12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Дорофеева Ольга98
4

Правда, добро, красота живут вечно! И только в них смысл жизни… (анализ рассказа Б.В.Шергина «Для увеселения»)

Дорофеева О.М.,

учитель русского языка и литературы

«Правда, добро, красота живут вечно! И только в них смысл жизни…» (анализ рассказа Б.В.Шергина «Для увеселения»).

Характеристика темы: рассказ «Для увеселения» продолжает ряд уроков регионального компонента по изучению творчества известного северного писателя Б.В.Шергина.

Тип занятия: урок изучения нового материала с элементами развития речи.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Цель урока: дать анализ рассказа Б. Шергина «Для увеселения».

Задачи:

  • обучающие: проанализировать рассказ Б. Шергина «Для увеселения», познакомить учащихся с устаревшими словами.
  • воспитательные: способствовать возникновению патриотических чувств к родной земле, к родной природе; способствовать формированию эстетического вкуса, воспитанию уважения к личности автора, к художественному слову; способствовать формированию представлений об общечеловеческих ценностях;
  • развивающие: способствовать развитию эмоций и воображения учащихся, развитию выразительного чтения, устной речи, обогащению словарного запаса; содействовать формированию умения анализировать прозаический текст, выделять ключевые слова, рассматривать образную систему произведения; содействовать формированию умения логически мыслить, рассуждать, работать творчески.

Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, экран, DVD проигрыватель.

Дидактические материалы: выставка книг Бориса Шергина, раздаточный материал (опорный конспект

Предварительное задание:

  • учащимся класса познакомиться с содержанием рассказа;
  • составить синквейн (братья Личутины)

Методы: эвристическая беседа, работа в группах, использование проблемно – диалоговой технологии, технологии критического мышления.

Ход урока.

I. Учитель: Знакомо ли вам имя Бориса Викторовича Шергина? Назовите, какие произведения этого писателя вам известны? («Рифмы», «Волшебное кольцо», «Сказки о Шише», «Мартынко», «Миша Ласкин»).

Сегодня на уроке мы с вами обратимся к творчеству писателя Б.Шергина.

Тема. Цель. (Слайд 1)

«Держатель чудесного, певучего, до щегольства богатого северно – русского сказа», - так называл Шергина писатель Леонид Леонов. (Слайд 2, 3, 4)

«В родной семье, в городе Архангельске я главным образом и наслушался, и воспринял все свои новеллы, былины, песни, скоморошины. На всю жизнь запасся столь бесценным для писателя наследством», - писал позднее Шергин. (Слайд 5, 6, 7)

Живя среди поморов – корабельщиков, Шергин был хорошо знаком с народной морской рукописной литературой – древними северными морскими лоциями, уставами, сборниками правил морского судоходства – «правильниками», с интересом читал записные книжки поморов, в которых встречались и описания «любознательных случаев». (Слайд 8)

Сегодня на уроке мы с вами попытаемся проанализировать содержание небольшого рассказа «Для увеселения». И поможет нам в этом книга, которую вы напишите сегодня сами.

Прежде, чем мы с вами приступим к анализу рассказа, давайте вместе попробуем объяснить смысл слова «увеселение». (Слайд 9)

Работа с опорным конспектом. Задание 1. Запишите, как вы понимаете смысл этого слова?

Б.В.Шергин говорил: «Дай телу принужденье, глазам управление, мыслям средоточие, тогда и ум взвеселится».

Работа в малых группах. Подберите синонимы к последнему слову:

Ум взвеселится – возрадуется, просветлится

Итак, увеселение – просветление, возвышение духа.

А теперь давайте обратимся к истории создания рассказа.

Документальным источником для создания рассказа послужили письма одного из двух погибших от голода рыбаков, найденные писателем – этнографом Максимовым. Эти письма были напечатаны в «Архангельских Губернских Ведомостях» в 1847г.

