Разработка урока: «Что такое игровой фольклор?»
МАУДО « Рязанский городской дворец детского творчества». Фольклорный ансамбль « Вениз» Разработка открытого занятия по предмету « Песенный фольклор» в группе 1этапа 1 года обучения.( 5-6 лет) Педагог: Ломова Н.И. Тема: « Игровой фольклор»
Мир народной музыки окружает ребёнка с момента его рождения и на протяжении всей жизни. Это позволяет выделить музыкальный фольклор в основной раздел народного творчества. Это хороводные песни, припевки, считалочки, песенки-игры заклички, загадки, передающие основные представления народа о главных жизненных ценностях – труде, семье. Дружбе. Любви к Родине.
Осмысление детьми жизненных явлений, освоение окружающей действительности невозможно без игр, песен. Игровой музыкальный фольклор необходимо рассматривать как одно из средств воспитания детей, в основе которого лежит народная педагогика. Объединяя колыбельные, детские, игровые, лирические, исторические хороводные песни и попевки, музыкальный фольклор становится для ребёнка уроком истории, ознакомлением с краеведением, родной речью, уроком познания психологии человеческих отношений, так как музыкальный фольклор – это совокупность жанров народного творчества.
В играх или игровых песнях отражаются национальные традиции, представления человека о чести, смелости, мужестве, проявлении смекалки, творческой выдумки, находчивости..
Музыкальный фольклор является своеобразным мостиком приобщения к народным истокам, к самобытным традициям культуры России.
Таким образом – основная ЦЕЛЬ приобщения ребёнка музыкальному фольклору – это формирование у него познавательного интереса к быту и традициям своего народа ; развитие творческой личности через развитие музыкальных способностей.
Цель обуславливает следующие ЗАДАЧИ:
Обучающие:
- приобщение детей к миру народной культуры через детский музыкальный фольклор ;
- изучение истории родного края, культуры, быта, традиций;
Развивающие:
-развитие практических исполнительных навыков и умений в процессе изучения народных песен с использованием игровых действий;
-развитие творческой активности детей,
- формирование музыкальных способностей.
Воспитывающие:
- воспитание чувства принадлежности к русскому народу, его истории и культуре;
воспитание уважения и любви к народной песне, как особо значимой области музыкально-народной культуры;
формирование интереса детей и их родителей к миру традиционной русской культуры и культур других народов;
В процессе проведения занятия дети должны знать:
-упражнения, входящие в раздел «распевание», включающие в себя интонационные народные напевы, музыкальные попевки;
- считалки, потешки, народные игры, прибаутки;
-песенный репертуар к музыкально-игровой композиции « Теремок»
Уметь:
Исполнять вокальные упражнения на формирование звуков в народной манере пения;
исполнять считалки « Раз,два,три,четыре,пять», « Трынцы- брынцы бубенцы» применяя их перед игрой;
исполнять потешки, прибаутки, колыбельные, применять их в музыкально-игровой композиции « Теремок» совместно с хореографическими движениями, игрой на народных инструментах;
План проведения занятия.
Распевание – 15 минут.
Разучивание песенного репертуара. -15 минут.
Исполнение фрагмента музыкально-игровой композиции « Теремок»- 30 минут.
-исполнение потешек совместно с речевыми текстовками по разработанному сценарию- 15 минут;
- считалки,игры-15 минут.
Занятие проходит в течение 1 часа согласно расписанию.
Распевание.
Распевание- это подготовка голоса к пению, формирование единой манеры пения ,открытого звука. В основе народного пения лежит речевое интонирование, поэтому занятия надо начинать с упражнений на полное раскрытие всех качеств речевого голоса детей. Для выработки единой звуковой позиции при произношении гласных, а также для развития дикции, используются вокальные приемы в форме игры « Музыкальный лес».
Дети попадают в воображаемый « волшебный лес», где на пути нам встречаются его жители. И первых ,кого мы встречаем -это три брата колокольчика. Их голосочки звонкие и яркие. Исполняем упражнение « Колокольчики» при помощи игры « Эхо»-показ с голоса педагога-сначала слушаем, потом повторяем. Данное упражнение служит для формирования дикции и звукоформирования «ли», « ле», « ля» и исполняется по музыкальным ступеням вверх и вниз в объеме « терции».
Упражнение « Мячики».Берем в руки « мячики».Исполняем короткие звуки в сочетании с длинными(покатились мячики по дорожке) « я-я-яаааа», « е-е-еееее» , « ё-ё-ёёёё» вверх –вниз в объеме « терции».
