12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Москвитина Елена Владимировна30
Материал размещён в группе «Учителя физики»
2

Разработка урока физики по ФГОС в 7 классе. Тема «Динамометр. Измерение сил динамометром»

Технологическая карта урока физики в 7 классе по теме «Динамометр. Измерение сил динамометром»

Ф.И.О. разработчика  Москвитина Елена Владимировна, МАОУ «СОШ №45», г. Новоуральск, Новоуральский городской округ, Свердловская область
Предмет: физика
Класс: 7, УМК: Пёрышкин А. В
Тип урока: комбинированный урок

Оборудование:

- на демонстрационном столе штатив с муфтой и лапкой, пружина, набор грузов по 1 Н, самодельные стрелочки из картона (для наглядности при демонстрации сил, действующих на тело, подвешенное к пружине), кусочки пластилина для крепления стрелок к грузику;

- интерактивная доска и подготовленная презентация к уроку (приложение 1);

- листочки с таблицей для заполнения всем учащимся (приложение 2);

- на партах приборы и материалы для лабораторной работы №6 (динамометры с закрытыми шкалами, закреплённые в лапках штативов, наборы грузов по 1 Н).

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

- Образовательные: изучить устройство и принцип действия динамометра; выработать навыки градуировки динамометра и измерения силы с его помощью;

- Развивающие: развивать умение проводить наблюдения и эксперименты, выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи при объяснении примеров и опытов; способствовать развитию речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядного-действенного мышления;

- Воспитывающие: воспитывать культуру поведения при коллективной работе и в парах; воспитывать коммуникабельность, уверенность в себе, самостоятельность, наблюдательность и любознательность.



Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

- исследуют зависимости удлинения пружины от приложенной силы;

- измеряют силу с помощью динамометра;

- различают вес тела и его массу;

-понимают принцип действия динамометра, различных типов весов, встречающихся в повседневной жизни.

- знать устройство и принцип действия динамометра;

- уметь представлять результаты измерения массы и веса тела в виде таблицы, объяснять полученные результаты и делать выводы;

- применять знания о зависимости удлинения пружины от приложенной силы для объяснения действия принципа работы динамометра, докладывать о результатах исследования, отвечать на вопросы по закреплению материала.

Метапредметные

Регулятивные:

Совместно с учителем планируют учебные действия и осуществляют оценку результатов своей деятельности во время урока.

Коммуникативные:

Работают в группе, выделяют основное содержание текста параграфа, находят в нем ответы на поставленные вопросы и излагают их.

Познавательные:

Выдвигают гипотезы, предположения, предложения по решению незнакомой задачи, совместно с учителем формулируют тему урока.

Регулятивные:

- умение совместно с учителем планировать свою учебную деятельность и осуществлять самооценку.

Коммуникативные:

- умение взаимодействовать с напарником в обсуждении способов решения заданий.

Познавательные:

- умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач;

- понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

Личностные

Выполняют задания, аргументируя свои рассуждения. Оценивают деятельность напарника по решению поставленных задач в соответствии с установленными критериями.

- умение грамотно и аргументированно излагать свои мысли при выполнении задания;

-умение контролировать процесс и результат учебной деятельности в парной работе.




Характеристика этапов урока


Этап урока

Время, мин

Задачи

Содержание учебного материала

Методы и приемы работы

ФОУД

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Организационный момент урока и мотивация к учебной деятельности.

1

Создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность

Здравствуйте, ребята! Сейчас я произнесу фразу, в которой пропущено одно слово, вам предлагается произнести это слово:

«Кто владеет …, тот владеет миром».

(ИНФОРМАЦИЕЙ). (слайд №1)

В начале урока нам предстоит убедиться в том, что все вы действительно хорошо «владеете информацией» по изучаемой теме.



Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности (убеждение в значимости учения)

Фронтальная

Создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность.

Слушают учителя, настраиваются на работу.

2. Актуализация знаний.

