12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Людмила29
3

Конспект урока литературы «Тема мечты в рассказе Е. Замятина "Африка"» (11 класс)

Тема мечты в рассказе Е. Замятина «Африка»

Осенихина Людмила Павловна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории,

МБОУ СШ №77г. Архангельска.

 

Краткий комментарий к уроку

Урок «Тема мечты в рассказе Е. Замятина «Африка» - это один из уроков курса «Родная литература (русская)» в 11 классе. Он может быть проведён как урок внеклассного чтения при изучении творчества Е. Замятина. Материалы урока могут быть использованы для подготовки к итоговому сочинению в 11 классе.

Цель урока: выработать собственное отношение к понятию «мечта» и её роли в жизни человека.

Предварительная подготовка к уроку:

Задание для всех учеников: 1) прочитать рассказ Е. Замятина «Африка» (тексты должны быть на уроке на каждой парте),

2)в тексте рассказа найти диалектные слова, выписать их в тетрадь и дать их объяснение.

Индивидуальное задание: один из учеников готовит рассказ о пребывании писателя на Севере.

Конспект урока

Тема мечты в рассказе Е. Замятина «Африка».

Цель урока: выработать собственное отношение к понятию «мечта» и её роли в жизни человека.

Задачи:

- обучающие: расширение знаний о литературе Севера, развитие навыков анализа художественного произведения, знакомство с новым понятием «хронотоп» и определение его роли в произведении;

- развивающие: развитие интереса к литературе Севера, определение собственного отношения к нравственным понятиям (мечта, добро), умение выстраивать собственное рассуждение;

- воспитывающие: формировать интерес к культуре и истории России, своей малой родине, умение прислушиваться к мнению товарищей и отстаивать своё, умение оценивать поступки героев и собственное поведение.

Оборудование: презентация, экран, мультимедийный проектор, распечатанные таблички слов («мечта», «красота», «доброта», «счастье», «будущее», «душевность», «изменение», «развитие», «радость», «хронотоп»), магнитная доска и магниты.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Целеполагание.

Через вопрос подводит учащихся к определению темы урока, постановке задач и составлению плана.

Определяют тему урока, задачи и составляют план.

Работа по плану. Анализ произведения.

Предлагает учащимся вопросы, организует диалог, знакомит с новым материалом и помогает усвоить его в практической работе по тексту.

Оперируя текстом, предлагают свои решения, обмениваются мнениями, отбирают нужный материал. Делают выводы.

Итог. Рефлексия.

Предлагает учащимся подвести итоги, сделать выводы, оценить свою работу, задаёт д/з или предлагает учащимся самим попробовать определить д/з.

Подводят итоги, оценивают себя.

 

Планируемые результаты:

- личностные - развитие нравственных ценностей личности (умение видеть красоту окружающего мира, понимать доброту, учиться мечтать и оценивать свои возможности, оценивать поведение героев и отстаивать свою точку зрения), воспитание любви к малой родине и её культуре;

- метапредметные – развитие умения определять цель работы и планировать свою деятельность, развитие умения использовать библиотечные и электронные ресурсы при работе с произведениями литературы Севера, обращаться к справочно-информационным ресурсам, в том числе виртуальным;

- предметные – развитие знаний о литературе родного края на примере рассказа «Африка», развитие навыков анализа художественного текста, расширение теоретических знаний, развитие творческого воображения и читательской наблюдательности.

Ход урока

Организационный момент.

Учитель приветствует учеников. Создаёт настрой на урок.

Вводная часть.

Рассказ, о котором мы сегодня будем говорить, называется «Африка», а где же происходит действие рассказа? (На Русском Севере.) (Слайд2)

Действительно? И вы можете это доказать? (Учащиеся приводят в доказательство географические названия, упоминаемые в рассказе, а также диалектные слова, свойственные поморскому говору. Учитель может им помогать.)

