Методическая разработка урока кубановедения «Проектная работа «Берегите землю родимую, как мать любимую» (4 класс)
Кулик Елена Николаевна
Учитель начальных классов, высшая квалификационная категория
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа № 40 имени Н. Т. Воробьева станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район
Краснодарский край станица Ленинградская
Разработка урока кубановедения в 4 классе
Тема: «Проектная работа «Берегите землю родимую, как мать любимую»
Разработка урока отличается практикоориентированной направленностью, направлена на систематическую исследовательскую работу с различными источниками, самостоятельный поиск информации, учит работать в группах. Применение проблемных заданий способствуют выявлению потенциала учащихся, выработки собственных взглядов. В ходе занятия наряду с учебником дети работают с электронным пособием по кубановедению, созданным самостоятельно педагогом.
Урок кубановедениев 4 классе |
|
Тема |
Проектная работа «Берегите землю родимую, как мать любимую» |
Педагогическая цель |
Обобщить исистематизировать ранее полученные знания о природе родного края: животные, растения, полезные ископаемые, водоемы; развивать мышление, коммуникативные качества, интерес к предмету; умение вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам. |
Тип урока |
Обобщающий |
Планируемые результаты (предметные) |
Приведут в систему, имеющиеся знания о природе Краснодарского края, животных и растениях, полезных ископаемых и водоемов. |
Личностные результаты |
Развивать способность осуществлять выбор, исходя из собственных интересов и способностей. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) |
Регулятивные: развивать умение ставить цель проектной деятельности, планировать её, корректировать и осуществлять самооценку собственной деятельности в составе группы; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию. Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; развивать операции мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения. |
Основные понятия и термины |
Животные, растения, полезные ископаемые и водоемы, Красная книга, малая родина. |
Методы, формы работы |
Словесный, наглядный; фронтальная, групповая. |
Образовательные ресурсы |
Презентация, учебник, карточки. |
Технологическая карта урока
Этапы урока |
Виды работы |
Содержание взаимодействия с учащимися. |
I.Организа-ционный момент Цель: организация класса, эмоциональный настрой на работу, мотивация работы обучающихся на уроке. |
Приветствие учащихся
Эмоциональный настрой
Готовность к уроку |
Прозвенел звонок. Начинается урок. Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. - Проверим готовность к уроку, у вас на столах должны лежать учебники |
II. Целеполагание. Цель: сформировать у обучающихся мотивацию к деятельности по освоению нового материала.
|
Работа над пословицей |
На слайде пословица: "Береги землю родимую, как мать любимую". (Слайд ) - Как вы понимаете значение этой пословицы? (Значение данной пословицы, по моему мнению, заключается в том, что мать и Родина - это две самые большие ценности на свете. Именно их стоит беречь и хранить, потому что они всегда готовы тебя принять. Когда у человека случаются проблемы, он возвращается в родную страну и в материнский дом, где ему в любом случае рады. И каждый из нас должен стремиться к тому, чтобы ему было, куда вернуться, а для этого мы должны очень аккуратно и внимательно относиться и к своей маме, и к нашей России.) - Как вы думаете , почему мы урок начали с этой пословицы? (Наверно, это как-то связано с нашим уроком.). - По данной пословице можно предположить, о чём пойдёт речь на уроке? Земля, в которой мы живем - наша Родина. (Слайд) Ее нужно любить, ибо она нас вырастила, пусть не так, как наши родители, но все же. Ее можно назвать второй "матерью". Маму нужно беречь? Да! А так как наша "вторая мама" - Родина, ее нужно беречь и оберегать. - Ребята, а чем может гордиться Кубань? - Правильно, но самое главная гордость любого края, страны – это люди, которые приносят ей славу. |
III. Обобщение и систематизация знаний. Цель: обо-бщить и систематизировать полученные знания
|
Беседа
Чтение стихотворения
Правила работы в группах.
Работа в группах.
