12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Захарова Татьяна76
Россия, Смоленская обл., Вязьма
Тема урока

Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина.

Место урока в календарно – тематическом планировании

Данный урок является десятым, итоговым уроком по изучению творчества А.С.Пушкина в 8 классе.

Тип урока:

урок проверки и коррекции предметных знаний и умений.

Цели урока:

Проверить, как учащимися усвоен фактический материал по данной теме.

Формировать умение устанавливать связи между предметами и явлениями, делать выводы и обобщения, систематизировать изучаемый материал.

Вести работу по развитию речи учащихся, умения аргументировать свою позицию.

Способствовать привитию интереса к изучению предмета, формированию положительного отношения к учебной деятельности.

Формировать у учащихся нравственные понятия о чести и достоинстве.

Формируемые универсальные учебные действия

Познавательные: воспроизводить в памяти изученный материал, использовать справочные материалы, выделять главную мысль текста.

Регулятивные: самостоятельно планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль и самопроверку, выявлять границы известного и неизвестного.

Коммуникативные: вести диалог с одноклассниками, работать в группе, строить развёрнутый ответ, высказывать и доказывать своё мнение.

 

Используемые технологии

Проектной деятельности, компьютерные, сотрудничества, парной и групповой деятельности, тестовые.

Методические приемы

Беседа, выразительное чтение цитат и стихотворений наизусть, самостоятельная работа с литературоведческой статьей и справочными материалами, тестовый контроль знаний учащихся, защита творческих проектов. 

Формы работы

Фронтальная, индивидуальная, групповая, парная

Оборудование

Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 8 класс Учеб. хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2014

Компьютер, мультимедийный проектор.

Презентация к уроку,

Справочные материалы

Стенд с проектными работами.


 

Конспект урока

Организационный момент

Проверка готовности к уроку, приветствие.

Формулирование темы, остановка целей урока. Мотивация учебной деятельности.

Сегодня у нас последний урок по изучению творчества А.С. Пушкина (демонстрируется слайд с портретом поэта).

Попробуйте сформулировать тему и цели урока.

Используется прием целеполагания проблема предыдущего урока (в конце прошлого урока говорилось, что изучение материала закончилось, будет проводится работа по систематизации и обобщению материала).

Закончи предложение

Мы начинаем урок (литературы)

У меня хорошее настроение, потому что я (хорошо подготовился к контрольной работе; надеюсь, что у меня все получится и т.д.)

Сегодня на уроке я хочу (проверить свои знания, получить хорошую отметку, узнать что-то новое, узнать, какие вопросы подготовили мои товарищи т.д.)

Сегодня у меня всё получится.

Экспресс –опрос

Назовите стихотворения А.С. Пушкина, с которыми познакомились в 8 классе.

«19 октября», «К ***» , «Туча»

Какому событию посвящено стихотворение «19 октября»?

Кого вспоминает Пушкин в этом произведении?

Кому посвящено стихотворение «К***»?

Какую роль в жизни поэта сыграла Анна Петровна?

В какой период жизни поэта написано стихотворение «Туча»?

На какие размышления натолкнуло писателя наблюдение за грозой?

Выразительное чтение стихотворений «Туча» и «К ***» наизусть

Сформулируйте тему произведений и их основную мысль.

Работа со стихотворением «19 октября»

Какие чувства выражает Пушкин в стихотворении «19 октября»? (Процитируйте стихотворение и дайте комментарий).

Как картины обстановки и окружающей среды, помогают понять состояние поэта.

Зачитайте строчки, посвящённые друзьям – лицеистам. (Демонстрируются слайды с портретами друзей Пушкина).

Кому Пушкин выражает благодарность за открытие лицея? (демонстрация слайдов).

Работа в парах

Вспомните и дайте определения, что такое эпитеты, олицетворение, метафора.

Приведите примеры использования этих изобразительных средств в стихотворениях Пушкина «19 октября», «К ***» , «Туча».

Какие ещё изобразительные средства используются поэтом?

При выполнении задания можно пользоваться справочными материалами.

Групповая работа. Класс делится на группы по 4-5 человек).

Пользуясь статьей учебника подготовить ответы на вопросы.

Вопросы даются на карточках.

1 и 2 группы

Какое историческое событие интересовало А.С. Пушкина?

Какими материалами он пользовался при написании работы?

3 и 4 группы

Кто рецензировал книгу. Какие поправки были внесены в название книги?

Как сложилась судьба книги после её выхода в свет?

5 и 6 группы

В чём, по мнению Пушкина, состояли причины крестьянского бунта.

Демонстрация творческих проектов «Викторины и кроссворды по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Познакомится с выставкой проектов учащиеся имели возможность накануне, на уроке проводится краткий анализ работ, дети высказывают свои суждения о том, чьи работы им понравились и почему.

