Разработка раздаточного материала к уроку по физике. Тема "Внутренняя энергия". 8 класс
Пояснительная записка.
Цель разработки - создание условий для понимания учащимися понятия внутренней энергии тел, её особенностей и методов изменения. Материалы позволяют развивать интеллектуальные способности школьников, стимулируют интерес к предмету физики, а также формируют базовые представления о способах изменения внутренней энергии.
Раздаточный материал, представленный в разработке предназначен для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений и представляет собой дидактические материалы, способствующие усвоению нового учебного материала по физике на тему «Внутренняя энергия».
Задачи, решаемые посредством предлагаемого раздаточного материала:
Формирование понятийного аппарата («тепловое движение молекул», «энергия теплового движения», «количество теплоты»).
Развитие умения применять знания теоретического характера на практике.
Освоение основ физических законов сохранения и превращения энергии.
Обучение приёмам самостоятельного анализа физической ситуации.
Повышение мотивации учеников к изучению предмета физика.
Материал разработан таким образом, чтобы способствовать эффективному освоению программы школьного курса физики согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.
Тема урока: Внутренняя энергия
Класс: 8
Тип урока: Изучение нового материала.
Форма организации познавательной деятельности: Индивидуальная работа, фронтальное обсуждение, групповая деятельность.
Методы обучения: Объяснительно-иллюстративный метод, частично-поисковый метод, проблемный диалог.
Образовательные цели урока:
Ознакомление учащихся с понятием внутренней энергии тела.
Понимание учениками механизмов изменения внутренней энергии (нагревание, совершение работы).
Развитие навыков наблюдения и анализа экспериментальных фактов.
Формирование умения формулировать выводы и обобщения.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знание определений и закономерностей изменения внутренней энергии, умение приводить примеры процессов передачи тепла и механического воздействия на изменение внутренней энергии.
Метапредметные: развитие способностей устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать физические явления, аргументированно выражать свою точку зрения.
Личностные: осознание значимости изучения науки физики для повседневной жизни, формирование уважительного отношения к научным фактам и законам природы.
Ход урока.
I этап. Организационный момент
Приветствие учителя, проверка готовности учащихся к уроку, создание позитивного настроя на работу.
II этап. Актуализация опорных знаний
Фронтальный опрос:
Что такое кинетическая и потенциальная энергия?
Как связаны температура и скорость частиц вещества?
Какие способы теплопередачи вам известны?
III этап. Постановка проблемы
Учитель демонстрирует простой опыт: опускает металлический стержень в горячую воду, предварительно измерив температуру воды и стержня. После короткого промежутка времени вновь измеряется температура обоих объектов.
Вопрос классу:
Почему изменилась температура металлического стержня?
Откуда появилась дополнительная энергия?
Что произошло с температурой воды? Как это проверить?
IV этап. Изложение нового материала
Объяснение учителем новых понятий:
Определение внутренней энергии: Энергия хаотичного движения молекул и взаимного расположения атомов внутри тела называется внутренней энергией.
Способы изменения внутренней энергии:
Теплопередача (теплопроводность, конвекция, излучение);
Совершение работы над телом или самим телом.
Запись определения и способов изменения внутренней энергии в тетрадь учеником.
V этап. Практическая работа с раздаточным материалом
Учащиеся получают карточки-задания с описанием простых экспериментов и таблицами для записи наблюдений. Задания направлены на проверку влияния нагрева и охлаждения на внутреннюю энергию тел (см. Приложение 1 и Приложение 2).
Пример задания:
Эксперимент 1: Опустите нагретую ложку в холодную воду и отметьте изменения температуры ложки и воды.
Вопросы для обсуждения: Почему изменяется температура ложки и воды? Куда уходит энергия?
Учитель контролирует выполнение заданий, консультирует, стимулирует обмен мнениями среди учеников.
VI этап. Закрепление изученного материала
Проведение мини-тестирования или устного опроса:
Что называют внутренней энергией?
Приведите пример процесса, в результате которого увеличивается внутренняя энергия тела путем совершения работы.
Чем объяснить увеличение внутренней энергии при нагревании?
Анализ результатов самостоятельной работы учащихся.
VII этап. Подведение итогов урока
Обобщение полученных знаний, повторение ключевых моментов урока, постановка домашнего задания.
Домашнее задание: Параграф учебника, упражнения для закрепления пройденного материала.
VIII этап. Рефлексия
Учитель просит учеников высказать свое мнение о проведенном занятии, оценить собственную активность и степень освоения нового материала.
Заключение
Таким образом, предложенный урок направлен на достижение образовательных целей, развивает практические навыки учащихся и формирует основы научного мировоззрения.
Предлагаемый раздаточный материал успешно решает поставленные педагогические задачи. Материал отличается чёткостью изложения, простотой восприятия, соответствует возрастным особенностям обучающихся и способствует глубокому пониманию основных вопросов учебной темы.
Приложение.
Карточки-задания для практической работы
по теме «Внутренняя энергия»
Вариант 1.
Приложите руку к металлической поверхности.
Если поверхность была холодной, удерживайте ладонь некоторое время.
Зафиксируйте ощущения вашей руки и ответьте на вопросы:
Ощутили ли вы разницу температур?
Перешла ли внутренняя энергия от руки к металлической поверхности?
Вариант 2.
Наблюдение за изменением состояния льда при комнатной температуре. Посмотрите, как быстро растает небольшой кусочек льда на тарелке при комнатной температуре.
Сделайте вывод о процессе перехода энергии.
Вариант 3.
Потрите друг о друга две деревянные палочки. Постарайтесь ощутить изменение температуры дерева.
Составьте схему преобразования энергий при трении двух предметов.
Вариант 4.
Заметьте, как меняется температура стакана с водой, если подержать его в руках несколько минут.
Проанализируйте влияние контакта рук на изменение температуры воды в стакане..
Вариант 5.
Надуйте воздушный шарик насосом. Оцените, насколько теплый становится сам насос и оболочка шара.
Выразите словами причину повышения температуры насоса и оболочки воздушного шара.
Приложение 2.
Таблица для записи наблюдений
Номер эксперимента | Начальные условия | Результаты опыта | Выводы |
1 | | | |
2 | | | |
3 | | | |
4 | | | |
5 | | | |
Пример заполнения таблицы.
Номер эксперимента | Начальные условия | Результаты опыта | Выводы |
1 | Холодный металлический гвоздь | Температура гвоздя повысилась | Некоторое количество теплоты от воды передалось гвоздю |