12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Наталья Викторовна Глухова37 |
Разработка урока "Анализ рассказа М.Осоргина "Земля"
АНАЛИЗ РАССКАЗА М.А. ОСОРГИНА «ЗЕМЛЯ» В ШКОЛЕ
В современных условиях на литературу как учебный предмет возлагается особая миссия духовного воспитания. В атмосфере сегодняшнего дня, когда бескорыстие, милосердие, доброта, патриотизм стали дефицитом, нравственное возрождение человека и общества – это проблема, от решения которой зависит будущее страны. В каких бы неблагоприятных условиях ни находились учителя-филологи, каждый из них может внести посильный вклад в повышение эффективности литературного образования. У учителя есть возможность выбора художественных произведений для организации внеклассного чтения, в программу которого в 11 классе мы предлагаем включить произведение писателя русского зарубежья М.А. Осоргина и урок-анализ рассказа «Земля».
Анализу и интерпретации художественного текста нужно учить систематически и последовательно. Внимательное аналитическое чтение приучает школьников вдумываться в каждое слово писателя. Учитель, комментируя текст, раскрывая его смысл, предлагает учащимся самим анализировать небольшие отрывки и направляет их мысль с помощью вопросов: «как?», «почему?», «для чего?». Подобные уроки проводятся с использованием репродуктивного и эвристического методов, в зависимости от сложности текста и степени подготовленности учеников.
В 11 классе ученики уже владеют навыками анализа прозаического произведения, умениями выявлять его художественные особенности (лексические, фонетические, синтаксические, стилистические средства выразительности). Знание историко-литературного контекста способствует более глубокому погружению в художественное произведение и пониманию идеи, авторской позиции.
Перед уроком, посвященном анализу рассказа М.А. Осоргина «Земля», проводится урок знакомства с биографией писателя.
Цели урока:
выявить художественные особенности рассказа «Земля»;
развивать культуру восприятия художественного текста, понимание авторской позиции;
совершенствовать умения анализа и интерпретации литературного произведения в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний;
воспитывать уважение к литературе и ценностям отечественной и мировой культуры;
воспитывать уважение к малой родине.
Оборудование:
Портрет М.А. Осоргина, шкатулка с землей, компьютер, проектор, презентация, музыкальные фрагменты.
Этапы урока.
1. Этап вызова (Пересыпание земли в шкатулке. Какие ассоциации вызывает этот процесс?).
2. Формулирование учащимися целей урока.
3. Работа с толковым словарем.
4. Алгоритм анализа прозаического произведения.
5. Анализ рассказа:
- особенности композиции;
- образ повествователя (работа в группах «Автор» и «Повествователь»);
- «земля» как полисемантическая единица в рассказе;
- средства художественной изобразительности;
- постижение авторского замысла, проблем и идей рассказа.
6. Взаимооценка в парах:
- ответы на вопросы учителя;
- работа в группе;
- заполнение карты урока.
7. Домашнее задание.
Работа на уроке.
Композиция рассказа включает в себя две части со сквозным образом-символом «земля»:
1. Россия (воспоминания о детстве)
2. Зарубежье (эмиграция).
За счет рефрена («Ибо прах ты – и в прах обратишься») композиция приобретает кольцевой характер.
Образ повествователя. Определение уровней авторского сознания (работа в группах).
В рассказе «Земля» авторское сознание воплощается в 2-х субъектных формах:
- это автобиографический рассказчик-ребенок, которого отец называет Мышкой;
- взрослый автор, философски осмысляющий жизнь.
Вывод: рассказ «Земля» - автобиографическое произведение. Воплощаясь в герое, автор не только не отрицает этого воплощения, а делает его подчеркнуто явным для читателя. Избранная повествовательная форма создает эффект авторской исповедальности.
«Земля» как полисемантическая единица в рассказе.
Значение | | Оценка, толкование |
1. Чернозем, почва для растений | З | Объективная, предметная |
2. Основа для сохранения корней человеческой жизни, памяти | | общечеловеческая |
3. Источник живительной энергии, необходимой человеку | Е | субъективная |
4. Хранительница человеческого праха | | субъективная |
5. Воплощение материнского начала | М | субъективная |
6. Вечность («Прошлое слито воедино с будущим») | | субъективная |
7. сакральная категория | Л | субъективная |
7. Часть природы | | объективная |
8. Континент, страна | Я | объективная |
9. Земля - символ Родины | | субъективная |
Художественные особенности рассказа: самобытная манера повествования, богатый лексико-семантический состав, насыщенность средствами художественной выразительности.
Проблематика рассказа:
- нравственная (память о прошлом, уважение к родителям, почитание своих предков, семейных и родовых корней);
- философская (понятие вечности, проблема жизни и смерти);
- социально-историческая (ситуация начала 20 века, процесс эмиграции, изгнание видных деятелей науки и культуры из страны);
- психологическая (состояние человека, находящегося вдали от Родины);
- экологическая (проблема вмешательства человеческих достижений, научно-технического прогресса в таинства природы);
- эстетическая (умение человека созерцать, любоваться явлениями природы, творчество, любовь)
ЛИТЕРАТУРА
1. Осоргин М.А. Рассказ «Земля» (любое издание).
2. Антипова А.М. Теоретико-литературные и эстетические категории и
понятия в школьном курсе литературы: учебное пособие. – М.: Флинта,
Наука, 2003.
3. Гуляков Е.Н. Новые педагогические технологии: развитие
художественного мышления и речи на уроках литературы: метод.
пособие – М.: Дрофа, 2006.
Приложение
Технологическая карта урока
ученика ____класса______________________________________
Тема урока: Анализ рассказа М.А.Осоргина «Земля».
Сформулируйте цели урока:
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Задание 1.
По толковым словарям выпишите значения слова «земля».
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2.
В каких ипостасях представлен образ повествователя?
______________________________________________________________________________________
Задание 3.
Каковы особенности композиции рассказа?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4.
Выпишите средства художественной изобразительности.
___________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5.
В каких значениях представлен полисемантический образ-символ «земля» в рассказе?
1._______________________________________________________________
2._______________________________________________________________
3._______________________________________________________________
4._______________________________________________________________
5._______________________________________________________________
6._______________________________________________________________
7._______________________________________________________________
8._______________________________________________________________
9._______________________________________________________________
Домашнее задание.
Уровень А. Раскройте значения образа-символа «земля» (с примерами из текста).
Уровень В. Проведите анализ рассказа (письменно).