Урок литературы на тему «Береги землю родимую как мать любимую: былинные богатыри» (5–6 классы)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Керчи Республики Крым
«Школа № 22 имени Героев Аджимушкайских каменоломен»
298328, Российская Федерация, Республика Крым, г. Керчь, ул. Коммунаров, д.49
тел. (06561) 4- 28-80, e-mail: skoll22@yandex.ru
Номинация:«Лучшая методическая разработка по предметам: Основы религиозныхкультур и светской этики (ОРКСЭ), Основы духовно-нравственной культуры народов (ОДНКР), Основы православной веры (для образовательных организаций с религиозным (православным) компонентом»
Тема: «Береги землю родимую, как мать любимую. Защита Родины в течение времен: былинные богатыри»
Учитель: Новикова Ирина Владимировна, Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение города Керчи Республики Крым
«Школа № 22 имени Героев Аджимушкайских каменоломен»,
+7(978)830-44-32
2019г.
Методическая разработка по предмету
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
УМК:Виноградова Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – 4-е изд., стереотип.- М.: Вентана-Граф, 2019.-160с.: ил.- (Российский учебник)
Тема: Береги землю родимую, как мать любимую. Защита Родины в течение времен: былинные богатыри.
Цель изучения: формирование информационной культуры личности, навыков творческой деятельности. Развитие умений давать аргументированную оценку разным явлениям социальной и культурной жизни, вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем, обогащение духовного мира личности, воспитание патриотизма путём приобщения к нравственным ценностям истории, литературы и культуры.
Задачи:
Образовательные:
формировать умения отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения, обучать учащихся самостоятельному добыванию знаний
Развивающие: развивать познавательный интерес, кругозор, интерес к чтению исторической литературы; развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах;развивать познавательную активность, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы, развивать умение давать характеристику герою, совершенствовать культуру речи, способствовать обогащению словарного запаса.
Воспитательные: содействовать формированию положительных личных качеств обучающихся, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»; углубить раскрытие нравственных категорий: ответственность, служение, любовь к Отечеству; формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая его прямую связь с жизнью.
Планируемые результаты:
Личностные: формировать целостный социально-ориентированный взгляда на мир в его органичном единстве; формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; работать в группе; вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.
Регулятивные: обнаруживать и формулировать учебную проблему; после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока; прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; учиться давать оценку результатов учебной деятельности; выполнять корректировку своей деятельности.
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний; извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, аудиофайл, видеофильм, иллюстрация); обрабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.
Коммуникативные: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;учиться выслушивать другую точку зрения, быть готовым изменить свою; совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им; осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы.
Предметные: расширить знания о былинах, русских богатырях – защитниках Отечества.
Оборудование: учебник, репродукция картины В.М.Васнецова «Богатыри», ментальная карта урока, раздаточный материал, словари, справочники, медиапроектор, видеофильм, аудиозапись С.Намина «Богатырская сила»
Ход работы
Дерзайте отчизну мужеством прославить!
Михаил Васильевич Ломоносов
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Я приглашаю вас отправиться в увлекательное путешествие. Мы будем исследовать далекое и загадочное прошлое, отголоски которого тесно переплетаются с нашей современной жизнью. Вы уже знаете, что Родина хранит немало неизведанных страниц, и поэтому я предлагаю вам изучать их сквозь призму самых разных направлений. Давайте разделимся на группы. Пусть у нас на уроке будут Историки, Художники, Библиотекари, Мультипликаторы и Писатели.
Мы очень часто употребляем в речи слово «Родина». Но как вы понимаете его значение? Равнозначны ли понятия «страна проживания» и «Родина»?
Ответы учеников.
Учитель: Правильно, у каждого человека есть тот уголок земли, который дорог и памятен ему, с которым связаны самые светлые и тёплые воспоминания. И зовётся он Родиной. В начальной школе вы познакомились с высказыванием русского педагога К.Д.Ушинского о Родине. Вот что он пишет: «Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила языку, как мать, защищает и бережет нас. Одна у человека мать, одна у него и Родина». Замечательные, искренние слова.
Одно лишь слово «Родина» способно вызвать необычайный трепет в душе каждого из нас. Но, пожалуй, человек не сумел бы прочувствовать все глубинные чувства любви, гордости, уважения, если б не познал горечь потерь. На Земле уже не осталось ни одного государства, ни одного народа, которые не столкнулись бы со страшным словом «война». Ребята, как вы думаете, почему люди воюют? Каковы причины того,что одна страна нападает на другую? Как можно понять словосочетания «войнаосвободительная», «война захватническая»?
Ответы учеников.
