Разработка «Развитие элементарных представлений о космосе у старших дошкольников посредством макета "Солнечная система"»

2
0
Материал опубликован 4 June

9

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 45 городского округа-город Камышин

(МБДОУ Дс № 45)

 

 

 

«Развитие элементарных представлений о космосе у старших дошкольников посредством макета «Солнечная система»

 

t1749049554aa.jpg


 

Подготовила:

Казанцева Инна Владимировна

воспитатель МБДОУ Дс №45

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка:

 

Общее описание

 

Когда мы поднимаем глаза в небо, то видим много интересного: днём — яркое солнце, воздушные облака, радугу после дождя или грозовые тучи, а ночью наблюдаем за луной и любуемся мерцанием множества звёзд. Огромный мир над нашей головой называют Вселенной или космосом. Космос такой большой, что учёные до сих пор многого не знают о нём.

Уже многие годы люди изучают космическое пространство с помощью телескопов и космических аппаратов, которые исследуют дальние уголки Вселенной. Благодаря этим изобретениям мы узнали много интересного : какое по размеру солнце, можно ли жить в космосе и сколько лететь до других звёзд. Однако Вселенная настолько огромна и разнообразна, что впереди ещё много удивительных открытий.

Планеты и Солнце напоминают дружную семью.

Глава этой семьи — Солнце! Среди планет есть большие и малые. Одни из них находятся ближе к Солнцу, другие — дальше от него. Каждая из планет вращается по своей собственной орбите. Ни одна из планет никогда не сталкивается с другой и не покидает пределы Солнечной системы.

Дети после четырех лет с большим интересом слушают о космосе, Солнце, планетах, звездах, галактиках. Многих детей разных возрастов завораживает ночное звездное небо, для них это нечто волшебное и совсем непонятное явление.

Стоит только вспомнить себя в детстве, многие мечтали стать космонавтами или астронавтами, полететь в космос или найти инопланетную жизнь. Некоторые дети начинают интересоваться позже четырех лет, уже в начальной школе их начинает интересовать космос. По утверждениям педагогов, до 3 лет редко детей интересует космос.

Если родители увидели в ребенке заинтересованность неизвестным миром, не стоит ограничивать детей в знаниях. Даже малышам можно дать первые знания в области астрономии. При этом следует учитывать возраст ребенка, чтобы преподнести простую, но понятную ребенку информацию. Только так ребенок сможет понять и запомнить планеты, их характеристики, другие термины, связанные с астрономией.

Если ребенок заинтересован, можно развивать его знания в области астрономии и рассказать:

 

1.Что такое спутники планет;

2.Что такое звезды, созвездия;

3.Назвать и показать самые известные созвездия;

4.Рассказать о полярной звезде.

 

Дети хорошо запоминают различные считалки и стихотворения. Как в примере с запоминанием цветов радуги, существуют считалки для запоминания планет. Ниже представлены варианты считалок для запоминания планет. Читая их детям, они смогли запомнить и лучше усвоить названия планет Солнечной системы .

*Раз - Меркурий.

*Два - Венера.

*Три - Земля.

*Четыре - Марс.

*Пять - Юпитер.

*Шесть - Сатурн.

*А еще – Уран ,Нептун .

*И еще учтем – Плутон.

*Наше солнце чемпион!

 

Старший дошкольный возраст - это период активного вхождения в период познания окружающего мира. Наблюдение за небесными светилами было всегда интересно людям во все времена. Детей тоже привлекает эта таинственная даль. Дети проявляют широкую любознательность, задают вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, пытаются самостоятельно придумать объяснения явлениям природы, любят наблюдать, экспериментировать.

Чтобы сохранить и развить у детей их природный дар – любознательность, и обогатить их опыт взаимодействия с окружающим миром мы и спланировали совместную деятельность с предметами и явлениями космоса.

Актуальность данного пособия определена тем, что старшие дошкольники должны иметь мотивацию к познавательному развитию, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Ребёнок открывающий для себя наш безграничный мир во всей красоте и разнообразии, безусловно, требует от нас педагогов помощи на этом нелёгком пути познания. Как помочь детям овладеть начальными знаниями по астрономии?

