Разработка занятия внеурочной деятельности «Основы функциональной грамотности», «Бюджет студента» (8–9 класс)
Разработка занятия внеурочной деятельности «Основы функциональной грамотности» «Бюджет студента». (8-9 кл)
Цели: - формирование у обучающихся функциональной грамотности, а конкретно одного из ее видов – математической грамотности:
рефлексивные умения: умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний, умение отвечать на вопрос: чему надо научиться для решения поставленной задачи?
поисковые умения: умение самостоятельно выдвигать идеи, доставать недостающую информацию, находить несколько вариантов решения проблемы, умение выдвигать гипотезу, составлять причинно-следственные связи;
навыки сотрудничества: умение коллективно планировать работу взаимодействовать друг с другом в группе;
коммуникативные умения: умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, умение идти на компромисс;
Форма проведения: практическое групповое занятие для учащихся 8-9 классов
Оборудование: интерактивная доска, листы с задачами.
Ход занятия.
Сегодня мы с вами поработаем над кейсом «Бюджет студента». Кто-то из вас уже осенью станет студентом после окончания 9 класса. Поэтому, надеюсь, тема для вас актуальная и интересная. Каждая группа в конце занятия предоставит свои расчёты по соответствующим заданиям.
2. Постановка целей.
Перед каждой командой стоит задача: внимательно прочитать текст, обсудить требующий решения вопрос, рассчитать в какую сумму обойдется жизнь студента в съемной квартире в городе.
3. Устная фронтальная работа
Прочитайте текст и скажите, какие знания нужны для решения каждого задания? (вычислительные: сложение, вычитание, умножение и деление).
4. Работа в группах:
Задание 1* (1 группа) Сможет ли Маша исполнить свою мечту и жить финансово независимо от родителей? Ответ аргументируйте.
Задание 2* (2 группа). Перечислите, какие еще постоянные статьи расходов обязательно появятся в самостоятельной жизни Маши.
Задание 3* (3 группа). Какая сумма остается ежемесячно у Маши сверх обязательных расходов?
Задание 4** (4 группа). Маше не хотелось готовить дома, поэтому она обедала и ужинала в соседнем кафе. Обед стоил 250 руб., а ужин – 150 руб. На завтрак Маша по привычке пила только кофе. Позволит ли бюджет Маши питаться два раза в соседнем кафе?
Задание 5***. (5 группа). Решив экономить на кафе, Маша нашла рецепты в интернете и стала готовить еду дома. Соль, специи и зелень девушка привезла из дома. Какова стоимость питания Маши в день, если всю еду она приготовит дома? Рассчитайте стоимость обеда и ужина, исходя из рецепта и стоимости продуктов. Стоимость воды не учитывайте.
5. Представление группами результаты работы в группах.
6. Подведение итогов
- Как вы думаете, со скольки лет разрешается работать подросткам, в какой сфере и какова продолжительность рабочего времени?
- Кто из вас умеет готовить еду?
- Хотите ли вы стать независимыми в финансовом плане?
- Готовы ли вы к студенческой жизни? Аргументируйте свой ответ.
- Была ли для вас тема нашего занятия полезной, интересной?
7. Рефлексия.
-Что нового узнали сегодня на занятии?
- Пригодятся ли в жизни полученные знания?
Приложение.
Вы стали студентом колледжа, преодолев высокий проходной балл. Но колледж вашей мечты находится в другом городе. Помимо учебы вам предстоит решить ряд бытовых проблем. В чужом городе рядом не будет мамы и папы, все придется делать самим в свободное от учебы время. Предстоит научиться правильно распределять деньги, учитывая, что основная часть расходов – это оплата проживания (общежития или съемного жилья), коммунальных услуг, мобильной связи, проезда и питания. Только после этого можно планировать расходы на одежду и развлечения. Большие траты придутся на первый месяц учебы: предстоит купить набор необходимой посуды, канцелярские принадлежности, хозяйственные товары. Нехватка денег – одна из главных проблем всех студентов, поэтому вам необходимо научиться экономить и найти способ снизить свои затраты. Дерзайте, пройдете отличную школу выживания.
Маша после 9 класса поступила в колледж в Коломне. По расписанию занятия в колледже проходят 5 дней в неделю. До колледжа Маша добирается на автобусе и трамвае. Студентка устроилась на работу по специальности недалеко от колледжа в вечернее время. Девушке регулярно переводят аванс 10 тыс. руб. 25-го числа каждого месяца и зарплату 13 тыс. руб. 10-го числа. Кроме того, в колледже она получает стипендию 3800 руб. первого числа. Зарабатывая собственные деньги, Маша решила начать жить отдельно от родителей и снять вместе с однокурсницей квартиру в Коломне недалеко от колледжа. Студентки нашли квартиру за 20 тыс. руб. в месяц, за которую нужно платить 20-го числа текущего месяца. При этом Маша каждую неделю на выходные ездит домой. Цена билета на автобус в один конец составляет 98 руб., билета на трамвай – 33 руб.