Учитель:Война слепа. Она не способна видеть красоту лесов и полей, лугов и рощ. Она не слышит звонкий детский смех и заливистое пение соловьев. Она безжалостно уничтожает то, что создавалось поколениями, что бесценно для человеческого сердца. И народы, предостерегая потомков, оставили для нас послания в виде пословиц и поговорок о войне. Давайте послушаем наших Библиотекарей.
Библиотекари:Мы собрали пословицы и поговорки разных народов и народностей, населяющих Россию. И сейчас мы хотим проверить, как вы их понимаете. Мыбудем читать начало пословицы, а вам необходимо будет ее завершить и объяснить значение.
1) Мы войны не хотим, но к войне (готовы)
2) К добру и миру тянется мудрец, к войне и распрям тянется (глупец)
3) Тучам солнце не закрыть, войне мир не (победить)
4) Враг моего народа — мой (враг)
5) Смертью героя пал, а Родину не (продал)
6) Герой — за Родину (горой)
7) Кто за меч возьмется, тот от меча (и погибнет)
8) Кто за правду горой, тот настоящий (герой)
Ответы учеников.
Учитель: Вот и сегодня мы поговорим о тех, кто не боялся смотреть в лицо страшной опасности, угрожающей Родине. На уроках истории вы говорили о том, что Русь подвергалась частым нападениям. И во все времена находились герои, которые вставали на защиту родного края. Мы познакомимся с одними из первых защитников нашей Родины. Об их подвигах слагали легенды, ими восхищались, их могущество и силу отражали картины самых известных художников. Кто же это?
Ученики: Богатыри.
Учитель:Конечно же, богатыри. А кого на Руси так называли? Наши библиотекари подготовили нам справку.
Библиотекари: Богатыри (от др.-тюрк. багатур — храбрый воин), герои русских былин, защитники русской земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой, удальством, умом, самообладанием. Словарь Владимира Ивановича Даля (В.Даль(1801 - 1872) - писатель, врач, лексикограф, создатель «Толкового словаря живого великорусского языка») гласит: Богатырь-человек рослый, дородный и видный, необычайный силач, смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь.
Учитель:Из былин многие из вас знают, что богатыри любили родную землю, стояли на страже ее границ, в минуту опасности приходили на помощь своему народу, спасая его от порабощения и унижения. Их образы обросли легендами, но они всегда были примером для народа. А почему?
Ответы учеников.
Учитель:Да, читая об их подвигах, люди проникались уважением к ним, и им хотелось поступать так же, как нашим далеким предкам, творить добро и противостоять злу в лице захватчиков, защищать землю от врага. Нет такого врага, которого не смогли бы одолеть богатыри. Обычно богатырь в одиночку справляется с неприятелем. Так сказатели усиливали его личностные качества: смелость, отвагу, силу, бесстрашие. На примере богатырей воспитывались нравственные качества у народа.А как называются произведения, в которых воспевается сила и могущество богатырей?
Ученики: Былины.
Учитель:Давайте обратимся к нашим Библиотекарям, чтобы узнать, что такое былины и когда они впервые возникли?
Библиотекари:Были́на (стáрина) — древнерусская, позже русская народная эпическая песня о героических событиях или примечательных эпизодах национальной истории XI—XVI веков.
Впервые термин «былины» был введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году. Иван Сахаров предложил его, исходя из выражения «по былинам» в «Слове о полку Игореве», что значило «согласно фактам».
Учитель:В старших классах на уроках литературы вы обязательно познакомитесь с текстом «Слова о полку Игореве». А сегодня мы рассмотрим былины о самых известных русских богатырях. Их имена знакомы вам с раннего детства. Нет ни одного школьника, который бы не восхищался подвигами Алеши Поповича, Добрыни Никитича, Ильи Муромца. Мы знаем их как бесстрашных воинов. А что говорит о них наука История?
Историки: Мы пролистали старинные книги, изучили тексты самых разных свитков. И нам удалось раздобыть некоторые сведения о наших героях.
Известный искусствовед А.М.Марков выдвинул гипотезу о том, что Алеша Попович был сыном боярина и соратником князя Владимира Мономаха, а звали его ОльбергомРатиборовичем.
В 1095г. именно он убил половецкого хана Итларя, а со временем имя Итларь исказилось и превратилось в Итларище, а затем и в Идолище. Так битва Алеши Поповича и Идолища поганого дошла до наших дней.
Второй подвиг Алеши Поповича - победа над Тугарином змеем. "Тугарин змей" - это половецкий хан Тугоркан из династии Шураканидов. Шарукан у половцев означало как раз "змея". А имя Ольберг со временем превратилось в Алешу. Вот таким был наш младший богатырь.