Хорошо. Мы доказали, что действие происходит на Севере. Но Замятин не уроженец Севера. Как случилось, что он написал произведение о Севере?

(Учащийся, готовивший индивидуальное задание, рассказывает о пребывании писателя на Севере и создании трилогии.)

Целеполагание. (Презентация. Слайд1)

Вернёмся к названию рассказа - «Африка». Почему так называется рассказ? (Это была мечта главного героя.)

Следовательно, слово «Африка» выступает здесь в качестве символа мечты. Согласны? Значит, сегодня мы будем говорить о чём? (О мечте.)

Какие же задачи мы можем определить для себя? Что нам надо узнать? (Что такое мечта? Есть ли мечты у героев рассказа? Реализовались ли их мечты и как?)

Основная часть.

Молодцы. Мы определили задачи (Слайд 3) Начнём с первой. Говоря о мечте, надо сначала сказать, что это такое. У вас уже достаточный жизненный опыт, чтобы дать объяснение этому слову. (Ученики дают ответы.) Подводим итог (Слайд4): сравните ваши ответы с тем, как даётся толкование этого слова в словаре Ожегова и в работе учёных. А теперь давайте к слову «мечта» (закрепляем карточки на доске вокруг слова «мечта») подберём родственные по смыслу слова («счастье», «доброта», «красота», «будущее», «изменение», «душевность»). У нас получилась своеобразная схема, которая поможет нам в дальнейшем в раскрытии этой интересной темы.

А чем тема мечты интересна нам, сегодняшним читателям? (Человек всегда мечтал о чём-то лучшем и стремился к мечте. Без этого, наверное, невозможен прогресс.)

Вы совершенно правы. Поэтому тема мечты становится одной из важных тем в литературе. И мы попробуем разобраться, есть ли мечта у героев в начале рассказа «Африка», до приезда гостей.

Кто эти герои? (Фёдор, Пимен, Яуста.) Как живут люди в этом северном краю? О чём мечтают? Мечтают ли? А чтобы наша работа шла быстрей, разделимся на 3 группы (можно по колонкам и попарно):1 группа расскажет, есть ли мечта у Фёдора. 2 группа – есть ли мечта у Пимена. 3 группа – есть ли мечта у Яусты. (Каждая группа высказывает свои предположения, подкрепляя текстом. Учитель выслушивает. Мнения могут разделиться. Подводим итог: в начале рассказа не было мечты ни у одного из этих героев.)

А как же Яуста? Она ведь хочет выйти замуж. Это ли не мечта? Для доказательства вновь обращаемся к словам на доске. (Нет. Её заставляет отец. Это только желание, но ни доброты, ни развития в будущем, ни душевности здесь нет.)

А Пимен? Разве он не мечтает выдать старшую, Яусту, замуж? (Это тоже не мечта. Пимен хочет делать всё так, как «надо». И от других этого же требует. Но ни радости, ни доброты, ни красоты здесь тоже нет. Всё идёт по заведённому порядку, серо, скучно, однообразно, и нет мысли о дальнейших изменениях и духовном росте.)

Когда же появляется мечта в рассказе? У кого и почему? (Появление гостей, доброта девушки, её песня – всё это было настолько необычным, но таким (впервые!) добрым в его жизни, что Фёдор не может остаться равнодушным, ему интересно всё, что связано с этими людьми. Он запоминает их рассказ об удивительной стране – Африке, и в его душе начинают происходить перемены.)

Какие изменения происходят с Фёдором? (Он по-новому видит окружающее. По-новому чувствует.)

Докажите текстом (зачитывают фрагмент описания ночи). Что изменилось в повествовании? (Рождается поэзия. Повествование воспринимается как поэтическое.)

А помогает нам понять это и более глубоко почувствовать хронотоп. (Прикрепляет карточку к доске.) Что это такое? Давайте узнаем.(Слайд 5)

В качестве примера рассмотрим один из хронотопов (Слайды 6-7).

