Программа по внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» (2–4 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
Начальное общее образование, 2-4 классы
Количество часов: 102
Уровень: базовый
| | Составитель: учитель начальных классов А.В.Васина |
Томск, 2023 год
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»» для обучающихся 2-4 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основе следующих нормативных документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Приказ Минобрнауки РФ от 6.10.2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО» (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009г., рег. № 15785)
Приказ Минобрнауки РФ от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений во ФГОС НОО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован Минюстом России 4 февраля 2011 г., рег. № 19707)
Приказ Минобрнауки РФ от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений во ФГОС НОО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373»(зарегистрирован Минюстом России 12 декабря 2011 г., рег. № 22540)
Приказ Минобрнауки РФ от 18.12.2012 г № 1060 «О внесении изменений во ФГОС НОО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован Минюстом России 11февраля 2013г., рег. № 26993)
Приказ Минобрнауки РФ от 29.12.2014г № 1643 «О внесении изменений в приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении вдействие ФГОС НОО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован Минюстом России 6 февраля 2015 г., рег. № 35916)
Приказ Минобрнауки РФ от 18.05.2015г № 507 «О внесении изменений в приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373»
Приказ Минобрнауки РФ от 31.12.2015 г. № 1576 «О внесении изменений во ФГОС НОО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016г. № 40936)
СанПиН 2.4.2. 2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" от 29.12.2010 № 189(с изменениями и дополнениями от 29.06.2011г. № 85, от 25.12.2013г. № 72, от 24.11.2015г. № 81, ред. № 5 от 22.05.2019г);
Примерная основная образовательная программа начального общего образования (Протокол от 8 апреля 2015 г № 1/15)
Примерная АООП НОО обучающихся с ОВЗ (протокол от 22.12.2015г.);
Фундаментальное ядро содержания общего образования/под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 2-е изд. – Москва, «Просвещение», 2010. (Стандарты второго поколения).
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России/под ред. А.Я. Данилюка, А.М. Кондакова, В.А. Тишкова; Москва, «Просвещение», 2009 (Стандарты второго поколения)
Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в РФ от 3.06.2017г. № 1155–р;
Авторская программа Данилюка А.Я. "Основы религиозных культур и светской этики"
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы учащихся 2-4 классов в сфере экономики семьи. Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Цель программы:создание условий для развития функциональной грамотности.
Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Задачи:
– формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом; совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
-находит и извлекает информацию из различных текстов;
- применяет извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем;
– развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;
– обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и др.;
– воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;
– учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;
– поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным;
– приобщать детей и родителей к проектной деятельности.
Содержание курса внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
Математическая грамотность – это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны:
распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики;
формулировать эти проблемы на языке математики;
решать проблемы, используя математические факты и методы;
анализировать использованные методы решения;
интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
формулировать и записывать результаты решения.
Естественно-научная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.
Учащиеся, овладевшие естественнонаучной грамотностью, способны:
использовать естественнонаучные знания,
выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений;
строить развернутые высказывания;
устанавливать надежность информации;
сотрудничать.
Модуль «Финансовая грамотность».
Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
развитие экономического образа мышления;
воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.
Во2-4классах обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).