По сведениям наших книг Добрыня Никитич вовсе не носил это отчество. Он был родом из села Низкиничи, которое и присоединилось к отчеству.
Также нам стало известно, что Илья Муромец был уроженцем села Карачарово, где до сих пор проживают люди, считающиеся его потомками. А в конце жизни он стал иноком Илией Печерским, в XVII веке был причислен к лику святых.
Учитель: Спасибо нашим Историкам. Образы богатырей запечатлены не только в произведениях литературы, но и в музыке, живописи и даже архитектуре. Давайте обратимся к одной из самых известных картин В.М.Васнецова «Богатыри». Доподлинно известно, что Алеша Попович, Илья Муромец и Добрыня Никитич жили в разное время, но художник, объединив их на картине, показывает нам, что необъятная сила этих героев будет передана потомкам. Что придет время, когда и мы, подобно богатырям, будем стоять на страже покоя Родины. Скажите, как художник изображает былинных богатырей? Как передает их настроение?
Ответы детей.
Учитель: Давайте на основе текстов былин, наших представлений о богатырях и картине В.М.Васнецова составим интеллект- карту о русских защитниках Родины.
(учитель напоминает классу правила составления интеллект-карты, изученные на предыдущих уроках)
Как вы считаете, что объединяет Алешу Поповича, Илью Муромца и Добрыню Никитича?
Ответы детей.
Учитель:Конечно же, это любовь к Родине, на которую способен только человек с большим сердцем. Поэтому на нашейинтеллект-карте я в центр помещу огромное сердце, внутри которого мы разместим богатырей.
(учитель совместно с детьми приступает к созданию интеллект-карты)
Что придаёт людям и предметам, изображённым на полотне, особую живопись и убедительность?
Назовите основные краски, которые художник использует в картине?
Что этими красками изобразил живописец на полотне?
Какое настроение оставляет вся картина? Почему вы так думаете?
Ответы детей.
Учитель:А теперь давайте посмотрим, как снаряжалсярусский богатырь?Наши художники внимательно изучили этот вопрос.
Художники:Основное вооружение богатыря – меч и щит. Вначале меч был рубящим и колющим оружием. Мечи конников делались с изогнутым концом. Щит- это средство обороны, которое известно с глубокой древности. Укрепление щита в стене неприятеля является символом победы над врагом. Щиты богатырей изготавливались из слоновой кости.
Ещё один предмет воинского вооружения – лук со стрелами.
Лук – симметричнообточенная палка из твёрдой и гибкой породы дерева – вяза, ясеня).
Тело богатыря защищала кольчуга – рубашка, сплетённая из
железных колец для предохранения тела от поражения металлическим оружием. Колец в кольчуге было очень много – 15-20 тысяч, поэтому стоила она очень дорого. Весила 12-16 кг. Её ещё называли панцирем, байданой.
Голову богатыря защищал шлем – один из распространённых
видов воинских металлических наголовий древности. Навершие на шлеме (шишак) не позволяло противнику нанести прямой удар. Можно было ударить только сбоку; сила удара уменьшалась.
Основная особенность русского шлема – его коническое окончание, называемое навершием. К шлемам прикреплялись металлические сетки бармицы, закрывавшие уши, шею, плечи.
Непременные атрибуты богатырского снаряжения: копьеили рогатина, палица, булава. Копье-колющее металлическое оружие на древке. Наконечник копья железный или булатный (стальной) 15-20 см длиной. Разновидность копья с более широким, тяжёлым, обоюдоострым наконечником – рогатина, палица-деревянная дубина с утолщённым концом. Булава – усовершенствованная палица (палица булатная, или стальная): на коротком древке укреплена металлическая головка в виде шара. Служила для поражения защищённой шлемом головы воина.
(совместное заполнение с учителем интеллект-карты (снаряжение богатырей)
Физкультминутка «Богатыри» (музыка «Богатырская сила» в исполнение группы С. Намина).
Есть среди вас богатыри?
Вправо-влево посмотри
Мы сегодня вместе с вами
Будем все богатырями
Раз, два! Две ноги-
Надеваем сапоги
Три, четыре! На живот
Нам кольчуга подойдет
Пять, шесть! Латы здесь
Семь, восемь! Шлемы носим
Девять, десять! Это меч-
Будем Родину беречь!
Богатыри готовы в путь,
Осталось лишь ряды сомкнуть.
Учитель:Мы назвали самых известных русских богатырей. Давайте еще и назовем три главных качества, которыми они обладали (мудрость, смелость, верность Отчизне). А теперь перенесем их на нашу карту.