Самостоятельная тестовая работа

Домашнее задание

Написать мини сочинение –рассуждение «С кем из героев повести Пушкина «Капитанская дочка» я хотел бы дружить и почему».

Итог урока

Рефлексия. Взять светофоры (полоски бумаги с кружками трёх цветов)

Урок понравился (зелёный), вроде бы понравился (жёлтый), не понравился (красный).

Задания были интересными, не очень интересными, совсем неинтересными.

Задания были для меня легкими, средними, трудными.

Я с работой справился (зелёный), не совсем справился(жёлтый), не справился (красный).

Поставьте себе предполагаемую отметку за выполненный тест.

Тест по творчеству А.С. Пушкина

Инструкция к выполнению работы

Время выполнения работы – 15 минут.

Задания теста предполагают либо выбор ответа (на ряд вопросов может быть несколько вариантов), либо распределение данных ответов.

Работы оформляйте в тетради, ответ на каждое задание пишите с новой строки.

При возникновении затруднений можно пропустить задание и вернуться к нему в конце работы.

Выполнив работу, обязательно проверьте свои ответы. Запишите, какое количество баллов, по-вашему мнению, вы набрали. На какую отметку вы рассчитываете? Отметьте на полях знаком вопроса задания, которые вызвали у вас затруднения. Обведите в кружок номера вопросов, в ответах на которые вы полностью уверены в своем выборе.

Максимальное количество баллов – 43

Отметка «5» - 40-43 баллов

Отметка «4» - 30-39 баллов

Отметка «3» - 20- 29 баллов

Отметка «2» - меньше 20 баллов

Просмотрите все задания, все ли вам понятно.

Желаю успеха!

Тест

I часть. Лирика А.С. Пушкина

Установите соответствие

«19 октября»

«Туча»

«К ***»

А) философская лирика Б) тема дружбы В) любовная лирика

2. Откуда взяты строчки

«19 октября»

. «Туча»

«К ***»

А) Друзья мои, прекрасен наш союз! Б) И сердце бьётся в упоенье…

В) Одна ты наводишь унылую тень Г) Печален я, со мною друга нет

Д ) Земля освежилась и буря промчалась Е) Тянулись тихо дни мои

3.Стихотворенье «19 октября» посвящено

А) Дню открытия лицея Б) Дню окончания лицея В) Восстанию декабристов

4. Кто из лицеистов не упоминается Пушкиным в стихотворении «19 октября»

А) Пущин Б) Кюхельбекер В) Дельвиг Г) Яковлев

5. О ком Пушкин говорит: « Он взял Париж, он основал лицей»

А) Александр I Б) Петр I В ) Николай I Г) Горчаков

6. В стихотворенье «Туча» Пушкин выразил мысль

А) о вечном движении и вечном изменении жизни Б) о важности преобразований в обществе В) о причинах возникновения грозы

7. Установите соответствия

1. Эпитеты 2. Олицетворение 3. Метафора

А) Ветер, лаская листочки древес

Б) По ясной лазури

В) Проглянет день

Г) Голос нежный

Д) Душе настало пробужденье

Ж) Мимолетное виденье

II часть. Историческое произведение А.С. Пушкина.

1. Свою работу по исследованию Пугачевского бунта А.С.Пушкин начал

А) с «Истории Пугачевского бунта»;

Б) с «Капитанской дочки»;

В) с книги «Крестьянские бунты»

2. Чем пользовался Пушкин при написании Истории Пугачёвского бунта

А) архивными материалами

Б) свидетельствами очевидцев

В) личными впечатлениями

3. Название «История Пугачёвского бунта» было дано произведению

А) самим Пушкиным

Б) Николаем I

В) издателем

4. После написания «История Пугачёвского бунта»

А) книга получила широкую известность у современников

Б) тираж книги раскупался плохо

В) книга была запрещена к изданию

5. Пушкин считал причиной пугачёвского восстания

А) необразованность народных масс

Б) жестокие действия правительства

В) желание Пугачева стать царём

Г) воинственную природу казачества

III часть. «Капитанская дочка» А.С. Пушкина.

Повествование в «Капитанской дочке» ведётся от лица:

А) автора;

Б) Маши Мироновой;

В) Петра Гринёва;

Г)  Пугачёва.

2. Повесть названа « Капитанская дочка», потому что Маша Миронова

А) единственный женский персонаж повести;

Б) стоит в центре сюжета;

В) нравственный идеал Пушкина

Г) дочь русского офицера, исполнившего свой долг.

3. В чьи уста А.С.Пушкин вкладывает пословицу, ставшую эпиграфом ко всей повести: «Береги честь смолоду»?

А) Савельича;

Б) Петра Гринёва;

В) Отца Петруши, Андрея Петровича Гринёва

4. Кому принадлежит высказывание: «Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный…»:

А) Савельичу;

Б) Екатерине II;

В) Пугачёву;

Г) Петру Гринёву;

5.Почему Гринев отказывается служить Пугачеву?

