Разработка урока-путешествия в формате игры по истории для 5 класса на тему «Древняя Греция»
Автор: Захарова Елена Юрьевна,
учитель истории и обществознания МАОУ «Лицей №5» г. Перми
Урок - путешествие по Древней Греции
Класс: 5
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Форма урока: урок-игра.
· Цель: Закрепить знания детей по теме "Древняя Греция"; закрепить умение работать с картой; показывать географическое положение изучаемого государства; знать и называть исторических деятелей; а так же умение сделать вывод о вкладе древних греков в мировую культуру.
· Развивать интерес и уважение к истории и культуре народов мира, стремление сохранять и приумножать культурное наследие.
· Развивать речь и мышление детей.
· формирование у школьников восприятия целостной картины мира Древней Греции до середины V века до н.э.
Задачи:
1. Обучающая: систематизация знаний учащихся по истории Древней Греции.
2. Развивающая: продолжить формирование умений работать с исторической картой, логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения.
3. Воспитательная: на примере истории Древней Греции, её культуры, продолжать воспитывать в детях чувство прекрасного, в ходе игры – чувство товарищества, долга, уважения к своим друзьям.
ОБОРУДОВАНИЕ:
1. Карта «Древняя Греция» (до середины V века до н.э.)
2. «Стол Греков» (продукты для конкурса)
3. Иллюстрации: «Афинский Акрополь», «Богиня Афина в Парфеноне», «Олимпийские игры», «Чернофигурные и краснофигурные вазы», «Древнегреческий театр», «Древнегреческие актёры».
Ход урока.
I. Организационный момент.
Задача для учащихся: повторить историю Древней Греции.
II. Проведение игры.
1. Предварительная подготовка к игре: класс заранее разделён на 3 команды (1,2 и 3 ряд).
Правила игры:
1) Каждый член команды должен принять участие в игре не менее одного раза.
2) Капитан команды следит за активностью игроков, руководит обсуждением вопроса, делает выбор – кому отвечать от имени команды.
3) Правильный ответ – 1 балл, ответ с неточностями – 0,5 балла, дополнение команд – 0,5 балла.
4) За подсказказки и выкрики снижается 1 балл,
5) За 1 место участникам игры ставится отметка «5», за 2 место – «4», 3 место –«3»
Команды – соперницы занимают игровые столы. В ходе игры за ответами игроков следит жюри (из одноклассников 5 человек). По количеству баллов выбирается победитель.
1. конкурс: «Историческая разминка». Дети, перебрасывая друг другу мяч, называют географические названия, термины, имена, достопримечательности, которые связаны с Древней Грецией, кто остановился и не назвал, тот выходит из игры
2. конкурс: Работа с картой.
Итак, для начала найдём Грецию на карте и вспомним, каково же географическое положение этого государства.
Каковы природные условия Греции, что нас ждёт в этой стране?
Назовите и покажите на карте 3 части Греции.
Покажите Южную Грецию. Как её название?
Где проводились Олимпийские игры?
Где находится г. Афины?
Где находится г. Спарта?
Покажите на карте места сражений греков с персами.
Покажите на карте страны и области, завоёванные Александром Макендонским.
3. конкурс «Слова»: - Итак, ребята, я задаю вам вопросы, касающиеся устройства жизни древнегреческого общества, а вы даете на них ответы:
1. Демос - народ.
2. Метеки - переселенец в Афины.
3. Граждане - коренные жители Греции.
4. Демократия - власть народа.
5. Акрополь - холм.
6. Агора - главная площадь Афин.
7. Илоты - жители Лаконии, «захваченные».
8. Хитон - рубаха из легкой ткани.
9. Эллены - народ Греции.
10. Стратег - военачальник.
11. Дем - округ.
12. Ареопаг - совет знати.
4. конкурс «Даты». Команды получают сарбонки с датами и показывают их друг другу, дают ответ.
· 480 г до н.э.
· 490 г до н.э.
· 776 г до н.э.
· 594 г до н.э.
5. конкурс: «Стол греков».