(работа с картой)
Объясним каждое понятие. Как вы понимаете, что такое мудрость?
Ответы учеников.
Учитель: Я предлагаю вам послушать высказывание известного русского писателя Л.Н.Толстого
«Свойство мудрого человека
состоит в трех вещах: первое –
самому делать то, что он
советует делать другим, второе –
никогда не поступать против
справедливости, третье –
терпеливо переносить слабости
людей окружающих его».
Л. Толстой
Из чего, по мнению Льва Николаевича, состоит мудрость? (в умении дать совет, быть справедливым, терпеливым). Отобразим это в карте.
А в чем проявляется верность Отчизне? Подкрепите утверждение примерами из текстов былин.
Ответы детей.(Илья Муромец- защитник вдов и сирот, победил Соловья-разбойника и Калина-царя, побил великую силу под Черниговом, очистил дорожку от сорока тысяч разбойников; Добрыня Никитич, освободил русские полоны, племянницу князя, победил Змея Горыныча, Алеша Попович победил Идолище Поганое, ТугаринаЗмеевича)
(заполнение интеллект-карты)
Учитель: А что придавало смелости богатырям?
Ответы детей (умение найти выход из любой сложной ситуации, победить самого сильного врага, любовь к Родине).
Учитель: Вы все правильно назвали, конечно, это и находчивость, и жизнерадостность, и чувство борьбы за справедливость и правду. А как называется чувство бесконечной любви, преданности и благодарности своей Родине?
Ученики: Патриотизм.
Учитель: Как вы считаете, только ли в сражениях проявляются богатырские качества, каким надо быть и как надо себя вести, чтобы стать патриотом Родины?
Ответы детей.
Учитель:Я соглашусь с вами, что человеку нельзя жить без Родины.Это все равно, что жить без языка. Ведь Родина начинается в душе, в сердце человека. Это чувство приходит к нам с молоком матери, с колыбельными песнями, с запахом родных полей. И наша задача заботиться о ней, сохраняя природу, язык, исторические памятники. Думаю, что вы все согласитесь, что любовь к Родине проявляется не в громких словах, а в бережном отношении к тому, что нас окружает. А вокруг нас с детских лет природа родного края. Природа дала нам жизнь, и наша задача отплатить ей тем же, сохраняя леса, реки и поля в чистоте, приумножая ее богатства. Мы должны защитить ее от войн и несправедливости, потребительского отношения, помочь обездоленным. «Береги землю любимую, как мать родимую». И вот мы опять вернулись к теме нашего урока.
Есть ли у вас богатырские качества, и как их можно применить в жизни?
Ответы учеников.
Учитель:Кого из современных персонажей книг, фильмов, граждан страны можно назвать богатырем, патриотом России?
Ответы учеников.
Учитель: А какие качества могут помешать человеку стать истинным патриотом?
Ответы детей(трусость, корыстность, безрассудство).
Учитель: Как вы считаете, часто ли эти качества проявляются в современном мире? Оказывались ли вы в ситуациях, когда эти отрицательные качества проявлялись и у вас?
Ответы детей.
Учитель: Так давайте искореним их. И наши мультипликаторы нам в этом помогут. Как богатыри сражались со злом, защищая Родину, так и мы победим те качества, которые мешают нам стать истинным патриотом.
Специально для нашего урока Писатели создали былину, а Мультипликаторы сняли мультфильм. Давайте посмотрим, что у них получилось (текст былины- прил.1, видеоматериал- прил.2).
Просмотр видеофильма.
Учитель: Вот так богатыри победили чудище поганое и вернули народу утраченную мудрость, смелость и преданность своей Родине. Но, как вы уже заметили, богатыри- выходцы из народа. Они ничем не отличаются от нас с вами. Почему же тогда на них не подействовали чары Змия? Отчего они не утратили своих высоких духовных качеств? Для ответа на этот вопрос мы обратим внимание на эпиграф урока, на мудрые слова М.В.Ломоносова. Человек прославляет Отечество, побеждая видимых врагов. Но чтобы совершить этот подвиг, ему необходимо невероятное мужество. И оно проявляется в том, что прежде, чем стать победителем среди других, необходимо победить самого себя. Искоренить те качества, которые мешают жить в гармонии с собой и природой. Необходимо победить трусость и лень, корыстность и безрассудство. Именно в этом заключается наивысшая сила мужества. Именно поэтому на богатырей не действовали злые чары Змия, ибо они обладали МУЖЕСТВОМ, они победили Змия внутри себя, а потому были неразрывны с силами Природы. Читая тексты былин, вы замечали, как природа отзывалась на каждое действие богатырей. Она сопереживала, печалилась, помогала, радовалась успехом вместе с защитниками, она давала им необычайную силу, делилась опытом предков. Поэтому им и не страшны были никакие враги. Живя в гармонии с природой, служа и действуя во благо ей, откликаясь на ее боль, как на свою собственную, поддерживая закон и порядок, они стали настоящими патриотами. Такими же можем стать и мы. Каждый из вас сумел привести в пример ситуацию, когда поступался основными принципами мужества. А как считаете, кто является настоящими героями этого мультика? Былинные богатыри?
