12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Зубова Ольга Алексеевна5912
Учитель химии и биологии в сельской школе. Образование высшее; категория высшая. Являюсь одним из победителей конкурса лучших учителей РФ в Приоритетном национальном проекте "Образование" - 2007 г.
Россия, Вологодская обл., Устюженский район, д. Лентьево

Урок по физике в 8 классе на тему: «Способы изменения внутренней энергии тела»

Автор – Зубова Ольга Алексеевна

Пояснительная записка

Автор учебника

Пёрышкин А. В.

Классификация урока в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками)

Данный урок проводится в конце изучения раздела «Способы изменения внутренней энергии тела», после рассмотрения тем: «Теплопроводность», «Конвекция», «Излучение», перед изучением «Количество теплоты». Тип урока – «урок обобщения и систематизации знаний».

Цели урока


Цели урока:

Образовательные:

создать условия для закрепления и систематизации знаний о способах изменения внутренней энергии тела;

продолжить формирование естественнонаучного мировоззрения.

Развивающие - создать условия для развития умения учеников:

выделять главное из полученной информации, видеть проблему, делать выводы;

работать в группах;

выступать перед аудиторией;

анализировать ответы одноклассников;

систематизировать и обобщать знания, полученные опытным путем.

Воспитательные - создать условия для привития:

коммуникативных умений и навыков;

чувства уважения, коллективизма, сопереживания;

активной жизненной позиции;

любознательности и интереса к изучению природы.


Задачи урока


Закрепить и систематизировать знания о способах изменения внутренней энергии тела.

Углубить знания учащихся о роли теплопередачи в различных областях человеческой деятельности.

Сформировать умения описывать и объяснять механизмы передачи тепла от одного тела к другому.

Научиться применять полученные знания при решении качественных задач.


Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют и закрепят ученики в ходе урока

В ходе урока обучающиеся научатся:

распознавать различные способы теплопередачи;

описывать и правильно трактовать механизмы передачи тепла от одного тела к другому;

анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы.

В ходе урока обучающиеся получат возможность научиться:

использовать знания о явлениях теплопередачи в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья; 

приводить примеры практического использования физических знаний о способах изменения внутренней энергии тел.

Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению


Тепловое движение, температура, внутренняя энергия, способы изменения внутренней энергии тела, теплопередача, теплопроводность, конвекция, излучение.





Технологическая карта урока

Этап урока, его время и цели

Подробное описание активного метода обучения (АМО):


- Цели и задачи метода

- Необходимые материалы

- Предварительная подготовка (если требуется)

- Технология проведения

- Примечание

- Варианты проведения метода


Инструкции учителя обучающимся для проведения АМО

УУД, которые формируются при использовании данного АМО


Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО

- Информационная

- Учебно-познавательная

- Коммуникативная

- Социальная

Как, за счет чего решаются задачи урока

Инициация – 2 мин. Создание позитивной и комфортной атмосферы; настрой на рабочий лад.


Цели и задачи: приветствие, создание рабочей атмосферы и позитивного настроя, установление контакта обучающихся.

Необходимые материалы –Предварительная подготовка –

Проведение: учитель предлагает поприветствовать друг друга, встав в круг. Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

желаю (соприкасаются большими пальцами);

успеха (указательными);

большого (средними);

во всём (безымянными);

и везде (мизинцами);

Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

Примечание: желательно, чтобы учитель выполнял задание вместе с детьми, стоя в общем круге.

Здравствуйте, ребята! В пожелании «Здравствуйте» заключён большой смысл. Во-первых, люди, сказавшие это приветствие, желают друг другу здравствовать, то есть желают здоровья. Во-вторых, мужчины пожимают руки, что означает доброе расположение, показывает, что в руках нет оружия.

Давайте и мы с вами в знак доброго расположения прикоснёмся друг к другу руками. А чтобы каждый человек поприветствовал сразу всех, мы встанем в круг, и наша добрая энергия по цепочке перейдёт сразу ко всему классу.

(Затем учитель даёт инструкцию, какие слова говорить и каких пальцев при этом касаться).

Личностные УУД – характеризовать своё поведение на основе

общечеловеческих, гуманистических ценностей.

Коммуникативные УУД – уметь вступать в общение, поддерживать его, что обеспечивает эффективность взаимодействия и работы учащихся в коллективе.