Упражнение « Дедушка Эхо».Прогулка по «волшебному лесу» приводит нас к домику. Заглядываем в окошко. Кто живет в этом домике?- Дети перечисляют зверей, сказочных героев и т.д. ,включая таким образом воображение. Это домик Дедушки Эхо, который сторожит музыкальный лес и следит за порядком ,чтобы никто не шумел он сердито говорит нам « аяяяяяяяй», « оееееей»-дети исполняют данное упражнение в объеме « кварты» по ступеням вверх-вниз,что позволяет расширить диапазон голоса, разработать четкую дикцию и эмоционально исполнить « песенку Дедушки Эхо».
Упражнение « Пчелка»-потешка. Пчелка тоже живет в музыкальном лесу. Просыпается пчелка рано утром и летит собирать мед для своего домика. Садится пчелка на цветочки и поет песенку. Дети исполняют потешку со словами и мелодией .
- У пчелы полно забот.
Собирать ей надо мед.
Над цветком она кружит.
Про дела свои жужжит.
В конце потешки каждый ребенок сам придумывает песенку пчелки ,применяя слоги «жи-жи-жи»; « жу-жу-жу»; «жа-жа-жа» и т. д.Данное упражнение развивает слух, интонацию, память, самостоятельное мышление, фантазию.
Разучивание песенного репертуара.
Хорошо подобранный музыкальный материал должен соответствовать интересам детей. Успехом пользуются у детей весёлые, подвижные песни-игры, песни-сказки, песни-танцы. Одним из примеров явлвется потешка « Ой ди-ди-ли,ди-ди-ли.Где мы волка видели?» Веселый шуточный текст ,слоги из упражнения « Колокольчики»(ди-ди-ли),простая ритмика песни позволяет быстро запомнить потешку.
-Ой,ди-ди-ли,ди-ди-ли.
Где мы волка видели?
У бабушки Тани
В огороде в яме!
Пора бабушка вставать!
Курам семечек давать!
Куры улетели!
На дубочек сели!
Дубок обломился!
Новый народился!
Проговариваем текст в ритме песни, применяя знакомое нам упражнение « Эхо»-показ с голоса педагога-сначала слушаем ,затем повторяем .Пропеваем мелодию отдельно по фразам.( На следующих занятиях к исполнению потешки присоединяем игру на ложках, таким образом подчеркиваем ритмическую основу песни и хореографические движения.)
Исполнение фрагмента музыкально-игровой композиции « Теремок».
В организации обучения детей следует учитывать синкретичность музыкального фольклора – соединение в нём пения, слова и движения, т.е. можно говорить о развитии у детей основного вида творческой деятельности – импровизации. Включение детей в творческий процесс происходит постепенно. Сначала это ознакомление с материалом, затем воспроизведение и повторение, закрепление и уже потом предложение и поиск новых вариантов – всё это происходит в игровых формах, создающих у детей интерес к занятиям. Ритмичные хлопки, притопы в сочетании с игрой на детских музыкальных инструментах (шумовых) способствуют развитию музыкально-ритмического слуха, памяти, учат гармонично связывать пение с игрой. Эмоциональность в проведении занятий формирует у детей творческую активность. Музыкальные игры активизируют, создают необходимую атмосферу увлечённости. Связать вместе все эти аспекты можно в разработке сценария к музыкально-игровым композициям, где собирается воедино весь песенный материал совместно с устным фольклором и хореографическими движениями.
Сказка-наиболее доступный жанр фольклора для детского восприятия. Музыкально-игровая композиция « Стоит в поле теремок» позволяет быстро и легко запомнить сценарий, так как герои сказки знакомы ребенку с раннего детства, активно принять участие в исполнении потешек, игр, считалок .Дети приносят на занятия свои любимые игрушки- заяц ,кот, волк, медведь и лиса становятся « нашими помощниками».На занятиях устанавливается неформальная обстановка, которая способствует развитию коллективного творчества, проявлению сотрудничества и заинтересованности, самоотдачи и самовыражения.
Фрагмент композиции включает в себя исполнение потешек « Стоит в поле теремок» ( про мышку), « Тень-тень-потетень», « Мышка-мышка серая кубышка», считалку«Раз,два,три,четыре,пять кошка учится считать», игры « Кот мурлыка ходит…»
Подведение итогов.