Ответы детей.
Учитель: Правильно, наши Писатели и Мультипликаторы видели в качестве защитников Родины каждого из вас.
Ребята, подумайте и объясните, почему все качества, о которых мы сегодня говорили, можно назвать одним словом «добродетели». (все они приносят людям добро, душевное тепло, взаимопонимание, счастье).
Ответы детей.
Учитель: Давайте назовем добродетели по описанию.
Готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. (милосердие)
Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. (доброта)
Правила приличия, воспитанность, учтивость.(вежливость)
Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. (дружба)
Качество, которое включает правдивость, принципиальность в правоте, искренность.(честность)
Глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство. (любовь)
Качество, характеризующее расположение человека к своей трудовой деятельности. Проявляется в старании, усердии человека. (трудолюбие)
Решительность в поступках, отсутствие страха, смелость. (храбрость)
Возьмите в руки карточки и расставьте слова в порядке значимости для каждого из вас по возрастающей линии. (карточки у каждого ученика)
Учитель:Я предлагаю, чтобы каждый из вас дома описал свой собственный пример, когда человек забывал о главных правилах мужества и предложил вариант решения. Что бы вы изменили в себе, чтобы стать настоящим богатырем и патриотом России?
Подведение итогов. Рефлексия.
Многие поэты Земли русской пронесли сквозь все свое творчество трепетное чувство любви к Родине, веру в ее силу и красоту. В заключение нашего урока я хочу прочитать стихотворение И.Никитина «Русь»
Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!
(И. Никитин.Русь)
- Без чего же нельзя прожить жизнь на свете?
- Каким должен быть патриот?
- Как же научиться быть защитником Родины?
- Что помогает человеку быть мудрым, сильным? (общение, природа, книги, искусство).
-На этом уроке я узнал…
-Мне было трудно…
Домашнее задание: проанализировать поступок из собственного опыта, выполнить задания по группам: разработать правила и нормы поведения, которые помогут
1 группа: - Помогут установить мир в семье.
2 группа: - Помогут людям меньше болеть.
3 группа: - Помогут пожилым людям не чувствовать себя одинокими.
Спасибо за внимание!
Приложение 1
Былина
Было то давно, а может не было,
Русская земля уж и не помнит.
Повстречались как-то раз в поле молодцы,
Славный Илья Муромец, сильный Алеша Попович,
Да бесстрашный Добрыня Никитич.
Стали он друг у друга спрашивать,
Кто в какую сторону путь-дорогу держит.
-Ведет меня дорожка вправо,- указал Алеша Попович.
-Весть до меня дошла, что в те края змий окаянный повадился,
Страх на людей нагоняет, никому мира и покоя не дает.
И бессилен перед ним народ русский, ибо отобрал змий у них храбрость.
Никто отпор дать достойный не осмелится.
-Нет,- возразил Добрыня Никитич.- Я слыхал, что дорога налево укажет верный путь. Там обитает змий. Много славных воинов отваживались на смертный бой, да только понапрасно сложили головы. Отобрал змий у них верность, посеял смуту.
-А я попытаю счастья и поеду прямо- подумав, сказал славный Илья Муромец.
Слух до меня донесся, что и в тех краях обитает змий, который сживает со свету весь честной люд. Он похитил все, что было накоплено веками- мудрость. И я верну ее народу!
И пошли славны воины чрез леса да поля.
Верно несли их верные кони навстречу смертной битве.
Вот уж стемнело да сквозь уходящее солнце показалось им логово самого змия.
Тут уж и земля затряслася, небо нахмурилось.
Видят молодцы как чудище о трех головах откуда ни возьмись на их пути стоит.
-Ах, кто у нас тут явился. Чую русским духом пахнет. Вижу молодцы в гости пожаловали. Знать ужин будет славным.
Крепко сжали богатыри свои булавы и мечи.
-Погоди ты хвалиться,- отвечал ему Добрыня Никитич.- Лучше бой прими честный. Да верни народу все, что отобрал нечестно.
Тут Добрыня, Алеша и Илья размахнулись да ринулись в бой.
Победили они змия и вернулось утраченное к народу.