12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Анастасия29
4

Программа по внеурочной деятельности "Функциональная грамотность"




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности

«Функциональная грамотность»

Начальное общее образование, 2-4 классы

Количество часов: 102

Уровень: базовый









Составитель: учитель начальных классов

А.В.Васина






Томск, 2023 год




Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Функциональная грамотность»


Пояснительная записка


Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»» для обучающихся 2-4 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основе следующих нормативных документов:

Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Приказ Минобрнауки РФ от 6.10.2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО» (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009г., рег. № 15785)

Приказ Минобрнауки РФ от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений во ФГОС НОО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован Минюстом России 4 февраля 2011 г., рег. № 19707)

Приказ Минобрнауки РФ от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений во ФГОС НОО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373»(зарегистрирован Минюстом России 12 декабря 2011 г., рег. № 22540)

Приказ Минобрнауки РФ от 18.12.2012 г № 1060 «О внесении изменений во ФГОС НОО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован Минюстом России 11февраля 2013г., рег. № 26993)

Приказ Минобрнауки РФ от 29.12.2014г № 1643 «О внесении изменений в приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении вдействие ФГОС НОО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован Минюстом России 6 февраля 2015 г., рег. № 35916)

Приказ Минобрнауки РФ от 18.05.2015г № 507 «О внесении изменений в приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373»

Приказ Минобрнауки РФ от 31.12.2015 г. № 1576 «О внесении изменений во ФГОС НОО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016г. № 40936)

СанПиН 2.4.2. 2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" от 29.12.2010 № 189(с изменениями и дополнениями от 29.06.2011г. № 85, от 25.12.2013г. № 72, от 24.11.2015г. № 81, ред. № 5 от 22.05.2019г);

Примерная основная образовательная программа начального общего образования (Протокол от 8 апреля 2015 г № 1/15)

Примерная АООП НОО обучающихся с ОВЗ (протокол от 22.12.2015г.);

Фундаментальное ядро содержания общего образования/под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 2-е изд. – Москва, «Просвещение», 2010. (Стандарты второго поколения).

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России/под ред. А.Я. Данилюка, А.М. Кондакова, В.А. Тишкова; Москва, «Просвещение», 2009 (Стандарты второго поколения)

Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в РФ от 3.06.2017г. № 1155–р;

Авторская программа Данилюка А.Я. "Основы религиозных культур и светской этики"


«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы учащихся 2-4 классов в сфере экономики семьи. Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Цель программы:создание условий для развития функциональной грамотности.


Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность».


Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.

Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.


Задачи:

формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом; совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;

-находит и извлекает информацию из различных текстов;

- применяет извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем;

развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;

обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и др.;

воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;

учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;

поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным;

приобщать детей и родителей к проектной деятельности.




















Содержание курса внеурочной деятельности

«Функциональная грамотность»


Математическая грамотность – это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны:

распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики;

формулировать эти проблемы на языке математики;

решать проблемы, используя математические факты и методы;

анализировать использованные методы решения;

интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;

формулировать и записывать результаты решения.

Естественно-научная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.

Учащиеся, овладевшие естественнонаучной грамотностью, способны:

использовать естественнонаучные знания,

выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений;

строить развернутые высказывания;

устанавливать надежность информации;

сотрудничать.

Модуль «Финансовая грамотность».

Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

развитие экономического образа мышления;

воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье;

формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.

Во2-4классах обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).

Программа рассчитана на 3 года (102 часа):2 класс - 34 часа, 3 класс - 34 часа, 4 класс - 34 часа













Планируемые результаты освоения программы


Формирование функциональной грамотности реализуется на основе личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.


Личностными результатами изучения курса «Основы функциональной грамотности» является формирование следующих умений:

оценивать свою вежливость;

определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);

осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;

осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;

понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:

определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;

осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;

учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;

анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;

перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;

осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;

анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;

аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;

продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;

знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;

пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением;

в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

отличать подготовленную и неподготовленную речь;

знать особенности неподготовленной речи;

осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;

знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;

реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;

знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;

пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио, видео) сопровождением;

в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства






ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


2 класс


Модуль

Программное содержание

Основные виды деятельности обучающихся

Использования электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами

Воспитательная работа

« Основы читательской грамотности». ( 9 ч)

Михаил Пришвин. Беличья память.

