12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ольга9
5

Разработка урока посвященного Сталинградской битве « Волгоград – Сталинград»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 2-Гавриловская средняя общеобразовательная школа















Разработка урока



посвященного Сталинградской битве


« Волгоград – Сталинград»









Автор: учитель истории и обществознания Витютнева Ольга Михайловна







- 2023-




Цели урока:

1. Сформировать знания о начале коренного перелома в Великой Отечественной войне. Познакомить с основными событиями в период Сталинградской битвы, показать военное искусство советского командования, героизм солдат. Раскрыть историческое значение этого события.

2. Сформировать умение анализировать, делать выводы, сравнивать, работать с источником, складывать доказательную базу, выражать свои мысли, излагать “сквозные” вопросы темы.

3. Воспитывать чувство патриотизма, гордость за свой народ, уважительное отношение к старшему поколению.



Методы: Репродуктивно-словесный, наглядный, частично-поисковый.

Формы: Индивидуальные, фронтальные.

Основные понятия: Коренной перелом, «Уран», «Кольцо».

Основные даты:

19 ноября 1942г. – 2 февраля 1943г.;

План урока:

Организационный момент

Сообщение темы, цели урока. Вступительное слово учителя.

Повторение и актуализация знаний.

Изучение нового материала:

Немецкое наступление летом 1942 г. Начало Сталинградской битвы.

Разгром немецких войск под Сталинградом.

Историческое значение битвы под Сталинградом.

Закрепление

Задание на самоподготовку. Оценка знаний.

Оборудование урока: Учебник А.А.Данилов Л.Т.Косулина «История России ХХ- начало ХХIвв», Карта «Великая Отечественная война 1941-1945гг», ТСО.

Ход урока.

Учитель: Мы продолжаем изучать один из самых тяжелых периодов в истории нашей страны – Великую Отечественную войну. Все мы вышли из прошлого, в котором отцы и деды, матери и бабушки, старшие братья и сестры защищали Родину, строили и укрепляли страну. Мы, новое поколение, должны знать о том, как и почему возникла жестокая и кровавая схватка нашего народа с нацизмом, каковы были ее ход и основные события, чем закончилась война, и что дала Победа нашему народу, как мы воспользовались ее результатами. Цель данного урока – сформировать знание о начале коренного перелома в Великой Отечественной войне. Познакомиться с основными событиями Сталинградской битвы, показать военное искусство советского командования, героизм солдат. Раскрыть историческое значение этого события. В конце урока мы должны ответить на вопрос: Почему события 19 ноября 1942 года – 2 февраля 1943 года историки определяют как начало «коренного перелома» в ходе войны?

А может быть это вовсе и не коренной перелом?

Что мы должны будем изучить, чтобы ответить на поставленный вопрос?

Фронтальный опрос:

1. Назовите дату ВОВ.

2. Назовите этапы войны.

3.Каковы были силы и планы сторон накануне ВОВ.

4. В чем вы видите причины неудач Красной армии в первые месяцы

войны.

5. Как проходила Московская битва. Каково ее значение.