Защита мини проектов |
У каждой былинки есть своё место, откуда она берёт жизненную силу. Так и у нас, у людей, есть своя малая родина, свои корни. Каждый человек, произнося такое теплое, доброе название, как "Родина", видит за ним всё лучшее, чем сильны его страна и народ. И каждый из нас понимает, что это лучшее нужно беречь, защищать, приумножать своим трудом, своей любовью. - Ребята, а какой вы видите свою родину? - За что вы ее любите? - Ребята, а вы знаете, что означает слово Родина? – Правильно. Родина - это место, страна, где человек родился; где впервые сложился, возник этнос (нация). (Слайд) - Откуда же произошло само слово "Родина"? Слово это произошло от древнего слова "род", которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас - потомок какого-либо древнего рода. Само слово "род" обозначает древнейшего бога славян Рода. Слов с корнем "род"(Слайд) много: - родить - произвести на свет потомство; - родители - отец и мать, у которых рождаются дети; - родня - родственники; - родословная - перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают. - Ребята, а кто самый родной человек в роду? - Правильно, мама. Мама - для нас всех самый родной и любимый человек. И поэтому Родину не зря сравнивают с мамой. Родина для нас, как и мама, самая родная и любимая. - Давайте послушаем стихотворение о самом близком в роду человеке - о маме. Ведь понятия "мама" и "родина" очень похожи. Мама и Родина очень похожи: (Слайд ) Мама - красивая, Родина - тоже! Вы присмотритесь: у мамы глаза Цвета такого же, как небеса. Мамины волосы, словно пшеница, Что на бескрайних полях колосится. Мамины руки теплы и нежны, Напоминают луч солнца они. Если поет мама песню, то ей вторит Веселый и звонкий ручей.... - Так и должно быть: что дорого нам, напоминает всегда наших мам! - Сейчас будете работать в группах. Всего групп у нас будет 8, в каждой по 4 человека. Сейчас вы получите задание (в виде карточки) и лист, где вы будете выполнять задание. Не забывайте: работать нужно вместе, сообща. -Прежде чем приступить к работе, вспомним правила работы в группах. «Правила работы в группе» 1.Слушай, что говорят другие. 2.Делай выводы об услышанном, задавай вопросы. 3.Говори спокойно ясно, только по делу. 4.Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки. 5.Помогай товарищам, если они об этом просят. 6.Точно выполняй возложенную на тебя роль. - Подведем итоги по разделу: "Береги землю родимую, как мать любимую". (На столах у ребят: памятка - работа в группах для учащихся, алгоритм работы над проектом, клише.) Задание для 1 группы (ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ стр. 10) Вопросы № 1: - На какие части делят наш край? Какая природная зона в равнинной части? Назовите природные зоны в горной и предгорной частях? Какая природная зона расположена на Черноморском побережье? Какие растения произрастают в степи, какие животные обитают? (1. Равнинную и горную; 2. Степи; 3. Рисунок подсказка; 4. Субтропики; 5. Стр. 13) Задание для второй группы (ЗАПОВЕДНЫЕ ТРОПЫ (ЖИВОТНЫЕ) стр.18 Вопрос №2: - Расскажите о Кавказском государственном природном биосферном заповеднике (где расположен, год создания, цель)Приведите примеры животных, занесенных в Красную книгу Краснодарского края Что такое реликтовые растения? Назовите реликтовые растения? При этом составим страницу книги о животных. (В нашем Краснодарском крае тоже есть своя "Красная книга". Попутно заметим при этом - регион у нас по природным богатствам просто уникальный! Вот и получается, что и в Краснодарском крае под угрозу существования ставятся целые популяции животных. Потому и у нас заведена региональная "Красная книга", в которую занесены десятки видов редких животных. Если мы не предпримем энергичных и исчерпывающих мер, в крае на грань исчезновения будут поставлены, в частности, - беркут, малоазиатский тритон, кавказская гадюка, усач альпийский, бражник - "мертвая голова", черноморская афалина, зубр, переднеазиатский леопард, серна, полоз желтобрюхий, желтопузик трокийский, черепаха средиземноморская, черепаха болотная европейская - и этот список можно продолжить. Животные Кубани Горный зубр – считается одним из самых больших млекопитающих Европы. Отличается массивным телом, привычным для быков. Встречается в горных районах. Кавказскийтур – любит альпийские луга, считается редким видом. Вывод: Красная книга - символ тревоги, сигнал о бедствии от исчезающих видов растений и животных. - Как вы думаете, умеют ли книги говорить? Думаете, нет? Эта умеет. Мало того. Она взывает о помощи! На страницах Красной книги много растений и животных, которые могут исчезнуть навсегда. Но сейчас, пока ещё не поздно, люди должны протянуть им руку помощи, люди обязаны их спасти. Охраняйте природу! Задание для третьей группы (ВОДОЕМЫ стр.21) . Вопрос №3: -Какие моря омывают Краснодарский край? Рассказать о Кубанском водохранилище, реках и прудах. Приведите конкретные примеры отрицательного влияния человека на водоёмы. Почему гидроэлектростанции построены на горных реках? (Краснодарский край омывают два моря: Черное и