Формируются: коммуникативная компетентность – способность вступать в общение, устанавливать контакты между участниками;

социальная компетентность - способность участвовать в сложной системе межличностных отношений и успешно понимать других людей.


На этапе инициации применяется метод «Здравствуйте!», направленный не только на приветствие, но и на эмоциональное раскрепощение участников образовательного процесса. Динамическое начало создает условия для максимальной включенности обучающихся в урок, способствует установлению контактов между участниками процесса и их позитивному настрою.

Погружение в тему – 3 мин. Определение цели и содержания занятия обучающимися посредством включения ассоциативного мышления.

Цели и задачи: обеспечение мотивации и осмысленности процесса обучения, формулирование цели на урок.

Необходимые материалы – заранее написанное письмо из царства Теплоты.

Предварительная подготовка – составить текст письма, запаковать в конверт.

Проведение: учитель говорит, что к ним в класс пришло письмо из царства Теплоты, зачитывает его. Спрашивает – готовы ли ученики помочь жителям, чувствуют ли в себе силы для сложной экспедиции; задаёт вопросы о цели путешествия и о том, что может им пригодиться.

Варианты проведения: письмо может зачитать любой желающий ученик.

Ребята! Сегодня к нам в школу пришло письмо для учащихся 8-го класса. Кто желает его зачитать? (Зачитывается письмо о том, что мудрую и щедрую правительницу царства Теплоты взял в плен и запер в темнице на 7 замков её злейший враг – Холод. Всё царство покрылось снегом и льдом, а всё живое начало постепенно замерзать. Жители просят ребят прийти к ним на помощь и освободить из плена их правительницу – Теплоту).

Ну как, ребята, согласны вы помочь царице Теплоте и её подданным? (Дети соглашаются) Ну а если согласны, то вам придётся отправиться в нелёгкую экспедицию, пройти немало испытаний, чтобы отвоевать у Холода все ключи от темницы и освободить Теплоту. Готовы вы отправиться в путь? Что будет целью вашего путешествия? Как вы думаете, что вам пригодится для борьбы с Холодом? (Учащиеся формулируют цель своей экспедиции и выдвигают предположения о том, что в пути им пригодятся знания по теме «Тепловые явления»).


Личностные УУД - ориентация на содержательные моменты учебной задачи.

Познавательные УУД -

активизация мыслительной деятельности обучающихся, включение ассоциативного мышления, самостоятельное выделение и формулирование цели.

Коммуникативные УУД - умение полно и точно выражать свои мысли

Ценностно-смысловая компетентность: умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков.

Применение метода «Письмо» создает возможность учащимся самостоятельно сформулировать тему урока, его цели и поставить задачи для своей дальнейшей деятельности.


Определение ожиданий и опасений – 5 мин. Инициация процесса рефлексии.

Цели и задачи: выяснение ожиданий и опасений учащихся с целью концентрации внимания, обеспечения ответственности за результат обучения.

Необходимые материалы – 2 нарисованных дерева: яблоня и лимон - первая станция маршрута; вырезанные из цветной бумаги шаблоны яблок и лимонов, фломастеры, скотч.

Предварительная подготовка – заранее готовятся два больших нарисованных дерева. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимон». Обучающимся раздаются вырезанные из бумаги шаблоны крупных яблок и лимонов.
Проведение: учитель предлагает обучающимся попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от данного урока (путешествия) и чего опасаются.
Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. После этого учитель озвучивает их. Варианты проведения: можно организовать обсуждение и уточнение записанных ожиданий и опасений.

Уважаемы члены экспедиции! Цель вы перед собой поставили, знания с собой в дорогу захватили. Тогда – в путь! Карту маршрута вы видите на доске. И первая станция нашего путешествия – Фруктовый сад. Раз это – только начало пути,

поделитесь своими ожиданиями и опасениями от предстоящей экспедиции.

Я предлагаю вам записать свои ожидания на яблоках, а свои опасения – на лимонах. Потом все плоды прикрепите на соответствующие деревья. (Ученики выполняют задание).


За успешное прохождение первой станции маршрута вы зарабатываете первый ключ от темницы.


Личностные УУД – участники не только делятся своими желаниями, но и раскрывают мотивационную сферу своей личности, свои склонности, интересы.

Социальные компетенции, в частности, ценностно-смысловые компетенции - способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение;

адекватно реагировать на проблемные жизненные ситуации.

