12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ирина40

Разработка урока по информатике на тему «Передача данных между листами»

Балдихина Ирина Витальевна,

учитель информатики высшей категории,

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей» г.о. Бронницы

г.о. Бронницы, Московская область

Тезис к публикации: в данной работе представлена разработка урока по информатике для 10 класса профильного уровня на тему «Передача данных между листами» к учебнику И.Г. Семакина, Т.Ю.Шейна, Л.В. Шестакова, Информатика и ИКТ. Профильный уровень для 10 класса. Бином, 2017

Цели урока:

образовательные – знакомство с функцией передачи данных между листами в электронных таблицах; формирование умений самостоятельно решать задачи по данной тематике;

развивающие – повышение познавательного интереса к предмету, развитие мышления;

воспитательные – воспитание аккуратности и внимательности при выполнении заданий.

Оборудование: проектор, раздаточный материал, электронный материал для учащегося на каждом рабочем компьютере учащихся.

План урока:

Организационный момент (1 мин);

Актуализация знаний (5 мин);

Создание проблемной ситуации и ее разрешение (14 мин);

Закрепление нового материала (20 мин);

Подведение итогов (5 минут).

Ход урока:

Организационный этап, приветствие (1 минута)

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (1 минута)

- Ребята, подскажите, что мы с вами делали на предыдущих уроках? (Проходили электронные таблицы, изучали различные функции: СУММЕСЛИ, СЧЁТЕСЛИ, МИН, МАКС, СРЗНАЧ)

- Правильно, а скажите, как вы думаете, со всеми ли функциями и возможностями электронных таблиц мы познакомились. (Конечно, нет).

- Так как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня? (Продолжать изучать функции и возможности табличного процессора).

- Правильно, но сначала небольшая разминка.

Актуализация знаний (5 минут)

Посмотрите на доску – на слайде вы видите таблицу (слайд 1).

t1663518830aa.png

Какая информация в ней содержится? (Информация по добычи нефти и газа на различных месторождениях).

Необходимо найти

минимальную и максимальную добычу нефти в сутки. Ответ: MIN(C3:C10), MAX(C3:C10)

количество месторождений с лицензией Роснефть. Ответ: COUNTIF(E3:E10)

суммарные запасы месторождений с лицензией Сургутнефтегаз. Ответ: SUMIF(E3:E10; «Сургутнефтегаз»; В3:В10)

количество месторождений с запасами не менее 2000 млн.т. Ответ: COUNTIF(B3:B10; “>=2000”)

Учащиеся пишут соответствующие формулы на доске.

Создание проблемной ситуации и ее разрешение (14 минут)

Хорошо, с этим у вас проблем не возникло. Рассмотрим следующий пример (слайд 2).

Теперь в нашей книге 2 листа и соответственно 2 таблицы. Какая информация добавилась во второй таблице? (Год открытия месторождения и глубина залежей)

t1663518830ab.png

Необходимо определить следующее:

Количество месторождений, открытых после 1960 г. Ответ: COUNTIF(B3:B10)

Суммарные запасы месторождений, открытых после 1960 г.

У учащихся возникают затруднения, так как данные расположены на отдельных листах.

Как вы думаете, как же можно выйти из ситуации?

На самом деле пользователь имеет возможность производить табличные вычисления на одном листе, что мы с вами раньше и делали, а также связывать формулами данные, расположенные на разных листах. Для выполнения данного задания нам необходимо знать правило, которое заключается в следующем (слайд 3):

чтобы сослаться на ячейку из другого листа, нужно указать имя листа, затем знак «!» (для Microsoft Office Excel) или «.» (для OpenOffice Calc) и адрес ячейки этого листа.

Таким образом, чтобы ответить на интересующий вопрос, необходимо задать формулу =SUMIF(B3:B10;">1960";Запасы.B3:B10) (слайд 4)

Попробуем теперь найти суммарные запасы месторождений с минимальной глубиной залежей (слайд 5). На какие этапы разбивается задача? Задача разбивается на 2 шага: нахождение минимальной глубины залежей и нахождение суммарных залежей.