Задание 1* (1 группа) Сможет ли Маша исполнить свою мечту и жить финансово независимо от родителей? Ответ аргументируйте. Ответ: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2* (2 группа). Перечислите, какие еще постоянные статьи расходов обязательно появятся в самостоятельной жизни Маши. Ответ:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3* (3 группа). Какая сумма остается ежемесячно у Маши сверх обязательных расходов? Решение:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4** (4 группа). Маше не хотелось готовить дома, поэтому она обедала и ужинала в соседнем кафе. Обед стоил 250 руб., а ужин – 150 руб. На завтрак Маша по привычке пила только кофе. Позволит ли бюджет Маши питаться два раза в соседнем кафе? Ответ: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Обоснование: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________
Задание 5*** (5 группа). Решив экономить на кафе, Маша нашла рецепты в интернете и стала готовить еду дома. Соль, специи и зелень девушка привезла из дома. Какова стоимость питания Маши в день, если всю еду она приготовит дома? Рассчитайте стоимость обеда и ужина, исходя из рецепта и стоимости продуктов. Стоимость воды не учитывайте. Вычисления: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Где выгоднее питаться, дома или в кафе? Ответ: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обед
Куриный суп с вермишелью. Продукты (на 6 порций):
• Филе куриное – 2 шт. (500 г).
• Картофель – 3 шт.
• Морковь – 1 шт.
• Лук репчатый средний – 1 шт.
• Вермишель – 100 г.
• Зелень петрушки (для подачи) – по вкусу.
• Лист лавровый – 2 шт.
• Перец черный молотый – 2 щепотки (по вкусу).
• Соль – 3 щепотки (по вкусу).
• Масло растительное – 2 ст. л.
• Вода – 2 л
Курица с грибами, овощами и рисом. Продукты (на 5 порций):
• Куриное филе – 2 шт.
• Шампиньоны – 400 г.
• Перец красный сладкий – 1 шт.
• Сливки – 175 мл.
• Рис нешлифованный – 300 г.
• Соль.
• Перец черный молотый.
• Перец горошком.
Ужин.
Жареный картофель с грибами. Продукты (на 2 порции):
• Картофель – 600 г.
• Шампиньоны – 250 г.
• Лук репчатый – 1 шт.
• Соль – 1 ч. ложка (по вкусу).
• Перец чёрный молотый – по вкусу.
• Масло растительное для жарки – 100 мл (6 ст. ложек).
Витаминный салат из капусты, огурцов и кукурузы. Продукты (на 4 порции):
• Капуста белокочанная – 300 г.
• Огурец свежий – 1 шт.
• Кукуруза консервированная – 1 банка (120 г).
• Зелень укропа – 6-7 веточек.
• Масло растительное – 2 ст. ложки.
• Соль – 1 щепотка (по вкусу).
Методические комментарии
Основная идея кейса: знакомство с понятием «бюджет» на основе планового, экономически выгодного подхода к организации финансовых потоков студента, планирование сбалансированного бюджета студента.
Формируемые ценностные отношения:
• готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав;
• уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
• активное участие в жизни семьи, организации, местного сообщества, родного края, страны;
• понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
• представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений;
• установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, организации, города, края) технологической и социальной направленности;
• способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
• интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;
• осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
• готовность адаптироваться в профессиональной среде;
• уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
• осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
Ключи и критерии оценивания
Задание 1. Уровень базовый*.
Дидактическое назначение – формирование умений формулировать гипотезу об истинности собственного суждения, аргументировать свою точку зрения, подтверждая ее математическими расчетами. Цель задания – с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий.
Ключ: Недостаточно данных, чтобы ответить на поставленный вопрос. Доход Маши за месяц составит: 10 000 + 13 000 + 3800 = 26 800 руб. Расходы: 10 000 руб. (аренда квартиры) + (98 + 33) руб. ∙ 8 раз (проезд) = 11 048 руб.
С одной стороны, доход Маши больше ее расходов, но нам известны не все статьи расходов. Поэтому мы не можем однозначно ответить на поставленный вопрос. Критерии оценивания:
• 2 балла – верно выполнены расчеты и дан правильный ответ.
• 1 балл – верно выполнены расчеты, но ответ дан неверный.
• 0 баллов – расчеты выполнены неверно или отсутствуют.
Максимальное количество баллов – 2.
Задание 2. Уровень базовый*.
Дидактическое назначение – извлечь и интерпретировать информацию, провести прямое рассуждение по теме. Цель задания – прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Ключ: к расходам Маши следует отнести:
• проезд в городском транспорте;
• питание;
• развлечения;
• оплату интернета и мобильной связи;
• канцелярские товары;
• товары первой необходимости (мыло, шампунь и др.).
Критерии оценивания:
• 2 балла – перечислены 3 и более статей расходов.
• 1 балл – перечислены 1-2 статьи расходов.
• 0 баллов – перечислены незначительные статьи расходов, которые присутствуют не каждый месяц.
Максимальное количество баллов – 2.
Задание 3. Уровень базовый*.