Для выяснения ожиданий и опасений учеников используется метод «Фруктовый сад», который гармонично вписывается в тематику урока и способствует снятию напряжённости. По ходу урока учащиеся должны снимать те плоды, на которых были записаны сбывшиеся ожидания и неоправдавшиеся опасения.


Закрепление изученного материала – 10 мин. Контроль и коррекция знаний по темам: «Способы изменения внутренней энергии тела», «Теплопроводность», «Конвекция», «Излучение».

Цели и задачи: контроль и коррекция знаний по изученным темам.

Необходимые материалы – схема лабиринта, изображённая на ватмане – вторая станция маршрута. Предварительная подготовка - продумать вопросы, оформить их на ватмане в виде лабиринта из льдинок, прикрепить ватман на доску.

Проведение: учитель обращает внимание на то, что сразу после фруктового сада начинается территория, которая попала во власть Холода. Участники экспедиции оказались перед ледяным лабиринтом. Чтобы его пройти, им потребуется рюкзак со знаниями и взаимопомощь. Первый ученик выходит к доске – «встаёт на первую льдинку», зачитывает утверждение, написанное на ней, и отвечает – согласен он или нет с этим утверждением. Если «Да», то дальше путь продолжается по тёплой стрелке (красной), а если «Нет», то по холодной (синей). Потом выходит следующий и т. д. – все ученики по очереди выходят к доске и делают по одному шагу. Если кто-то оступается (делает ошибку), то товарищи ему помогают.

В итоге вся группа должна найти выход из лабиринта.

Ребята, выйдя из фруктового сада, мы оказываемся во власти Холода – перед нами лабиринт из льдинок. Чтобы его успешно преодолеть, каждому придётся сделать по одному шагу. Ученик должен «встать на льдинку», прочитав утверждение, согласиться с ним или опровергнуть. Если утверждение верное, то дальше путь нужно продолжать по тёплой (красной) стрелке, а если неверное – то по холодной (синей). Ну а если кто оступится, то друзья в беде не бросят – обязательно помогут.

(Ученики выполняют задание).


За успешное прохождение второй станции маршрута вы зарабатываете ещё один ключ от темницы.


Регулятивные УУД –

контроль, коррекция, оценка.

Познавательные УУД - сравнение с целью выявления соответствия и несоответствия.

Коммуникативные УУД - планирование учебного сотрудничества со сверстниками.

Учебно-познавательная компетентность: формирование логического мышления.

Коммуникативная компетентность: знание способов взаимодействия с окружающими.

Метод «Ледяной лабиринт» позволяет в игровой форме повторить и закрепить материал изученных тем по способам изменения внутренней энергии тела. Без страха перед опросом домашнего задания ученики легче справляются с вопросами закрепления.

Проработка содержания темы – 15 мин. Экспериментальным путём закрепить изученный материал.

Цели и задачи: активное вовлечение учащихся в экспериментальную деятельность; развитие способности применять знания, полученные опытным путем.

Необходимые материалы – нарисованное на доске поле – третья станция маршрута; инструкции и лаб. оборудование – у каждой группы своё.

Предварительная подготовка - подготовить оборудование для экспериментов; напечатать инструкции для их проведения.

Проведение: учащиеся после ледяного лабиринта, идут по указателю «Три способа согреться». Приходят к заколдованному полю. Чтобы его расколдовать, класс делится на три группы. Каждой группе необходимо сначала провести предлагаемый опыт (соблюдая Т. Б.), потом дать ответ – какое явление здесь наблюдалось, и привести пример – как человек может согреться, используя это явление. Первая группа получает задание на явление теплопроводности, вторая – на конвекцию, третья – на излучение. Ученики выполняют опыты, находят ответы на поставленные вопросы. Затем заслушивается каждая группа.


Ребята, вы успешно преодолели ледяной лабиринт, но, наверное, очень замёрзли. Не зря указатель привёл нас на заколдованное поле, где есть три способа согреться. Но пока мы не разберёмся с колдовством – не согреемся. Чтобы с ним справиться, я предлагаю разбиться на три группы и узнать, что это за способы.

(Учащиеся разбиваются на группы).

У каждой группы есть инструкция по проведению эксперимента. Его нужно провести правильно, то есть, соблюдая не только инструкцию, но правила техники безопасности. Ваша задача – понять, что за способ согреться показывал данный опыт и привести примеры, как можно использовать это явление человеку для того, чтобы согреться.