Программа рассчитана на 3 года (102 часа):2 класс - 34 часа, 3 класс - 34 часа, 4 класс - 34 часа
Планируемые результаты освоения программы
Формирование функциональной грамотности реализуется на основе личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
Личностными результатами изучения курса «Основы функциональной грамотности» является формирование следующих умений:
– оценивать свою вежливость;
– определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
– осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
– понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:
– определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
– критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
– осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;
– учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
– анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;
– перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;
– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;
– анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;
– аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;
– продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением;
– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
– отличать подготовленную и неподготовленную речь;
– знать особенности неподготовленной речи;
– осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
– знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
– реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;
– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио, видео) сопровождением;
– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс
Модуль | Программное содержание | Основные виды деятельности обучающихся | Использования электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами | Воспитательная работа |
« Основы читательской грамотности». ( 9 ч) | Михаил Пришвин. Беличья память. И. Соколов-Микитов. В берлоге. Лев Толстой. Зайцы. Николай Сладков. Веселая игра. Обыкновенные кроты. Эдуард Шим. Тяжкий труд. Полевой хомяк. Про бобров. Позвоночные животные. | Определение основной темы и главной мысли в произведении. Определение авторской позиции в художественном тексте. Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте, как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования. | 1. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru 2. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru 3. Федеральный портал «Российское образование» 4. Инфоурок- https://infourok.ru/ | Духовно-нравственное: содействие формированию познавательных интересов, активности, любознательности и самостоятельности в познании. |
«Основы естественнонаучной грамотности». (8 ч) | Про белочку и погоду. Лесные сладкоежки. Про зайчишку и овощи. Лисьи норы. Корень часть растения. Занимательные особенности яблока. Про хомяка и его запасы. Материал для плотин. Позвоночные животные. | Наблюдения в природе, описание живых объектов.Выяснять, что такое экология. | 1. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru 2. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru 3. Федеральный портал «Российское образование» 4. Инфоурок- https://infourok.ru/ | Экологическое: беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоемы); проявлять миролюбие – не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе; стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; |
«Основы математической грамотности». ( 8 ч) | Про беличьи запасы. Медвежье, потомство. Про зайчат и зайчиху. Лисьи забавы. Про крота. Про ежа. Про полевого хомяка. Бобры строители. Встреча друзей | Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления. Разбиение объекта на части и составление модели.Практические упражнения | 1. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru 2. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru 3. Федеральный портал «Российское образование» 4. Инфоурок- https://infourok.ru/ | Духовно-нравственное: воспитывать у учащихся логическую культуру мышления, строгость и стройность в умозаключениях; Нравственное: ознакомление с историческими материалами. |
«Основы финансовой грамотности». ( 9 ч) | Беличьи деньги. Поврежденные и фальшивые деньги. Банковская карта. Безопасность денег на банковской карте. Про кредиты. Про вклады. Ловушки для денег. Такие разные деньги. Встреча друзей. | Рассуждать, как разумно делать покупки. Кто такие мошенники. Беседа о личных деньги. Сколько стоит «своё дело». | 1. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru 2. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru 3. Федеральный портал «Российское образование» 4. Инфоурок- https://infourok.ru/ | Духовно-нравственное: понимание необходимости разумного отношения к деньгам и рационального финансового поведения. учатся оценивать финансовые ресурсы своей семьи. |
3 класс
Модуль | Программное содержание | Основные виды деятельности обучающихся | Использования электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами | Воспитательная работа |
« Основы читательской грамотности». ( 9 ч) | Про дождевого червяка. Кальций. Сколько весит облако? Хлеб, всему голова. Про мел. Про мыло. История свечи. Магнит. | Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации. Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в текстах. Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей? | 1. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru 2. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru 3. Федеральный портал «Российское образование» 4. Инфоурок- https://infourok.ru/ | Гражданско-патриотическое: любить свой народ, свой край и свою Родину; уважать и принимать ценности семьи и общества. Духовно-нравственное: Развивать умение работать с текстом. |