Вот эти письма, вырезанные на трех дощечках:

«Пашенька! Как унесло нас – четвёртое воскресенье и понедельник; ты не пришла; тепло было. Ходили по Осинке, дожидали вас, вы не приехали; Бог с вами! Панюшка, тощи стали! Карбас отлучился (оторвало ветром) 15 вёрст ниже льды». (Слайд 10)

«Панюшка! Я воскресение ходил по Осинке; вперёд не знаем: долго ли живём, или коротко. У Канбалина якорь возьми и долг Рындину заплати. Ты, Пашенька, не забудь души моей грешной. Мы здесь друг другу клялись и скажем отцу: всеми грехами грешны и согрешили, и ты поставь псалтырь (закажи читать) Панюшка! Мы один белый мох едим и силы не стало. Простите, други и недруги, меня грешного Якова Елисеева». (Слайд 11)

«20 числа ходил по Осинке и домой смотрел; лед тонкий: если бы можно, ещё бы ушел домой. Пашенька, прости! И всем скажи, и все меня простите. Братец Андрей, не обидь Прасковьи и другим не давай. Прости, Пашенька, и меня, и меня грешника простите Якова». (Слайд 12)

- Какие чувства овладевают нами, когда мы читаем эти письма? (жалость, сожаление)

Комментируя эти письма, Максимов говорит: «Совсем голодной, не русской смертью умерли несчастья и всего только в десяти верстах от родной деревни… Жили страдальцы на острове более пяти недель… Лежат на полу два почернелых уже человека, обхватившись руками и плотно прижавшись друг к другу…» (Слайд 13)

Б.В.Шергин, создавая рассказ в 1952 г., решился показать, к чему стремится душа помора в самые трагические минуты жизни.

II. Работа с текстом

Рассказ, который вы читали к сегодняшнему уроку, – быль о братьях Личутиных, попавших в беду.

Скажите, как автор определяет жанр своего произведения? Что такое предание? (Предание. См. опорный конспект. Задание 3).

С какими однокоренными словами у нас ассоциируется это слово? (Передавать). То есть это история, дошедшая до нас от наших предков, передающаяся из поколения в поколение.

Работа в группах. О ком это произведение? (Слайд 14)

А еще о чем это произведение? (Заполняем таблицу)

Люди

природа

Язык (диалекты)

братья Личутины

пейзажи Белого моря

Взлобье – каменный остров

Образ рассказчика

 

Взводёнок – прибой

   

Взводень – большая волна

 

При первом прочтении восхищаемся величием души братьев Личутиных, нашедших в себе силы достойно встретить свою смерть. Представляем себе пейзажи Белого моря, стаи гагар, сидящих на островках, кочующие льдины, красоту прилива на пике белых ночей.

А как вы думаете, что помогает автору достоверно и ярко раскрыть эти образы? Язык произведения. (Заполняем 3 столбик таблицы)

А сейчас я попрошу вашего внимания на экран… Начало. Мультфильм. (Слайд 15)

Для того, чтобы вспомнить детали биографии братьев Личутиных , я предлагаю вам разгадать кроссворд. (Слайд 16)

Кроссворд. 1. Найдите в тексте и зачитайте, откуда родом были братья Личутины?

2. Кем были приняты по штату Иван и Ондриян?

Ребята, а почему, рассказывая о занятиях Ивана и Ондрияна, писатель слово «плотник» заменяет словом «резчик»?

Правильно. Рассказчик упоминает языческих богов ( «кумирических богов»), что изображались на кораблях:

А знаете ли вы, что означают эти символы? Давайте поговорим о них, а потом вновь вернемся к кроссворду.

олень – это молодость и начинание (Слайд 17), орел – сила и могущество (Слайд 18),

феникс – духовное бессмертие и воскресение (Слайд 19), лев – храбрость (Слайд 20).

Как вы думаете, почему именно эти символы изображали на кораблях Иван и Ондреян?

(Это качества, необходимые мореходам).

«К концу сороковых годов братья по семейным обстоятельствам возвратились в Мезень. Назовите род их занятий?» (промышленники) (Слайд 21)

Кто такие «промышленники»?

Какая беда «страшная, непоправимая» случилась с промысловиками? (зачитать эпизод, стр. 57)

А сейчас я вновь попрошу вашего внимания на экран… Мультфильм (Слайд 22)

Какие слова заставляют нас обратить на себя внимание?