(Ученики выполняют задания и анализируют результаты работы внутри групп и между группами).

Личностные УУД: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение, доброжелательность к товарищу.

Регулятивные УУД: планировать решение поставленной проблемы, оценивать весомость приводимых рассуждений.

Познавательные УУД: сравнивать различные предложения, обсуждать проблемные вопросы; умение применять полученные ранее знания при решении творческой задачи.

Коммуникативные УУД: умение корректно защищать свою точку зрения, умение толерантно относиться к мнению других.

Учебно-познавательные компетенции: способность применять знания на практике, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем, приемами планирования и анализа своей деятельности.

Коммуникативные компетенции: способность к выражению собственной идеи и корректной ее защите, навыки работы в группах, владение различными ролями в коллективе.

При использовании метода «Заколдованное поле» мотивация участников образовательного процесса происходит за счет активного, энергичного общения всех участников процесса и вовлечения каждого из учеников в экспериментальную деятельность.

Это позволяет задействовать различные каналы восприятия учебного материала.

Также важен момент практического применения имеющихся знаний.

Эмоциональная разрядка – 5 мин. Расслабление, снятие напряжения и усталости, восстановление энергии.

Цели и задачи: расслабление и восстановление энергии путём вовлечения учащихся в двигательную активность.

Необходимые материалы – нарисованная на доске в виде знака вопроса речка – четвёртая станция маршрута.

Предварительная подготовка - нарисовать на доске речку.

Проведение: следующая станция маршрута – речка. Дети подходят к реке и зачитывают её вопрос: «А действительно ли только тремя способами можно изменить внутреннюю энергию тела?». Обсуждают и приходят к выводу, что, кроме теплопроводности, конвекции и излучения, внутреннюю энергию ещё можно изменить путём совершения работы.

Примечание: за правильный ответ учащиеся получают шестой ключ.

Учитель обращает внимание на то, что не хватает ещё одного (седьмого) ключа и спрашивает их мнение – каким же образом можно заработать седьмой ключ? Учащиеся догадываются, что именно совершением работы, то есть теорию необходимо показать на практике.

(Выполняют движения физкультминутки и получают седьмой ключ).

Ребята, темница, в которой заперта Теплота, уже близка – она прямо перед нами за речкой. Но речка, как вы понимаете, непростая. Она изогнута в виде знака вопроса, значит, пока мы не ответим на её вопрос, она нас не пропустит.

(Учащиеся зачитывают вопрос и дают на него ответ, за что получают шестой ключ).

Ну а теперь какими будут ваши предложения? Что нужно сделать, чтобы добраться до цели и заодно заработать седьмой (последний) ключ?

(Ребята отвечают, что готовы переплыть реку).

Я знала, что вы не испугаетесь трудностей. Но перед заплывом необходимо наполнить наши лёгкие кислородом. Давайте сделаем глубокий вдох и выдох, повторим несколько раз. Ну а теперь – поплыли – выполняем мягкие и спокойные плавательные движения.

Поздравляю вас – вы у цели. Только давайте немного стряхнём с себя воду (движения рук, ног, головы). Вот теперь вы выглядите отдохнувшими и без сомнения сможете победить злодея.

Личностные УУД: самоопределение.

Регулятивные УУД: прогнозирование.

Познавательные УУД: выбор наиболее эффективных способов решения задачи.

Социальные компетенции - способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение;

адекватно реагировать на проблемные жизненные ситуации.

При использовании приёма «Речка» учащиеся в игровой форме повторят материал об изменении внутренней энергии тела; путём вовлечения в двигательную активность восстановят свои силы и умственную энергию; ещё раз получат возможность прочувствовать единение своего коллектива.

Рефлексия – 5 мин. Анализ уровня достижения целей урока.

Цели и задачи: получение эмоциональной и содержательной оценки процесса обучения, определение степени достижения цели.

Необходимые материалы – карточки, скотч и фломастеры, рефлексивный экран.

Предварительная подготовка - подготовить карточки из белой бумаги; сделать заготовку для рефлексивного экрана.

Проведение: сначала ученики освобождают из темницы царицу Теплоту – для этого на троне (в широком кармашке) переворачиваются обратной стороной ключи. На каждом ключе – буква. Из них получается слово «Теплота».

