причастия по составу, определите глаголы, от которых образованы данные причастия. Укажите спряжение.

Изобража..мый пейзаж; необита..мый остров; уважа-
…мый человек; обрабатыва…мая земля; вид…мые причины.

Задание 2. Составьте словарный диктант на изучаемое правило, пользуясь материалом учебника.

Задание 3. Творческая работа.

Распространите предложения причастным оборотом так, чтобы причастие было страдательным настоящего времени. Используйте слова для справок (на слайде).

За окном проносится серая полоса туннеля.

По тропинкам торопятся к цветам первые пчелы и бабочки.

Слова для справок: видеть, обрабатывать, слышать, управлять.

Организует и сопровождает деятельность учащихся. Контролирует правильность выполнения задания

Отвечают на вопросы, выполняют задания, выделяют главное,

устанавливают причинно-след-
ственные связи между от-

дельными языковыми явлениями

Групповая, индивидуальная

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную ин-формацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Регулятивные: осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной за-дачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах

Задают вопросы для уточнения

информации, уст-
ные ответы, выполнение упражнений

в тетрадях

5. Первичное закрепление с комментированием во внешней
речи

Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Письменная работа, подбор своих примеров, иллюстриру-ющих природу изучаемого языкового явления,

составление связных рассказов об изученных нормах

Опрос:

Если вам дан глагол первого спряжения настоящего времени с основой на гласную, то какие суффиксы будете использовать при образовании страдательных причастий настоящего времени?

А если с основой на согласную?

Когда используем суффикс -им-?

При образовании страдательного причастия настоящего времени глаголы должны быть в какой форме?

А если глагол стоит в неопределенной форме, какие ваши действия?

Вывод (формулируется учащимися, выносится на слайд, записывается в тетрадь):

Для образования страдательных причастий настоящего времени нужно:

отбросить личное окончание глагола, выделить основу;

добавить суффикс причастия, учитывая спряжение глагола;

поставить причастие в нужный падеж

Выполняют задание, ра-

ботают

с учебником. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Индивидуальная

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и ум-ственной форме.

Регулятивные: осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Практическая работа

в тетрадях,

уст-
ные ответы

6. Включение в систему знаний и повторение

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание

Обобщающий тест.

1.Увлека..мый течением

Е И

2. Колебл..мый ветром

Е И

3. Убира..мый мамой

Е И

4. Ороша..мый водой

Е И

5. Изобража..мый художником

Е И

6. Преследу..мый врагом

Е И

7. Освеща..мый луной

Е И

8. Исследу..мый учеными

Е И

9. Поддержива..мый отцом

Е И

10. Муч..мый сомнениями

Е И

11. Едва вид..мые облака

Е И

12. Завис..мые от обстоятельств

Е И

Организует и сопровождает деятельность учащихся. Контролирует правильность выполнения задания

Отвечают на вопросы. Определяют уровень приобретенных знаний

Индивидуальная, групповая

Личностные: понимают значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные:

оценивают свою

работу; исправляют и объясняют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Оценивание учащихся

за ра-боту
на уроке

Опубликовано в группе «Технологические карты к урокам русского языка и литературы по ФГОС.»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.