12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Наталья Викторовна Глухова37



АНАЛИЗ РАССКАЗА М.А. ОСОРГИНА «ЗЕМЛЯ» В ШКОЛЕ


В современных условиях на литературу как учебный предмет возлагается особая миссия духовного воспитания. В атмосфере сегодняшнего дня, когда бескорыстие, милосердие, доброта, патриотизм стали дефицитом, нравственное возрождение человека и общества – это проблема, от решения которой зависит будущее страны. В каких бы неблагоприятных условиях ни находились учителя-филологи, каждый из них может внести посильный вклад в повышение эффективности литературного образования. У учителя есть возможность выбора художественных произведений для организации внеклассного чтения, в программу которого в 11 классе мы предлагаем включить произведение писателя русского зарубежья М.А. Осоргина и урок-анализ рассказа «Земля».

Анализу и интерпретации художественного текста нужно учить систематически и последовательно. Внимательное аналитическое чтение приучает школьников вдумываться в каждое слово писателя. Учитель, комментируя текст, раскрывая его смысл, предлагает учащимся самим анализировать небольшие отрывки и направляет их мысль с помощью вопросов: «как?», «почему?», «для чего?». Подобные уроки проводятся с использованием репродуктивного и эвристического методов, в зависимости от сложности текста и степени подготовленности учеников.

В 11 классе ученики уже владеют навыками анализа прозаического произведения, умениями выявлять его художественные особенности (лексические, фонетические, синтаксические, стилистические средства выразительности). Знание историко-литературного контекста способствует более глубокому погружению в художественное произведение и пониманию идеи, авторской позиции.

Перед уроком, посвященном анализу рассказа М.А. Осоргина «Земля», проводится урок знакомства с биографией писателя.

Цели урока:

выявить художественные особенности рассказа «Земля»;

развивать культуру восприятия художественного текста, понимание авторской   позиции;

совершенствовать  умения  анализа  и  интерпретации литературного произведения в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний;

воспитывать уважение к литературе и ценностям отечественной и мировой культуры;

воспитывать уважение к малой родине.

Оборудование:

Портрет М.А. Осоргина, шкатулка с землей, компьютер, проектор, презентация, музыкальные фрагменты.

Этапы урока.

1. Этап вызова (Пересыпание земли в шкатулке. Какие ассоциации вызывает этот процесс?).

2. Формулирование учащимися целей урока.

3. Работа с толковым словарем.

4. Алгоритм анализа прозаического произведения.

5. Анализ рассказа:

- особенности композиции;

- образ повествователя (работа в группах «Автор» и «Повествователь»);

- «земля» как полисемантическая единица в рассказе;

- средства художественной изобразительности;

- постижение авторского замысла, проблем и идей рассказа.

6. Взаимооценка в парах:

- ответы на вопросы учителя;

- работа в группе;

- заполнение карты урока.

7. Домашнее задание.

Работа на уроке.

Композиция рассказа включает в себя две части со сквозным образом-символом «земля»:

1. Россия (воспоминания о детстве)

2. Зарубежье (эмиграция).

За счет рефрена («Ибо прах ты – и в прах обратишься») композиция приобретает кольцевой характер.

Образ повествователя. Определение уровней авторского сознания (работа в группах).

В рассказе «Земля» авторское сознание воплощается в 2-х субъектных формах:

- это автобиографический рассказчик-ребенок, которого отец называет Мышкой;

- взрослый автор, философски осмысляющий жизнь.

Вывод: рассказ «Земля» - автобиографическое произведение. Воплощаясь в герое, автор не только не отрицает этого воплощения, а делает его подчеркнуто явным для читателя. Избранная повествовательная форма создает эффект авторской исповедальности.

«Земля» как полисемантическая единица в рассказе.

 Значение


 Оценка, толкование

 1. Чернозем, почва для растений

З

Объективная, предметная 

 2. Основа для сохранения корней человеческой жизни, памяти


 общечеловеческая

 3. Источник живительной энергии, необходимой человеку

Е

 субъективная

 4. Хранительница человеческого праха


 субъективная

 5. Воплощение материнского начала

М

 субъективная

6. Вечность

(«Прошлое слито воедино с будущим»)


субъективная

7. сакральная категория

Л

субъективная

 7. Часть природы


 объективная

 8. Континент, страна

Я

объективная 

 9. Земля - символ Родины


субъективная 


Художественные особенности рассказа: самобытная манера повествования, богатый лексико-семантический состав, насыщенность средствами художественной выразительности.

Проблематика рассказа:

- нравственная (память о прошлом, уважение к родителям, почитание своих предков, семейных и родовых корней);

- философская (понятие вечности, проблема жизни и смерти);

- социально-историческая (ситуация начала 20 века, процесс эмиграции, изгнание видных деятелей науки и культуры из страны);

- психологическая (состояние человека, находящегося вдали от Родины);

- экологическая (проблема вмешательства человеческих достижений, научно-технического прогресса в таинства природы);

- эстетическая (умение человека созерцать, любоваться явлениями природы, творчество, любовь)


ЛИТЕРАТУРА

1. Осоргин М.А. Рассказ «Земля» (любое издание).

2. Антипова А.М. Теоретико-литературные и эстетические категории и

понятия в школьном курсе литературы: учебное пособие. – М.: Флинта,

Наука, 2003.

3. Гуляков Е.Н. Новые педагогические технологии: развитие

художественного мышления и речи на уроках литературы: метод.

пособие – М.: Дрофа, 2006.


Приложение

Технологическая карта урока


ученика ____класса______________________________________


Тема урока: Анализ рассказа М.А.Осоргина «Земля».


Сформулируйте цели урока:

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________


Задание 1.

По толковым словарям выпишите значения слова «земля».

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 2.

В каких ипостасях представлен образ повествователя?


______________________________________________________________________________________


Задание 3.

Каковы особенности композиции рассказа?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 4.

Выпишите средства художественной изобразительности.

___________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5.

В каких значениях представлен полисемантический образ-символ «земля» в рассказе?


1._______________________________________________________________


2._______________________________________________________________


3._______________________________________________________________


4._______________________________________________________________


5._______________________________________________________________


6._______________________________________________________________


7._______________________________________________________________


8._______________________________________________________________


9._______________________________________________________________


Домашнее задание.

Уровень А. Раскройте значения образа-символа «земля» (с примерами из текста).

Уровень В. Проведите анализ рассказа (письменно).



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.