Жители хотят об этом подвиге написать в газету. Для создания статьи необходимо взять у героев интервью. Каждый ученик может высказаться по одному или нескольким направлениям одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.

Учащиеся пишут продолжение выбранной фразы на своём листочке, подходят к доске и прикрепляют ответ в соответствующую строчку.

Примечание: этот этап можно провести и в устной форме.

Дорогие ребята! Наша экспедиция подошла к концу. Вы справились со своей задачей – освободили Теплоту из плена злого Холода. Теперь счастливые жители вас так просто не отпустят – они хотят написать о вашем подвиге в газету, но для этого необходимо взять у вас интервью. Пожалуйста, ответьте на несколько вопросов:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни.

От вас требуется продолжить то предложение, которое вас заинтересовало. Таким образом, мы не просто дадим интервью для жителей, но и подведём итоги нашего необычного урока.

Личностные УУД: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.

Регулятивные УУД: анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности.

Познавательные УУД: рефлексия, анализ.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли


Учебно-познавательная компетентность:

умение проводить анализ, рефлексию, самооценку учебно-познавательной деятельности.

Коммуникативная компетентность:

способность к выражению собственных мыслей и их корректной защите


Для этапа Рефлексии выбран метод «Интервью», который гармонично вписывается в тематику урока и способствует получению эмоциональной и содержательной оценки процесса и результатов обучения, определению степени достижения

цели урока. Также этот метод поможет проанализировать уровень приобретенных знания и умений по теме, выявить уровень психологического комфорта учащихся на данном уроке.


Домашнее задание


Продумать несколько полезных советов с использованием явлений теплопередачи.






Аналитическая информация

Обоснование целесообразности использования технологии АМО

Включение АМО в различные этапы урока способствовало активизации всех участников образовательного процесса и мотивации их на выполнение успешной учебной деятельности, что позволило эффективно решить все поставленные задачи и выполнить цели урока. Работа в группах развивала коммуникативные компетенции обучающихся, умение самовыражаться. Вовлечение всех учащихся в экспериментально-исследовательскую деятельность позволило задействовать различные каналы восприятия учебного материала.


Активные методы обучения, применяемые на уроках обеспечивают эффективное получение учащимися с различным типом восприятия знаний и умений по предмету «Физика», развитию их ключевых компетенций, потребности в позитивном преобразовании собственного познавательного опыта. Повышение интереса к изучаемой теме, и как следствие, ко всему предмету, говорит об эффективности технологии АМО и модерации. Эффективность процесса и результатов обучения, направленного на формирование метапредметных компетенций и универсальных учебных действий, в полной мере отвечает принципам ФГОС.

Ожидаемые и полученные результаты урока


Образовательные результаты: владение обучающимися знаниями о способах изменения внутренней энергии тела; умение выдвигать гипотезы и предположения, ставить перед собой цели, определять пути достижения поставленных целей; формирование естественнонаучного мировоззрения.

Развивающие: выделение главного из полученной информации, способность видеть проблему, делать выводы; развитие логического, аналитического и абстрактного мышления; систематизация и обобщение знаний, полученных опытным путем.

Воспитательные: умение работать в группах, прислушиваться к мнению других участников, самовыражаться; проявление активной жизненной позиции; уверенность в своих силах; любознательность и интерес к изучению природы.


Этап инициации с применением АМО «Здравствуйте!» способствовал развитию коммуникативных умений учащихся, активизировал их и помог динамично начать занятие. Для постановки целей урока использовался метод «Письмо», который заинтересовал обучающихся и настроил их на работу. На этапе определения опасений и ожиданий с целью концентрации внимания, создания психологически-комфортной обстановки был использован метод «Фруктовый сад». Для закрепления и систематизации знаний о способах изменения внутренней энергии тела применялся метод «Ледяной лабиринт», где кроме контроля и коррекции знаний происходило развитие коммуникативных качеств в виде взаимопомощи при неудачах. Метод «Заколдованное поле» активизировал творческие способности детей, способствовал развитию логического, абстрактного и ассоциативного мышления. Методика «Речка» помогла учащимся снять напряжение и способствовала сплочению коллектива. Подведение итогов урока с помощью «Интервью» в игровой форме развивало у обучающихся способность к самоанализу своей деятельности.