Ребята, давайте с вами обратимся к карте (Слайд 23).

Старинный путь из Белого моря в Баренцево проходит вдоль юго-восточного берега Кольского полуострова. Это и есть Терский берег, который тянется от мыса Святой Нос (граница Белого и Баренцева морей) до мыса Лудошный. Протяженность его – 500 километров – определить место острова было бы трудно. Но в дальнейшем мы узнаем, что братья Личутины приходили на островок с Канского берега – берега полуострова Канин, то есть берега, противоположного Терскому. А значит место «помянутого корга» следует искать где-то в проливе между двумя этими берегами.

А вот что говорится в другом документе, «Лоции Белого моря» для капитанов кораблей:

«Терский берег северной части Белого моря более приглуб и чист от опасностей, чем Канинский берег. Плавание вдоль этого берега обычно осуществляется по так называемому Терскому фарватеру и преимущественно на судах с осадкой до 4,5 м, так как плавание здесь из-за банок и отмелей возможно лишь на значительном расстоянии от берега».

Назовите дату, когда случилась беда с братьями Личутиными?

Беда случилась в Семенов день – то есть 14 сентября, в один из последних дней навигации на Белом море. С сентября оно становится опасным для мореплавания, тем более в «неблагоприятный», по словам рассказчика, год. А если учесть еще и удаленность Личутинского корга от Терского и Канинского фарватеров, по которым последние корабли могли возвращаться в становища, то можно понять, что шансов у братьев фактически не оставалось.

Найдите в тексте, как встретили братья обрушившееся на них несчастье?

(Зачитывается эпизод со слов «Иван и Ондреян понимали» до «И эпитафию они себе слагают в торжественных стихах»).

Что означает слово «эпитафия»? (работа с опорным конспектом, зад.7).

Почему в трудную для них минуту братья вспомнили «любезное их сердцу художество»? Как автор говорит об этом в тексте? (Осенью…эпитафия)

(«Чтобы ум отманить от безвременной скуки»).

Что оставил каждый из братьев в память своим родным и потомкам? (Текст зачитывают учащиеся)

Я попрошу вашего внимания на экран. (Слайд 24)

Ребята, найдите в тексте и зачитайте, чем сопровождалась эпитафия, какими символами?

Описание «Личутинской доски». Здесь мы сталкиваемся с древней символикой смертитонущий корабль и перевернутый факел. Тут же якорь – символ надежды и спасения (спасения в мире ином и надежды на жизнь вечную). И феникс – воскрешение. Думается, рассказчик не случайно заостряет внимание слушателей на символах. Ведь через них мы видим жизненный и духовный путь братьев Ивана и Ондреяна. От молодости и силы, через храбрость – к спокойному приятию смерти и впоследствии – к надежде на воскресение и жизнь вечную. (Слайд 25)

Какие чувства возникают у вас, когда вы читаете эту надпись?

Проверка домашнего задания. Синквейн о братьях

Здесь мы подходим к главному вопросу: почему же этот рассказ называется «Для увеселенья»?

Можно было бы предположить, что название рассказу дала исключительно строчка из послания на личутинской доске.

Из контекста послания понимаем, что художественное оформление автоэпитафии было затеяно для того, чтобы избежать уныния – один из самых тяжких грехов в православии. Можно назвать это и увеселеньем, то есть способом развеять тоску.

Вся проделанная братьями работа – для того, чтобы вызвать в людях это «веселье сердечное», веселье от осознания духовного величия человека. (Слайд 26)

Показ слайда 27.

Закончить наш урок мне хотелось бы словами Б.В.Шергина: «Правда, добро, красота живут вечно! И только в них смысл жизни…» Слайды 28, 29.

Рефлексия. О чем заставил вас задуматься этот рассказ?

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я научился…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Опубликовано


Комментарии (1)

Рамзия Валеевна, 05.11.15 в 13:37 0 Ответить Пожаловаться
Отличный урок! А можно загрузить и слайды? Спасибо))
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.