Азовское моря. Есть несложные правила, которые под силу выполнять любому человеку, они позволят снизить загрязненность рек и водоемов и сделает среду обитания человека комфортнее: Нельзя выбрасывать мусор в неположенном месте (не в мусорный контейнер), особенно вблизи водоемов; Не выливайте в воду бытовые отходы, которые могут повредить чистоте водоема (лаки, краски, бензин, растворители и тп.); Нельзя мыть автомобиль рядом с водоемом и в других непредназначенных для этого местах; По возможности, нужно пользоваться теми видами транспорта, которые загрязняют природу меньше всего: электричка, троллейбус, метро; Не засоряйте канализационные стоки на улицах – вся эта грязь попадет в подземные реки. Кубанское водохранилище - Искусственный водоём на реке Кубань в Краснодарском крае. Площадь: 420 км². Искусственные пруды – созданные руками человека. На равнинных реках в степной зоне много прудов. В них разводят карпа, щуку, толстолобика, леща, тарань и т.д). Задание для четвертой группы (ПОЧВА стр. 24) Вопрос №4: - Разнообразие почвы в Краснодарский край (перечислить все виды почв). Описать чернозём (какая это почва, что в ней растет) Что нужно делать для защиты плодородия от истощения почвы? Виды эрозии перечислить. (Почва Краснодарского края: Чернозёмы Луговые и болотные Каштановые Серые лесные Бурые горно-лесные Желтозёмы Чернозем -это земля с содержанием гумуса от 6 до 9%, содержащая большое количество кальция и имеющая хорошую влагопоглощающую и водоудерживающую способность. Уникальностью чернозема является его плодородие (фруктов, ягод и овощей.) Что нужно делать: 1) правильно орошать или осушать почву 2) накапливать влагу и удерживать ее в почве (в нужном количестве) помогут насаждения в комплексе с другими мероприятиями ,это защитит почву и посевы от суховеев и бурь. 3) нельзя сажать на одном месте одни и те же растения, почва истощается. 4)умеренно вносить удобрения и ядохимикаты.) Задание для пятой группы: (ГОРЮЧИЕ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ стр. 27-28) Вопрос №5: - Что называют полезными ископаемыми? Приведите примеры горючих полезных ископаемых, а также расскажите об их применении, и где их добывают? Подумай, как можно восстановить красоту в тех местах, где добыча полезных ископаемых уже закончена. При выполнении задания можно пользоваться учебником на страницах 27-28. (Служат топливом: торф, каменный уголь, нефть, природный газ. 1.Экономно использовать. 2.Оберегать от пожаров. 3.Соблюдать правила перевозки. 4.Заменять по возможности искусственными материалами.) Задание для шестой группы: (СТРОИТЕЛЬНЫЕ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ стр. 29) Вопрос №6: - Что называют полезными ископаемыми? Приведите примеры строительных полезных ископаемых, а также расскажите об их применении, и где их добывают? Расскажите о добыче и использовании мергеля и гипса? При выполнении задания можно пользоваться учебником на странице 29. (К этой группе относятся ракушник, песчаник, гравий, кварцевый песок, мрамор, известняковый и гипсовый камень. Такие материалы активно добываются уже очень долгое время. Издревле из них строили жилища и хозяйственные постройки.) Задание для седьмой группы (СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО стр. 31) . Вопрос №7: Кубанское поле. Что растёт на Кубанских полях? (обязательно сказать, что является главной культурой Краснодарского края) Сообщи интересные факты о выращиваемых культурах. Назовите районы на которых выращивают рис. Приведи пример крупных агрофирм, чем славятся фрукты черноморского побережья? (Пшеница – является главная культура Краснодарского края. Факты: (Из пшеницы делают манную и пшеничную крупу) Рис: (Славянск, Абинск, Темрюк)). Задание для восьмой группы (ЖИВОТНОВОДСТВО стр. 34) . Вопрос №8: - кого разводят Кубанские животноводы на своих фермах? Какие породы рыб выращиваются в искусственных водоёмах? Чем богаты природные ресурсы нашего края? - Капитаны защищают свои мини проекты у доски.(Приводят доводы, аргументы Вывод.- Что вы можете уже сегодня сделать для охраны природы вашего края?(Уборка школьного двора или его участка, сбор мусора на берегах, сбор макулатуры) |
|
Физкультминутка |
Потрудились – отдохнем, Встанем, глубоко вздохнем, Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать, Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. |
VII. Подведение итогов. Рефлексия Цель: подвести итоги урока, систематизировать знания учащихся. |
Выставление оценок.
Рефлексия |
- Выставление оценок за работу на урок. - Какая информация, известная вам ранее, пригодились на уроке? - Кто доволен своей работой на уроке? - Ребята, у вас на столах лежат карточки с изображением солнышка и тучки. Поднимите ту картинку, которая соответствует вашему настроению. - Спасибо за урок, дети. Мне было приятно с вами работать. Надеюсь и вам. Желаю Вам всего хорошего. |
Список использованной литературы и источников:
Кубановедение: учебное пособие для 4 класса общеобразовательных учреждений / М. В. Мирук, Е. Н. Еременко и другие.- Краснодар: Перспективы образования, 2014. – 112 с.