Учитель: Сталинград!.. Наверное, не так уж много на земле мест, к которым было бы так надолго приковано внимание людей разных стран мира, как было оно приковано к Сталинграду в далеком 1942 году. Летом 1942 г. обстановка складывалась далеко не в пользу Советского государства. 
Имея полное превосходство в силах, противник вел бешеное наступление. Гитлеровцы считали, что они легко за 2 недели овладеют Сталинградом силами только 6-й армии до 25 июля. Но упорное сопротивление советских войск спутало планы врага.
31 июля с Кавказского направления на Сталинград была перенацелена немцами 4-я танковая армия. Позже в сражение были втянуты две румынские и одна итальянская армия. Если в июле на Сталинград наступали 30 дивизий, в августе – 69, то в сентябре уже 81 дивизия. Сталинградское направление было для фашистов главным. Ломая упорное сопротивление советских воинов, враг, несмотря на потери, упорно рвался к городу.
На направлении главного удара враг имел полуторное превосходство в людях, двойное – в орудиях и многократное, в танках и самолетах.
Фашистские бомбардировщики совершили более 2 тысяч самолётовылетов. Кромешный ад. Дым пожарищ застилал полуденное солнце. Взрывы страшной силы сотрясали воздух. Горели жилые дома, кварталы, рушились, как карточные, здания школ, превращенных в госпитали, культурно-бытовые учреждения.
Беспримерное мужество сталинградцев потрясало даже бывалых гитлеровских вояк. Ефрейтор О. Гельман писал своей невесте: «Описать, что здесь происходит, невозможно. В Сталинграде сражаются все, у кого есть голова и руки, – мужчины и женщины». 
Сталинград обороняли 62-я армия генерала В.И.Чуйкова, 65-я – генерала Батова, 64-я – генерала Шумилова. Были дни, когда наши войска отражали по 20-25 атак врага.
Сообщение ученик 1: Не только в стране, но и за рубежом известен «Дом Павлова». В конце сентября 1942 г. командир отделения сержант Я. Ф. Павлов, выполняя приказ командира, первым проник вместе с тремя бойцами в четырехэтажный дом, уже занятый гитлеровцами.
Гвардейцы выбили врага и превратили здание в опорный пункт. Ночью 2 октября со стороны мельницы пришло подкрепление – пулеметный взвод лейтенанта И. Ф. Афанасьева и группа бронебойщиков. Вскоре туда прибыло и несколько минометчиков. Гарнизон «Дома Павлова» состоял из 25 человек. Они прорыли от мельницы к дому траншею, по которой им доставляли вооружение и пищу. Территорию вокруг осажденного врагом дома бойцы заминировали.  58 суток – срок больший, чем Германия затратила на захват целых европейских государств, яростно и ожесточенно штурмовали фашисты развалины дома, который стал для них неприступной крепостью.
Выстояв в кромешном аду, защитники дома 24 ноября вместе со своей дивизией перешли в стремительное наступление.
Сообщения ученик 2: Мамаев курган… главная высота города, 102 метра. В дни Сталинградской битвы он был отмечен на картах генеральных штабов всех стран мира. Здесь, начиная с 13 сентября 1942 года по 30 января 1943 года, 140 дней и ночей не унималась дрожь земли от взрывов снарядов, мин и авиационных бомб, неумолчно бушевали вихри свинца и рваного железа. Здесь насмерть стояли советские воины, сражаясь за ключевую позицию обороны города, здесь решалась судьба будущей победы. Высота переходила из рук в руки несколько раз. Во время одной из советских контратак на мамаев курган с целью перехватить его , советские войска потеряли целую дивизию в 10 тысяч человек в один день.
Сражения за завод Красный октябрь, тракторный завод и артиллерийский завод Баррикады стали известны на весь мир. Пока советские солдаты защищали свои позиции, ведя огонь по немцам, рабочие заводов и фабрик ремонтировали повреждённые самолёты в непосредственной близости от поля боя, а иногда и на самом поле боя.
Ученик: В дни битвы гремела слава о снайпере сибиряке В. Г. Зайцеве. Более 300 гитлеровцев уничтожил он в уличных боях. Попал ему на мушку и руководитель немецкой снайперской школы в Берлине майор Конингс.
Связисты В. П. Титаев и М. М. Путилов, оба смертельно раненные, во время исправления повреждения телефонной линии, теряя сознание, восстановили связь, зажав концы оборванного провода зубами.
Артиллерист В. Я. Болтенко, оставшись у орудия один, смело вступил в единоборство с 15 вражескими танками и одержал победу. Подвиг Александра Матросова совершили в дни Сталинградского сражения 11 человек.
Морской пехотинец Михаил Паникаха загорелся от разбитой бутылки с зажигательной смесью, с которой он бросился на танк. Не останавливаясь, уже живым факелом он вскочил на танк и собой поджег фашистскую машину.
Санинструктор Е. Ф. Богданова вынесла с поля боя 120 раненых бойцов с их оружием. Уничтожила при этом 8 немцев, была ранена, но с поля боя не ушла. И таких были сотни, тысячи.
Учитель:  Есть в Волгограде место, самым тесным образом связанное с событиями Второй Мировой войны, с Великой Сталинградской битвой - это прославленный Мамаев курган с "Историко-мемориальным комплексом "Героям Сталинградской битвы". Мамаев курган – один из самых величественных монументов, воздвигнутых в честь героев войны и в память об их подвиге. 10 октября 1957 года здесь был открыт величественный памятник – ансамбль героям Сталинградской битвы. На стенах Пантеона славы имена более 7000 бойцов, погибших за Сталинград.
Мамаев курган, господствующий над основной частью города и обозначавшийся на военно-топографических картах, как Высота-102,0 являлся главным звеном в общей системе обороны Сталинградского фронта. Название Мамаев Курган, как гласит легенда, связано с именем татарского военачальника Мамая.
"Мало кто знает, что скульптура "Родина - мать зовёт" на Мамаевом кургане в Сталинграде - это только вторая часть композиции из трёх монументов с мечом Победы в разных городах. Первая часть "Тыл - фронту" стоит в Магнитогорске, где ковали меч Победы. На нём рабочий передаёт меч солдату. "Родина мать" символизирует, то, что меч был поднят в Сталинграде. А третий монумент "Воин - освободитель" находится в Берлине, где советский воин-освободитель опустил этот меч."

2 февраля 1943 г. – это всенародный праздник воинской доблести, подвига русского солдата, отстоявшего для нас мир

Работа с документом .

В ходе ожесточенных оборонительных сражений на подступах к Сталинграду, а затем и в самом городе Красная Армия перемолола отборные дивизии гитлеровцев: нанесла врагу невосполнимые потери в живой силе и технике. Массовый героизм приводил врага в замешательство. Немцам были непонятны его причины, его корни, истоки. Подвиги простых русских солдат пугали врага, вселяли в него чувства страха.

«Этот город,- писал немецкий историк В. Гёрлиц, - впитал потоки лучшей немецкой крови и превратит постепенно в Верден восточного похода»

Читая страницы истории, знакомясь с подвигами людей, удивляешься их самоотверженности, силе воли, мужеству. Что руководило их поступками? Любовь к Родине, стремление к светлому будущему, чувство долга, пример товарищей, воля сражавшихся плечом к плечу.

Учитель: Возвращаемся к поставленному вопросу в начале урока

- Почему события 19 ноября 1942 г. – 2 февраля 1943 г. историки определяют как начало «коренного перелома» в ходе войны.

Подведение итогов

Задание для самоподготовки: стр.256, вопросы № 3, 4.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.