«Основы естественнонаучной грамотности». (8 ч) | Дождевые черви. Полезный кальций. Про облака. Про хлеб и дрожжи. Интересное вещество мел. Чем интересно мыло и как оно «работает»? Про свечи. Волшебный Магнит. | Изучать природу – значит любить и охранять её. Беседа «Кто и как живет рядом с нами».Условия, в которых мы живем. | 1. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru 2. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru 3. Федеральный портал «Российское образование» 4. Инфоурок- https://infourok.ru/ | Трудовое: Формирование мотивации к творческому труду, работе на результат. Духовно-нравственное: Формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям. |
«Основы математической грамотности». ( 9 ч) | Расходы и доходы бюджета. Планируем семейный бюджет. Подсчитываем семейный доход. Пенсии и пособия. Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы. Подсчитываем расходы. Расходы на обязательные платежи. Подсчитываем сэкономленные деньги. | Беседовать про историю развития математики. Из истории чисел и цифр. Интересные приёмы устного счёта. Виды цифр. Римская нумерация. Решать задачи с некорректными данными, с избыточным составом условия. Задачи на оперирование понятиями «все», «некоторые», «отдельные». | 1. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru 2. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru 3. Федеральный портал «Российское образование» 4. Инфоурок- https://infourok.ru/ | Нравственное: ознакомление с историческими материалами. Духовно-нравственное: Рассматривать содержание математических задач, которые дают возможность значительно расширить кругозор учащихся, поднять их общий культурный уровень. |
«Основы финансовой грамотности». ( 8 ч) | Что такое «бюджет»? Семейный бюджет. Откуда в семье берутся деньги? Зарплата. Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия. Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад выигрыш. На что тратятся семейные деньги? Виды расходов. На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи. Как сэкономить семейные деньги? | Беседа «Откуда в семье деньги?». ». В ней рассматриваются следующие понятия: деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад, основным источником дохода современного человека является заработная плата, размер заработной платы зависит от профессии.Дети также знакомятся с тем, что при нехватке денег их можно взять взаймы, существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги. | 1. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru 2. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru 3. Федеральный портал «Российское образование» 4. Инфоурок- https://infourok.ru/ | Духовно-нравственное: понимание необходимости разумного отношения к деньгам и рационального финансового поведения. учатся составлять личный финансовый план. |
4 класс
Модуль | Программное содержание | Основные виды деятельности обучающихся | Использования электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами | Воспитательная работа |
« Основы читательской грамотности». ( 9 ч) | Старинная женская одежда. Старинные женские головные уборы. Старинная мужская одежда и головные уборы. Жилище крестьянской семьи на Руси. Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы. История посуды на Руси. Какие деньги были раньше в России | Составление плана на основе исходного текста. Создавать собственные тексты, применять информацию из текста при решении учебно-практических задач. | 1. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru 2. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru 3. Федеральный портал «Российское образование» 4. Инфоурок- https://infourok.ru/ | Гражданско-патриотическое: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; Духовно-нравственное: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. |
«Основы естественнонаучной грамотности». (8 ч) | Томат. Болгарский перец. Картофель. Баклажан. Семейство Паслёновые. Лук. Капуста. Горох. Грибы. | Находит и извлекает информацию о естественнонаучных явлениях из различных текстов | 1. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru 2. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru 3. Федеральный портал «Российское образование» 4. Инфоурок- https://infourok.ru/ | Духовно-нравственное: последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; |
«Основы математической грамотности». ( 9 ч) | В бассейне. Делаем ремонт. Праздничный торт. Обустраиваем участок. Поход в кино. Отправляемся в путешествие. | Анализировать данные, представленные в таблице, и по этим данным выполнять необходимые вычисления. Пользоваться калькулятором. | 1. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru 2. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru 3. Федеральный портал «Российское образование» 4. Инфоурок- https://infourok.ru/ | Нравственное: ознакомление с историческими материалами. Формируется уважение к достижениям человеческого гения, убежденность в важности математических знаний в практической жизни человека, признание радости творческого труда как одной из основных человеческих ценностей. |
«Основы финансовой грамотности». ( 8 ч) | Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Инфляция. Распродажи, скидки, бонусы. Благотворительность,страхование. | Беседа «Что такое потребительская корзина?» Выдвигать свои предположения и уметь аргументировать свой ответ. Уметь слушать и слышать собеседника. | 1. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru 2. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru 3. Федеральный портал «Российское образование» 4. Инфоурок- https://infourok.ru/ | Духовно-нравственное: понимание необходимости разумного отношения к деньгам и рационального финансового поведения. Знакомятся с особенностями финансовых рынков и институтов. |