5

Организовать актуализацию знаний

На интерактивной доске вы увидите вопросы по теме «Силы», составленные в форме квиза; каждый вопрос появляется на экране отдельно, а время ответа на вопрос ограничено (слайды №2,3,4,5,6). Ваша задача дать правильный ответ за отведённое время (по 30 с на вопрос).

А теперь проведём взаимопроверку. Вот правильные ответы (слайды №7, 8,9,10,11). Молодцы!

Методы контроля (письменные ответы на вопросы викторины с последующей

взаимопроверкой)

Фронтальная

Организует письменный опрос учащихся на уроке

Отвечают на вопросы, викторины с последующей взаимопроверкой по образцу и выставлением баллов за викторину.

3. Фиксирование индивидуального затруднения в проблемном действии. Изучение нового материала.


12

Создать условия для выполнения учениками пробного учебного действия.

Организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения


Организовать

деятельность учащихся по изучению нового материала.

Следующее задание: Перед вами таблица, в которой есть пустые ячейки. Ваша задача: заполнить пустые ячейки (один ученик работает у доски, остальные на местах) (Слайд № 12).

(В ходе выполнения предложенного задания обучающиеся сталкиваются с проблемой, они не знают, какое слово нужно вставить в последнюю ячейку таблицы, т.к. мы ещё не изучали, каким прибором измеряют силу). Значит, нам необходимо узнать о новом физическом приборе.

Таким образом, обучающиеся сами формулируют тему урока «Прибор для измерения силы». Учитель: Название этого прибора «Динамометр» (от греч. «динамис» – сила, «метрео» – измеряю). Итак, тема урока определена: «Динамометр. Измерение силы динамометром». Давайте попробуем определить цели и задачи урока (дети высказываются, учитель фиксирует):

- познакомиться с новым измерительным прибором; - рассмотреть принцип его действия; - научиться пользоваться  им; - выполнить практическое задание (слайд № 13).

Предложите способы измерения силы (дети предлагают разное, приходят к возможности использовать пружину).

Проведем наблюдение: Подвесим груз к пружине (учитель проводит демонстрацию опыта и задаёт вопросы). (слайд № 14).

- Почему груз, подвешенный к пружине, растягивает ее?
- Как называется сила, с которой груз действует на пружину?
- Какая сила при этом возникает в пружине?

- Как направлены эти силы? (Учитель прикрепляет приготовленные картонные стрелочки к грузу);

- Почему пружина перестаёт растягиваться и груз останавливается?

При равновесии две силы, направленные в противоположные стороны, уравновешивают друг друга.
- Определите вес груза массой 100 г;
- Что произойдет с растяжением пружины, если подвесить груз массой 200 г?

-А как, используя пружину, определить вес тела неизвестной массы? слайд (№15). Подсказка:

Посмотрите внимательно на приборы, представленные на слайде (№16). Что общего у всех измерительных приборов?

Правильно! Наличие шкалы (оцифрованных делений). Основной частью всех динамометров является пружина и есть шкала (слайд №17). И сейчас вам предстоит самостоятельно изготовить простейший динамометр, всё необходимое имеется у вас на столах. Но перед такой ответственной работой нужно немного передохнуть и размяться.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся (проблемно-поисковый)

Фронтальная, парная

Задает вопросы учащимся для объяснения явлений и наблюдений.


Учащимся предлагается ответить на вопросы и объяснить наблюдения.


Учащиеся в парах.

выдвигают гипотезы, предложения.


Оформляют краткие записи в тетрадях, делают чертежи.

Совместно с учителем планируют учебные действия

Формулируют тему урока.

4.Физкультминутка

1

Организовать физкультминутку

(слайд №18)

Давайте немного отдохнем, а заодно продемонстрируем различные виды деформаций, изученных ранее:

«А теперь, ребята, встали.

Быстро руки вверх подняли, потянулись,

В стороны, вперед, назад качнулись,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело».

Смена деятельности

Фронтальная

Организует физкультминутку

Учащиеся поднимаются с мест, повторяют движения за учителем и синхронно называют виды деформаций

5. Первичное закрепление знаний.



