Разработка урока по теме «Система управления базами данных»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3»
ГОРОДА РЖЕВА ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Разработка урока по теме
«Система управления базами данных»
9 класс
Разработал:
учитель информатики
Комарова Лилия Алексеевна
Ржев – 2024
Цель урока: сформировать у учащихся понятие моделирования как метода познания.
Задачи урока:
Обучающие: сформировать общее представление о базах данных, дать классификацию баз данных, рассмотреть на примере MS Access;
Развивающие: способствовать развитию аналитических способностей, умения составлять таблицу, вводить данные, рассчитывать значения;
Воспитательные: воспитывать терпение, аккуратность, умение самостоятельно работать.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, электронная презентация.
Технологии: информационно - коммуникационная технология.
Ход урока
Организационный момент
Приветствие учащихся, сообщение темы и целей урока.
Повторение
проверка изученного материала по вопросам (2 - 8) к §1.5;
рассмотрение заданий, вызвавших затруднения при выполнении домашнего задания.
Изучение нового материала
Новый материал излагается в сопровождении презентации «Система управления базами данных».
Система управления базами данных (СУБД) - программное обеспечение для создания баз данных, хранения и поиска в них необходимой информации.
С помощью СУБД пользователь может:
создавать структуру базы данных;
заполнять базу данных информацией;
редактировать (исправлять, дополнять) структуру и содержание базы данных;
выполнять сортировку (упорядочивание) информации;
осуществлять поиск информации в базе данных;
выводить нужную информацию на экран монитора, в файл и на бумажный носитель;
устанавливать защиту базы данных.
СУБД превращает огромный объём хранимых в компьютерной памяти сведений в мощную справочную систему.
Существуют СУБД, с помощью которых создаются крупные промышленные информационные системы. Для работы с этими системами нужны специальные знания, в том числе владение специализированными языками программирования.
Для ведения личных баз данных, а также баз данных небольших организаций используются более простые СУБД, работать с которыми могут обычные пользователи. Наиболее распространёнными СУБД такого типа являются Microsoft Access и OpenOffice.org Base. При запуске любой из них на экран выводится окно, имеющее строку заголовка, строку меню, панели инструментов, рабочую область и строку состояния.
Основными объектами СУБД являются таблицы, формы, запросы, отчёты.
Таблицы - это главный тип объектов. С ними вы уже знакомы. В таблицах хранятся данные. Реляционная база данных может состоять из множества взаимосвязанных таблиц.
Формы - это вспомогательные объекты. Они создаются для того, чтобы сделать более удобной работу пользователя при вводе, просмотре и редактировании данных в таблицах.
Запросы - это команды и результаты обращения пользователя к СУБД для поиска данных, сортировки, добавления, удаления и обновления записей.
Отчёты - это документы, сформированные на основе таблиц и запросов и предназначенные для вывода на печать.
В качестве примера рассмотрим процесс создания базы данных «Наш класс». (§1.6.3 стр. 51).
Создание базы данных начинается с открытия файла, в котором она будет храниться. Для этого нужно после запуска программы OpenOffice.org Base следовать указаниям мастера баз данных:
создать новую базу данных;
зарегистрировать базу данных (указать путь и имя файла).
Далее следует описать структуру таблицы (указать имена и типы всех полей) и ввести данные в таблицу.
Данные можно вводить непосредственно в таблицу, а можно создать для этого специальный шаблон - форму.
Запрос или справка - таблица, содержащая интересующие пользователя сведения, извлечённые из базы данных.
Условия выбора записываются в форме логических выражений, в которых имена полей и их значения связаны операциями отношений.
В логических выражениях имена полей базы данных связываются с определёнными значениями этих полей операциями отношений:
= равно;
<> не равно;
< меньше;
> больше;
<= меньше или равно (не больше);
>= больше или равно (не меньше).
На уроках математики вы применяете эти операции, составляя и решая числовые равенства, неравенства и их системы. Таблица 1.6 - 1.7 стр. 54 – 55
С помощью запросов пользователь может быстро найти в базе данных и вывести на экран компьютера интересующую его информацию. Но для решения большинства практических задач найденную информацию необходимо представить в определённой форме и подготовить к выводу на печать. Этот этап работы называется подготовкой отчёта.
Практическая часть
Практическая работа по созданию таблицы с помощью конструктора в Microsoft Access.
Практическая работа выполняется согласно описанию (приложение).
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Домашнее задание - §1.6, вопросы № 2 - 4 к параграфу.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Создание таблицы с помощью конструктора
Название | Директор | Кол-во мест | Телефон | Категория | Лицензия | Открытие |
Качели | Борисова | 1500 | 232-65-98 | *** | Есть | 12.03.1978 |
Экономист | Крылова | 360 | 215-56-98 | ** | Есть | 18.07.1999 |
Путешественник | Комарова | 2200 | 265-48-89 | **** | Есть | 17.12.1974 |
Лидия | Ермошкина | 465 | 555-66-23 | *** | Есть | 24.01.1988 |
Зрелость | Мамкина | 1800 | 654-12-45 | **** | Нет | 15.09.2001 |
Цель | Юревичус | 2900 | 988-56-44 | ***** | Нет | 17.11.2000 |
Закат | Терентьева | 600 | 786-95-22 | ** | Нет | 22.08.1965 |
Запустить приложение Microsoft Access.
В диалоговом окне Microsoft Access в группе Создание базы данных выбрать вариант Новая база данных.
Задать имя файла базы данных, для этого в диалоговом окне Файл новой базы данных в поле Имя файла ввести имя Hotel.accdb.
На вкладке Главная из списка Режим выбрать режим Конструктор
Создать структуру базы данных в диалоговом окне Таблица1: таблица. Для этого в столбце Имя поля вписать Название, в столбце Тип данных выбрать вариант Текстовый, в области Свойства поля на вкладке Общие установить Размер поля - 20.
Для поля Директор выбрать тип поля - текстовый, размер поля - 15.
Для поля Количество мест выбрать тип поля - числовой, размер поля - целый.
Для поля Телефон выбрать тип поля - текстовый, размер поля - 9, Маска ввода - ###-##-##.
Для поля Категория выбрать тип поля - текстовый, размер поля - 5.
Для поля Лицензия выбрать тип поля - логический, описание - Выдана ли лицензия? (да/нет), формат поля - да/нет.
Для поля Открытие выбрать тип поля — дата, формат поля — длинный формат даты.
Определить ключевое поле, для этого перейти в поле «Название», нажать кнопку «Ключевое поле» на панели инструментов «Конструктор таблиц».
Перейти в режим таблицы, для этого нажать кнопку «Режим таблица» на панели инструментов Режим. В информационном окне Microsoft Access нажать кнопку Да. В диалоговом окне Сохранение в поле Имя таблицы ввести Гостиница.
Заполнить таблицу подготовленными данными, для этого ввести их в соответствующие столбцы (см. таблицу выше).