Разработка занятия «Весенние радости. Вербное воскресенье»

9
3
Материал опубликован 2 September 2019

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей № 82 им. А. Н. Знаменского

п. Каменоломни Октябрьский район Ростовская область

 

 

Интегрированное бинарное внеурочное занятие.

 

«Основы православной культуры»

и

«Декоративно – прикладное искусство»

1 класс

 

 

тема занятия:

«Весенние радости. Вербное воскресенье»

 

Составители:

Околелова О.И. - учитель начальных классов, категория высшая

педагогический стаж – 34 года.

Ефимова И.В. – педагог дополнительного образования, категория высшая

педагогический стаж –21 год

 

2019 учебный год

 

 

 

Предмет: Внеурочная деятельность (1-Б класс)

Темы занятия: по ОПК - «Весенние радости. Вербное воскресенье»,

по ДПИ - «Радость творчества».

Тип занятия: бинарный

Деятельностная цель: активизация познавательной и трудовой активности и систематизации изучаемого материала по Основам православной культуры и декоративно – прикладному искусству.

Содержательная цель:

по ОПК - привлечение детей к народному фольклору, объяснение значения христианских традиций;

по ДПИ - соединение игры, труда и обучения в единое целое, обеспечение единого решения познавательных, практических и игровых задач (при ведущем значении последних).

Цели деятельности педагогов:

расширение знаний о православных традициях нашего народа, развитие познавательной и поисковой деятельности обучающихся, формирование навыков работы в паре и группе, способствовать развитию внимания, основных мыслительных операций (анализ-синтез, сравнение, группировка, обобщение), эстетического вкуса.

Задачи занятия по ОПК:

знакомить детей с событиями православной жизни: православным праздником входа Иисуса в Иерусалим, продолжать расширять представление детей о православных праздниках;

знакомить с народными традициями и обычаями праздника Вербного воскресенья;

развивать творческие способности детей;

содействовать развитию положительных эмоций, стимулировать желание порадовать близких (родителей, педагогов, сверстников) плодами своей творческой деятельности.

объяснять смысл понятия христианского смирения, как проявление глубокой веры в Бога;

научить объяснять первоначальное значение христианского послушания;

приводить примеры отражения христианской нормы в окружающем мире и жизни;

понимать отличие доброго поступка на основе выгоды и доброго бескорыстного поступка.

Задачи занятия по ДПИ:

совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при работе с природными материалами;

добиться максимальной самостоятельности детского творчества;

пробуждать любознательность в области народного и декоративно - прикладного искусства;

способствовать формированию творческих способностей, духовной культуры и эмоционального отношения к действительности.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, стимулирования учебной деятельности, самоконтроля.

Формы обучения: фронтальная, групповая, работа в парах.

Приемы обучения: ИКТ, беседа, самоконтроль, практическая деятельность, рефлексия.

Педагогические технологии (элементы): игра, диалоговое общение, творческая мастерская.

Оборудование урока: мультимедийное оборудование, презентации к уроку, заготовки для изготовления и декорирования венка, клей, ножницы, кисти для клея, влажные салфетки (для рук).

 

Ресурсы:

музыкальная презентация к уроку, слайды по теме занятия, рисунки детей по теме занятия;

интерактивная доска, компьютер в сборке.

Подготовительная работа:

проведение русских народных игр;

знакомство с традициями православия на занятиях;

рассматривание иллюстраций и фильма по теме;

подготовка выставочного материала (рисунки, пасхальные сувениры);

изготовление основы венка- сувенира из вербных веточек;

приглашение родителей обучающихся, служителей церкви, учителей и администрации лицея.

 

Адресация работы: учителя начальных классов, воспитатели ГПД, учителя технологии и ОПК.

Длительность проведения открытого занятия: 30 -40 минут.

 

Аннотация к занятию:

Одним из направлений реализации ФГОС является организация внеурочной деятельности обучающихся. На внеурочных занятиях происходит творческое и целенаправленное взаимодействие ученика и учителя в разнообразных видах деятельности, решаются задачи личностного развития, воспитания и успешной социализации младшего школьника.