А теперь попробуйте сами вспомнить и привести примеры ещё 3 хронотопов в рассказе. Какую роль играет хронотоп? Что помогает понять? (Если ученики затрудняются, учитель помогает и показывает слайды 8-11.)

Можем ли мы сказать, что мечта Фёдора реализовалась? (Нет. Сначала Фёдор чувствует себя счастливым и готов любить и оберегать всё вокруг. Ему хочется делиться счастьем со всеми. Перед ним открывается огромный прекрасный мир. Но счастье длилось недолго. Яуста его не понимает и разрушает то нежное, хрупкое, что только наметилось в их отношениях. Ей не нужен большой мир, ей хватает маленького мирка дома, где всё уже известно и неизменно, как у всех. Чего ещё желать? Мечта разрушена. Фёдор уходит из дома.).

Чем продиктованы дальнейшие действия Фёдора? Осуждаете ли вы его? (Уход из дома и пьянство - это протест против грубости, чёрствости, душевной слепоты, узости мышления.)

Когда Фёдор вновь обретает мечту? Как идёт к ней? (Фёдор узнаёт, что Индрик набирает команду, и идёт к нему гарпунщиком. Теперь его мечта, кажется, совсем близко. Есть человек, который серьёзно относится к мечте Фёдора и поддерживает его.)

Рассказ заканчивается трагически. Сбылась ли мечта Фёдора? Какие мысли появились у вас после прочтения рассказа? Надо ли было идти за мечтой? (Ученики делятся своими выводами. Мнения могут разделиться.)

Вернёмся к словам на доске и попробуем ответить на эти вопросы. Было ли что-то доброе в мечте Фёдора? (Да, он узнал, что есть другие страны и другие люди, есть другие, добрые отношения, и мир может быть добрым.)

Изменился ли Фёдор? (Да.) Был ли счастлив он на пути к своей мечте? (Безусловно.)

Какого человека вдруг открыл в себе Фёдор, благодаря мечте? (Удивительного, любознательного, умеющего видеть красоту и трепетно относящегося к окружающему, умеющего идти к своей мечте и преодолевать трудности).

Итоги.

Какими словами заканчивает автор своё произведение? (Слайд 13) Согласны ли вы с ним? Надо ли мечтать? Какую роль играет мечта в жизни человека?(Мечта делает человека лучше. Открывает ему мир вокруг и мир внутри него.)

Вы совершенно правы. И в подтверждение наших выводов можно привести слова известных писателей (Слайд 14).

Рефлексия.

Интересен ли был вам наш сегодняшний разговор? Что нового вы для себя узнали? Довольны ли собой? На все ли вопросы получили ответы?

6. Д/з. Безусловно, в ходе урока у вас могли появиться новые мысли, новые вопросы. Поделитесь ими в вашем домашнем рассуждении по мотивам нашего урока на одну из предложенных тем:

1) Надо ли мечтать? (Можно использовать цитаты последнего слайда.)

2) Кого из героев литературы 19 века напоминает Фёдор из рассказа «Африка»?

 

Использованная литература

Е. Замятин. Африка.


"Африка" Замятин
PPT / 11.42 Мб

Желтова Н. Ю. Поэтика русского национального характера в Северной трилогии Е. Замятина («Африка», «Север», «Ёла»). Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение». Журнал «Вестник Тамбовского университета». Серия: Гуманитарные науки.1997

Седова О. В. Поэтика цвета в прозе Е. И. Замятина: дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 Елец. 2006

Краснова Т. В. Особенности сюжетостроения в прозе Е. И. Замятина. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук. Тамбов. 2013

Литература. Методические рекомендации и поурочные разработки. 11 класс. Беляева Н.В. Иллюминарская А.Е. Москва. «Просвещение». 2017

Литература. 11 класс. Методические рекомендации. Под редакцией Б. А. Ланина. Москва. Издательский центр «Вентана – Граф». 2019


 



 


 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.