А) не устраивает предложенная должность;

Б) считает его самозванцем;

В) сохраняет честь офицера и верность присяге.

6.Почему Пугачёв сохранил Гринёву жизнь?

А) из-за воспоминаний о подаренном тулупе

Б) хотел показать приближённым своё благородство

В) уважая Гринёва за его отношение к бродяге как к равному.

7. Почему Пугачёв отпустил Гринёва в Оренбург?

А) Пётр пообещал не воевать против бунтовщиков

Б) Оценил его честность и искренность

В) Пётр принёс Пугачёву присягу

8. Закончите фразу Ивана Кузьмича «Умирать так умирать…»

А) дело обычное

Б) так на роду написано

В) дело служивое»

9. Какая черта характера Маши проявилась во время заточения у Шабрина?

А) Трусость

Б) Слабость

В) Решительность

10. К кому обратилась Маша Миронова, чтобы освободить Гринева из-под

стражи?

А) к Пугачеву

Б) к императрице Екатерине II

В) к родителям Петра Гринёва

11. Какова в повести роль сказки об орле и вороне?

А) объясняет жизненную позицию самозванца

Б) вносит элемент загадочности

В) придаёт народность образу Пугачёва

12. Какие символические образы используются Пушкиным в повести:

А) путь, дорога;

Б) могила;

В) буря, буран;

Г) орёл, ворон;

Д) кинжал;

Е) виселица.

13. Чей это портрет?

13.1.«Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо её, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть

А) Марии Мироновой;

Б) Василисы Егоровны;

В) Екатерины II;

Г) Авдотьи Васильевны.

13.2.«Он был высокого росту, дороден и широкоплеч, и показался мне лет сорока пяти. Густая рыжая борода, серые сверкающие глаза, нос без ноздрей и красноватые пятна на лбу и на щеках придавали его рябому, широкому лицу выражение неизъяснимое.

А) Пугачёва

Б) пленного башкирца

В) Афанасия Соколова (Хлопуши)

Г) Савельича

14. Образу Петра Гринёва в повести противопоставлен образ (приём антитезы)

А) Швабрина

Б) Пугачёва

В) Савельича

Г) Капитана Миронова

15. Почему Маша не соглашалась выйти замуж за Петра Гринева?

А) родители Гринёва не дали ему благословения

Б) не хотела бросать от родителей

В) мечтала выйти за Швабрина

Г) считала Петра неподходящей партией

 

Ключ к тесту

I часть

1-б, 2- а, 3-в

1- а, г 2- в, д 3 –б, е

– а

– г

– а

–а

1-б, г, ж 2- а ,в 3- д

II часть

– а

– а, б

– б

– б

– б

III часть

1.- в

2.- -б

3. – в

4- -г

5.- -в

6.-в

7.- б

8.-в

9- в

10. – б

11.- а

12. – в, г, е

13.1 – в, 13.2- в

14-а

15-а

Максимальное количество баллов – 43

Отметка «5» - 40-43 баллов

Отметка «4» - 30-39 баллов

Отметка «3» - 20- 29 баллов

Отметка «2» - меньше 20 баллов

Используемая литература:

Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе.8 класс.- М.:ВАКО, 2012

Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 8 класс Учеб.хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. – М.:Просвещение, 2014

 

Справочные материалы

Художественные изобразительные средства

Анафора (единоначатие). Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк или строф.

Антитеза (противопоставление) .Контраст, противопоставление явлений, понятий, образов, состояний и т.п. Часто выражается с помощью антонимов.

Инверсия. Намеренное нарушение обычного (прямого) порядка слов.

Гипербола (преувеличение). Чрезмерное преувеличение свойств предмета; количественное усиление признаков предмета, явления, действия.

Литота. Преуменьшение предмета (обратная гипербола)

Метафора. Слово в переносном значении; перенос основан на уподоблении одного предмета другому по сходству или контрасту; скрытое сравнение. Разновидность – развернутая метафора.

Олицетворение. Перенесение свойств человека (лица) на неодушевленные предметы, явления природы или животных. Разновидность – развернутое олицетворение.

Параллелизм. Одинаковое синтаксическое построение смежных предложений.

Перифраз (перифраза). Оборот речи, заменяющий слова или словосочетания; указывает на признаки неназванного предмета.

Риторический вопрос. Вопросительное предложение, не требующее ответа; используется для привлечения внимания к изображаемому явлению или для размышления

Риторическое обращение. Синтаксическая конструкция эмоционально-экспрессивного характера для привлечения внимания, выражающая отношение автора к объекту.

Сравнение. Сопоставление двух понятий, предметов, явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого.

Эпитет. Слово или словосочетание, служащее образной характеристикой какого-либо лица, явления или предмета (чаще всего метафорическое прилагательное); «красочное» определение. Нельзя смешивать с определительными прилагательными, являющимися просто предметными и логическими определениями.


 


 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.