Мастер-класс «Развитие чувства ритма у детей при помощи речевых игр»
Развитие чувства ритма у детей при помощи речевых игр.
В 30-х годах прошлого столетия мир узнал замечательного немецкого композитора-экспрессиониста и педагога Карла Орфа, который стал известен на весь мир благодаря кантате «Кармина Бурана» (1937) и педагогической концепции Орф-Шульверк. Шульверк Карла Орфа основан на обучении детей через игру на музыкальных инструментах, аккомпанировании, пении, создании танцевальных движений.
Каковы принципы Орф-обучения?
- Обучение нужно для развития.
- Движение, звук, речь, пение вначале неразделимо связаны и только потом очень постепенно разделяются.
- Процесс важнее результата.
- Практика важнее теории (нот).
Знакомство с детьми можно начать вот таким способом:
Дети выстраиваются друг за другом «паровозиком», держась руками за пояс впереди стоящего человека. Ритмично топая ножками, идут змейкой и говорят (или поют):
Топают все ножки
У сороконожки.
Ножка, ножка, попляши,
Своё имя расскажи.
«Сороконожка» останавливается, и ребёнок, стоящий первым называет громко своё имя, затем становится за последним играющим. Игра повторяется до тех пор, пока все дети не представятся.
Ещё один способ знакомства и развития чувства ритма у детей. По очереди дети называют своё имя, прохлопывая ритм ладошками, а остальные проговаривают его «ласково» (в уменьшительно-ласкательной форме), стуча обеими ладошками по коленочкам.
Ещё одно ритмическое упражнение.
«Винни-Пух»
Идем вперед тирлим-бом-бом
И снег идет тирлим-бом-бом
Хоть нам совсем совсем не по дороге
Но только вот тирлим-бом-бом
Скажите от - тирлим-бом-бом
Скажите от - чего так мерзнут ноги!
(из «Винни-Пуха», перевод Б. Заходера)
- Ходим и читаем вслух это стихотворение, пока не выучим наизусть.
- Хлопаем на «тирлим-бом-бом».
- Хлопаем вместо «тирлим-бом-бом».
- Делимся на две команды. Одни читают основной текст, другие произносят или хлопают
- «тирлим-бом-бом». Меняемся ролями.
- Вместо хлопанья стучим по любому предмету.
- Под основной текст тоже стучим или хлопаем, попадая ударами в слоги.
- Делимся на те же две партии и только стучим, а слова произносим беззвучно.
- Основную часть произносим, вместо «тирлим-бом-бом» прыгаем (бегаем, садимся на корточки – каждый раз разное). Поняв правила игры, ребенок каждый раз придумывает новое задание.