Решение выглядит следующим образом

t1663518830ac.png

Обратите внимание, что в функции SUMIF в качестве условия используется значение в ячейке В12 и записывается оно без кавычек.

А теперь давайте попробуем использовать полученные знания на данном примере на компьютере и найдем числовые ответы на решенные вопросы.

Учащиеся, использую формулы находят числовые ответы на вопросы (файл Месторождения.ods)

Количество месторождений, открытых после 1960 г. Ответ: 7

Суммарные запасы месторождений, открытых после 1960 г. Ответ: 13600

Суммарные запасы месторождений с минимальной глубиной залежей. Ответ: 5900 (слайд 6)

Закрепление материала (20 минут)

Теперь вам предстоит поработать самостоятельно (слайд 7). Перед вами электронная таблица «Продажи автомобилей» (файл Продажи автомобилей.ods). Внимательно посмотрите, сколько листов в книге и какая информация на них представлена. (слайды 8-9)

Вам необходимо будет найти (слайд 10)

Цену самого дешевого автомобиля

Цену самого дорогого автомобиля

Среднюю цену автомобиля, продаваемого в данном автосалоне

Процентное соотношение машин с ценой более 1000000 руб ко всем предлагаемым машинам

Количество проданных в январе автомобилей белого цвета

Количество проданных в феврале автомобилей модели Cobalt

Заполните лист «отчет за 2 месяца»:

количество проданных машин каждой модели за каждый месяц

сумма продаж машин каждой модели за 2 месяца

определите динамику продаж для каждой марки: если количество проданных машин данной модели в феврале было меньше, чем в январе, тогда «динамика снизилась» иначе «не снизилась»

Общую сумму продаж автосалона за 2 месяца

Количество моделей, для которых динамика продаж снизилась

Учащиеся выполняют задание. По завершении им предлагаются листы для самопроверки их числовых ответов (приложение 1), если у них возникли сложности, им предлагается лист для самопроверки формульного решения задач (приложение 2).

Вот что получим в итоге (слайды 11-13)

Подведение итогов (5 минут)

Проверяем, что получилось. Выясняем, сколько задач решил каждый ученик, какие трудности у них возникли.

Итак, что мы с вами сегодня узнали? (Как использовать в формуле данные с разных листов).

Все ли вам было понятно?

Домашнее задание:

Параграф 3.3.2 прочитать

Список используемой литературы:

Семакин И.Г., Шеина Т.Ю., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 10 класса. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017

Презентация к уроку: 

​​​​​​​
презентация
PPT / 1.39 Мб

Файл «Месторождения.ods»: 


Месторождения
ODS / 17.8 Кб

Файл «Продажи автомобилей.ods»:


продажи автомобилей
ODS / 20.61 Кб

Приложение 1.

Ответы:

1. 550000

2. 1558000

3. 1040529,41

4. 52,94

5. 20

6. 4

7. 109308200

8. 9

Приложение 2.

Формулы для решения:

=MIN(C2:C18)

=MAX(C2:C18)

=AVERAGE(C2:C18)

=COUNTIF(C2:C18;">1000000")/17*100

=COUNTIF(C3:C60;"белый") (для листа «продажи за январь»)

=COUNTIF(B3:B55;"Cobalt") (для листа «продажи за февраль»)

Для листа «отчет за 2 месяца» в ячейку С3 заносим формулу

=COUNTIF('Продажи за январь'.B$3:B$60;B3) и растягиваем по столбцу до ячейки С19. Аналогично, в ячейку D3 заносим формулу

=COUNTIF('Продажи за февраль'.B$3:B$55;B3) и растягиваем ее вниз по столбцу до ячейки D19. В ячейку F3 заносим =IF(C3>D3;"снизилась";"не снизилась") и протягиваем до ячейки F19.

В ячейку E22 заносим формулу =SUM(E3:E19)

В ячейку E25 заносим формулу =COUNTIF(F3:F19;"снизилась")

 

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.