Использование на занятиях игровых форм фольклора, делает занятия эмоциональными, интересными, что способствует лучшему усвоению материала. Потешки способны корректировать поведение детей, создавать у них хорошее настроение ,считалки и игровые песни позволяют проявить самостоятельность, активность, развить фантазию и проявить инициативность, вокальные упражнения в игровой форме приводят к наиболее быстрому развитию музыкального слуха чувства ритма ,запоминанию мелодической линии, формированию народной манеры пения.
Материально-технические условия:
-кабинет для проведения открытого занятия;
-атрибуты к музыкально-игровой композиции « Теремок»:игрушки ,ложки деревянные, корзинки плетеные ,платок ,столик.
- музыкальные инструменты для аккомпанемента –баян, фортепиано.
Методическая литература и интернет-ресурсы:
Методика преподавания в школе фольклора. / Под ред. Браз С.Л. М., 2002.
Мешко Н.К. «Искусство народного пения». Практическое руководство и методика обучения народному пению, Москва, 1996г.
Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып. 1: младенчество. Детство/сост. В. Акинин.- М., 1991.
Шамина Л.В. «Школа русского народного пения». Московский государственный фольклорный центр, Москва, 1997г.
Браз С.Л. Песенный фольклор как основа репертуара народно-певческих коллективов. – М., 1984.
Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и в школе. - М., Линка - пресс, 2000, 224 с.
Обряды и обрядовые праздники. – Академия наук, 1988.
О детском голосе / Под. Ред. Н. Орловой. – М.: Просвещение, 1966.
Гилярова Н.Н. «Музыкальный фольклор Рязанской области». Рязанский областной центр народного творчества, Рязань, 1992г.
Традиционные народные игры и забавы Рязанского края. Б.В. Горбунов, А.Е. Ефимов, Е.А. Ефимова. Рязанский этнографический вестник. Рязань 1994 г.
Фольклор в школе . В 3-х частях / Под общей редакцией Л. Шаминой. – М., 1993.
Сборник « Русские народные сказки для маленьких»- М.2006г.
Интернет-сайты:
« Социальная сеть работников образования»-nsportal.ru
Интернет-журнал « Планета детства» .Методическая разработка «Роль малых форм фольклора в развитии детей» http://planetadetstva.net/vospitatelam/pedsovet/metodicheskaya-razrabotka-rol-malyx-form-folklora-v-razvitii-rechi-detej.html
« Вопросы Истории Методики преподавания фольклора в школе» А.Ю.Никитченко-.http://fictionbook.ru/static/
Приложение №1.
Из репертуарного плана 1-го года обучения
1. «Раз, два, три, четыре, пять….»-считалка
2. «Трынцы - брынцы, бубенцы…» - считалка
Музыкально-игровая композиция « Теремок»
«Тень! Тень! потетень! » - потешка
2. «Ой! Дидили-дидили! » - потешка
3. «Заинька за садочком» - игровая
4. «Стоит в поле теремок » - потешка
5. «Мышка-мышка!Серая кубышка!» - прибаутка
6. «Ой.ребята та-ра-ра» - потешка
7. «Кот Мурлыка ходит» - игровая
8. «Колпачёк» - игровая
Приложение №2.
Система упражнений на развитие музыкальной памяти и интонационного слуха.
Первый этап обучения
Упражнение №1. «Мячик». Исполнение звуков «Я, Е, Ё» на одной ноте, сочетая отрывистое пение и плавное (от звука «фа» до «ля» вверх и вниз).
Упражнение № 2. «Колокольчики». Исполнение слогов «ЛИ, ЛЯ, ЛЁ» покачиваясь в объеме «секунды» (от звуков «ми» - «ля» «си» вверх вниз).
Упражнение №3. «Горка». Исполнение звуков «Я, Е, Ё, » в сочетании отрывистых звуков и нисходящего движения (по мажорному трезвучию вверх и вниз в тональностях «Ре мажор» и «Фа мажор»).
Упражнение № 4. «Музыкальные ступеньки». Плавное поступенное движение мелодии вверх и вниз по трём звукам.
Упражнение № 5
Слогосочетание «а-я-я-я-я-я-яй», «о-ё-ё-ё-ё-ё-ёй» - движение поступенное вверх и вниз в пределах «кварты».
Упражнение № 6. «Коровки» - на развитие певческого дыхания: тихое низкое гудение. Гортань в положении «зевка», губы чуть прикрыты.
Упражнение № 7. «Дуйся пузырь! » - музыкальная попевка с остановкой на короткий, бесшумный вдох и выдох через букву « ф»
Приложение № 3.
Сценарий музыкально-игровой композиции «Стоит в поле теремок»