Развитие чувства ритма у детей младшего школьного возраста
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Дворец детского (юношеского) творчества»
г. Лысьва Пермского края
Описание мастер-класса по теме:
«Развитие чувства ритма у детей младшего школьного возраста».
Автор:
Педагог дополнительного образования
Овчинникова Лариса Владимировна.
2019 год
Аннотация: разработка включает в себя описание понятия «чувство ритма», упражнения для развития чувства ритма, предназначено для музыкальных руководителей ДОУ, учителям ритмики, педагогам хореографии, руководителям детских танцевальных коллективов.
Время проведения: 20 ноября
Место проведения: ДД(Ю)Т, танцевальный класс
Форма мастер-класса: коллективная, групповая
Участники: участники Краевой научно-практической конференции «Дополнительное образование детей в изменяющемся мире: перспективы развития, востребованность, привлекательность, результативность».
Методы: беседа, практические и творческие задания.
Методическое обеспечение:
конспект мастер-класса;
комплекс упражнений по развитию чувства ритма (см. Приложение №1);
рефлексия для участников «Зёрнышки» (см. Приложение №2).
Техническое обеспечение:
музыкальный центр;
музыкальный инструмент, нотный материал;
аудиозаписи;
коврики-пенки;
реквизит.
Прогнозируемый результат:
усвоение участниками понятия «чувство ритма»;
согласовывание ритмических упражнений с музыкой.
Цель: презентация своего опыта путем прямого и комментированного показа приемов и методов в работе над данной темой.
Задачи:
познакомить участников с понятием «чувство ритма»;
научить приёмам и способам развития чувства ритма.
Ритмы сопровождают нас повсюду. Трудно представить себе область, где бы человек ни сталкивался с ритмом. Учёные уже давно доказали, что даже уже в утробе матери ритм её сердца успокаивает и убаюкивает ребёнка. Так, когда же человек начинает чувствовать ритм? Выходит, ещё до появления на свет!
Если бы развитие чувства ритма рассматривалось с точки зрения развития чувства, которым человек был наделён всегда, то намного меньше существовало бы у людей комплексов и теорий своей «ритмической» несостоятельности. Чувство ритма — оно же и есть чувство! А как мы развиваем свои чувства, например, чувство вкуса, чувство различения запахов? Просто чувствуем и анализируем!
Единственное различие чувства ритма от всех остальных чувств — это то, что ритм напрямую связан со слухом. Ритмические ощущения, по сути, — это часть слуховых ощущений. Поэтому любые упражнения для развития чувства ритма направлены и на развитие слуха.
Значит, если человек обретает чувство ритма, ещё не родившись, разве может быть оно «неврождённым»? Оно может быть только в неразвитом состоянии, на уровне скрытого потенциала. Конечно же, в детском возрасте развить чувство ритма легче, но и взрослому человеку тоже это под силу.
Как развить чувство ритма у ребёнка?Идеальная ситуация, когда родители занимаются комплексным развитием ребёнка сразу после рождения, в том числе и ритмическим развитием. Песенки, стишки, звуки, которые издаёт мама, когда занимается с малышом – всё это можно включить в понятие «развитие чувства ритма».
Чувство ритма и музыкальность в хореографии очень важны, потому что без этого станцевать любой танец просто невозможно, и то, сколько времени уделяется на занятиях упражнениям для развития чувства ритма (особенно на первоначальном этапе обучения), будет зависеть то, как дети в дальнейшем будут танцевать. Очень важно, чтоб дети не просто слушали музыку, а слышали её, различали сильную и слабую доли, начало и конец музыкальной фразы, затакт, имели понятие об исполнении на 1/4, 1/8, 1/16. Всё это тесно связано с музыкальной грамотой, но с помощью игровых моментов всему этому можно научить даже маленьких детей.
Барабаны, погремушки, ложки, колокольчики, треугольники, бубны — самое эффективное средство для развития чувства ритма, но можно использовать и собственные ладошки, ножки и даже предметы, которые нас окружают.
Все упражнения надо обязательно обыгрывать, придумывать что-то образное, так как у детей сильно развито образное мышление и воображение, и то, какую картину вы им нарисуете, будет зависеть насколько дети справятся с заданием и будут исполнять его с удовольствием.
Приложение №1
Комплекс упражнений
Упражнение №1 «Комариные бои»
Под музыку «Я с комариком плясала»
Хлопки ладонями на 1/4 - бьём больших молярийных комаров,
Хлопки ладонями на 1/8 - бьём обычных комариков,
Хлопки ладонями на 1/16 - бьём маленьких мошек.
Упражнение №2 «Карнавал»
Под музыку «Рилио»
Используется реквизит-маракасы (можно заменить другими шумовыми музыкальными инструментами или предметами)
Сначала бьём на ¼, затем на 1/8, и в конце на 1/16. Можно разбиться на группы и поделить задания, а затем соединиться в один шумовой оркестр.
Упражнение №3 «Танцевальные стишки»
Берём любой детский стишок или песенку и делаем движения под рифму.
Упражнение №4 «Ёжик и барабан»
Используется реквизит-барабан с барабанными палочками (можно взять одни палочки или карандаши).
Педагог читает стихотворение, а дети играют на барабане ( или имитируют игру на нем). В дальнейшем слова полностью заменяются ритмом.
С барабаном ходит ежик,
Бум - бум - бум!
Целый день играет ежик,
Бум - бум - бум!
С барабаном за плечами,
Бум - бум - бум!
Ежик в сад попал случайно
Бум - бум - бум!
Очень яблоки любил он
Бум - бум - бум!
Барабан в саду забыл он
Бум - бум - бум!
Ночью яблоки срывались
Бум - бум - бум!
И удары раздавались
Бум - бум - бум!
Упражнение №5 «Эхо»
Педагог прохлопывает простые ритмические рисунки. Дети должны их точно повторить. Усложнение: вводится притоп ногой, обеими ногами.
Упражнение №6 «Будем знакомы!»
Используется реквизит-любая мягкая игрушка, которую удобно передавать из рук в руки.
Дети стоят по кругу и на сильную долю передают игрушку с одновременным проговариванием своего имени.
Приложение №2
Рефлексия «Зёрнышки»
Исходное положение: дети сидят на ковриках-пенках или стульчиках.
Используется красивая мелодия спокойного характера.
Педагог предлагает детям превратиться в маленькое зёрнышко с помощью волшебного заклинания «Шалды-балды», а наши упражнения в удобрения для него. Если удобрения помогли зёрнышку прорасти, то оно превратится в красивый цветок (то есть встанет на ножки и руки лепесточками раскроются к солнышку знаний), ну а если нет, то зёрнышко так и останется маленьким (то есть будет сидеть на месте).
Волшебное заклинание
Шалды-балды-ликоток – хлопки по коленям,
Фуфцы-грацы-грамоток - сыплем волшебную пыльцу на макушку,
А зинота-кисловрота – руки поднимаются вверх, а затем опускаются вниз, тряся ладошками,
Шары-вары-дух вон! – показывают, какие сильные руки стали, а затем резко поднимают их вверх.