Данное занятие проводилось в 1 - Б классе в ряде уроков в разделе «Весенние радости: цвета и звуки весны». Это занятие помогло расширить кругозор школьникам в области православных традиций своего народа, способствовало получению духовно-нравственного опыта, который влияет на весь процесс становления и развития личности ребенка.

Интеграция предметного содержания курса ОПК и декоративно-прикладного искусства на данном занятии способствовала обогащению опыта практической деятельности ребенка, формированию устойчивых взаимосвязей этических и эстетических понятий.

Любая работа с природными материалами не только увлекательна, но и познавательна, дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Использование декоративных элементов для украшения композиции вырабатывают такие качества как усидчивость, трудолюбие, умение анализировать, самостоятельно мыслить, все это особенно важно для формирования личности. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, дизайнерской и исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.

Интересным моментом организации этого занятия является интрига – дети не знали, что в конце занятия будет устроен вербный базар, на котором дети выберут лучшие венки, и каждый ребенок сможет подарить свой сувенир своим близким.

В ходе занятия ребята смогли разучить заклички-обращения к освященным веточкам вербы и провести игру «Вербохлест».

Занятие проводилось в игровой форме, в его основе лежит творческая деятельность, т.е. создание оригинальной творческой работы, так же получился своеобразный отчет для присутствующих зрителей (приглашенные родители детей, служители церкви, учителя и администрация лицея).

 

 

 

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА

 

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Подготовка к активному и сознательному усвоению знаний (5 мин)

Основные задачи учителя: сближение детей для дальнейшей работы.

Личностные УДД: адекватное оценивание других и самооценка.

Регулятивные УУД: целеполагание, самоорганизация учебного труда.

Познавательные УДД: общеучебные, логические.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, выполнение различных ролей в группе.
 

Деятельность учителей

Учитель начальных классов и ОПК (приветствие):

Здравствуйте, ребята дорогие!

Маленькие и большие!

Здравствуйте, гости, милости просим!

Весну открываем, занятие начинаем!

Педагог дополнительного образования: представление гостей, присутствующих на занятии.

Предлагает детям сесть по группам так, как работали на предыдущих занятиях (на столах разложены необходимые материалы).

Учитель начальных классов и ОПК:

РОЛИК О ВЕСНЕ Динь-дон, динь-дон! Раздается звон, звон! песня «Весна-красна идет».

Уточнение у первоклассников времени года, название весенних месяцев.

Установка учителя: определить и назвать растения – определяют растения-первоцветы.

Кто знает, с каким православным праздником связаны веточки вербы? Ответ на этот вопрос вы можете узнать в конце нашего занятия.

 

Деятельность обучающихся:

Первоклассники эмоционально настраиваются на занятие.

 

 

 

 

 

 

 

Ответы на вопросы учителя.

Просмотр ролика определяют растения – первоцветы: какие растения первоцветы вы узнали из ролика?

Повторяют правила безопасного поведения в природе (сбор первоцветов запрещен!).

Актуализация знаний и фиксирование затруднения (10мин)

Задачи учителя: формирование навыка воспринимать визуально основную информацию из видео - слайдов, формулировка цели занятия.

Регулятивные УУД: контроль эмоциональных проявлений.
Коммуникативные УУД: умение с достаточной точностью выражать свои мысли.
Познавательные УУД: анализ информации, сравнение.

Личностные УУД: познавательная мотивация, знакомство с историей православной культуры.

Деятельность учителей

Просмотр видео-ролика «Праздник Входа Господня в Иерусалим».

Учитель начальных классов и ОПК:

Проблемный диалог.

К какому православному празднику готовятся православные?

Как вы думаете, как мы можем подготовиться к Празднику Входа Господня в Иерусалим?

Почему мы выбрали для своего венка веточки вербы?