И. Соколов-Микитов. В берлоге.

Лев Толстой. Зайцы.

Николай Сладков. Веселая игра.

Обыкновенные кроты.

Эдуард Шим. Тяжкий труд.

Полевой хомяк.

Про бобров.

Позвоночные животные.


Определение основной темы и главной мысли в произведении. Определение авторской позиции в художественном тексте. Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте, как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования.

1. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru

2. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru

3. Федеральный портал «Российское образование»

http://www.edu.ru

4. Инфоурок-

https://infourok.ru /

Духовно-нравственное: содействие формированию познавательных интересов, активности, любознательности и самостоятельности в познании.

«Основы естественнонаучной грамотности». (8 ч)

Про белочку и погоду.

Лесные сладкоежки.

Про зайчишку и овощи.

Лисьи норы.

Корень часть растения.

Занимательные особенности яблока.

Про хомяка и его запасы.

Материал для плотин.

Позвоночные животные.


Наблюдения в природе, описание живых объектов.Выяснять, что такое экология.

1. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru

2. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru

3. Федеральный портал «Российское образование»

http://www.edu.ru

4. Инфоурок-

https://infourok.ru /

Экологическое:

беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе

или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоемы);

проявлять миролюбие – не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;

стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;

«Основы математической грамотности». ( 8 ч)

Про беличьи запасы.

Медвежье, потомство.

Про зайчат и зайчиху.

Лисьи забавы.

Про крота.

Про ежа.

Про полевого хомяка.

Бобры строители.

Встреча друзей


Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления. Разбиение объекта на части и составление модели.Практические упражнения


1. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru

2. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru

3. Федеральный портал «Российское образование»

http://www.edu.ru

4. Инфоурок-

https://infourok.ru /

Духовно-нравственное: воспитывать у учащихся логическую культуру мышления, строгость и стройность в умозаключениях;

Нравственное:

ознакомление с историческими материалами.

«Основы финансовой грамотности». ( 9 ч)

Беличьи деньги.

Поврежденные и фальшивые деньги.

Банковская карта.

Безопасность денег на банковской карте.

Про кредиты.

Про вклады.

Ловушки для денег.

Такие разные деньги.

Встреча друзей.


Рассуждать, как разумно делать покупки. Кто такие мошенники.

Беседа о личных деньги. Сколько стоит «своё дело».


1. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru

2. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru

3. Федеральный портал «Российское образование»

http://www.edu.ru

4. Инфоурок-

https://infourok.ru /

Духовно-нравственное:

понимание необходимости разумного отношения к деньгам и рационального финансового поведения.

учатся оценивать финансовые ресурсы своей семьи.










3 класс


Модуль

Программное содержание

Основные виды деятельности обучающихся

Использования

электронных (цифровых)

образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами

Воспитательная работа

« Основы читательской грамотности».

( 9 ч)

Про дождевого червяка.

Кальций.

Сколько весит облако?

Хлеб, всему голова.

Про мел.

Про мыло.

История свечи.

Магнит.


Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации. Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в текстах. Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей?

1. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru

2. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru

3. Федеральный портал «Российское образование»

http://www.edu.ru

4. Инфоурок-

https://infourok.ru /

Гражданско-патриотическое:

любить свой народ, свой край и свою Родину;

уважать и принимать ценности семьи и общества.

Духовно-нравственное:

Развивать умение работать с текстом.

«Основы естественнонаучной грамотности». (8 ч)

Дождевые черви.

Полезный кальций.

Про облака.

Про хлеб и дрожжи.

Интересное вещество мел.

Чем интересно мыло и как оно «работает»?

Про свечи.

Волшебный Магнит.

Изучать природу – значит любить и охранять её. Беседа «Кто и как живет рядом с нами».Условия, в которых мы живем.

1. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru

2. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru

3. Федеральный портал «Российское образование»

http://www.edu.ru

4. Инфоурок-

https://infourok.ru /

Трудовое:

Формирование мотивации к творческому труду, работе на результат. Духовно-нравственное:

Формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.


«Основы математической грамотности». ( 9 ч)

Расходы и доходы бюджета.

Планируем семейный бюджет.

Подсчитываем семейный доход.

Пенсии и пособия.

Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы.

Подсчитываем расходы.

Расходы на обязательные платежи.

Подсчитываем сэкономленные деньги.

Беседовать про историю развития математики. Из истории чисел и цифр. Интересные приёмы устного счёта. Виды цифр. Римская нумерация. Решать задачи с некорректными данными, с избыточным составом условия. Задачи на оперирование понятиями «все», «некоторые», «отдельные».

1. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru

2. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru

3. Федеральный портал «Российское образование»

http://www.edu.ru

4. Инфоурок-

https://infourok.ru /

Нравственное:

ознакомление с историческими материалами.

Духовно-нравственное:

Рассматривать содержание математических задач, которые дают возможность значительно расширить кругозор учащихся, поднять их общий культурный уровень.

«Основы финансовой грамотности». ( 8 ч)

Что такое «бюджет»?

Семейный бюджет.

Откуда в семье берутся деньги? Зарплата.

Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия.

Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад выигрыш.

На что тратятся семейные деньги? Виды расходов.

На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи.

Как сэкономить семейные деньги?


Беседа «Откуда в семье деньги?».

».  В ней рассматриваются следующие  понятия: деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад, основным источником дохода современного человека является заработная плата, размер заработной платы зависит от профессии.Дети также знакомятся с тем, что при нехватке денег их можно взять взаймы, существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.

1. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru

2. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru

3. Федеральный портал «Российское образование»

http://www.edu.ru

4. Инфоурок-

https://infourok.ru /

Духовно-нравственное:

понимание необходимости разумного отношения к деньгам и рационального финансового поведения.

учатся составлять личный финансовый план.



4 класс

Модуль

Программное содержание

Основные виды деятельности обучающихся

Использования электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами

Воспитательная работа

« Основы читательской грамотности». ( 9 ч)

Старинная женская одежда.

Старинные женские головные уборы.

Старинная мужская одежда и головные уборы.

Жилище крестьянской семьи на Руси.

Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы.  

История посуды на Руси.

Какие деньги были раньше в России


Составление плана на основе исходного текста. Создавать собственные тексты, применять информацию из текста при решении учебно-практических задач.

1. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru

2. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru

3. Федеральный портал «Российское образование»

http://www.edu.ru

4. Инфоурок-

https://infourok.ru /

Гражданско-патриотическое: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

Духовно-нравственное:

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

«Основы естественнонаучной грамотности». (8 ч)

Томат.

Болгарский перец.

Картофель.

Баклажан. Семейство Паслёновые.

Лук.

Капуста.

Горох.

Грибы.


Находит и извлекает информацию о естественнонаучных явлениях из различных текстов

1. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru

2. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru

3. Федеральный портал «Российское образование»

http://www.edu.ru

4. Инфоурок-

https://infourok.ru /

Духовно-нравственное: последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом;


«Основы математической грамотности». ( 9 ч)

В бассейне.

Делаем ремонт.

Праздничный торт.

Обустраиваем участок.

Поход в кино.

Отправляемся в путешествие.


Анализировать данные, представленные в таблице, и по этим данным выполнять необходимые вычисления.

Пользоваться калькулятором.


1. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru

2. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru

3. Федеральный портал «Российское образование»

http://www.edu.ru

4. Инфоурок-

https://infourok.ru /

Нравственное:

ознакомление с историческими материалами.

Формируется уважение к достижениям человеческого гения, убежденность в важности математических знаний в практической жизни человека, признание радости творческого труда как одной из основных человеческих ценностей.

«Основы финансовой грамотности». ( 8 ч)

Потребительская корзина.

Прожиточный минимум.

Инфляция.

Распродажи, скидки, бонусы.

Благотворительность,страхование.


Беседа «Что такое потребительская корзина?»

Выдвигать свои предположения и уметь аргументировать свой ответ.

Уметь слушать и слышать собеседника.


1. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru

2. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru

3. Федеральный портал «Российское образование»

http://www.edu.ru

4. Инфоурок-

https://infourok.ru /

Духовно-нравственное:

понимание необходимости разумного отношения к деньгам и рационального финансового поведения.

Знакомятся с особенностями финансовых рынков и институтов.





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.