Обучение детей старшего дошкольного возраста элементарным навыкам в астрономии является непростой задачей. Чтобы увлечь ребенка, обучающий материал должен преподноситься ему в игровой форме. И как нельзя лучше в этом поможет макет Солнечной системы, который позволит в легкой игровой форме познакомить детей с элементарными представлениями о космосе.

Макет «Солнечная система» позволяет старшим дошкольникам ознакомиться со многими интересными вопросами астрономии, расширить целостное представление о космосе .Не менее важным фактором этого пособия является стремление развить у детей умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание дидактического пособия соответствует познавательным возможностям старших дошкольников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию, а также вводит их в мир элементарных навыках о космосе.

t1749049554ab.jpg

 

Задачи:

 

Развивающие:

-развивать умение наблюдать, делать выводы;

- развивать любознательность и познавательную активность;

- развивать мыслительную деятельность и творческий подход в поиске способов решения проблемных вопросов или ситуаций

Воспитательные:

- воспитывать познавательный интерес к окружающему миру, к изучению космического пространства;

- воспитывать инициативу и самостоятельность.

Образовательные:

- дать детям представление о том, что Земля – наш общий дом;

- дать элементарное представление о строении Солнечной системы, о Вселенной; - познакомить детей с особенностями планет Солнечной системы;

- формировать умение детей ясно и последовательно излагать свои мысли, давать полные ответы на вопросы воспитателя;

- пополнять и активизировать словарь детей, формировать навыки речевого общения

 

Использование современных многофункциональных образовательных пособий не проходит без использования и изучения технологий в практике воспитательно -образовательной работы.

Мною были изучены различные виды инновационных технологий:

-Технология интегрированного обучения

-Здоровьесберегающие образовательные технологии

-Технология развивающего обучения

-Технология проектной деятельности

-Технология исследовательской деятельности

-Технология проблемного обучения

-Технология коллективного способа обучения

-Интерактивная технология в ДОУ, технология ИКТ.

-Игровая технология.

-Технологию личностно-ориентированного обучения

-Создание инновационной среды для реализации современных технологий.

 

Описание эффектов, достигаемых при использовании инновационного продукта.

Внедряя в практику нашей работы использование интерактивных методов, в том числе макет «Солнечная система», я добились повышения качества образовательного процесса.

Использование данного макета в образовательном процессе расширяет дидактические возможности обучения детей. Положительно влияет на познавательную активность дошкольников, повышает интерес к изучению материала. Все дети, без исключения, с интересом выполняют предложенные нами задания.

Я заметила, что ребята становятся более активными и заинтересованными в непосредственной образовательной деятельности, в которой используется данное пособие. Детей привлекает новизна проведения подобных совместных форм работы с детьми.

Информация становится для них более доступной и понятной, что улучшает атмосферу понимания в группе, и дети становятся более нацеленными на работу. Также стало легче удерживать внимание и активность детей, а значит достичь главной цели обучения XXI века: развитие личности ребёнка.

Используя данный макет, ребёнок учится быть любознательным, активным;

Важно понимать, что использование только макета «Солнечная система» не решит всех проблем моментально.

В свою очередь, использование данного пособия в непосредственной образовательной деятельности, в индивидуальной работе, в самостоятельной деятельности помогает решить такие задачи, как мобилизация психической активности детей, введение новизны в образовательный процесс, снижению у них дидактических затруднений, повышению активности и инициативности, а также уровня комфортности воспитания и обучения на занятии, увеличение возможности непроизвольного запоминания материала , выделение в материале главного и его систематизации.

Таким образом, систематическая работа с использованием многофункционального пособия в нашей воспитательно-образовательной работе позволит получить стабильные и эффективные результаты при объединении индивидуальной и коллективной работы детей дошкольного возраста.

 

Возможные сложности при использовании инновационного продукта и пути их преодоления.

Методическое пособие, разработанное мною в большей степени, все-таки, удобно в использовании на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми. При тщательном построении непосредственной образовательной деятельности, с его помощью, можно проводить как групповое занятие, так и использовать его в качестве основного элемента группового занятия.