 

- На Руси этот праздник стали отмечать в X веке. Праздник приходится на раннюю весну, но, как нам известно, пальма в России не растёт из-за сурового климата. Зато у нас есть своё дерево, которое первое пробуждается после зимней спячки, о котором есть народная загадка: «Ранней весною серые мышки в ряд на веточках сидят» – это верба. Поэтому этот праздник в народе называют Вербным воскресеньем. А православное название «Праздник Входа Господня в Иерусалим».

В этот день прихожане молятся в храме, как бы встречая Господа, держат в руках ветки вербы, цветы и горящие свечи. В конце службы верба освящается святой водой.

- Молодцы! Вы самостоятельно определили практическую цель нашего занятия!

Деятельность обучающихся:

 

 

 

 

Дети выдвигают свои предложения (ставят цель практической части занятия):

спеть песню, прочитать стихи, сделать сувенир

 

Подготовленный первоклассник читает стихотворение:

На Руси, как снег растает, и в природе - тишина.

Первой верба оживает, безыскусна и нежна.

Перед Пасхой, в воскресенье, в церковь с

вербочкой идут,

После водоосвященья окропить ее несут.

И хвалебным песнопеньем, со святынею в руках

Молят о благословенье с покаянием в сердцах.

Постановка учебной задачи: выявление места и причины затруднения. (5 мин.)
Задачи учителя: Мотивировать обучающихся на изучение темы.
Личностные УУД: познавательная мотивация, смыслообразование.

Познавательные УУД: хранение информации, классификация.

Деятельность учителей

Учитель начальных классов:

Педагог дополнительного образования:

Формулирование проблемы:

- «Веточки вербы на Руси имеют такую же священную силу, как и листья пальмы. У вербы, не давшей еще листьев, первыми распускаются пушистые почки, которые повсюду на Руси считались целебными, наделенными особой силой. Говорили, что, соприкоснувшись с человеком, животным, землей, веточка вербы может поделиться с ними своей жизненной силой. Вербе приписывалась магическая сила одарять плодородием, здоровьем, очищать от нечистой силы. Освященную вербу хранили весь год за иконами, над дверьми, под крышами домов и верили, что она защитит дом от пожара, а во время грозы её ставили на подоконник - верили, что это спасет дом от попадания молнии. Освященную вербу берегли. Вербе приписывалась также сила охранять посевы от града, останавливать бурю, оберегать людей от зла, болезней и прочих несчастий.

Издавна на Руси устраивали «вербные базары», очень любимые детьми, так как на них можно было приобрести сладости, игрушки, книги.

На Вербное воскресенье вербой в шутку хлестали близких, потому что верба - это здоровье, сила, красота. Кого коснется верба в праздник, тот и будет здоровым, сильным и красивым. Поэтому в этот день был «Вербохлест» - люди легонько хлестали друг друга и животных ветками вербы и приговаривали: «Вербохлёст, бей до слёз!», веря в то, что так изгонялись всякие хвори.

«Оглаживая» веточкой детишек, приговаривали: «Как вербочка растёт, так и моё чадо растёт!», «Вербохлёст, хворь унёс!» «Верба пришла, здоровья принесла! Верба-хлёст, бей до слез!» «Верба расцвела, силу божью всем дала».

Разыгрывается сценка: «Вербохлёст» между детьми (по желанию).

Деятельность обучающихся:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принимают участие в сценке «Вербохлёст»-касаются веточкой одноклассника, произносят приговорку и передают веточку вербы другому.

 

 

 

Построение проекта выхода из затруднения. (10-15 мин.)

Задачи учителя: Организовать построение проекта выхода из затруднения

Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.

Познавательные УУД: выполнение действий по предложенному условию.

Общеучебные УУД: поиск информации, выдвижение гипотезы

«Открытие» новых знаний (Реализация построенного проекта.) (15 мин)

Основные задачи учителя: научить использовать практические навыки, умения.

Познавательные УУД: получение новой информации, формирование понятия.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, выполнение различных ролей в группе.

Регулятивные УУД: оценивание уровня владения тем или иным учебным действием ( что я знаю и умею).