Дидактическое назначение – работать с четко определенной моделью ситуации, выбирать и интегрировать информацию и связывать ее с определенными аспектами предложенной жизненной ситуации, выполнять вычисления.
Цель задания – оценивать соответствие результата цели и условиям, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей.
Ключ: Доход Маши за месяц составит: 10 000 + 13 000 + 3800 = 26 800 руб. Расходы: 10 000 руб. (аренда квартиры) + (98 + 33) руб. ∙ 8 раз (проезд) = 11 048 руб. 26 800 руб. – 11 048 руб. = 15 752 руб. Ответ: 15 752 руб.
Дана адекватная оценка полученного результата, допущенные ошибки найдены и исправлены.
Критерии оценивания:
• 2 балла – верно выполнены расчеты и дан правильный ответ.
• 1 балл – неверно выполнены расчеты, найдены и исправлены ошибки.
• 0 баллов – расчеты выполнены неверно или отсутствуют, ошибки не найдены.
Максимальное количество баллов – 2.
Задание 4. Уровень повышенный**. Дидактическое назначение – формирование умений работать с моделью сложной проблемной ситуации, распознавать, выбирать и интерпретировать необходимую информацию, обрабатывать ее средствами математики, проявлять интуицию, формулировать и излагать ответ.
Цель задания – устанавливать существенный признак, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа.
Ключ: да, при своем бюджете Маша сможет питаться в выбранном кафе. Маша питается в Коломне 5 дней в неделю. Расходы на питание в день составляют: ужин 150 руб. + обед 250 руб. = 400 руб. Расходы на питание в месяц составляют: 20 дней ∙ 400 руб. = = 8000 руб. 8000 руб. < 15 752 руб.
Критерии оценивания:
• 2 балла – верно выполнены расчеты и дан правильный ответ.
• 1 балл – верно выполнены расчеты, но ответ дан неверный.
• 0 баллов – расчеты выполнены неверно или отсутствуют.
Максимальное количество баллов – 2.
Задание 5. Уровень высокий***.
Дидактическое назначение – формирование умения работать с моделью сложной проблемной ситуации, выбирать, сравнивать и оценивать стратегию решения комплексной проблемы. А также умение интерпретировать и рассуждать. Для выполнения задания обучающихся следует разделить на 6 групп (не более 4 человек в группе).
Цель задания – самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений.
Ключ:
Куриный суп с вермишелью – 201,66 руб. по рецепту; 33,61 руб. за порцию. Грудка 174,9 + картофель (44,9/2,5) ∙ 0,3 + морковь (39,5/1,2) ∙ 0,1 + лук (39,9/2) ∙ 0,075 + масло (110/0,9) ∙ 2 ∙ 0,17 + вермишель 55,9/4,5 = 174,9 + 5,39 + 3,29 + 1,5 + 4,16 + 12,42 = 201,66 руб.
Курица с грибами, овощами и рисом – 381,92 руб. по рецепту; 76,39 руб. за порцию. Грудка 174,9 + шампиньоны 109,9 + перец (239,9 ∙ 0,1) + сливки (115,7/0,5) ∙ 0,175 + рис (97,9/0,9) ∙ 0,3 = = 174,9 + 109,9 + 23,99 + 40,5 + 32,63 = 381,92 руб.
Жареный картофель с грибами – 91,97 руб. по рецепту; 45,99 руб. за порцию. Картофель (44,9/2,5) ∙ 0,6 + шампиньоны (109,9/0,4) ∙ 0,25 + лук (39,9/2) ∙ 0,075 + масло (110 ∙ 0,1) = = 10,78 + 68,69 + 1,5 + 11 = 91,97 руб.
Витаминный салат из капусты, огурцов и кукурузы – 51,72 руб. по рецепту; 12,93 руб. за порцию. Капуста 37,9 ∙ 0,3 + огурец 79,9 ∙ 0,1 + кукуруза (79,9/340) ∙ 120 + масло (110/0,9) ∙ 2 ∙ 0,017 = = 11,37 + 7,99 + 28,2 + 4,16 = 51,72 руб.
В итоге питание дома обойдется Маше в 168,92 руб. Это, несомненно, выгоднее, чем питаться в кафе за 400 руб. в день.
Критерии оценивания:
• 3 балла – верно сделаны все вычисления, сделан вывод.
• 2 балла – при вычислениях допущены ошибки, которые привели к погрешности ±5 руб., вывод записан верно.
• 1 балл – при вычислениях допущены арифметические ошибки, которые привели к погрешности от ±5 руб. до ±10 руб., вывод записан верно.
• 0 баллов – иное. Максимальное количество баллов – 3
Литература
Математическая грамотность: пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников / [Т. А. Трофимова, И. Е. Барсуков, А. А. Бурдакова и др.]; [под общ. ред. Р. Ш. Мошниной]. – Москва: Академия Минпросвещения России, 2021. – 68 с.
Mat_gramotnost_9-11_kl_Ministrestvo_Prosveschenia.pdf
9