12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Овчинникова Лариса Владимировна53

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дворец детского (юношеского) творчества»

г. Лысьва Пермского края










Описание мастер-класса по теме:

«Развитие чувства ритма у детей младшего школьного возраста».









Автор:

Педагог дополнительного образования

Овчинникова Лариса Владимировна.




2019 год


​​​​​​​

Аннотация: разработка включает в себя описание понятия «чувство ритма», упражнения для развития чувства ритма, предназначено для музыкальных руководителей ДОУ, учителям ритмики, педагогам хореографии, руководителям детских танцевальных коллективов.


Время проведения: 20 ноября

Место проведения: ДД(Ю)Т, танцевальный класс

Форма мастер-класса: коллективная, групповая

Участники: участники Краевой научно-практической конференции «Дополнительное образование детей в изменяющемся мире: перспективы развития, востребованность, привлекательность, результативность».

Методы: беседа, практические и творческие задания.


Методическое обеспечение:

конспект мастер-класса;

комплекс упражнений по развитию чувства ритма (см. Приложение №1);

рефлексия для участников «Зёрнышки» (см. Приложение №2).


Техническое обеспечение:

музыкальный центр;

музыкальный инструмент, нотный материал;

аудиозаписи;

коврики-пенки;

реквизит.

Прогнозируемый результат:

усвоение участниками понятия «чувство ритма»;

согласовывание ритмических упражнений с музыкой.



Цель: презентация своего опыта путем прямого и комментированного показа приемов и методов в работе над данной темой.

Задачи:

познакомить участников с понятием «чувство ритма»;

научить приёмам и способам развития чувства ритма.





Ритмы сопровождают нас повсюду. Трудно представить себе область, где бы человек ни сталкивался с ритмом. Учёные уже давно доказали, что даже уже в утробе матери ритм её сердца успокаивает и убаюкивает ребёнка. Так, когда же человек начинает чувствовать ритм? Выходит, ещё до появления на свет!

Если бы развитие чувства ритма рассматривалось с точки зрения развития чувства, которым человек был наделён всегда, то намного меньше существовало бы у людей комплексов и теорий своей «ритмической» несостоятельности. Чувство ритма — оно же и есть чувство! А как мы развиваем свои чувства, например, чувство вкуса, чувство различения запахов? Просто чувствуем и анализируем!

Единственное различие чувства ритма от всех остальных чувств — это то, что ритм напрямую связан со слухом. Ритмические ощущения, по сути, — это часть слуховых ощущений. Поэтому любые упражнения для развития чувства ритма направлены и на развитие слуха.

Значит, если человек обретает чувство ритма, ещё не родившись, разве может быть оно «неврождённым»? Оно может быть только в неразвитом состоянии, на уровне скрытого потенциала. Конечно же, в детском возрасте развить чувство ритма легче, но и взрослому человеку тоже это под силу.

Как развить чувство ритма у ребёнка?

Идеальная ситуация, когда родители занимаются комплексным развитием ребёнка сразу после рождения, в том числе и ритмическим развитием. Песенки, стишки, звуки, которые издаёт мама, когда занимается с малышом – всё это можно включить в понятие «развитие чувства ритма».

Чувство ритма и музыкальность в хореографии очень важны, потому что без этого станцевать любой танец просто невозможно, и то, сколько времени уделяется на занятиях упражнениям для развития чувства ритма (особенно на первоначальном этапе обучения), будет зависеть то, как дети в дальнейшем будут танцевать. Очень важно, чтоб дети не просто слушали музыку, а слышали её, различали сильную и слабую доли, начало и конец музыкальной фразы, затакт, имели понятие об исполнении на 1/4, 1/8, 1/16. Всё это тесно связано с музыкальной грамотой, но с помощью игровых моментов всему этому можно научить даже маленьких детей.

Барабаны, погремушки, ложки, колокольчики, треугольники, бубны — самое эффективное средство для развития чувства ритма, но можно использовать и собственные ладошки, ножки и даже предметы, которые нас окружают.

Все упражнения надо обязательно обыгрывать, придумывать что-то образное, так как у детей сильно развито образное мышление и воображение, и то, какую картину вы им нарисуете, будет зависеть насколько дети справятся с заданием и будут исполнять его с удовольствием.



Приложение №1

Комплекс упражнений

Упражнение №1 «Комариные бои»

Под музыку «Я с комариком плясала»

Хлопки ладонями на 1/4 - бьём больших молярийных комаров,

Хлопки ладонями на 1/8 - бьём обычных комариков,

Хлопки ладонями на 1/16 - бьём маленьких мошек.



Упражнение №2 «Карнавал»

Под музыку «Рилио»

Используется реквизит-маракасы (можно заменить другими шумовыми музыкальными инструментами или предметами)

Сначала бьём на ¼, затем на 1/8, и в конце на 1/16. Можно разбиться на группы и поделить задания, а затем соединиться в один шумовой оркестр.



Упражнение №3 «Танцевальные стишки»

Берём любой детский стишок или песенку и делаем движения под рифму.

Упражнение №4 «Ёжик и барабан»

Используется реквизит-барабан с барабанными палочками (можно взять одни палочки или карандаши).

Педагог читает стихотворение, а дети играют на барабане ( или имитируют игру на нем). В дальнейшем слова полностью заменяются ритмом.


С барабаном ходит ежик,
Бум - бум - бум!
Целый день играет ежик,
Бум - бум - бум!
С барабаном за плечами,
Бум - бум - бум!
Ежик в сад попал случайно
Бум - бум - бум!
Очень яблоки любил он
Бум - бум - бум!
Барабан в саду забыл он
Бум - бум - бум!
Ночью яблоки срывались
Бум - бум - бум!
И удары раздавались
Бум - бум - бум!


Упражнение №5 «Эхо»


Педагог прохлопывает простые ритмические рисунки. Дети должны их точно повторить. Усложнение: вводится притоп ногой, обеими ногами.


Упражнение №6 «Будем знакомы!»

Используется реквизит-любая мягкая игрушка, которую удобно передавать из рук в руки.

Дети стоят по кругу и на сильную долю передают игрушку с одновременным проговариванием своего имени.



Приложение №2

Рефлексия «Зёрнышки»

Исходное положение: дети сидят на ковриках-пенках или стульчиках.

Используется красивая мелодия спокойного характера.

Педагог предлагает детям превратиться в маленькое зёрнышко с помощью волшебного заклинания «Шалды-балды», а наши упражнения в удобрения для него. Если удобрения помогли зёрнышку прорасти, то оно превратится в красивый цветок (то есть встанет на ножки и руки лепесточками раскроются к солнышку знаний), ну а если нет, то зёрнышко так и останется маленьким (то есть будет сидеть на месте).

Волшебное заклинание

Шалды-балды-ликоток – хлопки по коленям,

Фуфцы-грацы-грамоток - сыплем волшебную пыльцу на макушку,

А зинота-кисловрота – руки поднимаются вверх, а затем опускаются вниз, тряся ладошками,

Шары-вары-дух вон! – показывают, какие сильные руки стали, а затем резко поднимают их вверх.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.