Анализ степени реализации принципов современного образования

В ходе урока с успехом реализовывался компетентностный подход в образовании, направленный на формирование ключевых компетенций обучающихся: коммуникативной, ценностно-смысловой и учебно-познавательной. Взаимопомощь при прохождении лабиринта способствовала духовно-нравственному развитию личности. Деятельностный подход присутствовал на всех этапах урока, но особенно – на этапе проведения экспериментов. Смена видов деятельности, игровые ситуации обеспечивали элемент здоровьесберегающих технологий обучения. Также здоровьесбережению способствовало повторение и соблюдение правил техники безопасности при проведении экспериментов.

Какие образовательные эффекты достигаются

АМО, включенные в урок, позволяют активизировать учащихся, повысить их мотивацию к изучению данной темы, сориентировать на успешное выполнение учебной деятельности, привить интерес к физике.

Комплексное применение активных методов на уроке содействует достижению основных образовательных эффектов – социализации личности обучающихся, развитию и формированию метапредметных компетенций и УУД, что несомненно способствовало реализации принципов ФГОС.

Методическая ценность урока


Продуманы не только отдельные этапы урока, но и схема маршрута, методика выполнения опытов. Коллеги могут воспользоваться данным конспектом урока, как без доработки, так и с внесением корректив. Многие АМО, использованные в данном уроке, могут быть применены и на уроках по другим темам физики.



Дополнительная информация

Приложения

Приложение 1 – Оформление маршрута на доске.

Приложение 2 - Схема ледяного лабиринта.

Приложение 3 - Инструкции для опытов.

Источники информации

Физика. 8 кл.: учебник для образовательных учреждений / А. В. Пёрышкин. – М.: Дрофа, 2012

http://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2013/04/21/vidy-teploperedachi

http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98669004


Приложение 

Инструкции для опытов

1

Проведите опыт – «ЛЁД, НЕ ТАЮЩИЙ В КИПЯТКЕ»

Возьмите пробирку, наполните водой, погрузите в нее кусочек льда, а чтобы он не всплыл вверх (лед легче воды), придавите его медным грузиком; при этом, однако, вода должна иметь свободный доступ ко льду. Вставьте пробирку в держатель и приблизьте её к спиртовке так, чтобы пламя лизало лишь верхнюю часть пробирки (при этом необходимо соблюдать все правила техники безопасности). Вскоре вода начинает кипеть, выделяя клубы пара. Но лёд на дне пробирки не тает! Вы наблюдаете «маленькое чудо» - лёд, не тающий в кипящей воде.

Объясните, какое явление вы наблюдаете.

Приведите пример – как человек может согреться, используя это явление?



2

Проведите опыт – «ФИОЛЕТОВЫЕ ЗМЕЙКИ»

Возьмите большую стеклянную банку с широким горлышком и заполните ее чистой холодной водой. В другой небольшой (чтобы проходил через горло большой банки) керамический сосуд  налейте  очень горячей, подкрашенной  марганцовкой, воды. Закрыв пальцем горлышко маленького сосуда, опустите его на дно большой банки с водой, уберите руку. Вы наблюдаете «маленькое чудо» - струйки горячей фиолетовой  жидкости, извиваясь, начнут подниматься к поверхности.

Объясните, какое явление вы наблюдаете.

Приведите пример – как человек может согреться, используя это явление?



3

Проведите опыт – «ЧЁРНО-БЕЛЫЙ СТАКАН»

Возьмите стакан, имеющий грани. Грани стакана изнутри заклеены полосками белой и черной бумаги. В стакане установите свечку так, чтобы она стояла в центре стакана (отцентрировать можно с помощью кружков картона с отверстием в центре). К каждой полоске бумаги приклейте пластилином шляпки кнопок. Фитиль свечки должен немного не доходить до края стакана. После того, как свечка будет зажжена, вы наблюдаете «маленькое чудо» - с чёрных полосок начнут отлетать кнопки.

Объясните, какое явление вы наблюдаете.

Приведите пример – как человек может согреться, используя это явление?



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Ильина Оксана Геннадьевна, 26.01.21 в 07:58 1Ответить Пожаловаться
Ольга Алексеевна,спасибо за помощь коллегам!
Зубова Ольга Алексеевна, 26.01.21 в 20:07 0Ответить Пожаловаться
Благодарю за отзыв, Оксана Геннадьевна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.