 

II. Инновационный продукт (методическое пособие):

Макет представляет собой зонт, обтянутый хлопчатобумажной тканью с изображенными на ней звездами. К нему на леске привязаны планеты солнечной системы , выполненные в технике «папье-маше» и раскрашенные акриловой краской.

Как работать с макетом «Солнечная система»?

Пособие можно использовать в качестве индивидуальной, групповой работы, как дополнительный компонент в непосредственной образовательной деятельности, может быть использовано при организации совместной деятельности по формированию познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

t1749049554ac.jpg

 

Дидактические игры

 

«Правильно расставь планеты»

Цель: учить детей называть и запоминать расположение планет Солнечной системы по мере их удаления от Солнца.

 

«Планеты Солнечной системы»

Цель: уточнить названия планет Солнечной Системы; упражнять в назывании и запоминании планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон

 

t1749049554ad.jpg

 

«Найди лишнее»

Цель: развивать умение проводить классификацию, объединять предметы по какому-либо основному, существенному признаку;

 

«Как устроена солнечная система?»

Цель: формировать умение с помощью взрослого создавать модель Солнечной системы.

«Из чего сделана земля

Цель: создать модель маленького участка земной поверхности.

 

«Тысяча звезд»

Цель: формировать умение координировать совместные действия, развивать образное мышление дошкольников.

 

«Будем космонавтами»

Цель: формировать умение внимательно слушать музыку, менять движение в соответствии с ее характером, развивать творческое воображение.

 

 

«В космосе»

Цель: формировать умение выразительно передавать движения, характер образа (Перед игрой дети рассматривают набор фотоиллюстраций «Наши космонавты»)..

(Перед игрой дети рассматривают набор фотоиллюстраций «Наши космонавты»).

 

Словесные игры:

 

«Придумай сказку»

Цель: формировать умение сочинять сказку по опорным словам астрономического содержания, обогащать словарный запас детей.

 

«Что лишнее»

Цель: развивать внимание, память.

 

« Игра-дизайн»

Цель :воспитывать способность эстетически воспринимать действительность, обогащать опыт детей средствами и способами художественного преобразования объектов окружающей среды.

 

«Фантастические гипотезы»

Цель: развивать творческое воображение, теоретическое абстрактное мышление.

 

«Конструирование фраз»

Цель: развивать навыки творческого конструирования образов фантазии при корректирующей (критической) функции мышления.

 

«Неоконченный рассказ»

Цель: развивать образное и воссоздающее воображение.

 

«Космопортрет»

Цель: формировать умение с помощью воображения освоить новый опыт, прогнозировать жизнь «жителей» других планет.

 

«Космический город»

Цель: стимулировать воображение, развивать фантазию, создать положительные эмоции. Игры, способствующие формированию математических способностей

 

Игры, способствующие формированию математических представлений:

«Звезды»

Цель: развивать умение сравнивать множества практическим путем и опосредованно (через счет).

 

«Где зажглась звездочка

Цель: развивать ориентировку в пространстве, зрительное восприятие.

 

«Что планета рассказывает о себе»

Цель: учить детей различать в предмете форму, цвет, величину.

 

«В какое время суток работают небесные светила

Цель :расширять представления о частях суток.

 

«Солнечные лучи»

Цель: формировать представления о прямой линии.

 

«Выбираем космический маршрут»

Цель: формировать представления о соизмерении предметов по длине с помощью третьего.

«Билет в космос»

Цель: закреплять знания геометрических фигур, основных цветов.

 

Игры способствующие решению задач по развитию речи:

 

«Космическая азбука»

Цель: включать детей в деятельность, связанную с построением космической азбуки, обогащать словарный запас.

 

«Что общего

Цель: формировать умение подбирать сравнение на основе внешних признаков Солнца с другими объектами окружающего мира.

 

III. Литература:

 

1 Введение в науку «Астрономия». Методические рекомендации к блоку познавательное развитие

2 Детям о космосе: Беседы, досуги, рассказы / Авт.-сост. Т.А. Шорыгина, М.Ю. 3 Дорожин Ю. Книга для детей «Малышам о звездах и планетах» / Ю. Дорожин. - М.: Мозаика-Синтез, 2010

4.Интернет ресурс

https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-maket-solnechnoi-sistemy.html

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации