Материал на проверке

Разработка урока "Что такое родственные слова"

2
0
Материал опубликован 19 February в группе

Конспект урока

Ф.И.О. Кузнецова Вера Олеговна

Предмет: русский язык

Класс: 2 «Б» (в классе 2 ребёнка с ЗПР)

Тема: «Что такое родственные слова».

Цель:. формирование умения видеть и образовывать родственные слова.

Тип урока: открытие нового знания.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Деятельность обучающихся с ОВЗ

1.Организационный момент

-Встали ровно, потянулись

И друг другу улыбнулись.

-Покажите с помощью карточек какое у вас сегодня настроение? (у каждого на столе карточки настроения:

-зеленая (настроение отличное, готов работать)

-желтая (грустное, хочу спать)

Проверим готовность к уроку. На парте должен лежать учебник по русскому языку, тетрадь, дневник, пенал.

Садитесь.

Тянутся, улыбаются друг другу.





Показывают соответствующую карточку.

Тянутся, улыбаются друг другу.





Показывают соответствующую карточку.

2. Актуализация знаний

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Деятельность обучающихся с ОВЗ

Предлагает выполнить самомассаж рук

Обращает внимание детей на правильность его выполнения.











- Запишите число классная работа.


Обращает внимание детей на правильность посадки во время письма.

-Отгадайте загадку


Круглое, румяное, 
Я расту на ветке. 
Любят меня взрослые, 
И маленькие детки.

- Дайте характеристику первой буквы. Какой звук обозначает эта буква?

- В каких случаях эта буква обозначает два звука?




Подготовка руки к письму. Самомассаж рук:

большим пальцем поглаживаем пальцы от кончиков до основания сначала одной руки, потом другой;

при помощи карандаша трем ладони с внутренней стороны, затем – с тыльной;

заканчиваем массаж поглаживанием обеих рук;

дотрагиваемся руками до щёк, ощущаем тепло своих рук.

Записывают в тетради: 5 декабря

Классная работа







Ребята называют слово отгадку.

Дают характеристику буквы /я/



Подготовка руки к письму. Самомассаж рук:

большим пальцем поглаживаем пальцы от кончиков до основания сначала одной руки, потом другой;

при помощи карандаша трем ладони с внутренней стороны, затем – с тыльной;

заканчиваем массаж поглаживанием обеих рук;

дотрагиваемся руками до щёк, ощущаем тепло своих рук.

Записывают в тетради: 5 декабря

Классная работа

есть шаблон нужных отступов, который я заранее проставила в тетрадях (точки)

Ребята называют слово отгадку.

Повторяют характеристику буквы за одноклассниками.




3. Самоопределение к деятельности

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Деятельность обучающихся с ОВЗ

- Выпишите из стихотворения слова антонимы

Яблоко

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну кому какое дело?

Просто

Яблоко

Висело.

Только Конь сказал, что низко,

А Мышонок –

Высоко.

Воробей сказал,

Что близко,

А Улитка – далеко.

А Теленок озабочен

Тем, что яблоко Мало.

А Цыпленок – тем,

Что очень

Велико и тяжело.

А Котенку все равно:

- Кислое – зачем оно?

- Что вы? –

Шепчет Червячок, -

Сладкий у него бочок.

Г. Сапгир

- Проверьте правильность выполнения задания (взаимопроверка с доски).

- Как вы думаете, написание, какого слова нам нужно запомнить?






- Итак, какие слова мы называем антонимами?


- Я предлагаю вам решить грамматическую задачу. Послушайте рассказ «Родня ли Гусеница Гусю?»

Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница

О! Здравствуйте! Вы кто такие?

Я Гусь, это Гусыня, это наши гусята. А ты кто?

А я ваша родственница – гусеница.

- Ребята, кого мы называем родственниками?





Ребята, как вы думаете, права ли гусеница, считающая себя родственницей. Почему?

- Кого же можно здесь назвать родственниками?

- Среди слов, оказывается, тоже есть родственники.

- Как вы думаете, что же станет темой нашего сегодняшнего урока?

- Какие цели вы поставите себе на уроке?

Дети выполняют это задание в парах. Желающий выполняет на развороте доски. Ребята советуются друг с другом.



На доске:

Низко – высоко, близко – далеко, мало – велико, кислое – сладкое.






Сверка с образцом на доске.



Определяют словарное слово, записывают его в строчку, ставят ударение и подчеркивают орфограмму

(яблоко)





Объясняют значение слова «Антонимы».



Ребята доказывают свои точки зрения по каждому вопросы













Родственники – это родные люди, у них есть много общего: общие родители, бабушки, дедушки. Они часто похожи внешне.













Ребята называют тему урока (высказывают свое предположение), определяют цель на уроке

Ученики выполняют задание в паре с сильными учениками .















Проверка детей с ЗПР на правильность выполнения задания сильным учеником.

Списывают подчеркнутое слово с выделенными ударением и орфограммами на карточке.

(яблоко)





Еще раз повторяют за одноклассниками (спрашиваю)

Ученики высказывают свою точку зрения по данным вопросам













Высказывают свою точку зрения.















Повторяют тему и цели урока



4.Открытие нового знания

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Деятельность обучающихся с ОВЗ

Работа с учебником

- Откройте учебники на странице 58. На какой вопрос мы сегодня должны найти ответ?

- Прочитайте текст упражнения 77.

-Чем похожи выделенные слова? Что их объединяет?

- Прочитайте правило в рамочке, на что нужно обратить внимание, и скажите: верные ли мы высказали предположения?

- Назовите два признака родственных слов.

- А теперь давайте вернемся к нашим «гусям». Запишите родственные слова.

- Какая общая часть в этих словах?

t1739968610aa.gif

-гус-



-Молодцы ребята!

- упражнении 78 на странице 59 прочитайте слова первой группы. Можно ли эти слова назвать родственными? (аналогично разбираются остальные слова)

t1739968610aa.gif

- Спишите: 1 ряд – 1-ю группу, 2 ряд – 2-ю группу, 3 ряд – 3-ю группу. Выделите общую часть родственных слов так






- Читают текст, анализируют, делают выводы.







Определяют признаки родственных слов, называют. Еще раз проговаривают правило

В тетрадях записывают слова: гусь, гусыня, гусята

-Выделяют общую часть родственных слов











Записывают и выделяют общую часть.

Самопроверка со слайда

Учитель убеждается, что ребенок с ЗПР открыл учебник на нужной странице и нашел правильно упражнение.

На доске появляется сокращенное правило: родственные слова

t1739968610ab.jpg



Проговаривают еще раз правило.



На доску учитель вывешивает карточки с этими словами и просит детей с ЗПР выделить над карточкой общую часть слов (по очереди)









- Индивидуальная работа с ЗПР пока остальные выполняют (чтение слов, разбор ,родственные эти слова или нет, как выделяем общую часть, какая общая часть в этих словах и т.д.).

Выделяют общую часть в учебнике карандашом. Самопроверка со слайда

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять – все умеем мы считать.

Раз! Подняться, подтянуться. Два! Согнуться, разогнуться.

Три! В ладоши три хлопка. Головою три кивка.

На четыре – руки шире. Пять – руками помахать.

Гимнастика для глаз

Глазки вправо, глазки влево. И по кругу проведем. 
Быстро – быстро поморгаем и немножечко потрем. 

Посмотри на кончик носа и в «межбровье» посмотри. 
Круг, квадрат и треугольник по три раза повтори. 
Глазки закрываем, медленно вдыхаем. 
А на выдохе опять глазки заставляй моргать. 
А сейчас расслабились, на места отправились. 

5. Закрепление изученного

- Каждая пара получает карточку с заданием.

В густом зеленом ельнике жила маленькая Ёлочка. Как и все маленькие, она была очень любопытна и часто задавала вопросы.

- Почему, - спрашивала Ёлочка у мамы Ёлки, - на твоих ветках растут шишки, а на моих нет?

- Не огорчайся, - отвечала мама. – Подрастешь, и на твоих ветках появятся красивые твёрдые шишечки.

- Почему, - спрашивала Ёлочка у бабушки, старой Ели, - к тебе в гости часто прибегают рыжие белки и прилетают дятлы и клесты?

- И к тебе будут прилетать в гости птицы, прибегать белки, - успокаивала Ёлочку бабушка Ель. – В шишках прячутся еловые семена. Для белок, дятлов, клестов это самая лакомая еда.

- Прочитайте текст, подчеркните родственные слова.

Учитель наблюдает, по необходимости оказывает помощь.











- Итак, какие родственные слова вы подчеркнули в тексте сказки?

- Запишите эти слова в тетрадь и выделите общую часть знаком

- Какая общая часть у всех этих слов?

-Молодцы! Хорошо потрудились!


Работа с карточками в парах

(взаимопомощь, взаимоконтроль, взаимоподдержка)







































Дети записывают слова и выделяют общую часть



Называют общую часть.


























t1739968610ac.gift1739968610ad.gifЕще раз повторяют признаки родственных слов ( в помощь схема )t1739968610ab.jpg





Выписывают подчеркнутые в карточке слова. Выделяют общую часть.









Называют общую часть (если затрудняются, помогают соседи по парте).

6. Итог урока. Рефлексия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Деятельность обучающихся с ОВЗ

- Ребята, давайте проверим, всё ли вы сегодня поняли? На слайде написаны слова, вам нужно написать в тетрадь из каждой строчки лишнее слово:

1. Жарко, жарится, печется.

2. Дерево, деревянный, сосна, деревцо.

3. Чайка, чайник, чайный.

4. Лес, лестница, лесничий.



Проверьте работу у соседа по парте, оцените работу с помощью наших знаков: +, -.



- Что нового узнали на уроке?

- Какие два условия должны выполняться, чтобы слова можно было назвать родственными?

-За что ты бы мог похвалить себя?

-Кто уже понял, что такое корень?

-Кому ещё нужно время, чтобы разобраться?

- Спасибо за урок!



Рефлексия: Дети анализируют свою работу и показывают карточками справился ребенок с заданиями или нет (зеленая – справился, желтая –было трудно)



Домашнее задание:

Подберите родственные слова с общей частью -бег-,-вод-.-зим-. В словах укажите общую часть.




Выполняют самостоятельно.



















Отвечают, высказывая свою точку зрения

- Ответы детей













Самооценка

Учитель подготовил заранее раздаточный материал с этим заданием.

- В каждой строчке зачеркните лишнее слово, оставьте только родственные слова.















Отвечают, высказывая свою точку зрения

Повторяют признаки родственных слов (в помощь схема)













Самооценка












в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.