15

Организовать

усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи

Выполнение лабораторной работы №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром», составление отчета (слайд №19).


Репродуктивные методы обучения

Фронтальная, групповая

Предлагает выполнить задание на закрепление новой темы, задает вопросы.

Выполняют задания в тетрадях для лабораторных работ, грамотно аргументируя свои рассуждения.

6. Контроль и самопроверка знаний.


5

Организовать самостоятельную работу учащихся.


1.Самопроверка правильности сделанной шкалы: вес груза сверяют по заводской шкале динамометра.

2.Самостоятельное определение веса тел

3. Формулирование выводов урока.

Самостоятельная работа

Индивидуальная и

парная

Предлагает определить вес груза, чтобы проверить правильность определения изготовленного динамометра.

Выполняют задание

6. Рефлексия

5

Организовать рефлексию, самооценку учебной деятельности.

Ответим на вопросы (слайд №20):

1. Что такое динамометр? Каков его принцип действия? (слайд №21)

2. Как изготовить простейший динамометр?

3.Можем ли мы использовать динамометр не только для измерения веса тела? Что мы можем измерять динамометром? Приведите примеры (сила тяжести, сила трения).

Продолжите высказывания:

Я узнал, что …

Мне понравилось …

Доволен ли я своей работой?

Дискуссия

Фронтальная

Организует рефлексию

Отвечают на вопросы. Осуществляют самооценку.

7. Домашнее задание

1

Сообщить задания домашней работы

(слайд №22) §30, (? устно), упражнение11 (письменно).
Творческое задание для желающих:
Подготовить мини-проект на тему
«Сила в наших руках»
(возможная форма: презентация, кроссворд, викторина, таблица,
изготовление прибора, макета)

Демонстрация

Фронтальная

Сообщает задания домашней работы

Записывают домашнее задание.




презентация к уроку физики 7 кл Динамометр. Измерение силPPTX / 14.35 Мб
Опубликовано в группе «Учителя физики»


Комментарии (9)

сменить сортировку
Потамошнева Наталья Алексеевна, 04.12.23 в 07:17 2Ответить Пожаловаться
Слайды дополнили бы конспект.
Москвитина Елена Владимировна, 04.12.23 в 18:22 0Ответить Пожаловаться
Наталья Алексеевна, согласна с Вами. Но я не вижу возможности прикрепить презентацию к уроку.
Потамошнева Наталья Алексеевна, 04.12.23 в 19:15 0Ответить Пожаловаться
Елена Владимировна, идёте в раздел

Второй способ загрузки

Форматировать
И прикрепляете презентацию, или в техподдержку напишите))
Москвитина Елена Владимировна, 04.12.23 в 19:34 0Ответить Пожаловаться
В ответ Потамошнева Наталья Алексеевна
Благодарю Вас, Наталья Алексеевна, за подсказку. Теперь презентация к уроку прикреплена в моей публикации. Внимание! Слайд №11 содержит звуковую дорожку (ответ на вопрос физического квиза).
Москвитина Елена Владимировна
Комментарий был удалён пользователем 04 дек 2023 в 18:37
Москвитина Елена Владимировна, 04.12.23 в 18:43 1Ответить Пожаловаться
Пробовала прикрепить саму Презентацию, не получается. Поэтому лишь фото слайдов.

только скрин слайдов Презентации получается разместить.

Потамошнева Наталья Алексеевна, 04.12.23 в 19:16 0Ответить Пожаловаться
Попробуйте прикрепить, выше и написала как
У Вас всё получится, всему научитесь, было бы желание!)))
Спицына Любовь Ивановна, 04.12.23 в 11:00 1Ответить Пожаловаться
Наталья Алексеевна, присоединяюсь к Вашему комментарию.
К сожалению, так проверять публикации коллег привыкли не все эксперты-предметники (физики).
Москвитина Елена Владимировна, 04.12.23 в 18:32 0Ответить Пожаловаться
Любовь Ивановна, подскажите, пожалуйста, есть ли возможность разместить здесь презентацию к уроку?
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.