Деятельность учителей

Педагог дополнительного образования:

- Мы прослушали и просмотрели видео–ролики, узнали о традициях праздника, пожелали друг другу здоровья и теперь мы можем подготовить замечательные подарочные венки – сувениры.

- Необходимое условие готового венка-сувенира – это гармония цвета и элементов композиции, то есть согласованность, стройность в сочетании цветов и расположении деталей. Каждая группа имеет у себя на столе несколько наборов для дизайна пасхального сувенира, которые необходимо разместить на вашей заготовке венка.

Я помогу вам соблюдать поочередность, называя элементы, которые необходимо красиво расположить на заготовке.

Пока вы выполняете работу, будет звучать музыкальная композиция: «Весеннее пробуждение природы» (демонстрируется презентация для гостей)

Деятельность обучающихся:

 

Самостоятельная работа с деталями сувениров, осуществление самоконтроля и взаимоконтроля.

 

 

 

 

 

 

 

Работа с педагогом, сборка, помощь по креплению деталей.

Рефлексия (итог урока).(5-10 мин.)

Основные задачи учителя: организовать обсуждение, учить осуществлять итоговый контроль своей деятельности.

Личностные УУД: адекватное оценивание других, адекватная самооценка.

Коммуникативные УУД: слушание и понимание других, принятие точки зрения партнера.
Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Деятельность учителей

Учитель начальных классов:

- Наше занятие подошло к завершению. Я предлагаю вам вынести ваши готовые венки и устроить вербный базар.

При помощи «смайлика», вы отдадите свой голос за понравившийся ему венок. Подсчет голосов, определит автора лучшего венка-сувенира.

 

Пока идёт подсчёт голосов, попробуем с вами прокомментировать следующие высказывания:

- Любящих и Бог любит.

- Кто любит Бога, добра получит много.

- Кто добро творит, тому бог отплатит.

- Доброму Бог помогает.

Педагог дополнительного образования:

- Какую цель ставили в начале занятия?

-Справились ли мы с поставленной целью?

-Что больше всего понравилось на занятии?

 

 

Деятельность обучающихся:

 

активная работа по голосованию;

высказывают оценочные суждения;

определяют степень соответствия поставленной цели;

 

 

 

 

 

 

отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды

отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы.

В конце занятия предоставляется слово гостям. Проводится фотосессия.

 


 

Дополнительный материал.

Справка для учителя: этот весенний праздник справляется на шестой неделе Великого поста, в последнее воскресенье перед Пасхой. Согласно Евангелию, в этот день Христос въехал в город Иерусалим. В те времена цари въезжали в город на конях, что предвещало войну или на ослах, что было знаком мира. Иисус торжественно въехал в ворота Иерусалима на молодом осле – символе кротости и миролюбия. Люди, которые много слышали об Иисусе Христе, о том, как он исцелял больных, спешили к Нему. Они размахивали пальмовыми ветками, которые срезали с деревьев, подстилали их и свои одежды под ноги ослика и радостно приветствовали Иисуса криками «Благословенный»! Народ города верил, что человек, творивший божественные чудеса даст им земное счастье. Иисус же нес избавление человеку от пороков, чтобы человек стал светлее, сильнее и мудрее.

Используемая литература (адреса сайтов):

https://u24.ru/news/43162/verbnoe-voskresenie-tradicii-primety-obychai-i-obryady

https://dailyhoro.ru/article/verbnoe-voskresene-tserkovnyie-traditsii-i-narodnyie-obyichai-prazdnika

https://tayniymir.com/primetyi-i-sueveriya/verbnoe-voskresene-traditsii-i-obyichai.html

youtube.com
/data/files/s1571404211.jpg (0x0)

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, Ирина Валентиновна. Хорошая разработка, но совсем не представлена работа над венком, а так хотелось посмотреть, как изделие может выглядеть.

2 September 2019

Спасибо за отзыв. Готовлю к размещению фотоотчет по этому занятию.

3 September 2019

На фото результат работы на занятии: "Весенние радости. Вербное воскресенье"

4 September 2019