На столе продукты питания: оливки, оливковое масло, лук, чеснок, капуста, хлеб, мёд, огурцы, сливочное масло, виноград, петрушка.
Учащиеся должны отобрать те продукты, которые употребляли древние греки.
· Какой продукт являлся главным продуктом питания греков?
· Какой продукт греки не изготовляли?
6. конкурс: Работа с иллюстрациями:
· «Афинский Акрополь».
· «Богиня Афина в Парфеноне».
· «Олимпийские игры».
· «Чернофигурные и краснофигурные вазы».
· «Древнегреческий театр».
· «Древнегреческие актёры».
Задача угадать что этоё
7 конкурс Проводиться игра "Историческое лото".
А теперь назовём исторических деятелей, с которыми мы можем встретиться в Древней Греции.
Дети называют выдающихся людей Древней Греции.
Что ж мы неплохо подготовились, можно отправляться в путь. Да, мы же совсем забыли составить программу нашего путешествия. Где бы вы хотели побывать? Ваши предложения?
Дети предлагают: театр, олимпийские игры, в школе, В мастерской у гончара:
Думаю, что достаточно. Начнём наше путешествие. Мысленно перенесёмся в Древнюю Грецию. 1,2,3:
На доске иллюстрации Олимпийских игр.
- Где мы?
Ответы детей.
- Почему спортивные состязания в Древней Греции получили такое название?
- Когда состоялись первые олимпийские игры?
- Какому богу были посвящены игры?
- Кто мог участвовать в состязаниях?
- Сколько дней продолжались игры?
Перечислите основные состязания, проходившие в ходе игр?
- Как чествовали победителей по возвращении в родной город?
Продолжим наше путешествие. А где мы оказались сейчас?
Район Афин Керамик.
Двое учащихся исполняют роль древних греков.
- О чём мы спросим жителей этого района? (вопросы детей) .
- Большое спасибо мастерам, но нам ,к сожалению уже надо идти. Но что это?.. (запись детских голосов) Наверное рядом школа. Заглянем туда.
(Можно вызвать одного ученика или подготовить заранее)
- Мальчик, тебя можно на несколько минут, подойди к нам ? Ребята, о чём бы вы хотели спросить ?
Дети задают вопросы, ученик отвечает.
- А теперь и вы мне помогите, нам задали задание : исправить ошибки
Димократия, алимп, ориапаг, стротег.
- Спасибо, вам.
А мы продолжаем наше путешествие. Посмотрите, а это что такое? (иллюстрации древнегреческого театра) Что вы знаете о театре?
Ответы детей.
Наше путешествие походит к концу. Мы ещё не побывали во многих местах Древней Греции, но мы обязательно совершим путешествие ещё раз. Нам пора возвращаться. 1, 2, 3: вот мы и в классе.
III. Итог урока.
Награждение команд. Выставление оценок.
Домашнее задание:
Нарисовать понравившийся эпизод нашего путешествия. И пожеланию подготовить сообщение о Реме и Ромуле
IV. Рефлексия.
Как прошло наше путешествие? А что нам помогло? (несколько представителей от команд и жюри должны высказать свое мнение)
Молодцы! Сегодня все хорошо поработали.
Используемая литература:
1. Вигасин А.А., Годер П.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира (учебник);
2. Хрестоматия по истории древнего мира (сост. Е.А. Черкасова. М: Просвещение,1991 г.)
3. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. М.: Просвещение, 1986 г.
4.Поурочные разработки по истории древнего мира. Автор: О. В. Арасланова., «ВАКО» Москва. 2005
5.Журнал: «Преподавание истории в школе» «Школа-пресс» Москва, 1994.
6.Предметные недели в школе. Н. С. Кочетов, «Учитель» Волгоград. 2005.
7.Школьные олимпиады. Э. В. Уткина. «Айрис-пресс» Москва. 2006.
Немцева Марина Викторовна
Администрация сайта «УРОК.РФ»
Дементьева Ирина Михайловна
Трефилова Раиса Поликарповна