Использование информационно - компьютерных технологий в формировании элементарных математических представлений старших дошкольников

3
0
Материал опубликован 5 March 2021

На сегодняшний день в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением методической и материальной базы детских садов. Одним из важных элементов обновления является использование новых информационных технологий. С помощью внедрения информационно компьютерных технологий в дошкольное образование, компьютер стал в детском саду центром развивающей предметной среды.

Современные компьютерные технологии предоставляют большие возможности для развития процесса образования. К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Наглядность в полной мере реализуется в условиях мультимедийных технологий как инструмента познания детей дошкольного возраста в условиях непосредственной образовательной деятельности. Интерактивные компьютерные технологии могут использоваться в разных областях познания детей дошкольного возраста. Одной из них является формирование элементарных математических представлений [5, стр. 3]. В непосредственной образовательной деятельности мы используем мультимедийное оборудование (ноутбук, проектор и интерактивную доску).

         Большие возможности мультимедийного оборудования позволяют нам сделать занятия более современными и динамичными. Непосредственная образовательная деятельность превращается в увлекательную и интересную игру [2, стр.32].

Использование информационно-компьютерных технологий позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности. Дети активно усваивают новые знания. Процесс обучения становится более захватывающим и привлекательным.

В работе с интерактивной доской у детей развиваются все психические процессы: внимание, мышление, память; речь, а также мелкая моторика. У старшего дошкольника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится более концентрированным, когда ему интересно, изучающий материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у ребенка положительные эмоции [3, стр.2].

У детей вызывает большой интерес форма работы с интерактивной доской, Им нравится работать с необычным маркером, для них он словно волшебная палочка из сказки. Дети с интересом перемещают на доске геометрические фигуры, преобразуют их в различные предметы, выстраивают закономерную цепочку действий, классифицируют предметы по признакам и т.п. Такие занятия интересны и малоактивным детям. Они также с удовольствием выполняют задания на выделения в предметном мире количественных, пространственных и временных признаков и свойств.

    При успешном счете, решении задач, правильном выборе на экране дорисовываются картинки, предметы перемещаются, изменяется игровая ситуация, ребенку предлагаются новые более трудные задания. Благодаря этим программам занятия приобретают непринужденный характер, вызывают желание добиться успеха [2, стр.28].

 Компьютерные математические программы и дидактические задания, разработанные педагогами для детей старшего дошкольного возраста, строятся по принципу самоконтроля. Сам сюжет программы подсказывает детям, верное или неверное решение они приняли. В дошкольном возрасте широко применяются приемы внешнего поощрения: при правильном решении игровых задач ребенок слышит веселую музыку, либо видят грустный смайлик, если задача решена не верно. Дети эмоционально-положительно реагируют на такую оценку и ждут её.

Использование интерактивного оборудования при обучении старших дошкольников элементарным математическим представлениям, помогает закрепить, уточнить конкретное математическое содержание, способствует совершенствованию наглядно-действенного мышления, переводу его в наглядно-образный план, формирует элементарные формы логического мышления, развивает чувство цвета, развивать память, воображение [1, стр.3].

Компьютерные математические игры обеспечивают индивидуальный подход к обучению, не навязывая детям темп игры. «Компьютер терпеливо ждет верного ответа и не ругает за ошибку»

В своей педагогической практике мы применяем интерактивные игры презентации, мультимедийные фотоальбомы, слайд-шоу.

Подборка презентаций по разделу:

  • «Количество и счет» - способствует формированию представлений детей о числе, счете (обратном и порядковом), определению состава числа в пределах 10, об арифметических действиях, а также предполагает решение детьми элементарных текстовых задач. (Например, задание «Веселый счет» - задание с использованием маркера «соедини линией корзины с фруктами и овощами с соответствующей цифрой»).
  • «Величина» - способствует формированию умения сравнивать предметы по длине, ширине, высоте. («Собери в круг все маленькие квадраты», Выбери только большие деревья» и т.д.)
  • «Геометрические фигуры - обеспечивает развитие представлений о форме предметов, геометрических фигурах (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник и др.), и их свойствах. (Например, Найди предметы схожей формы в быту и окружающей среде и распредели их по группам).
  • «Ориентировка во времени» - обеспечивает развитие представлений детей о времени суток и их частях, о днях недели, месяцах и временах года. («Когда это бывает?» «Мой распорядок дня» и т.д.)
  • «Ориентировка в пространстве» - способствует формированию умения ориентироваться в отношении собственного тела, относительно себя самих, другого человека, расположенных вокруг предметов, а учатся ориентироваться в пространстве и на плоскости, в т.ч. на листе бумаги и в движении. (далеко, близко, справа, слева) Интерактивные игры «Полет бабочки», «Куда плывет рыбка» «В какую сторону летит самолет».
  • «Логическое мышление» - способствует формированию умения найди закономерность, решать головоломки, задачи на смекалку и т.д. («Рассмотри предмет, какой вид сверху ему подходит», «Какой признак объединяет предметы»)

Также используем возможность показать фрагменты различных игр на занятиях, более красочно продемонстрировать объяснение темы, мотивировать детей на занятие с помощью анимированного персонажа, всё это делает занятие более интересным для детей.

 Среди наиболее популярных развивающих игр можно выделить игры на развитие математических представлений: «Лунтик. Математика для малышей», «Баба Яга учится считать», «Попугай Кеша идет в школу» «Живая математика», и др.

Непосредственная образовательная деятельность с использованием ИКТ, которое мы проводим с детьми, никак не отделена от педагогического процесса, а наоборот прекрасно сочетаются с традиционными играми и способами обучения, не заменяя, а дополняя их. ИКТ стараемся не использовать, если есть возможность организовать самостоятельную познавательно-игровую математическую деятельность, в которой ребёнок выступает как своеобразный исследователь. Нельзя применять информационные компьютерные технологии на каждой непосредственно образовательной деятельности, т. к.  у детей теряется особый интерес к таким занятиям.


Использование мультимедийного оборудования на занятиях по формированию элементарных математических представлений помогает решить следующие дидактические задачи: 

  • усвоить базовые знания по ФЭМП;
  • систематизировать усвоенные знания;
  • сформировать навыки самоконтроля;
  • сформировать мотивацию к обучению;
  • Оказать учебно-методическую помощь детям в самостоятельной работе над учебным материалом [4, стр. 4].

Любого родителя и воспитателя волнует вопрос о возможном отрицательном влиянии компьютерной техники на организм ребенка.

Мы проводим занятия с применением информационных компьютерных технологий в соответствии с требованиями Инструктивно-методического письма Минобразования России от 14.03.2000 N 65/23-16 "О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возрасте в организованных формах обучения»:

1.Занятие с использованием интерактивной доски проводим 2 раза неделю;

2.Длительность непрерывной работы с интерактивной доской не более 10-15 минут.

После работы с интерактивной доской, обязательно выполняется гимнастика для глаз.

Признавая, что информационные компьютерные технологии — сильное средство интеллектуального развития ребенка, необходимо помнить, что его использование в развитии детей старшего дошкольного возраста требует тщательной организации, как самой деятельности, так и всего режима в целом.

Таким образом, наш педагогический опыт показывает, что применение информационных компьютерных технологии способствует повышению качества образовательного процесса, увеличению заинтересованности к обучению, его эффективности, широко раскрываются способности детей, а также ребенок развивается всесторонне.

Литература:

1.Баракина, Т.В. Использование сенсорной интерактивной доски в процессе формирования математических представлений у дошкольников [Текст]  / Т.В. Баракина // Детский сад: Теория и практика. – 2011. – № 3. –  с. 28.

2.Леоненко О. Б. Использование мультимедийных презентаций в дошкольном учреждении // Справочник старшего воспитателя. – 2009.-№4.-с.32

3.Новикова М.Н. Использование мультимедийных средств и информационных технологий в ДОУ – "за" или "против" [Электронный ресурс] / М.Н. Новикова // http://festival.1september.ru/articles/603899/

4.Сафина Г.А. Возможности развития математических представлений у детей 7-го года жизни средствами ИКТ

 [Электронный ресурс] / Г.А. Сафина  //http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/viewlink/104185.html

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации