Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Деятельность обучающихся с ОВЗ |
1.Организационный момент -Встали ровно, потянулись И друг другу улыбнулись. -Покажите с помощью карточек какое у вас сегодня настроение? (у каждого на столе карточки настроения: -зеленая (настроение отличное, готов работать) -желтая (грустное, хочу спать) –Проверим готовность к уроку. На парте должен лежать учебник по русскому языку, тетрадь, дневник, пенал. – Садитесь. | Тянутся, улыбаются друг другу.
Показывают соответствующую карточку. | Тянутся, улыбаются друг другу.
Показывают соответствующую карточку. |
2. Актуализация знаний |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Деятельность обучающихся с ОВЗ |
Предлагает выполнить самомассаж рук Обращает внимание детей на правильность его выполнения.
- Запишите число классная работа.
Обращает внимание детей на правильность посадки во время письма. -Отгадайте загадку
Круглое, румяное, Я расту на ветке. Любят меня взрослые, И маленькие детки. - Дайте характеристику первой буквы. Какой звук обозначает эта буква? - В каких случаях эта буква обозначает два звука?
| Подготовка руки к письму. Самомассаж рук: большим пальцем поглаживаем пальцы от кончиков до основания сначала одной руки, потом другой; при помощи карандаша трем ладони с внутренней стороны, затем – с тыльной; заканчиваем массаж поглаживанием обеих рук; дотрагиваемся руками до щёк, ощущаем тепло своих рук. Записывают в тетради: 5 декабря Классная работа
Ребята называют слово отгадку. Дают характеристику буквы /я/
| Подготовка руки к письму. Самомассаж рук: большим пальцем поглаживаем пальцы от кончиков до основания сначала одной руки, потом другой; при помощи карандаша трем ладони с внутренней стороны, затем – с тыльной; заканчиваем массаж поглаживанием обеих рук; дотрагиваемся руками до щёк, ощущаем тепло своих рук. Записывают в тетради: 5 декабря Классная работа есть шаблон нужных отступов, который я заранее проставила в тетрадях (точки) Ребята называют слово отгадку. Повторяют характеристику буквы за одноклассниками.
|
3. Самоопределение к деятельности |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Деятельность обучающихся с ОВЗ |
- Выпишите из стихотворения слова антонимы Яблоко У прохожих на виду Висело яблоко в саду. Ну кому какое дело? Просто Яблоко Висело. Только Конь сказал, что низко, А Мышонок – Высоко. Воробей сказал, Что близко, А Улитка – далеко. А Теленок озабочен Тем, что яблоко Мало. А Цыпленок – тем, Что очень Велико и тяжело. А Котенку все равно: - Кислое – зачем оно? - Что вы? – Шепчет Червячок, - Сладкий у него бочок. Г. Сапгир - Проверьте правильность выполнения задания (взаимопроверка с доски). - Как вы думаете, написание, какого слова нам нужно запомнить?
- Итак, какие слова мы называем антонимами?
- Я предлагаю вам решить грамматическую задачу. Послушайте рассказ «Родня ли Гусеница Гусю?» Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница – О! Здравствуйте! Вы кто такие? – Я Гусь, это Гусыня, это наши гусята. А ты кто? – А я ваша родственница – гусеница. - Ребята, кого мы называем родственниками?
–Ребята, как вы думаете, права ли гусеница, считающая себя родственницей. Почему? - Кого же можно здесь назвать родственниками? - Среди слов, оказывается, тоже есть родственники. - Как вы думаете, что же станет темой нашего сегодняшнего урока? - Какие цели вы поставите себе на уроке? | Дети выполняют это задание в парах. Желающий выполняет на развороте доски. Ребята советуются друг с другом.
На доске: Низко – высоко, близко – далеко, мало – велико, кислое – сладкое.
Сверка с образцом на доске.
Определяют словарное слово, записывают его в строчку, ставят ударение и подчеркивают орфограмму (яблоко)
Объясняют значение слова «Антонимы».
Ребята доказывают свои точки зрения по каждому вопросы
Родственники – это родные люди, у них есть много общего: общие родители, бабушки, дедушки. Они часто похожи внешне.
Ребята называют тему урока (высказывают свое предположение), определяют цель на уроке | Ученики выполняют задание в паре с сильными учениками .
Проверка детей с ЗПР на правильность выполнения задания сильным учеником. Списывают подчеркнутое слово с выделенными ударением и орфограммами на карточке. (яблоко)
Еще раз повторяют за одноклассниками (спрашиваю) Ученики высказывают свою точку зрения по данным вопросам
Высказывают свою точку зрения.
Повторяют тему и цели урока |
4.Открытие нового знания |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Деятельность обучающихся с ОВЗ |
Работа с учебником - Откройте учебники на странице 58. На какой вопрос мы сегодня должны найти ответ? - Прочитайте текст упражнения 77. -Чем похожи выделенные слова? Что их объединяет? - Прочитайте правило в рамочке, на что нужно обратить внимание, и скажите: верные ли мы высказали предположения? - Назовите два признака родственных слов. - А теперь давайте вернемся к нашим «гусям». Запишите родственные слова. - Какая общая часть в этих словах? 
-гус-
-Молодцы ребята! - упражнении 78 на странице 59 прочитайте слова первой группы. Можно ли эти слова назвать родственными? (аналогично разбираются остальные слова)  - Спишите: 1 ряд – 1-ю группу, 2 ряд – 2-ю группу, 3 ряд – 3-ю группу. Выделите общую часть родственных слов так
|
- Читают текст, анализируют, делают выводы.
Определяют признаки родственных слов, называют. Еще раз проговаривают правило В тетрадях записывают слова: гусь, гусыня, гусята -Выделяют общую часть родственных слов
Записывают и выделяют общую часть. Самопроверка со слайда | Учитель убеждается, что ребенок с ЗПР открыл учебник на нужной странице и нашел правильно упражнение. На доске появляется сокращенное правило: родственные слова 
Проговаривают еще раз правило.
На доску учитель вывешивает карточки с этими словами и просит детей с ЗПР выделить над карточкой общую часть слов (по очереди)
- Индивидуальная работа с ЗПР пока остальные выполняют (чтение слов, разбор ,родственные эти слова или нет, как выделяем общую часть, какая общая часть в этих словах и т.д.). Выделяют общую часть в учебнике карандашом. Самопроверка со слайда |
Физкультминутка Раз, два, три, четыре, пять – все умеем мы считать. Раз! Подняться, подтянуться. Два! Согнуться, разогнуться. Три! В ладоши три хлопка. Головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать. Гимнастика для глаз Глазки вправо, глазки влево. И по кругу проведем. Быстро – быстро поморгаем и немножечко потрем. Посмотри на кончик носа и в «межбровье» посмотри. Круг, квадрат и треугольник по три раза повтори. Глазки закрываем, медленно вдыхаем. А на выдохе опять глазки заставляй моргать. А сейчас расслабились, на места отправились. |
5. Закрепление изученного |
- Каждая пара получает карточку с заданием. В густом зеленом ельнике жила маленькая Ёлочка. Как и все маленькие, она была очень любопытна и часто задавала вопросы. - Почему, - спрашивала Ёлочка у мамы Ёлки, - на твоих ветках растут шишки, а на моих нет? - Не огорчайся, - отвечала мама. – Подрастешь, и на твоих ветках появятся красивые твёрдые шишечки. - Почему, - спрашивала Ёлочка у бабушки, старой Ели, - к тебе в гости часто прибегают рыжие белки и прилетают дятлы и клесты? - И к тебе будут прилетать в гости птицы, прибегать белки, - успокаивала Ёлочку бабушка Ель. – В шишках прячутся еловые семена. Для белок, дятлов, клестов это самая лакомая еда. - Прочитайте текст, подчеркните родственные слова. Учитель наблюдает, по необходимости оказывает помощь.
- Итак, какие родственные слова вы подчеркнули в тексте сказки? - Запишите эти слова в тетрадь и выделите общую часть знаком - Какая общая часть у всех этих слов? -Молодцы! Хорошо потрудились!
| Работа с карточками в парах (взаимопомощь, взаимоконтроль, взаимоподдержка)
Дети записывают слова и выделяют общую часть
Называют общую часть.
|
 Еще раз повторяют признаки родственных слов ( в помощь схема )
Выписывают подчеркнутые в карточке слова. Выделяют общую часть.
Называют общую часть (если затрудняются, помогают соседи по парте). |
6. Итог урока. Рефлексия |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Деятельность обучающихся с ОВЗ |
- Ребята, давайте проверим, всё ли вы сегодня поняли? На слайде написаны слова, вам нужно написать в тетрадь из каждой строчки лишнее слово: 1. Жарко, жарится, печется. 2. Дерево, деревянный, сосна, деревцо. 3. Чайка, чайник, чайный. 4. Лес, лестница, лесничий.
Проверьте работу у соседа по парте, оцените работу с помощью наших знаков: +, -.
- Что нового узнали на уроке? - Какие два условия должны выполняться, чтобы слова можно было назвать родственными? -За что ты бы мог похвалить себя? -Кто уже понял, что такое корень? -Кому ещё нужно время, чтобы разобраться? - Спасибо за урок!
Рефлексия: Дети анализируют свою работу и показывают карточками справился ребенок с заданиями или нет (зеленая – справился, желтая –было трудно)
Домашнее задание: Подберите родственные слова с общей частью -бег-,-вод-.-зим-. В словах укажите общую часть.
| Выполняют самостоятельно.
Отвечают, высказывая свою точку зрения - Ответы детей
Самооценка | Учитель подготовил заранее раздаточный материал с этим заданием. - В каждой строчке зачеркните лишнее слово, оставьте только родственные слова.
Отвечают, высказывая свою точку зрения Повторяют признаки родственных слов (в помощь схема)
Самооценка
|